Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме

Волкова Ольга Викторовна

Важность развития произвольности памяти в дошкольном возрасте вызвана двумя причинами. Во-первых, осознанность и произвольность рассматривается в качестве центральных и определяющих сторон развития психики.  Во-вторых, становление элементов произвольности познавательных процессов имеет несомненную педагогическую актуальность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл произвольная память15.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста».

Дошкольный возраст - начальный период психического развития ребенка. Изучая психические процессы, особое внимание необходимо уделять развитию памяти ребенка. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.

Интерес к природе и механизмам памяти возник очень давно. Еще Аристотель-философ  Древней Греции, написал труд о работе памяти. С тех пор интерес к механизмам памяти не исчез.

В конце  ХIХ и в начале ХХ вв. исследования процессов памяти были продолжены И.П. Павловым, которым были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условнорефлекторные связи.

Память включается во все виды деятельности, и особое место занимает в системе познавательных процессов. Она объединяет восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. Она составляет совокупность процессов запоминания информации, сохранения или забывания ее и затем последующего восстановления.

У дошкольников суть развития памяти сводится к тому, что естественные непосредственные формы запоминания начинают превращаться в сложные, социальные по своему строению "высшие психологические процессы"  - отмечал Л.С. Выготский. Они, приобретая произвольный характер, становятся целенаправленными умственными действиями, занимающими новое место в системе интеллектуальной деятельности (А.Н Леонтьев).

Важность развития произвольности памяти в дошкольном возрасте вызвана двумя причинами. Во-первых, осознанность и произвольность рассматривается в качестве центральных и определяющих сторон развития психики.  Во-вторых, становление элементов произвольности познавательных процессов имеет несомненную педагогическую актуальность. Обучение в школе требует от ребенка умения произвольно управлять своими психическими процессами.

По данным Н.М. Гнедовой, З.М. Истоминой, элементы произвольной памяти начинают складываться в 4 – 5 лет. Поэтому встает проблема развития произвольной памяти у старших дошкольников. Произвольная память достаточно давно изучается в детской психологии. Фундаментальное исследование 3.М. Истоминой выявило некоторые механизмы ее генезиса. Основное внимание ею было уделено осознанию детьми мнемических целей.

Нужно отметить, что именно произвольная память позволяет ребенку сосредотачивать свое внимание на определенных предметах и действиях, запоминать их  и использовать полученную информацию по мере необходимости. На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память, но важнейшие изменения происходят в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.

Возникновение произвольной памяти связано с возрастанием регулирующей роли речи, со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Таким образом, практический интерес к данной проблеме определяется потребностью развития памяти ребенка.

Процесс развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно при соблюдении следующих педагогических условий, если  осуществляются задачи развития основных видов памяти в разных видах деятельности, если педагоги готовы к реализации системы  работы по развитию основных видов памяти с использованием  эффективных средств, методов и приемов запоминания и припоминания.

Виды памяти можно классифицировать по трем основным критериям: по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности (двигательная, образная, эмоциональная и словесно-логическая память), по продолжительности сохранения и закрепления материала в памяти (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая память)  и по степени волевой регуляции памяти (непроизвольная и произвольная).

Индивидуальные различия в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, т. е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти, т. е. в том, что запоминается. Эти двоякие изменения с разных сторон характеризуют продуктивность памяти каждого человека.

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в таких показателях как: скорости, точности, прочности запоминания и готовности воспроизведению.

Индивидуальность памяти проявляется в том, что человек успешно запоминает, как он предпочитает запоминать, насколько прочно сохраняется материал, как быстро запоминает, насколько выражена готовность к воспроизведению. У разных людей память характеризуется разным уровнем показателей.

О.В. Волкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Влияние игры на развитие произвольности у детей старшего дошкольного возраста"

Большое место в жизни детей занимают игры с правилом. Они возникают из ролевых игр с воображаемой ситуацией. Для игр с правилом характерно, что их содержанием является не роль и не игровая ситуация, а...

Игры на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста

Развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста...

Программа занятий по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии.

Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.Одним из непременных условий успешного...

Перспективный план по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.Одним из непременных условий успешного...

Дидактическая игра, как средство развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста

Получаемая человеком информация об окружающем мире и происходящих вокруг событиях, оставляет в его сознании и подсознании, определённый след. Отражённые в таком отпечатке моменты начинают воспринимать...

Мастер-класс на тему: «Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр».

Мастер-класс на тему: «Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр»....

Дополнительная программа "Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" 5-7 лет

Целью моей программы является создание оптимальных возможностей и условия для развития внимание детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....