Комплекс дидактических игр на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему

Щекалева Елена Викторовна

1. «Кому что нужно для работы» 

2. «Создай образ» 

3. «Не забудь картинку» 

4. «Нарисуй правильно схему»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс дидактических игр 
на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста. 

Дидактические игры первого этапа: 

1.
 «Кому что нужно для работы» 

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых каждой из них. 
Игровое правило: За определенное время правильно разобрать картинки или предметы по темам. 
Игровые действия: Поиск, складывание картинок или предметов по темам. 
Ход игры: В садик пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей. Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по соответствующим профессиям. 
Количество профессий и орудий труда может быть разным. (8 – 10). 

2
. «Создай образ» 

Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур и изображении этих фигур с помощью жестов и поз. 
Игровое правило: Изображать геометрические фигуры с помощью только жестов и поз. 
Игровые действия: Запоминать геометрические фигуры, изображать их с помощью жестов и поз. 
Игровой материал: В актовом зале развешены картины или расставлены игрушки изображающие диких животных. 
Ход игры: Предложить детям отправится в заповедник, понаблюдать за дикими животными. Громко разговаривать там нельзя, животные могут испугаться. 
Для передачи информации детям предлагается запомнить условные слова, зашифрованные в геометрические фигуры. В процессе запоминания дети должны изображать позой, жестом каждый из предметов (геометрические фигуры расположены в ряд, от 8 до 10 фигур). 
Как «стирающий» фактор можно использовать прослушивание аудиозаписи с голосами леса. 
Гуляя по заповеднику, дети делятся впечатлениями с помощью зашифрованных слов – фигур, изображая их позами и жестами. 
2 вариант: в горах, когда находишься в зоне видимости, но не слышишь товарища; то же отделочники на высотном здании. 


Дидактические игры второго этапа: 

1. 
«Не забудь картинку» 

Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур, расположенных, на каждой картинке по разному; находить по памяти парную картинку или собирать узор по памяти. 
Игровые правила: Находить в окружающей обстановке «номер» (набор геометрических фигур) гаража, такой же, как у машины, уметь доказать их сходство. 
Игровое действие: Поиск знакомых «номеров». 
Ход игры: Заранее подготавливают несколько парных карточек (номеров) для машин и гаражей. 
Воспитатель объясняет детям, что они будут играть в подвижную игру «Автомобили». 
Но сегодня каждый автомобиль получит свой номер (карточка на веревочке, одевается нашею). Нужно его хорошо запомнить, для того чтобы после игры поставить машину в свой гараж, с таким же номером. 
-- Сегодня дождливая погода, дороги очень грязные. Грязь так и летит из под колес на номер. 
Во время игры номера переворачиваются (забрызгиваются грязью). Детям предлагается найти свой гараж, с тем же номером как у машины. 
-- Номер невидно его «спрятала» грязь. Постарайтесь вспомнить свой номер машины и вы найдете свой гараж. 
2 вариант: Сильный ветер перепутал цифры (геометрические фигуры) на номере гаража, нужно его восстановить. 


2. 
«Нарисуй правильно схему» 

Дидактическая задача: Упражнять в умении удерживать в памяти рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры. 
Игровые правила: Запоминать необходимые схемы, правильно их воспроизводить. 
Игровые действия: Запоминание, воспроизведение, преодоление препятствий.
Игровой материал: Карточка №1 с изображением картинок и схем, карточка №2 с изображением только картинок, кубы – модули или любое физоборудование, для полосы препятствий, наушники. 
Ход игры: Детям предлагают поиграть в разведчиков. Разбившись на группы по два человека – распределяют роли (радист, связной). Все группы, перед выполнением задания, знакомят с шифровальной таблицей (карточка с изображением картинок и схем). 
Радисты уходят ждать связных в условленное место (конец полосы препятствий). Связные получают «информацию» (карточка№1 на которой обведены 7 – 10 изображений). С собой «информацию» нести нельзя, нужно запомнить. 
Преодолев полосу препятствий связной зарисовывает запомненные схемы. Радисту необходимо расшифровать схемы (найти на карточке№2 соответствующие рисунки) и передать информацию в «Центр». 
Играющие дети меняются ролями. 
2 вариант: Внести соревновательный элемент – кто из пар быстрее и точнее передаст информацию. 

3. 
«Поможем маме» 

Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого из отдельных частей. 
Игровое правило: Правильно собирать из частей целое. 
Игровые действия: Поиск, складывание частей целого. 
Игровой материал: Рамки – вкладыши Монтессори, из них собираются вазы. 
Ход игры: Роль мамы может исполнять воспитатель или любой желающий ребенок. 
Детям объясняют, что их маме нравятся красивые вазы. Их у нее много. Вазы рассматриваются. (вазы расставляются там, где есть опора напр. мольберт, полка). Затем детей отвлекает « стирающее» событие: приходит гость или начинается мультфильм. В это время кот – шалун роняет вазы. Мама огорчается. Детям предлагается порадовать маму, собрать и «склеить» вазы. 
Как усложняющий момент можно предложить то, что при падении кусочки ваз перемешались. 

4. 
« Кодовый замок» 

Дидактическая задача: Упражнять в запоминании узора, в воспроизведении его по памяти. 
Игровое правило: Входная дверь откроется в том случае, если правильно набран код замка. 
Игровые действия: Запомнить узор, воспроизвести узор по памяти. 
Ход игры: Проводится, как часть любой сюжетной игры, где в сюжете необходима дверь. 
Напр. в сюжетной игре «Дом», перед уходом ребенка на прогулку (школу, магазин и т.п.) мама знакомит его с новым кодовым замком. Объясняет, что если забыть код дверь дома не откроется. С внутренней стороны двери висит схема кода (карточка с узором, состоящим из разноцветных кругов), с наружной – магнитная доска с набором разноцветных магнитов. 
Возвращаясь с прогулки ребенку необходимо вспомнить и «набрать» правильный код замка. 
Карточки с рисунком кода можно менять, так же увеличивать количество кружков. 

Дидактические игры третьего этапа: 

1. 
«Заколдованный мешочек» 

Дидактическая задача: Упражнять детей в различении предметов на ощупь по форме, материалу. 
Игровое правило: Не подглядывая в мешочек найти необходимый предмет. 
Игровые действия: Поиск в мешочке определенного предмета. 
Игровой материал: Мешочек с разнообразными мелкими игрушками и пластмассовыми фруктами (по возможности настоящие). 
Ход игры: «Дед Мороз оставил (прислал) для малышей мешочек с игрушками. Эти игрушки нужно отдать в ясельную группу, когда туда придут новые детишки. Но это будет еще не скоро. 
Баба Яга решила снова повредничать и подложила в мешок свежие фрукты (овощи). Фрукты от долгого хранения портятся, испортятся и игрушки. Мешочек она еще и заколдовала, если его открыть, то все исчезнет». 
Детям предлагается осторожно, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать все фрукты (овощи). 
После того, как все фрукты будут извлечены и мешок расколдован, расспросить детей, какие, по их мнению, в мешочке лежат игрушки. После ответов сравнить их с содержимым мешочка. 

2. 
« Гуляем по поселку» 

Дидактическая задача: Закреплять знания о родном поселке, о расположении его основных строений. 
Игровое правило: За определенное время правильно зарисовать или построить основную улицу поселка. 
Игровые действия: Строительство основной улицы поселка. 
Ход игры: Перед проведением игры с детьми проводится целевая прогулка по поселку. После прогулки дети совместно с воспитателем составляют план – схему улицы поселка, отмечают основные строения. 
Схема вешается в групповой комнате. Несколько дней спустя схему, для проведения игры, дают в среднюю группу. 
В группу приходят гости ( новые игрушки). Им все интересно посмотреть и садик, и все, что есть рядом с садиком. 
На улице уже темно и ничего не видно. Схемы тоже нет. Детям предлагается построить улицу из строительного материала. 
После окончания строительства дети вместе с игрушками «гуляют» по поселку и знакомят гостей с теми строениями, которые есть на главной улице. 
2 вариант: схема детского сада, схема участка детского сада. 

3. 
« Магазин» 

Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию. 
Игровое правило: Мама покупает игрушку, если о ней хорошо рассказал ребенок, и она её узнает. 
Игровые действия: Считалкой выбирают того, кому будут покупать игрушку; описание игрушки. 
Ход игры: В магазин привезли новые игрушки. Детям мама сможет купить игрушку в том случае если ребенок хорошо, подробно его опишет (сам предмет не называется) и она сможет узнать ее в магазине. 

                                             Список    литературы:

1. Афонькина Ю., Урунтаева Г.  Дидактическая  игра  как средство  развития  

    произвольной  образной  памяти  у  старших  дошкольников // Дошкольное  

    воспитание. – 1992. - №1 – С. 12-22.  

2. Бондаренко А.К.      Дидактические     игры     в     детском         саду.    –    

   М.: Просвещение, 1991.

3. . Губанова Н.Ф.     Игровая     деятельность   в    детском    саду. – М.:  

      Мозаика – Синтез, 2006.

4. Игры    и   упражнения    по    развитию   умственных     способностей    у  

     детей   дошкольного    возраста.  Под   ред.  Л.А.Венгера,   О.М.Дьяченко.        

– М.:   Просвещение,1989.

5. Игры   в    детском    саду. – Мн. Харвест,   М.:   ООО   Изд.   АСТ,   2000.    

6. Истомина З.М.    Развитие    памяти. – М.:   Просвещение,    1979.  

7. Мухина В.С.    Детская    психология. – СПб.:   Просвещение,  1992.

8  Резникова Н.С.   Как развивать память у ребенка. – М.: Мой Мир ГмбХ        

     Ко. КГ, 2005.

9. Симонова А.Ф.   Память. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль:  Академия    

      развития, 2000.

10. Тихомирова Л.Ф.    Познавательные    способности.    Дети    5 – 7   лет. -    

      Ярославль:  Академия      развития,    2000.

11. Энциклопедия  обучения  и  развития  дошкольника. – А.С. Герасимова,        

      О.С.  Жукова,  В.Г. Кузнецова. – С.Пб.:  «Издательский  дом  «Нева».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс дидактических игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Статья расскрывает дидактические игры для развития разных операций(анализ,синтез,обобщение и т.д) операций логического мышления детей старшего дошкольного возраста...

Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста

Важность развития произвольности памяти в дошкольном возрасте вызвана двумя причинами. Во-первых, осознанность и произвольность рассматривается в качестве центральных и определяющих сторон развития пс...

Дидактическая игра, как средство развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста

Получаемая человеком информация об окружающем мире и происходящих вокруг событиях, оставляет в его сознании и подсознании, определённый след. Отражённые в таком отпечатке моменты начинают воспринимать...

Мастер-класс на тему: «Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр».

Мастер-класс на тему: «Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр»....

Комплекс игр направленный на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста

Этот материал содержит комплекс игр, направленный на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста....

Комплекс игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Комплекс игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Развитие зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе формирования основ познавательной деятельности.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Развитие зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе формирования основ познавательной деятельности"...