Авторский интерактивный модульный комплекс «Игрушки от катушки» для развития музыкально-творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. Авторы Чернышева Н.Б., Сапелкина Н.Ю.
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Чернышева Надежда Бековна

Одним из требований ФГОС ДО является создание такой развивающей предметно- пространственной  среды, которая будет способствовать раскрытию и успешному  развитию интеллектуального  и  творческого потенциала детей.Эта среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,вариативной, доступной и безопасной.

Наиболее актуальным в данном случае становится оснащение развивающей предметно - пространственной  среды модульнымоборудованием, в процессе использования которого решается множество образовательных задач.

Несколько модулей, которые вместе могут составлять единое целое, а по отдельности представлять самостоятельную единицу, образуют модульный комплекс.

            Одной из характеристик, подтверждающих актуальностьприменениямодульного комплекса, являетсявнедрение его вразличные виды детской деятельности: музыкальной,игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной (мелкая моторика).

Новизна представленного оборудования состоит в нестандартном подходе к организации образовательной деятельности,  к усвоению и закреплению  знаний в интересной, увлекательной форме.

Предложенный игровой комплекс обеспечивает реализацию задач музыкального развития дошкольников, соответствует возрастным возможностям детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Модульное оборудование применимо в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и детьми-инвалидами, все элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности
и безопасности их использования.

Одним из достоинств модульного материала является то, что содержание входящих в его состав модулей может  использоваться как  дидактическое пособие, возможно создание модульных конструкций (поезд, машина),а так же модули могут служить элементами мебели (столики, стойки для инструментов и различных атрибутов).Модули применимы в процессе образовательной деятельности.

Комплекс представлен 3 модулями, созданными на основе   технических форм - катушек. Каждый модуль состоит из 4 плоскостей, имеющих определеннуюинформационно-игровую функцию, которые используются в зависимости от образовательной ситуации, а так же от меняющихся интересов и предпочтений детей.

Модуль №1.

1.Изображение паровоза.

Используется, как начальное звено конструкции «Поезд».

Является альтернативным средством организации игровой ситуации в сюжетных и подвижных играх.

2.  Музыкально-тактильная игра «Музыкальные нити».

Цель. Формировать представление детей о длительностях музыкальных звуков. Развивать ритмический слух, мелкую моторику рук, координацию голоса и движений.На плоскости расположены отрезки синельной нити разной длины и расцветки.

Педагог предлагает ребенку провести пальцем по нитке, одновременно пропевая слог «ля» произвольным по высоте звуком до тех пор, пока не закончится нитка.Можно использовать слог или звук, соответствующий теме образовательной деятельности: кап, ма, у-у-у и т.д.

3.Музыкально-дидактическая игра «Мажор и Минор».

Цель. Формировать и развивать ладовое чувство.

Педагог рассказывает сказку «Необыкновенная история», на протяжении которой на плоскости появляются человечки и домики:

«Жили-были два человечка. Один был веселыми жил  в своем   замечательном домике (дети описывают эмоции человечка, форму и цвет его домика).Звали его Мажор. Другой человечек всегда был грустным и печальным. Он жил в своем домике (дети так же описывают эмоции человечка, форму и цвет его домика). Его звали Минор. Человечки очень любили музыку. Но так как онибыли  не похожи друг на друга, то и музыка им нравилась разная.Ребята, как вы думаете, какая по характеру музыка будет звучать из домика Мажора? (Предположительные ответы детей: веселая, радостная, задорная, озорная и т. д. Восприятие  музыки мажорного настроения). А какая музыка зазвучит из домика Минора?(Предположительные ответы детей: грустная, печальная.Восприятие  музыки минорного настроения.)»

В дальнейшем человечки и домики используются при знакомстве с новым и повторном прослушивании музыкального произведения.

4.Музыкально-дидактическая игра «Что мы будем делать?».

Цель. Развивать мотивацию детей к занятию музыкальной деятельностью, память, творческую инициативу и мышление.

Игровое поле разделено на пять секторов, каждый из которых соответствует определенному виду музыкальной деятельности. Ребенок вращает стрелку, расположенную в центре игрового поля. Дети   выполняют тот вид деятельности, на котором остановилась стрелка. На основе игры строиться последовательность видов детской музыкальной деятельности в процессе музыкального занятия.

Модуль  №2.

1.Изображение спектра цветов 1.

Цель. Формировать навык цветовой характеристики музыкального произведения.

Дети слушают музыкальное произведение, характеризуют его,  а затем отображают  созданное музыкой настроение в цвете.Данная плоскость  может использоваться в качестве колеса конструкции «Машина».

2.Бутафорская клавиатура.

Цель. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию и воображение.

Ребенок имитирует игру на фортепиано и поет знакомую песенку. Круговое расположение клавиатуры дает возможность участия в игре одновременно нескольким детям.

3.Музыкально-дидактическая игра  «Угадай инструмент».

Цель. Расширять знания о музыкальных инструментах. Развивать тембровый слух.

Детям предлагается  по звучанию определить музыкальный инструмент и найти его на плоскости.

4.Оборудование для исследования «Что и как звучит».

Цель. Расширять знания о свойствах и особенностяхмузыкального звука, развивать умение анализировать и делать выводы.

На плоскости модуля представлены имитаторы «металлофонов» изготовленных  из разного материала (дерево, металл, пластик, резина). Педагог предлагает детям произвести звукоизвлечение из «металлофонов» при помощи металлических, деревянных и пластмассовых молоточков. Дети с педагогом анализируют звучание материалов в различных сочетаниях.

Модуль имеет приспособление для организации оркестра. Инструменты (треугольники, колокольчики и т.д.) развешиваются на шести крючках расположенных по краю плоскости.

Модуль №3.

1.Дидактическая картинка «Музыкальная поляна».

Цель. Развивать ритмический, звуковысотный слух. Знакомить  и закреплять знания о длительности звуков (долгий, короткий), движении мелодии вверх- вниз.

Изображение капель дождя, цветов разной величины используется для знакомства детей с долгим и коротким звуком. Проводя пальцем по радуге, одновременно передавая направление движения руки интонацией голоса, ребенок получает первоначальное представление о движении мелодии. Для активизации интереса детей педагог может использовать сюжетные стихи, сказки, рассказы, создавать игровые ситуации соответствующие содержанию музыкального материала.

2.Пособие для создания игровой ситуации «Магазин игрушек».

Цель. Развивать умение эмоционально откликаться на музыку, анализировать и делать самостоятельный выбор.

Педагог предлагает детям отправиться в магазин игрушек и выбрать ту, которая соответствует характеру и содержанию музыкального произведения (пьесы, песни). Изображение игрушек может использоваться как иллюстрационный материал в горизонтальном и вертикальном положении на плоскости модуля.

3.Галерея иллюстраций «Времена года».

Цель. Формировать первоначальные представления об изобразительных свойствах музыки, расширять знания об окружающем мире.

Используется как иллюстрационный материал.

4.Изображение спектра цветов 2.

Цель. Формировать навык цветовой характеристики музыкального произведения.

Данная плоскость  может использоваться в качестве колеса конструкции «Машина».

Цилиндры модулей выполняют функцию магнитной доски, где дети могут выразить свои чувства, мнения, дать характеристику музыки  после его восприятия, выполнить задания, а так же визуально сравнить собственный выбор с ответами других детей.

 

Литература:

 

1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012

2. ФГОС ДО.  Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155

3.Карабанова О.А., Алиева Э.Ф. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева  – М.: Федеральныйинсти-тут развития образования, 2014.

4.Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры."(из опыта работы)

Социально-нравственное развитие ребёнка в процессе знакомства с жизнью людей на Руси (предметами быта, традициями, обычаями, праздниками)....

Развитие связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность детей

             Речевое развитие дошкольников, в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ, во многом определяющее ...

Актуальный педагогический опыт по теме: "Развитие внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью игр экологического содержания"

Актуальный педагогический опыт по теме:"Развитие внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста" выполнен мной на базе МБДОУ детский сад № 41 г. Белгорода. Он содержит опирание моей работы ...

Сценарий новогодней сказки «Все секреты сна, или Колыбельная для ежат» для детей среднего и старшего дошкольного возраста автор Н. Чанчикова

Сценарий в стихах, т.к. дошкольники  запоминают стихи значительно легче, чем прозу. Особенность данного сценария: в спектакле имеют возможность участвовать все воспитанники группы. Направленность...

Интерактивный модульный комплекс «Музыкальная радуга» для развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Авторы Чернышева Н.Б,, Сапелкина Н.Ю.

Образовательно-игровой комплекс «Музыкальная радуга» - это обучающая модель, создающая  интегрально-обучающую среду для развития музыкально-творческих способностей, как детей старшего...