Интерактивный модульный комплекс «Музыкальная радуга» для развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Авторы Чернышева Н.Б,, Сапелкина Н.Ю.
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Чернышева Надежда Бековна

Образовательно-игровой комплекс «Музыкальная радуга» - это обучающая модель, создающая  интегрально-обучающую среду для развития музыкально-творческих способностей, как детей старшего дошкольного возраста, так и младших школьников.

Комплекс «Музыкальная радуга» разработан на основе цветомузыкальной развивающей методики «ИММИГРАД» (цвет + звук + движение) и может быть использован музыкальными руководителями дошкольных учреждений, учителями музыки общеобразовательных организаций и педагогами дополнительного образования для эффективного развития музыкально-творческих способностей детей.

 

Пояснительная записка

Целью комплекса является гармоничное развитие личности ребенка, включающее развитие его музыкально-творческих способностей. В процессе достижения цели у дошкольников развивается  мелодический, гармонический, ритмический  слух, мелкая моторику рук, речь, внимание, память, воображение, формируется навык игры на детских музыкальных инструментах, чувство коллективизма.

Особенностью разработки является гармоничное сочетание цвета, звука, движения, способствующее гуманному воздействию на  развитие психо - эмоциональных процессов дошкольников.

Суть разработки заключается в том, что все звуки звукоряда имеют соответствующий цвет, который несет основополагающую смысловую нагрузку: каждому цвету радуги соответствует определенная нота: красный – До; оранжевый – Ре; жёлтый – Ми; зелёный – Фа; голубой – Соль; синий – Ля; фиолетовый – Си. Новый формат обозначения высоты звука дает возможность каждому ребенку, независимо от того, знает  он нотную грамоту или нет, самостоятельно музицировать, воспроизводя  простые мелодии, что помогает более точно интонировать  мелодии новых песен в процессе разучивания, исполнять знакомый репертуар, а также выделять главные темы музыкальных произведений, предназначенных для восприятия. В новом формате мелодии песен вместо привычных для музыканта значков нот обозначаются цветными кружочками. В картах - схемах цветные кружочки (звуки) связанны определенной последовательностью и  при  воспроизведении их на цветомузыкальных модулях  превращаются в мелодию, диапазон которой вмещается в диатонику в пределах октавы.

 

 Обучающая модель в основе, которой лежат педагогические приемы нового формата, направленные на визуальное восприятие дошкольника, представляет собой матричные карты-схемы и цветомузыкальные модули: динамический модуль «Звучащая лесенка», набор звуковысотных (диатонических) колокольчиков «Цветные звуки», напольное пианино «GRad-ПИАНО».

При внедрении комплекса "Музыкальная радуга" в образовательный процесс необходимо соблюдать следующие принципы: от простого к сложному,  системность и последовательность, учет возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Весь музыкальный репертуар, используемый в разработке можно легко расположить по мере возрастания ритмической и мелодической сложности. Первый уровень -  песенки-попевки на одной ноте, второй - на двух, третий - на трёх и т. д. Такая систематизация способствует эффективному усвоению и запоминанию песенок.

Динамический модуль «Звучащая лесенка» - это музыкальная конструкция, созданная по принципу металлофона, основанием которой служит лесенка. Ступени и пластины модуля окрашены в цвета радуги.

 

 

Динамический модуль «Звучащая лесенка»

 

Напольное пианино «GRad-ПИАНО» - это цветомузыкальный инструмент, который располагается на полу, и играть на нем можно ногами.

 

 

       Напольное пианино «Grad- ПИАНО»

 

Набор звуковысотных (диатонических) колокольчиков «Цветные звуки» состоит из семи разноцветных колокольчиков, каждый из которых имеет соответствующую цвету высоту.


        Звуковысотные колокольчики «Цветные колокольчики»

 

     Яркая наглядность, нестандартные игровые действия с модулями комплекса "Музыкальная радуга" как нельзя лучше подходят для работы с разными группами детей: дошкольниками, одарёнными детьми, детьми с особенностями развития, младшими школьниками, поднимают эмоциональный настрой, ведут к формированию устойчивого позитивного мышления, усиливают стремление участвовать в образовательном процессе.

Обучающие модули предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы.        

Предварительная работа

Перед освоением образовательно-игрового комплекса «Музыкальная радуга»  детей необходимо познакомить с длительностями звуков и дать понятие о музыкальных паузах. Целесообразней всего использовать восьмые и четвертные длительности. В данной разработке звуки восьмой длительности обозначаются маленькими кружками, четвертные – большими.  Паузы представлены традиционными музыкальными знаками.

         Так же рекомендовано вспомнить с детьми последовательность цветов радуги, используя    мнемоническую фразу  «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

 

Руководство по работе с картами-схемами и цветомузыкальными модулями

На первоначальном этапе дети знакомятся с модулями и осваивают приемы игры на них. После этого педагог объясняет принцип работы с картами – схемами: необходимо извлекать звук  из колокольчика, пластины или клавиши того цвета, который совпадает с цветом кружочка, на который указывает  музыкальный руководитель при помощи указки. Важно обращать внимание детей на размер кружков: маленькие проигрываются быстро, большие – продолжительнее.

Для соблюдения принципа от простого к сложному и последовательности в обучении, используемый музыкальный материал разделен на уровни: подготовительный – музыкальные игры («Цветные нотки», «Будь внимателен», «Повторялки», «Музыкальные фантазии»), первый – мелодия построена на одном ноте, второй – мелодия построена на двух нотах разной высоты, третий – мелодия построена на трех нотах, четвертый – использование нот  всего звукоряда, исполнение мелодий  песен, подыгрывание  инструментальным пьесам.

При знакомстве с новым упражнением или песенкой сначала необходимо проговорить текст, а затем назвать цвета кружков и постараться запомнить их последовательность. Далее педагог проигрывает мелодию и ритм, а дети пропевают соответствующие слова. После этого педагог указывает на кружочки, дети играют на модулях. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, который ускоряется с каждым повторением. Только после того, как дети будут уверенно  ориентироваться в картах-схемах, может быть использовано  музыкальное сопровождение.

В отличие от модулей «Звучащая лесенка» и «GRad-ПИАНО», на которых играет один ребенок, в игре на диатонических колокольчиках «Цветные звуки» может участвовать столько исполнителей, сколько требуется для создания мелодии (до семи участников).

Итогом успешного освоения цветового приема музицирования  может стать создание ансамбля диатонических колокольчиков или оркестра, состоящего из цветомузыкальных модулей.

 

Примерное перспективное планирование

Работа по обучению игре на модулях образовательно-игрового комплекса «Музыкальная радуга»проводится один раз в неделю в рамках образовательной деятельности в разделе «Музыкально-дидактическая игра. Музицирование». Обучающий материал рассчитан на год обучения для детей старшего дошкольного возраста. 

 

Месяц

Музыкальный материал

Задачи

Сентябрь

Знакомство с модулямиобразовательно-игрового комплекса «Музыкальная радуга» и картами- схемами.

-Игра «Цветные нотки»

-Упражнение «Динь, динь»

-Упражнение «Сорока»

Побуждать интерес к  динамическому модулю «Звучащая лесенка», наборузвуковысотных (диатонических) колокольчиков «Цветные звуки», напольному пианино «GRad-ПИАНО»  и стремление к освоению приемов игры на них.

Формировать умение ориентироваться в картах-схемах, знакомить с понятием «чтение с партитуры», «исходная позиция».

Октябрь

-Игра «Повторялки»»

-Упражнение «Осень»

-Упражнение «Василек»

-Упражнение «Сорока»

-Упражнение «Кап, кап»

Закреплять понятие «длительность звука», умение своевременно начинать и заканчивать игру.

Формировать умение одновременной игры с сохранением общего ритма и темпа.

Ноябрь

-Игра «Будь внимателен»

-Упражнение «Тик-так»

-Упражнение «Белка»

-Песня «Елочка». Музыка М Красева

Формировать умение быстро реагировать на действия педагога, движение мелодии. Развивать навыки игры на модулях.

Знакомить с песней «Елочка», разбор мелодии по карте-схеме на каждом модуле отдельно  сначала в медленном темпе, затем постепенно ускоряя его.

Декабрь

-Игра «Музыкальные фантазии»

-Упражнение «Ехали медведи»

-Песня «Елочка». Музыка М Красева

Способствовать проявлению творческой фантазии и воображения, развитию умения согласовывать свои действия для решения общих задач, желания   высказывать собственное мнение.

Формировать умение играть в ансамбле мелодию песни «Елочка».

Январь

-Игра  «Повторялки»

-Упражнение «Зайчик»

-Песня «Два веселых гуся». Музыка В.Купревича

Развивать слуховое внимание, умение точно воспроизводить заданный ритмический рисунок.

Формировать умение концентрировать внимание на партитуре, своевременно играть.

Знакомить с мелодией и словами песни «Два веселых гуся», разбор карты-схемы.

Совершенствовать исполнительские умения.

Февраль

-Игра «Музыкальные фантазии»

-Упражнение «Мышка»

-Песня «Два веселых гуся». Музыка В.Купревича

Развивать умение согласованного взаимодействия в процессе коллективной творческой импровизации.

Совершенствовать умение читать с листа (карты-схемы), точно передавать  ритмический рисунок.

Формировать умение играть в ансамбле  мелодию песни «Два веселых гуся».

Март

-Игра «Дирижер»

-Упражнение «Веселые дети»

- «Детская полька». Музыка А. Жилинского

Стимулировать проявление фантазии и творческой инициативы.

Совершенствовать навык коллективной игры.

Знакомить с мелодией пьесы «Детская полька», разбор карты-схемы.

Апрель

-Игра «Музыкальные фантазии»

- «Детская полька». Музыка А.Жилинского

Совершенствовать умение договариваться, воспринимать мнение других детей.

Формировать умение играть в ансамбле  пьесу «Детская полька».

Май

-Упражнение «Мышка»

-Песня «Каравай». Рус.нар. мелодия

Развивать внимание, согласованность действий всех исполнителей, умение добиваться ансамблевого звучания.

Знакомить с мелодией исловами песни «Каравай», разбор карты-схемы.

 

Литература.

  1. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева  – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
  2. Конкевич С.В. Элементарное музицирование как средство творческого развития дошкольников. - М., 2003.
  3. Программа «Ладушки», музыкальное развитие дошкольников, И. Каплунова, И. Новоскольцева.

Интернет – ресурсы

  1. https://pandia.ru/text/81/500/88091.php

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbotnik_karnt-shem.pptx1.21 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СБОРНИК к арт – схем упражнений и песен к интерактивному модульному комплексу « Музыкальная радуга » д ля развития музыкально-творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д етский сад №63 «Машенька» Старооскольского городского округа

Слайд 2

1 уровень Динь, динь, динь, динь, динь, динь, мы иг - ра - ем це - лый день. «Динь, динь» «Осень» О - сень, хо - лод - но, хо - лод - но с ут - ра . «Василек» Ва - си - лек, ва - си - лек мой лю - би - мый цве - ток. «Сорока» Со - ро - ка, со - ро - ка, где бы - ла? - Да - ле - ка. «Самолет» Са - мо - лет ле - тит , са - мо - лет гу - дит . Кто е - го ве - дет? Мо – ло - дой пи - лот! «Бай, качи » Бай, ка - чи , ка - чи , ка - чи , ис - пек- ли мы ка - ла - чи .

Слайд 3

Кап, кап, кап, кап, мок - ры - е до - рож - ки . Кап, кап, кап, кап, на - де - вай са - пож - ки . 2 уровень Тик, тик, так. Тик, тик, так . Це - лый день сту - чу я так. По де- ревь -ям скок - скок, да о - реш-ки цок - цок. Кто же э - то? От - га - дай! Э - то бел -ка, так и знай! «Кап, кап» «Тик – так» «Белка» «Лиса» Уж как шла ли - са по трав- ке , наш-ла кни - жеч -ку в ка- нав - ке , О - на се - ла на пе - нек и чи – та - ла весь де - нек .

Слайд 4

3 уровень «Ехали медведи» Е - ха - ли мед - ве - ди на ве - ло - си - пе - де, А за ни - ми кот за - дом на - пе - рёд . «Мышка» Мыш -ка зна - ет : не-спрос-та мяг - ки лап- ки у ко - та . Мыш -ка, мыш -ка, не зе - вай , кот к те - бе кра - дет- ся . Ай! «Зайчик» «Зайчик, зайчик, что ты грустный?»- «Не найду кочан капустный» - «А ка -кой?» - «Он та - кой круг- лый , бел- ый да кру - той». «Веселые дети» Не у - ме - ем мы ску - чать , бу - дем ве - се- ло иг -рать. За - по- ем- ка пес - ню. Вмес - те ин - те - рес - ней!

Слайд 5

«Елочка» муз. М.Красева 4 уровень Ма - лень - кой е - лоч - ке Хо - лод - но зи - мой. Из ле - су е - лоч - ку Взя - ли мы до - мой.

Слайд 6

«Веселые гуси» муз. В.Купревича Жи - ли у ба - бу - си Два ве - се - лых гу - ся . О - дин се - рый , Дру - гой бе - лый , Два ве - се - лых гу - ся .

Слайд 7

« С олнечная капель» (припев) муз. С.Соснина Динь - дон, динь - дон, динь - дон! Динь - дон, динь - дон, динь - дон! Динь - дон, динь - дон, динь - дон! Динь - дон, дон !

Слайд 8

Как на ти и - и е - н и- ны Пе - ли Ис - пек мы к а- р а - вай вот т а- кой в ы- ш и- н ы , з и - вот т а- н и- кой н ы , н ы , вот т а- у - ж и - кой ны . вот т а- ш и- р и - кой х о- к о- го чешь в ы- б и - р ай. Ка- р а - в ай , к а- р а - в ай , «Каравай»

Слайд 9

« Детская полька » муз. А.Жилинского 2 раза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс дидактических игр на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста

1. «Кому что нужно для работы» 2. «Создай образ» 3. «Не забудь картинку» 4. «Нарисуй правильно схему»...

«Развитие музыкально-творческих и познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ патриотического воспитания»

К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели -  К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указы...

Комплекс дидактических игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Статья расскрывает дидактические игры для развития разных операций(анализ,синтез,обобщение и т.д) операций логического мышления детей старшего дошкольного возраста...

Комплекс игр направленный на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста

Этот материал содержит комплекс игр, направленный на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста....

Авторский интерактивный модульный комплекс «Игрушки от катушки» для развития музыкально-творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. Авторы Чернышева Н.Б., Сапелкина Н.Ю.

Одним из требований ФГОС ДО является создание такой развивающей предметно- пространственной  среды, которая будет способствовать раскрытию и успешному  развитию интеллектуального  и ...