«Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна»
методическая разработка по конструированию, ручному труду по теме

От природы каждый ребенок талантлив, одарен, но развитие одаренности в дошкольном возрасте имеет скрытый характер, который необходимо раскрыть, развернуть, развить. Художественная одаренность ярче всего проявляется в дошкольном возрасте, так как ребенок обладает образным мышлением, субсенсорным восприятием мира, лучше запоминает все оригинальное, выразительное и охотнее стремится реализовать себя в художественно-творческой деятельности. Одним из средств является детский дизайн, который ориентируется на создание оригинальных игрушек, поделок, подарков, сувениров, аксессуаров, интерьеров. Он способствует творческой самореализации, раскрытию уникальной индивидуальности, расширению мировоззрения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_hudozh.-tvorch._sposobnostey_posredstvom_dizayna.doc948.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна»

Разработала воспитатель:

Бочкарева Маргарита Сергеевна

г. Бийск, 2015 г.

Содержание

  1. Психолого-педагогические условия организации опыта.                                
  2. Актуальность.                                                                                                      
  3. Новизна опыта.                                                                                                    
  4. Ведущая педагогическая идея.                                                                              
  5. Технология опыта:                                                                                              

 - Цель, задачи;

- Теоретическое обоснование опыта;

- Условия реализации опыта;

- Принципы работы с детьми;

- Формы работы с детьми;

- Методы и приемы работы с детьми.

6. Результативность.                                                                                                

  1. Адресная направленность.                                                                                  
  2. Трудоемкость.                                                                                                      
  3. Список литературы.                                                                                            

                       

ПРИЛОЖЕНИЕ I. «Мониторинг результатов художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».                                                                            

ПРИЛОЖЕНИЕ II. «Перспективный план совместной деятельности с детьми старшей группы».                                                  

ПРИЛОЖЕНИЕ III.  «Дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей старших дошкольников (5-6 лет)».

ПРИЛОЖЕНИЕ IV. «Детский дизайн в семье».

ПРИЛОЖЕНИЕ V. «Образцы работ».

 

                                                                                               

  1. Психолого-педагогические условия организации опыта

Опыт формировался в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения «Детский сад № 27», с детьми старшей группы (5-6 лет), с сентября 2014 г. по май 2015 г.

2. Актуальность

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. ФГОС ДО ставит перед нами ряд задач, одна из которых – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самими собой, другими детьми, взрослыми и миром. 

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из стратегических направлений модернизации прописано развитие системы поддержки талантливых детей. От природы каждый ребенок талантлив, одарен, но развитие одаренности в дошкольном возрасте имеет скрытый характер, который необходимо раскрыть, развернуть, развить. В дошкольном образовании определены ряд качеств личности ребенка, представляющих проявление художественной одаренности ребенка: эстетическая любознательность, инициативность, наблюдательность, творческое саморазвитие. Художественная одаренность ярче всего проявляется в дошкольном возрасте, так как ребенок обладает образным мышлением, субсенсорным восприятием мира, лучше запоминает все оригинальное, выразительное и охотнее стремится реализовать себя в художественно-творческой деятельности. Необходимость создания программы развития творческих способностей вызвана стремлением возродить и сохранить отечественные ценности и традиции в сфере образования и культуры. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и рассчитана на 2 года обучения.

Направление программы – это  «Детский дизайн».

Дизайн - художественное проектирование, конструирование различных предметов, изделий, интерьеров, обладающих функциональными и эстетическими свойствами. Эта деятельность новая и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности.

Детский дизайн - особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.

Детский дизайн рассматривается как элемент общей воспитательной работы, направленной на развитие гармонично развитой личности. На занятиях детей знакомят с понятием «Дизайн». Каждое последующее занятие опирается на предыдущее и способствует развитию представлений у воспитанников, воображения, эмоциональных переживаний, собственного видения окружающего мира. Знания и умения детей становятся постепенно полными, разнообразными.

Детский дизайн ориентируется на создание оригинальных игрушек, поделок, подарков, сувениров, аксессуаров, интерьеров. Он способствует творческой самореализации, раскрытию уникальной индивидуальности, расширению мировоззрения. Занятия детским дизайном развивают у детей интеллект, культуру речи и общения, способности к анализу и обобщению, творческие способности – пространственное воображение, проектно-образное мышление. Занимаясь дизайном, дошкольники раскрывают и развивают в себе творческий потенциал с помощью новых техник и материалов. Дизайн развивает эстетическое мировоззрение, художественное восприятие и творческие способности детей, повышает стремление к самостоятельному творчеству, позволяет самостоятельно решать творческие задачи, развивает способность к анализу и обобщению. Применяя опыт дизайна, украшая мир вокруг себя, у детей развивается пространственное воображение, образное мышление, эстетический вкус, Создавая дизайнерские работы, дети учатся благоустраивать быт в детском саду и дома.

3. Новизна опыта.

Наряду с традиционными видами декоративно – прикладного искусства, включенных в основную общеобразовательную программу для детей дошкольного возраста, предлагается ознакомление детей с дизайном, в процессе чего дошкольники раскрывают и развивают в себе творческий потенциал с помощью новых техник и материалов.

4. Ведущая педагогическая идея.

Специально организованное обучение с использованием детского дизайна способствует развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

5. Технология опыта.

Цель:

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна.

Задачи:

  • Обучение детей элементам дизайн – деятельности.
  • Развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного  творчества взрослых и детей;
  • Развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
  • Формирование навыков детей в работе с разнообразными материалами;
  • Повышение уровня компетентности родителей  в вопросах развития творческих способностей дошкольников,  через дизайн – деятельность.

Теоретическое обоснование опыта:

Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных образовательных учреждений занимаются отдельные педагоги, такие как Давыдова Г.Н., Кузнецова, Е.А., Ярыгина А., Пантелеев Г.Н. представляющие свои наработки в статьях и периодических изданиях.

Условия организации опыта:

  • Организация предметно – развивающей среды в группе;
  • Подбор традиционных и нетрадиционных инструментов и материалов;
  • Взаимодействие с родителями воспитанников.

Принципы работы с детьми:

  1. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делать акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
  2. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
  3. Принцип дифференциации, учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
  4. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Формы работы с детьми.

Совместная деятельность взрослого и детей, игры, беседы, выставки, конкурсы, наблюдения, опыты, эксперименты, творческие проекты, знакомство с  иллюстративным материалом. Элементы дизайна используются практически во всех видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, экопластика).

Методы и приемы работы с детьми.

  • Словесные: беседа, объяснения, указания, вопросы, диалог, дискуссия, напоминания, использование художественного слова.
  • Наглядные: использование дидактического материала, схем, моделей, ИКТ, картин, картинок, игрушек, природного материала, предметов, показ образца, показ способа действия.
  • Практические: опыты, исследования, продуктивная деятельность, упражнения, игры, проблемные ситуации.

6. Результативность.

В результате у дошкольников повысился художественно-творческий потенциал. Воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к дизайн-искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. Дети научились задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата.

7. Адресная направленность.

Для педагогов ДОУ, родителей.

8. Трудоемкость.

  • Создание развивающей предметно-пространственной среды.
  • Подготовка традиционных и нетрадиционных инструментов и материалов.
  • Организация выставок детского творчества.

Список литературы:

  1. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников.- М., 2004
  2. Лыкова И.А. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи// Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3. – С. 46-52.
  3. Лялина Л. А  Дизайн и дети: из опыта методической работы.- М., ТЦ Сфера, 2006.
  4. Пантелеев Г. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с., ил.
  5. Ярыгина А. Графический дизайн// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. – С. 35-41.
  6. Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – С. 65-71.
  7. Туфкрео Р. А., Кудейко М.В. Коллекция идей – Линка –Пресс, М., 2004.
  8. Чен Н.В. Замечательные поделки своими руками – Харьков, 2008.
  9. Тайбнер Армин Прикольные поделки из цветной бумаги. – Академия развития, 2007.
  10. Давыдова Г.Н. Поделки из бросового материала. Цветы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  11. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. Занятия с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  12. Дубровская Н.В. Чудесные тарелочки. Поделки из тарелок. Для дошкольников и младших школьников. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2009.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Мониторинг результатов художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Для определения художественно – творческого развития мы использовали адаптированную методику Н.В. Шайдуровой, которая разработала критерии и показатели уровня художественно – творческого развития.

Критерии оценки и показатели уровня художественного – творческого развития детей старшего дошкольного возраста

Показатели

Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей

Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передние- - крупнее равных по размерам, но удалённых)

Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства

Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения.

Разработанность содержания изображения

Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов)

Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого

Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла

Эмоциональность созданного образа, предмета, явления

Яркая эмоциональная выразительность.

Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности

Изображение лишено эмоциональной выразительности

Самостоятельность и оригинальность замысла

Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно

Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями

Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности.

Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом

Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём

Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём

Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём

Уровень развития воображения

Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа.

Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа

Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо»)

Уровень развития художественно-творческих способностей

старших дошкольников на начало 2014-2015 учебный год

По результатам диагностика были получены следующие результаты:

51% детей имеют высокий уровень ориентировки в пространстве, только 21 % детей могут раскрыть замысел творческой работы, 26% детей проявляют яркую эмоциональную выразительность, у 17% детей высокий уровень самостоятельности и оригинальности, 26% детей могут отразить сюжет творческой работы, у 20% детей высокий уровень развития творческого воображения.

Для успешного развития художественно-творческих способностей у детей 5-6 лет разработан проект «Маленькие дизайнеры».

Проект, рассчитан на один учебный год, включает совместную деятельность с детьми 5-6 лет, состоящий из 36 занятий в год продолжительность 25-30 минут во вторую половину дня.

Уровень развития художественно-творческих способностей

старших дошкольников на конец 2014-2015 учебный год

Приложение 2.

Перспективный план совместной деятельности

с детьми старшей группы

месяц

Тема

Материал

Цель работы с детьми

Кол-во

часов

Знакомство с

Клей, ножницы,

Познакомить с понятием дизайна (что

1

дизайном

салфетки, кисти,

такое дизайн, зачем он нужен, где

«Украшение

одноразовые

применяют).

тарелочки»

тарелочки, бусинки,

Учить декорировать тарелочку паетками,

паетки, бантики и

бусинками, бантиками и т.д.

т.д.

Развивать навыки работы с клеем.

сентябрь

«Волшебная

Клей, ножницы,

Учить конструировать корзинку из

1

корзинка»

салфетки, кисти,

бантиков-макарон, дополнять поделку

макароны в виде

цветами из бумаги и декоративными

бантиков, силуэты

украшениями (бабочки, жучки).

корзин, тесьма

Развивать творческие способности детей.

Закреплять навыки работы с клеем.

«Ромашки»

Клей, ножницы,

Учить создавать цветы из ватных палочек

1

салфетки, кисти,

и дополнять работу элементами из цветной

ватные палочки,

бумаги.

цветная бумага,

Закреплять умение аккуратно пользоваться

картон для основы

ножницами, клеем.

«Спелая

Клей, ножницы,

Учить использовать в своей работе

2

земляника»

салфетки, кисти,

салфетки и войлок для создания

войлок, образец,

земляники.

картон для основы

Закреплять умение аккуратно пользоваться

ножницами, клеем.

«Рамочка»

Клей, ножницы,

Учить декорировать рамку для

1

салфетки, кисти,

фотографий из пенопласта

одноразовые

разнообразными по текстуре материалами.

тарелочки, бусинки,

Развивать творческие способности

паетки, бантики и

дошкольников.

октябрь

т.д.

Закреплять умение аккуратно пользоваться

ножницами, клеем.

«Декоративное

Плитка потолочная в

Учить декорировать панно из пенопласта

1

панно»

форме круга для

(потолочная плитка в форме круга)

основы, клей,

разнообразными по текстуре материалами.

паетки, бусинки и

Развивать творческие способности

т.д.

дошкольников.

Закреплять умение аккуратно пользоваться

ножницами, клеем.

«Дерево

Клей, гуашь,

Учить детей мастерить дерево счастья из

1

счастья»

салфетки, кисти,

картона и ткани, использую для декорации

плитка потолочная в

разнообразные пуговицы.

для основы,

Развивать творческие способности

пуговицы, образец

дошкольников.

Закреплять навыки работы с клеем.

месяц

Тема

Материал

Цель работы с детьми

Кол-во

часов

«Подсвечники»

Диски, свечи-

Учить мастерить подсвечник, используя в

1

гильзы, клей,

работе диск и разнообразный

украшения

нетрадиционный материал.

(ракушки,

Развивать творческие способности детей.

пуговицы,

Развивать навыки работы с клеем.

камушки), образец

«Снежинки»

Макароны, картон

Учить мастерить из круглых окрашенных в

1

в форме круга для

разные цвета макарон снежинку,

основы, клей,

декорировать ее паетками.

паетки, образец

Развивать чувство ритма и цвета.

Закреплять умение работать с разными по

ноябрь

фактуре материалами.

«Забавный

Бутылочки от

Учить мастерить из бросового материла

2

снеговик»

Актимель или

снеговика, дополнять мелкие детали из

Растишки, клей,

ткани и картона.

вата, пуговицы,

Закреплять умение работать с разными по

нитки, образец

фактуре материалами (нитки, пуговицы).

Закреплять умение аккуратно пользоваться

ножницами, клеем.

«Колокольчик

Клей, ножницы,

Учить использовать для основы

1

звонкий»

салфетки, кисти,

пластиковый бокал и декорировать его

одноразовые

разнообразными ленточками и тесьмой,

бокалы,

дополнять паетками.

искусственный

Развивать чувство ритма и цвета.

снег, бусинки,

Закреплять навыки аккуратного обращения

паетки, бантики

с клеем.

«Елочки

Клей, ножницы,

Учить мастерить елочки из гофрированного

1

красавицы»

салфетки, кисти,

картона и палочек для мороженного.

гофрированный

Закреплять умение декорировать поделку

картон, палочки

паетками, бусинками и бантиками.

для мороженого,

Развивать чувство ритма и цвета.

бусинки, паетки,

Развивать навыки работы с клеем.

бантики и т.д.

декабрь

«Новогодние

Картон или

Учить использовать для основы картон или

1

шары»

пенопласт для

пенопласт и декорировать его

основы, украшения

разнообразными ленточками и тесьмой,

(паетки, бусинки,

дополнять паетками.

ленточки), клей,

Развивать чувство ритма и цвета.

ножницы, образец

Закреплять навыки аккуратного обращения

с клеем.

«Часики тик-

Клей, ножницы,

Учить мастерить часы, используя в работе

2

так»

салфетки, кисти,

диск и разнообразный нетрадиционный

диски, витражные

материал (блески, паетки, бусины).

краски, бусинки,

Развивать творческие способности детей.

паетки, бантики

Развивать навыки работы с клеем.

месяц

Тема

Материал

Цель работы с детьми

Кол-во

часов

«Вы поедите на

Картонные силуэты

Учить декорировать картонные силуэты

1

бал?»

платьев, карет,

бальных платьев и карет разнообразными по

клей, украшения

текстуре материалами.

(паетки, бусины,

Развивать творческие способности

ленточки и т.д.),

дошкольников.

ножницы, образец

Закреплять умение аккуратно пользоваться

ножницами, клеем.

«Ангелочек»

Бумажные

Учить дошкольников мастерить из

1

кружевные

кружевных бумажных салфеток ангелочков.

салфетки, клей,

Закреплять умение использовать в работе

январь

ножницы, кисти,

цветную бумагу, бусинки, паетки.

цветная бумага,

Развивать творческие способности

бусинки, паетки,

дошкольников.

бантики и т.д.

Закреплять навыки аккуратного обращения

с клеем.

«Виноград»

Скорлупа

Учить детей мастерить из скорлупы

1

фисташек, клей,

фисташек гроздь винограда, использовать

веточки, зеленая

веточки и зеленую бумагу для создания

бумага, картон для

выразительного образа.

основы, ножницы,

Закреплять навыки аккуратного обращения

гуашь синяя,

с клеем.

фиолетовая

Закреплять изобразительные навыки

(раскрашивание красками).

«Валентиново

Клей, ножницы,

Учить мастерить в подарок близким

2

деревце»

салфетки, кисти,

«Валентиново деревце» из бросового

вазочки, цветная

материала.

бумага, бечёвка,

Закреплять умение аккуратно вырезать из

бусинки, бантики…

бумаги маленькие сердечки и наклеивать их

февраль

на бечевку (ствол).

Закреплять умение декорировать вазочку

бусинками, блесками, бантиками.

«Любимый

Пластилин,

Учить детей создавать образ кактуса,

2

кактус»

гофрированная

используя прием торцевания.

зеленая бумага,

Развивать умение работать с гофрированной

бечевка, глазки

бумагой, бечевкой.

Воспитывать бережное отношение к своей

работе.

месяц

Тема

Материал

Цель работы с детьми

Кол-во

встреч

«Зеркальце

Клей, ножницы,

Учить мастерить зеркальце в подарок маме,

1

для мамы»

салфетки, кисти,

используя в работе диск и разнообразный

диски с

нетрадиционный материал (блески, паетки,

наклеенными

бусины).

зеркалами,

Развивать творческие способности детей.

бусинки, паетки,

Развивать навыки работы с клеем.

бантики и т.д.

«Рамочка для

Клей, ножницы,

Закреплять умение декорировать рамку для

1

милой

салфетки, кисти,

фотографий разнообразными по текстуре

март

мамочки»

деревянные рамки,

материалами.

бусинки, паетки,

Развивать творческие способности

бантики и т.д.

дошкольников.

Закреплять умение аккуратно пользоваться

ножницами, клеем.

«Нежные

Пластмассовые

Учить мастерить букет цветов из

2

цветочки»

ложки, клей,

пластмассовых ложек, используя бечевку и

ножницы,

войлок для украшения цветов.

салфетки, кисти,

Учить обматывать ложечки гофрированной

корзинки-

бумагой.

стаканчики,

Развивать творческие способности детей.

зеленая бумага,

Развивать навыки работы с клеем,

шпажки

ножницами.

«Витрина

Разный бросовый

Учить дошкольников самостоятельно

1

магазина»

материал, картон

придумывать витрину магазина, используя

для основы, клей,

для дизайнера разнообразный бросовый

ножницы

материал.

Закреплять навыки работы с ножницами и

клеем.

Развивать творческие способности

дошкольников.

Декоративное

Пластиковые

Развивать умение самостоятельно

1

панно

крышки для

составлять композицию на круглой основе,

апрель

основы, бросовый

используя разнообразный бросовый

материал, клей,

материал.

ножницы.

Развивать творческое воображение

дошкольников.

Вызвать интерес к составлению композиции

из дополнительного материала.

«Веер»

Пластмассовые

Учить мастерить веер из пластмассовых

2

вилки, клей,

вилок, используя тесьму и ленты для

ножницы,

украшения.

салфетки, кисти,

Учить обматывать вилки ленточками и

тесьма, паетки,

тесьмой.

бусинки, пуговицы

Развивать творческие способности детей.

Развивать навыки работы с клеем,

ножницами.

Приложение 3.

Дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей старших дошкольников (5-6 лет)

название

краткое описание

1

"Собери бусы"

игра на развитие логического и алгоритмического мышления у

дошкольников.

Детям  необходимо  -  продолжить  логическую  цепочку  из

бусинок.

2

«Укрась

(бабочку,

Развитие  умения  ориентироваться  на  плоскости,  отрабатывать

вазу, варежку)

приемы   композиционного   построения   узора   и   принципа

симметрии.

Дошкольникам предлагается придумать и выложить узор.

3

«Вот  такой  (зайчик,

Печатные

фигурки

из

альбомов

для

аппликации,

Дед

Мороз,

представляющих  собой  черно-белое  изображение  и  цветные

мышонок)»

элементы   частей   изображения.   Приклеивание   деталей   на

изображение.

4

«Машенькины

Подбор  платья  по  цвету,  «создание  ткани»  для  Машиных

наряды»

нарядов.

5

«Мозаика

из

Составление композиции из обрезков картона или бумаги.

обрезков».

6

«Оформитель витрин»

Закрепление   различных   лексических   тем,   ориентировка   в

пространстве,

а

также

композиционное

построение,

цветосочетание и другие творческие способности.

7

«Самодельные

Создание  открытке  (с  аппликацией)  бабушке,  картинки  из

подарки»

различной крупы, бус, рамки для фотографий.

8

"Сложи узор"

Необходимо составить дорожку или узор из фигур (начинайте с

трех-четырех  элементов,  когда  ребенок  освоится  с  такими

заданиями, увеличьте количество). Ребенок смотрит на дорожку

и отворачивается. Педагог меняет расположение одной фигуры

(потом

двух-трех).

Попросит

ребенка

восстановить

первоначальное  расположение  фигур  на  дорожках  (узорах).

Усложненный   вариант:   убрать   дорожку   (узор)   с   поля.

Предложить восстановить самостоятельно.

9

«Перепутанные

Прослеживание  взглядом  какой-либо  линии  от  ее  начала  до

линии»

конца, особенно когда она переплетается с другими линиями,

способствует  развитию  сосредоточенности  и  концентрации

внимания.

10

«Длинный шнурок»

Из шнурка можно выкладывать разные фигуры: геометрические

(круг, овал, треугольник, квадрат и т.д.); цифры, буквы; облако,

цыпленка, яблоко и т.д.

11

«Веселые прищепки»

Наденьте прищепки на связанную в кольцо веревку и

предложите детке снять их. Предложите малышу прикреплять

лучики (желтые прищепки) к солнышку (желтому кругу,

вырезанному из картона). Можно прикреплять колючки

(прищепки) на спинку ежика (картонный силуэт). Приготовьте

вытянутый трапециевидный картонный силуэт (ствол елки) и на

него с разных сторон прикрепляйте шишки (прищепки). Можно

вешать на новогоднюю елку (картонный силуэт елки) игрушки

(прищепки). Из прищепок можно конструировать самолетик,

длинную змею, крокодила

Приложение 4.

«Детский дизайн в семье»

Уважаемые родители!

В нашем дошкольном учреждении дети старшего дошкольного возраста осваивают первоначальные элементы дизайна.

Занятия дизайном очень нравятся детям, увлекают их, но самое главное, несут в себе огромный развивающий потенциал.

Дизайн-деятельность так же можно организовать и дома.

Итак, чем же можно заниматься с детьми дома?

  • Выводите ребенка на экскурсии в музеи, по городу, знакомьте с архитектурой города, с природой, образцами фольклора.
  • Важно предоставлять ребенку игровой и обучающий материал в виде «полуфабриката», чтобы он сам мог собрать игрушку, дооформить ее.
  • Занимайтесь вместе с детьми дизайн-рукоделием (сделать настенный «коврик-карман», в который можно положить небольшой альбом, игрушку).
  • Положительно оценивайте старания детей, поощряйте их успехи словом и делом, совместными играми, прогулками и т.д. Обязательно перед началом работы укажите ребенку на важность ее выполнения для близких (подарок, украшение костюма, комнаты, праздника). Очень полезно показать достижения ребенка родным, близким, друзьям.
  • Оборудуйте постоянное место для занятий ребенка с хорошим освещением, удобным столом с ящиками.
  • Приучайте ребенка к порядку.
  • Привлекайте ребенка к оформлению дома к празднику, предложите ему придумать свои варианты оформления зала, комнаты, не оставляйте без внимания его предложения.
  • Используйте в работе с детьми разнообразные материалы, разнофактурную бумагу, краски, фломастеры, карандаши, шаблоны, трафареты, пластилин, глину.

Дети вместе с вами могут выполнить дома:

  • коробочки для подарков;
  • закладки для книг;
  • открытки;
  • маски для карнавала;
  • оформленные в виде клоунов и др. подставки для карандашей;
  • шитье подушек для кукол;
  • оформление кукольной одежды;
  • пригласительные билеты к празднику;
  • конверты и многое другое…


Что такое дизайн?

Дизайн  это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.

Дизайн - деятельность  это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.

В процессе дизайн - деятельности углубляются представления детей об окружающем мире, развиваются чувство материалов и декоративности, пространственное воображение, закладываются предпосылки проектно-художественного мышления. Дошкольники овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.

Типы детского дизайна

– плоскостной (аппликативно-графический),

  • объемный (предметно-декоративный),

  • пространственный (архитекртурно-художественный).

Виды детского дизайна

– «аранжировка»

предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.

– «дизайн одежды»

предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя – одежды повседневной и праздничной.

– «декоративно-пространственный дизайн»

ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.


Приложение 5.

Очень милый кактус

Это самый быстрый вариант работы в технике объёмного торцевания.

Высота готовой поделки всего 6 см.

Сначала нужно придумать, какой именно кактус вы хотите сделать.

Мир цветущих кактусов очень разнообразен.

Можно посмотреть фотографии и выбрать понравившийся цветок. Теперь нужно подобрать гофрированную бумагу нужных цветов: для горшка, для кактуса и для цветка. Также нужно взять пластилин, близкий по цвету к подобранной бумаге.

Вылепи горшочек небольшого размера (немного больше, чем напёрсток) и вылепи основу для кактуса выбранной формы (круглой, вытянутой, приплюснутой и проч.). Горшочек можно обмотать жгутиком, скрученным из полоски гофрированной бумаги. Или можно обмотать его полосой гофрированной бумаги, сложенной вдвое.

Основу для кактуса нужно хорошо закрепить на горшочке, для этого можно взять половину зубочистки. Для торцевания понадобятся квадратики зелёной гофрированной бумаги со стороной 15—18 мм и инструмент (стержень шариковой ручки, деревянная шпажка, зубочистка с отрезанным острым концом или другая тонкая палочка). Клади палочку в середину квадратика, закрывай его уголок к уголку, сминай бумагу вокруг палочки, покрутив её между пальцами, чтобы образовалась трубочка. Не снимая трубочки с инструмента, втыкай её в пластилин горизонтально, начиная с самого низа. Выполняй торцевание рядами снизу вверх.

Если хочешь сделать кактусу глазки, то вырежи их из картона или используй готовые. Чтобы они оказались на одной высоте с поверхностью, подложи под них шарики пластилина. Этот кактус ещё лысоват, но уже удивлённо взирает вокруг. Выбери место, где будет располагаться цветок, прилепи туда расплющенный шарик, всю остальную поверхность заполни трубочками.

Для цветка возьми полоску бумаги размером 3х10 см, сложи её в несколько раз. Вырежи лепестки задуманной формы. Положи палочку вдоль лепестка на две трети его длины. Сожми лепесток вокруг палочки.

Втыкай палочку с лепестком с самого края пластилинового диска. Воткни все лепестки по кругу и заполни серединку трубочками из квадратиков со стороной 15 мм. Смастери для кактуса весёлого друга...


Рыбка из макарон

Нам потребуется:

  1. два альбомных листа;
  2. краски "Гуашь";
  3. клей;
  4. ножницы;

  1. манная крупа;
  2. макароны(ракушки).

Развиваем:

  1. умение творчески использовать подручный материал;
  2. воображение и мышление;

  1. умение работать с клеем и ножницами;
  2. усидчивость.

Работу нужно начать с изготовления заготовок.

Для начала делаем фон нашему рисунку: альбомный лист красим в краску голубого цвета, даём высохнуть.

А используя второй альбомный лист мы делаем заготовки самой рыбки, рисуем туловище рыбки, плавники и хвостик.

детали, причём плавники и хвостик от туловища вырезаем отдельно. Приклеиваем на фоновый листок.

Теперь самое интересное: обмазываем нашу рыбку клеем, там где у нас размещается голова и плавники с хвостом на клей мы посыпаем манную крупу, даём ей высохнут, излишки нужно аккуратно удалить.

Потом нужно заняться самими чешуйками рыбки, для этого обмазываем тельце рыбки клеем и аккуратно по одной укладываем ровным рядочком макароны, так чтобы они напоминали рыбьи чешуйки.

Контур рыбки нужно обвести при помощи чёрной краски "Гуашь", тогда рыбка будет более яркой и выпуклой.

Цветы в горшочках

Нам потребуется:

  1. альбомные листы или листы плотного картона;

  1. фломастеры и карандаши;
  2. коробочка картонная для хранения куриных

яиц;

  1. ножницы;
  2. клей.
  3. пластилин;

  1. трубочки-соломинки для распития соков.

  • Вы выращиваете у себя на подоконнике комнатные цветы?

Это ведь такая красота и от этого есть много пользы. Цветы поглощают углекислый газ и выделяют кислород, который нужен нам, чтобы дышать свежим воздухом. Но рано или поздно комнатные цветы погибают, вянут. Мы предлагаем сделать вам цветы в горшочках, такие цветы будут очень долго радовать ваш взгляд, хоть и не так полезны, как настоящие комнатные цветы.

А сделать их очень просто, достаточно иметь немного фантазии и желания творить. Для того, чтобы сделать картонные комнатные растения нам потребуется коробочка для хранения яиц. Аккуратно вырезаем из неё несколько ячеек, это у нас будет горшочки, в котором мы будем сажать наши волшебные растения. В каждую ячейку закладываем кружочек пластилина... Далее, на плотном листе картона рисуем понравившиеся нам цветы, будь это колокольчики, тюльпанчики, а может и роза. Раскрашиваем цветы по нашему желанию, делаем это при помощи фломастеров и карандашей, чтобы цветы получились аккуратные. Чем ярче у вас получатся цветы, тем лучше. Прикрепляем цветы на кончик соломинки для питья. Теперь делаем цветам листики, приклеиваем по два листика на каждый цветок, крепим листики в середине каждой соломинки. Готовые цветы вставляем в ячейки с пластилином. Наша композиция готова.


Чайник

Для изготовления вам потребуется:

одноразовая тарелка белая бумага клей краски ножницы

Описание поделки:

Из белой бумаги вырезаем дудочку, ручку и крышечку для чайника. Приклеиваем к тарелке и наш чайник готов! Вот такая простая поделка.

Теперь чайник можно расписать. Можно просто примакивать кисть с краской и

получатся как листочки, можно рисовать зигзаги, волнистые линии, любые полукруги, кружки. Здесь уже все зависит от возраста ребенка и вашей фантазии!

Поделки из картонных тарелок

Подарочная корзина

Легкая в исполнении настенная корзинка будет приятным и оригинальным подарком. Украсить её можно и цветами, вырезанными из бумаги или искусственными. Сделайте несколько разных композиций, используя фантазию.

Для поделки вам понадобится:

-две одноразовые тарелки;

-степлер;

-цветная лента;

-клей

Одну тарелку разрежьте пополам.

Скрепите целую тарелку и половинку так, как показано на фото.

С обратной стороны целой тарелки прикрепите ленту, чтобы корзинку можно было повесить на стенку.

Теперь можно проявить творчество и фантазию - сделайте композицию для "кармана".

Корона

Эти короны из тарелок хороши для детских праздников. Пусть каждый из гостей сделает корону по своему вкусу. Вам нужно только приготовить элементы для украшения.

Расчертите тарелки так, как показано на рисунке. Для маленьких детей можете разрезать их заранее по линиям. Дети постарше справятся с этим самостоятельно. Затем отогните концы короны вверх, сделав четкие сгибы.

Украсьте корону цветами, сердечками или другими цветными элементами.

1

2

3

Птицы, рыбы, звери ....

Сделать эти поделки из бумажных тарелок не составит особого труда даже

трехлетнему малышу.


Коляска с малышом

Что вам потребуется:

4 бумажных тарелки, мягкий шарик или мячик (для головы), можно сделать и

из картона.

мягкая проволока краски

пластмассовые глазки или бусины (можно нарисовать) деревянная палочка Маркер Клей

Как это делается:

  1. Вырежьте из бумажных тарелок 2 одинаковых части коляски ( как на фотографии). Проще говоря, просто вырежьте из каждой тарелки треугольник с закругленными сторонами).
  2. Склейте эти две детали вместе по краям или скрепите степлером.
  3. Раскрасьте получившуюся коляску на свой вкус.
  4. Вырежьте кружки из двух других бумажных тарелок для колес. Серединку можно вырезать в форме сердечка.
  5. Покрасьте мягкий мячик в телесный цвет и приклейте глаза.
  1. В тот же цвет покрасьте деревянную палочку и вставьте в нижнюю часть мячика.
  1. Закрепите эту палочку внутри коляски клеем или степлером.
  2. Покрасьте и прикрепите колеса.
  3. Теперь можно сделать несколько штрихов на ваш вкус


Аистёнок

Вам понадобится:

2 бумажные тарелки Перья (розовые и белые) Можно вату

Картон белого и оранжевого цветов Пластмассовый глаз или бусинка Полоска белого тюля или кружев Клей

Как это делается

  1. Сложите 2 бумажные тарелки пополам каждую
  1. На одной из половинок каждой тарелки приклейте перья.
  2. Убедитесь, что перья при склеивании тарелок были приклеены в одном направлении!
  3. Вырежьте из белого картона 2 одинаковых детали шеи с головой
  4. Вырежьте из оранжевого картона детали клюва
  5. Слейте обе детали шеи, вложив между ними клюв.
  6. Приклейте шею к тыльной стороне (боковой без перьев) детали туловища.
  7. Приклейте детали лап к той же детали
  8. Теперь приклейте две тарелки вместе.
  9. Добавьте глазки
  10. Пока клей сохнет, сделайте из кружев корзину, в нее можно положить и младенца, вырезанного из бумаги

Рыба

Для этой поделки понадобится:

— полоски цветного целлофана,

— бумажная тарелка, клей ПВА,

— дырокол,

— фломастеры,

— ножницы,

— полоска цветной бумаги.

1.Вырежем треугольник из бумажной тарелки и приклеим его с противоположной стороны (хвостик)

2. Разрежем полоску цветной бумаги на треугольники, приклеим их по краю рта рыбы — это зубы

3.Нарисуем фломастерами глаза и чешую. Сделаем дыроколом отверстия по верхнему и нижнему краям тарелочки и хвосту.

4.Вставим полоски целлофана в отверстия.

Чудо-рыба готова!

Мастерим вместе с мамой

Не стоит выбрасывать пустые стаканчики из-под йогуртов или сырков: они еще не раз вам пригодятся. Вымойте эту яркую нарядную тару, хорошенько просушите, сложите стопочкой и отправьте в кладовку

— благо, много места стаканчики не займут.

  • долгими осенними вечерами можно мастерить с детьми украшения для новогодней елки и подарки для близких.

Украшение для елки или просто сувенир, сделанный руками ребенка будет приятным и оригинальным подарком для бабушек и дедушек.

Вы можете сделать такие подарки женщинам и

мужчинам Вашей семьи, как дополнение купленным в магазине.

Идеи поделок из пластиковых стаканчиков.

Колокольчик.

Возьмите пластиковый стаканчик и атласную ленточку шириной 1 см. Если у стаканчика есть ободок, обрежьте его. Проделайте в донышке отверстие диаметром 1 см. Обмотайте стаканчик ленточкой, пропуская ее через отверстие, а концы ленты завяжите узелком и изнутри закройте им отверстие в донышке. Украсьте колокольчик бусинками и бисером, сверху прикрепите сделанную из ленточки петельку.

Дед Мороз.

Покрасьте стаканчик белой краской. Когда краска высохнет, фломастерами нарисуйте лицо, приклейте бороду и усы из ваты. Из цветной бумаги сделайте шапку и украсьте ее узорами из фольги.

Пчелка.

Обклейте пластиковый стаканчик черной бумагой. Из желтой бумаги вырежьте 3-4 тонкие полоски и наклейте их поверх черного «туловища» пчелки. Крылышки вырежьте из белой бумаги, усики — из черной, глазки сделайте из двух бусинок (можно сделать глазки и из бумаги). Наклейте мелкие детали и не забудьте прикрепить вверху петельку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно‐ творческой деятельности

В статье раскрывается значимость развития выразительности речи. Обращается внимание на необходимость использования разных методических путей....

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию художественно-творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Мастерская Незнайки»

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-разви...

Развитие общих творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дизайне посуды.

В российском дошкольном образовании развитию творческих способностей детей придается первостепенное значение. Это обстоятельство отражено в Концепции дошкольного воспитания, принятой еще в 1989 г. И д...

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы....