Комплекс дидактических игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

Матвеева Ираида Николаевна

Статья расскрывает дидактические игры для развития разных операций(анализ,синтез,обобщение и т.д) операций логического мышления детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс игр для развития логических приемов мышления у детей старшего дошкольного возраста

      Исследованиях ученых ( Л. С. Выготский.  А. Н. Леонтьев,  Н .Н.Поддъяков и др.) убедительно доказывают , что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от пяти до одиннадцати лет. Н. Н. Поддъяков  утверждал, что старший дошкольный возраст сензитивен к формированию основных приемов логического мышления, которыми являются сравнение, сериация, классификация. Эти данные подчеркивают важность старшего дошкольного детства. Поддержку и всемерное развитие качеств мышления, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторяются и то, что  будет, недобрано здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.
   
 Краткая характеристика логических операций, доступных для детей дошкольного возраста.
    Сравнение - относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.
     Анализ - логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
     Синтез - можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.
Обобщение- это оформление в словеной форме результатов процесса сравнения.
Упорядоченность действий - логический прием, формирующий навыки последовательных действий.
      Классификация - более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления.
      Классификация включает 2 логических действия:
1. выделение общего признака - основание классификации;
2. деление на классы по основанию классификации.
      Логическая связка «не» - очень важная для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.
1.Игры на сравнение и обобщение

           Приготовить геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) трех цветов (синего, красного, зеленого) большого и малого размеров.

    Предложить ребенку сгруппировать фигуры по признакам (величине, форме, цвету).

     «Собери все красные (синие…) фигуры».  «Собери все круглые (квадратные…) фигуры и т.д.                      

         Приготовить картинки с дикими и домашними животными, разными видами транспорта, полевые и садовые цветы.                                      

         «Выбери все домашние (дикие) животные»                                            «Покажите весь наземный (воздушный…) транспорт»                                

  «Назови полевые (садовые) цветы». «Найдите отличия».                                                                                    

       «Найди два одинаковых предмета».                                                                «Какая фигура лишняя».

2. Загадки-описания

«Что это?» (желтый, кислый, кладем в чай, лимон).

«Кто это?» (хитрая, рыжая, в сказках живет,  лиса).

3. Игры на обобщение.

«Назови одним словом» (яблоко, груша, слива и т. д.) нужно назвать обобщающее слово.

«Часть-целое». Вы называете часть предмета, а ребёнок – целый предмет. Н - р: стрелка- часы; колесо- машина.

«Скажи наоборот» (быстро- медленно)

«Что ярче? (громче, тяжелее, быстрее и т.д.)».

                                   4. Мыслим последовательно.

         «Кто(что) кем(чем) будет?» Например: гусеница- …(бабочкой), мука-…(хлебом), кирпичи- «Превращения».(Во что превратятся следующие предметы: кофта без рукавов, стул без спинки и т.д.

         «Логический поезд» (с предметными картинками). Нужно скрепить вагончики друг с другом.(Тарелку с ложкой, ложку с лопатой(из металла), лопату с ведром, ведро с водой…(домом).

         «Составь рассказ». Понадобятся 3-4 сюжетные картинки. Попросите ребенка разложить изображения по порядку развертывания событий (начало, середина, конец). Теперь ребенок может составить небольшой рассказ о произошедшем.

          «Отгадывание небылиц». В детских книгах и журналах есть картинки, на которых изображены нелепости, противоречия. Предложите ребенку их внимательно рассмотреть и сказать, что перепутал художник и что он неправильно нарисовал

5.Выявляем закономерности

         «Продолжи ряд»

         Покажите ребенку ряд предметов, нарисованных в определенной последовательности. Например: бусинки на веревочке(синяя круглая- розовая овальная; Спросить, чем они отличаются, а что в них одинаково? Определи, какую фигуру нужно нарисовать следующей, чтобы порядок сохранился. Также можно рассматривать ряд предметов, фигур, узоров.

         «Логические цепочки»

         Нужно найти логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду и дорисовать недостающий элемент. Например: круг, разделенный тремя линиями на 3 части. Каким должен быть следующий элемент? Это круг, разделенный на 4 части. А если ,например, в ряду изображен квадрат, внутри которого 5 точек. Следующий квадрат с 4 точками. За ним-с 3 точками, значит, недостающий элемент- квадрат с 2 точками.

         «Поиск признака отличия одной группы фигур от другой»

         Так, например, общим для двух групп геометрических фигур (по 6 фигур в каждой) является наличие больших и маленьких треугольников, квадратов, кругов. Различия между группами- вид, форма, расположение. Для решения задачи необходимо отвлечься от указанных частных признаков сходства и различия и выделить главный признак: все фигуры, изображенные слова,- на белом фоне, а справа- на черном.

 6. Ищем варианты.

       «Головоломки со счетными палочками»

        Попросите ребенка составить, например, 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

       «Передвижение»

        Самая известная из подобных игр - классические «пятнашки».Её легко изготовить дома вместе с малышками. Подберите две одинаковые квадратные картинки с изображением цветов, животных, предметов. Еще понадобится неглубокая коробка того же размера, как и картинки, - это будет игровое поле. Картинки для прочности лучше наклеить на плотный картон. Теперь разрежьте одно изображение и порядок расположения частей нарушался.

       Цель игры- восстановить изображение передвижением частей, используя пустую клетку.

       «Функции предметов»

Предложите ребенку найти все возможные варианты использования какого- либо предмета. Например, карандашом можно рисовать, писать, использовать как указку, палочку, градусник для куклы и т.д. Варианты: газета, кубик, бинт, зеркало, кусок материи, пластмассовая бутылка и т.д.

       «Логические вопросы»

       Предложите ребенку поразмышлять

       Удержатся ли 2 шарика, если их положить друг на друга? Почему?

       Предложите ребенку подобрать соответствующие орудия труда, необходимые для той или иной профессии. Такое упражнение очень поможет будущему первокласснику.

      «Вербальные аналогии»

       Зачитываете пару слов, состоящих друг с другом в определенных отношениях, называете третье слово, имеющее аналогичное отношение к заданному. Например: яйцо имеет скорлупу, а картофель…(кожуру); ложкой едят кашу, а вилкой…(мясо); ушами мы слушаем, а зубами…(жуем); у собаки шерсть, а у рыбы…(чешуя); в чай мы кладем сахар, а в суп…(соль); на пальто есть пуговица, а на ботинке…(шнурок); в театре- зрители, а в библиотеке…(читатели).

7. Причина и следствие.

        «Закончи предложение»

        Вы начинаете предложение, а ребенок заканчивает. Например:           «Мама надела теплую шубу, чтобы…(было тепло, пойти погулять и т.д.)»   «Мы зажгли свет, потому что…)

«Находим причину событий»

Если песок мокрый,то …

Если переходить улицу на красный свет…

                              Список использованной  литературы

  1. Береславский Л.Я. «Азбука логики»-М., 2001г.
  2. Венгер А., Дъяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.-М.,1999г.

3. Волонина В.В. Занимательная математика С.Петербург, 1996г.

4 . Ковалев В.И. Развивающие игры:10 шагов к успеху. -М., 2004г.

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные для дошкольников. -М., 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы (логический прием, направленный на установление признак...

«Роль дидактических игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Несомненно, мы гордимся своими детьми, наблюдая за их успехами и достижениями. Однако, львиная доля успеха в развитии личности ребенка, его умения общаться, интеллекта, творческих...

Интерактивная дидактическая игра на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста «Все работы хороши!»

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Закрепление у детей представлений о строительных и творческих профессиях.  ссылка для скачивания https://docs.g...

Дидактические игры на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Дидактические игры на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...

Применения дидактических игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста в детском саду

И.А. Шевякова, воспитатель МАДОУ «Детский сад №85 «Колокольчик» комбинированного вида» (г. Великий Новгород)Опыт применения дидактических игр для развития логического мышления ...