Развитие связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность детей
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Аксёнчикова Наталья Владимировна

               Речевое развитие дошкольников, в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ, во многом определяющее успешность школьного обучения, обуславливающее формирование коммуникативной культуры, развитие других важнейших психических процессов (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия), овладение навыками практического общения в жизненных  различных ситуациях, подготовку к обучению чтению и письму, развитие креативных способностей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_cherez_teatr.docx55.83 КБ

Предварительный просмотр:

«развитие связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность детей»

               Речевое развитие дошкольников, в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ, во многом определяющее успешность школьного обучения, обуславливающее формирование коммуникативной культуры, развитие других важнейших психических процессов (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия), овладение навыками практического общения в жизненных  различных ситуациях, подготовку к обучению чтению и письму, развитие креативных способностей.

    Изучение опыта работы воспитателей, обобщенного на региональном уровне, опубликованном в методических сборниках, показывает, что развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности  рассматривается многими педагогами дошкольных образовательных учреждений как актуальная проблема  и интересная в педагогическом плане работа.

Разработанная педагогом и исследователем Е.А. Антипиной система театрализованных игр, включающая задачи развития связной речи старших дошкольников, апробированная в ряде дошкольных учреждений, включает комплексы речетворческих упражнений, упражнений на развитие основных психических процессов (воображения, мышления, памяти), способствующих формированию разных сторон речи. Как показывают результаты работы по данной системе, опубликованные в педагогической периодической печати, у детей формируется творческая активность, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение, ярко выраженная эмоциональность, повышается уровень развития связной речи детей.

По мнению педагогов – разработчиков, театрализованная деятельность является одной из наиболее интересных для детей старшего дошкольного возраста, что позволяет включать их в обыгрывание сказок, небольших литературных произведений и тем самым решать задачи речевого развития. Как свидетельствуют документы исследовательской работы педагогов, за последние три учебных года количество задач по развитию речи в театрализованной деятельности стало превышать количество задач по развитию сценических способностей. Это обусловлено тем, что занятия по развитию речи в рамках комплексных программ не решают проблемы речевого развития в достаточной мере.

Актуальность. Я считаю наиболее актуальным решение задач развития связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность детей, основываясь на следующих положениях:

 занятия театрализованной деятельностью несут в себе необыкновенно высокий эмоционально-положительный заряд, затрагивая сферу восприятия, чувств каждого ребенка;

∙ литературный материал представляет собой яркий, наглядно-образный эталон речевой культуры народа;

∙ литературные образы, сюжетные линии позволяют дошкольнику освоить социально-нравственные нормы и правила, формируют коммуникативную культуру ребенка;

∙ в ходе работы над литературным материалом идет интенсивное обогащение речи ребенка средствами выразительности речи;

∙ театрализованная деятельность позволяет дошкольнику осваивать и творчески использовать нормы и правила родного языка, развивает умение гибко применять их в различных ситуациях.

Предлагаю свою систему совместной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность рассчитана на двухлетний период для работы с детьми в возрасте от 5-ти до 7-ми лет.  Модель педагогического процесса включает в себя различные виды совместной деятельности, проводимые два раза в неделю. Игровые тренинги состоят из трех частей, приветствия и разминки, которые выносятся в разряд традиций. Игровые тренинги включают в себя: дидактические игры, игровые упражнения, подвижные игры с речевым сопровождением, инсценирование стихотворных произведений с диалогическим содержанием, инсценирование литературных произведений, творческое рассказывание, игровые упражнения на развитие умения управлять своим телом, голосом, развитие выразительности движений, интонационной выразительности речи, мимической палитры,  дикции и т.д.

В своей работе я основывалась на следующих положениях:

  • речь ребенка развивается в процессе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослого и собственной речевой активности;
  • язык и речь представляют своеобразный узел, в котором сплетаются разные линии психического развития – развитие мышления, памяти, воображения, эмоций;
  • ведущим направлением в обучении родному языку можно считать формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
  • ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер, формирует культуру речевого общения.

В процессе работы  решаются задачи:

-обучение связному пересказыванию литературных произведений без помощи взрослого;

-выразительная передача диалогов действующих лиц, характеристик персонажей;

  • обучение составлению развернутых рассказов по игрушкам, предметам, картинам, персонажам литературных произведений;
  • обучение составлению рассказов из личного опыта, творческому рассказыванию без опоры на наглядность;
  • обучению самостоятельному анализу и оценке рассказов  с точки зрения содержания, структуры, связности;                                          
  • формирование речевого этикета (обучению формам знакомства, приветствия, просьбы,  привлечению внимания, выражению согласия или отказа, благодарности, сочувствия и т.д.). употреблению их без напоминания;
  • обучение умению общаться в паре, группе из 3-5человек, коллективе;
  • обучение планированию совместных действий по достижению определенной цели;
  • обучение невербальным речевым умениям (уместной жестикуляции, мимике).

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

                                                               

                                                                                                   

                                                           

                                                           

     

Теоретическим фундаментом моей работы являются исследования о закономерностях речевого развития дошкольников, изложенные в трудах С.Л.Рубинштейна, Ф.А.Сохина - об особенностях развития связной речи детей в дошкольном возрасте; исследованиях А.М.Леушиной - об основной линии развития связной речи в дошкольном детстве (переходе от исключительного господства ситуативной речи к речи контекстной);  исследованиях М.И.Лисиной о зависимости уровня речевого развития от уровня развития общения; о методах развития связной речи и влиянии речевого развития на умственное, нравственное воспитание дошкольников раскрытых в трудах А.П.Усовой, Е.А.Флериной, Е.И.Радиной, Э.И.Залкинд и др.; о взможностях развития творческой речевой деятельности раскрытых в исследованиях Л.С.Выготского, А.В.Запорожца.; об особенностях восприятия детьми литературных произведений представленых в трудах С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Л.М.Гурович , исследования А.В.Запорожца об особенностях эстетического восприятия действительности, классификацию театрализованных игр предлагаемую Л.В.Артемовой.

    Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общее понимание и взаимопонимание. Связность, считал С.Л.Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателей и читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.

    В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов и др). Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

     Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в 2-х основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности которые определяют характер методики их формирования. В психологической и лингвистической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

     Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация в которой происходит диалог, реплики собеседника). Несмотря на существенные различия, монолог и диалог взаимосвязаны  друг с другом. В процессе общения,  монологическая речь органично вплетается в диалогическую, а монолог,  может приобретать диалогические свойства Л.П.Якубинский, один из первых исследователей диалога в нашей стране, отмечал, что крайние случаи монолога и диалога связаны между собой целым рядом промежуточных форм. Одной из последних является беседа, отличающаяся от простого разговора более медленным темпом обмена репликами. Большим их объемом, а также обдуманностью, произвольностью речи. Такую беседу называют еще подготовленным диалогом.   Взаимосвязь монологической и диалогической речи очень важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Очевидно, что навыки овладения диалогом являются основой для развития монолога. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием и описанием и т.д.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения с взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений. В которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию. Во-первых, всех сторон речевого развития, во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей, знаковой).

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за собеседником тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы в которую облекаются мысли; слушать и контролировать свою речь.

     Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок).  Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Текст произведения является лишь канвой,   в которую вплетаются новые сюжетные линии, вводятся новые герои и т.д.  Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы  это осуществить, надо понять каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения. Итак, полноценное участие в игре требует от детей особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки оценивать их. Понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающем, тем богаче его воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития,  на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все это не складывается стихийно, а формируется в ходе воспитательно-образовательной работы.

 По классификации Л.В.Артемовой, театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм автор относит: настольный и теневой театры, театр на фланелеграфе. В данных видах театрализованных игр ребенок или взрослый не являются действующими персонажами, а создают сцены и ведут роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Персонаж изображается с помощью интонационной выразительности голоса, частично – мимики. К играм-драматизациям относят: игры-драматизации с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли в которых задействованы все средства выразительности – интонация, мимика, пантомимика. Самой сложной разновидностью игр-драматизаций является импровизация. Она предусматривает разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. К ней готовят все предыдущие виды театра. Импровизация требует совместного продумывания и проговаривания темы,  обсуждения средств ее изображения, характерных эпизодов. К старшему дошкольному возрасту,  дети могут предлагать свои варианты изображения темы либо самостоятельно выбирать  и разыгрывать тематику. Творческому и самостоятельному поиску развития сюжета будет способствовать активное участие старших дошкольников в подготовке элементов костюмов и декораций.

    Рассмотрев характеристику театрализованных игр, можно сделать следующие выводы:

  • данный вид игр позволяет дошкольнику  видеть и познавать окружающий мир через эмоции, образы, краски, звуки;
  • тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, каждом литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках;
  • способность к  идентификации себя с литературным персонажем позволяет оказывать большое влияние на развитие и воспитание ребенка;
  • полноценное участие в игре требует от детей особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов;
  • Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития,  на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все это не складывается стихийно, а формируется в ходе воспитательно-образовательной работы.

Система работы

Рассмотрев понятие связной речи, особенности формирования и ее значение для развития ребенка дошкольного возраста, а также изучив содержание и задачи работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста, обобщив результаты диагностического обследования, я наметила задачи работы с детьми, составила перспективный план.

Для того, чтобы дети научились решать практические и познавательные задачи в ходе театрализованной деятельности, я включала в занятия задачи формирования планирующей функции речи.

На каждом занятии я давала детям речевые образцы, включала их в обсуждение литературных произведений. Постепенно у детей складывалось понимание форм языковой деятельности, речь становилась особым видом произвольной деятельности, формировалось сознательное отношение к ней, речь превращалась в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы.

Через чтение, рассказывание и обсуждение литературных произведений, а затем через инсценировки я учила детей слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за собеседником тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы в которую облекаются мысли; слушать и контролировать свою речь; составлять различные типы текстов, выдерживая единство темы, структурное оформление, логику построения с использованием различных типов внутритекстовых связей.

Планирование моей работы с детьми по развитию связной речи через театрализованную деятельность основано на системе игровых тренингов, которые рекомендуется проводить во вторую половину дня в совместной деятельности с детьми.

      Структура тренинга включает в себя:

  • приветствие, направленное на объединение детей, создание благоприятного психологического климата, эмоционального настроя;
  • основную часть, которая включает в себя дидактические игры, упражнения, беседы, инсценирования;
  • разминку, направленную на снятие мышечного напряжения, развитие умений владеть своим телом, развитие мимической и эмоциональной палитры, жестикуляции;
  • заключительную часть, предусматривающую закрепление содержания основной части, переход к последующему материалу.

Последовательность решаемых задач, использование методов и приемов представлены в следующем варианте системы занятий.

Занятия театрализованной деятельностью несут в себе необыкновенно высокий эмоционально-положительный заряд, затрагивая сферу восприятия, чувств каждого ребенка; литературный материал представляет собой яркий, наглядно-образный эталон речевой культуры народа. Литературные образы, сюжетные линии позволяют дошкольнику освоить социально-нравственные нормы и правила, формируют коммуникативную культуру ребенка.

Литература

  1. А.Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2006.
  2. Гербова В.В. Учусь говорить. М., 2000.
  3. Ивановская О.В., Гадасина Л.Я. Сказочное развитие речи. СПб., 2000.
  4. Крылова Н.Л. Работа воспитателя по развитию речи в повседневной жизни детского сада.
  5. Программа «Детство».
  6.  Развитие речи дошкольного возраста / Под ред. Сохина Ф.А. М., 1984.
  7.  Синицына Г.Д. Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованных играх. Минск, 2004.
  8. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М., 2003.

Диагностическое обследование развития связной речи на заключительном этапе работы показал положительную динамику в развитии речи детей группы.

Динамика уровня развития связной речи у детей

анализ:

  • высокий уровень развития связной речи детей за 2009-2010 уч.год составлял 40%;
  • высокий уровень развития речи связной  у детей за 2010-2011 год увеличился на 23% и составил 63%;
  • высокий уровень развития речи связной  у детей за 2011-2012  год увеличился на 26% и составил 89%;
  • За три учебных года (2009-2012гг) уровень развития связной речи у детей увеличился на  49%.


                 Тема, цель

Время проведения

               Ход деятельности

   1.

2

Обыгрывание фольклорных миниатюр

Цель: активизация мотивации к диалогу, развитие интонационной выразительности речи, умения управлять своим телом, создавать положительный эмоциональный фон от общения с друг другом.

Обыгрывание фольклорных миниатюр

Цель: активизация мотивации к диалогу, развитие интонационной выразительности речи, ознакомление с вежливыми формами обращения, развитие внимания.

Сентябрь

1 неделя

1ч. Приветствие «Возьмемся за руки друзья»  Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга (приложить ладошку к ладошке).

2ч. Чтение потешки «Ну- ка зайка!» Выбирается водящий- зайка. Дети повторяют слова потешки, водящий отвечает, выполняя действия по тексту:

«Ну-ка зайка поскачи! Поскачу. Ну-ка зайка постучи. Постучу. Ну-ка зайка попляши! Попляшу! При произнесении стихотворных фраз детям предлагается менять интонацию (говорить весело, грустно, строго, сердито, ласково и т.д.) Водящий так же меняет интонацию.

Водящие меняются.

Разминка «Деревянные и тряпичные куклы» Дети идут по кругу и по сигналу педагога превращаются то в деревянных (мышцы напряжены), то в тряпичных кукол (мышцы расслаблены).

3ч. Повторение игры по фольклорной миниатюре.

***

1ч. Приветсвие «Шутливое» Дети разбиваются на пары и по сигналу воспитателя шутливо приветствуют друг друга (хлопки ладонями, плечо к плечу, спина к спине и т.д.)

Чтение фольклорной миниатюры «Комары». Дети делятся на 2-е команды: комары и дети. Дети: комары, комары! Вы уж будьте так добры. Не кусайте меня среди бела дня!

Комары: мы  и так к вам добра, но на то мы комары. Покусаем мы вас, но любя!

Во время диалога дети используют разную интонацию (испуг, гнев, доброта и т.д.)

Затем идет смена ролей.

Разминка «Путешествие». По сигналу педагога дети меняют движения: едем (топот ног), сугроб (говорят «хоп!»), приехали (хлопки). Педагог повторяет сигнальные слова в разной последовательности, стараясь запутать детей.

3ч Повторение игры по фольклорной миниатюре.

3.

4.

5

6

7

8.

Обыгрывание стихотворения «Мороз» Е.Благининой

Цель: формирование представлений о диалогической паре: сообщение-реакция на сообщение, развитие интонационной выразительности речи, упражнять в напряжении и расслаблении мышц тела.

Обыгрывание фольклорных миниатюр

Цель: активизация мотивации к диалогу, развитие интонационной выразительности речи, умения управлять своим телом, создавать положительный эмоциональный фон от общения с друг другом.

Обыгрывание фольклорных миниатюр

Цель: активизация мотивации к диалогу, развитие интонационной выразительности речи, ознакомление с вежливыми формами обращения, развитие внимания.

Д/и «Три слова»

Цель: развитие связной речи детей (упр-е в составлении распространенных предложений), развитие мимической палитры, закрепление представлений о диалогической паре «Вопрос-ответ», развитие умения координировать движения с движениями партнеров

Д/и «Закончи предложение»

Цель: развитие связной речи (объяснительной стороны), формирование представлений о диалогической паре:побуждение-реакция на побуждение.

Повторение наиболее понравившихся детям игр и упражнений

2 неделя

3 неделя

4 неделя

***

Чтение стихотворения «Мороз» Е.Благининой. Каждому ребенку дается 1-а стихотворная фраза принципу:сообщение-ответ.

1-й: Морозы жестокие в этом году!

2-й:тревожно за яблоньки в нашем саду

3-й:Тревожно за жучку в ее конуре

4-й:такой же морозище как на дворе;

5-й:Но больше всего беспокойно за птиц

6-й: за наших воробушков,галок,синиц

7-й: У нас приготовлено все для зимы

8-й:рогожей укутаем яблоньки мы

9-й: Беднягу-дворныгу от стужи спасем

10-й: мы в будку ей теплый ковер принесем

11-й:развесим кормушки для птиц и тогда

12-й: им будет легко пережить холода.

Обращается внимание на интонационную выразительность речи.

Разминка «Деревянные и тряпичные куклы»

3ч. Повторение стихотворения по парам.

***

1ч. Приветствие «Возьмемся за руки друзья»  Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга (приложить ладошку к ладошке).

2ч. Чтение потешки «Ну- ка зайка!» Выбирается водящий- зайка. Дети повторяют слова потешки, водящий отвечает, выполняя действия по тексту:

«Ну-ка зайка поскачи! Поскачу. Ну-ка зайка постучи. Постучу. Ну-ка зайка попляши! Попляшу! При произнесении стихотворных фраз детям предлагается менять интонацию (говорить весело, грустно, строго, сердито, ласково и т.д.) Водящий так же меняет интонацию.

Водящие меняются.

Разминка «Деревянные и тряпичные куклы» Дети идут по кругу и по сигналу педагога превращаются то в деревянных (мышцы напряжены), то в тряпичных кукол (мышцы расслаблены).

3ч. Повторение игры по фольклорной миниатюре.

***

1ч. Приветсвие «Шутливое» Дети разбиваются на пары и по сигналу воспитателя шутливо приветствуют друг друга (хлопки ладонями, плечо к плечу, спина к спине и т.д.)

Чтение фольклорной миниатюры «Комары». Дети делятся на 2-е команды: комары и дети. Дети: комары, комары! Вы уж будьте так добры. Не кусайте меня среди бела дня!

Комары: мы  и так к вам добра, но на то мы комары. Покусаем мы вас, но любя!

Во время диалога дети используют разную интонацию (испуг, гнев, доброта и т.д.)

Затем идет смена ролей.

Разминка «Путешествие». По сигналу педагога дети меняют движения: едем (топот ног), сугроб (говорят «хоп!»), приехали (хлопки). Педагог повторяет сигнальные слова в разной последовательности, стараясь запутать детей.

3ч Повторение игры по фольклорной миниатюре.

***

 Приветствие «Возьмемся за руки друзья» 

Д/и «Три слова» Воспитатель называет варианты из 3-х слов, предлагая составить предложение так, чтобы в него вошли все названные слова. Дети выбирают наиболее понравившееся предложение, объясняя свой выбор.

Разминка. «Зеркало» Дети-зеркала стоят в кругу, водящий проходя по кругу меняет мимику лица перед каждым зеркалом. Зеркала должны точно отобразить увиденное.

Повторение игры «Три слова». Роль водящего поручается ребенку.

***

1ч. Приветствие «Шутливое»

2ч. Д/и «Продолжи предложение». Педагог предлагает детям варианты начала предложений, которые оканчиваются «…потому что…». Дети заканчивают предложение. В конце игры дети  выбирают понравившиеся варианты и объясняют свой выбор.

Разминка игра малой подвижности «Змея». Выбирается водящий-голова змеи, который по-очереди подходит к детям и спрашивает: «Я змея,змея,змея..Будешь ты моим хвостом? После ответа ребенок становится в хвост. Слова предлагается произносить с разной интонацией (весело, серьезно, сердито и т.д.). Хвост должен согласовывать движения с головой.

3ч. Повторение д/и «Продолжи предложение»

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

Игровое упражнение «Необычное путешествие»

Цель: упражнение в творческом рассказывании, развитие выразительности движений, интонационной выразительности речи.

Игровое упражнение «Что было бы, если»

Цель: развитие творческого мышления, связной речи, закрепление представлений о диалогической паре: побуждение-реакция на побуждение.

Д/и «Три слова»

Цель: развитие связной речи детей (упр-е в составлении распространенных предложений), развитие мимической палитры, закрепление представлений о диалогической паре «Вопрос-ответ», развитие умения координировать движения с движениями

Д/и «Закончи предложение»

Цель: развитие связной речи (объяснительной стороны), формирование представлений о диалогической паре:побуждение-реакция на побуждение.

Игровое упражнение «Необычное путешествие»

Цель: упражнение в творческом рассказывании, развитие выразительности движений, интонационной выразительности речи.

Игровое упражнение «Что было бы, если»

Цель: развитие творческого мышления, связной речи, закрепление представлений о диалогической паре: побуждение-реакция на побуждение.

Подвижная игра «Хлебец»

Цель: закреплять умение реагировать на сообщения и вопросы, развитие связной речи.

Повторение игр и упражнений по желанию детей

Д/и «Сумей отказаться»

Цель: учить детей вежливо отклонять просьбу в ответ на побуждение, развитие выразительности движений.

Д/и «Старая сказка на новый лад»

Цель: развитие связной речи детей (упражнение в творческом рассказывании, развитие умения управлять своим телом, формирование положительного отношения к друг другу

Д/и «Да и нет»

Цель: знакомить с вопросом как формой приобретения информации, знаний , активизации речи, развитие речевого темпа, формирование положительного отношения к друг другу.

Д/и «Кто кого запутает»

Цель: учить высказывать свою точку зрения, вежливо отклонять мнение собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение, развивать находчивость и сообразительность при выборе аргументов, закреплять знания о внешнем виде животных

«Когда я был маленьким»

Цель:формирование положительного отношения к друг другу, развитие связной речи детей (упражнение в рассказывании из личного опыта), развитие выразительности движений.

Д/и «Сумей отказаться»

Цель: учить детей вежливо отклонять просьбу в ответ на побуждение, развитие выразительности движений.

Д/и «Старая сказка на новый лад»

Цель: развитие связной речи детей (упражнение в творческом рассказывании, развитие умения управлять своим телом, формирование положительного отношения к друг другу

Д/и «Кто кого запутает»

Цель: учить высказывать свою точку зрения, вежливо отклонять мнение собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение, развивать находчивость и сообразительность при выборе аргументов, закреплять знания о внешнем виде животных

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ноябрь

1неделя

2неделя

3 неделя

4 неделя

1ч. Приветствие «Ласковое». Детям предлагается ласково поприветствовать друг друга (вербально либо невербально).

2ч. Игровое упражнение «Необычное путешествие». Детям предлагается закрыть глаза и представить себя в каком-либо необычном месте. Открыв глаза, ребенок должен рассказать где он «путешествовал» и что видел. После окончания игры дети выбирают наиболее понравившийся рассказ и объясняют свой выбор.

Разминка. «Скажи как». Детям предлагается произнести фразу «Мы сейчас пойдем гулять» так как бы ее сказал злой волк, хитрая лиса и т.д.

3ч. Повторение игрового упражнения «Необычное путешествие».

***

1ч. Приветствие «Большое, доброе животное» (дети стоят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель предлагает представить, что это большое доброе животное и показать как оно дышит. Шаг в круг-вдох, шаг из круга-выдох.

2ч. Игровое упражнение «Что было бы, если» Педагог задает детям нестандартную ситуацию: «Что было бы, если из крана шел апельсиновый сок». Заслушиваются варианты ответов детей. Побеждает тот, кто приводит наибольшее количество + и – данной ситуации.

Разминка. Обыгрывание м.ф.произведения «Егор,Егор» Дети делятся на 2-е команды по принципу: вопрос-ответ. 1-я команда: «Егор, Егор, укажи свой двор!» 2-я: «А вот мой двор-голубой забор!» Затем команды меняются ролями

3ч. Повторение игрового упражнения «Что было бы, если» Детям предлагается самостоятельно придумать нестандартную ситуацию.

***

 Приветствие «Возьмемся за руки друзья» 

Д/и «Три слова» Воспитатель называет варианты из 3-х слов, предлагая составить предложение так, чтобы в него вошли все названные слова. Дети выбирают наиболее понравившееся предложение, объясняя свой выбор.

Разминка. «Зеркало» Дети-зеркала стоят в кругу, водящий проходя по кругу меняет мимику лица перед каждым зеркалом. Зеркала должны точно отобразить увиденное.

Повторение игры «Три слова». Роль водящего поручается ребенку.

***

1ч. Приветствие «Шутливое»

2ч. Д/и «Закончи предложение». Педагог предлагает детям варианты начала предложений, которые оканчиваются «…потому что…». Дети заканчивают предложение. В конце игры дети  выбирают понравившиеся варианты и объясняют свой выбор.

Разминка игра малой подвижности «Змея». Выбирается водящий-голова змеи, который по-очереди подходит к детям и спрашивает: «Я змея,змея,змея..Будешь ты моим хвостом? После ответа ребенок становится в хвост. Слова предлагается произносить с разной интонацией (весело, серьезно, сердито и т.д.). Хвост должен согласовывать движения с головой.

3ч. Повторение д/и «Продолжи предложение»

***

1ч. Приветствие «Ласковое». Детям предлагается ласково поприветствовать друг друга (вербально либо невербально).

2ч. Игровое упражнение «Необычное путешествие». Детям предлагается закрыть глаза и представить себя в каком-либо необычном месте. Открыв глаза, ребенок должен рассказать где он «путешествовал» и что видел. После окончания игры дети выбирают наиболее понравившийся рассказ и объясняют свой выбор.

Разминка. «Скажи как». Детям предлагается произнести фразу «Мы сейчас пойдем гулять» так как бы ее сказал злой волк, хитрая лиса и т.д.

3ч. Повторение игрового упражнения «Необычное путешествие».

***

1ч. Приветствие «Большое, доброе животное» (дети стоят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель предлагает представить, что это большое доброе животное и показать как оно дышит. Шаг в круг-вдох, шаг из круга-выдох.

2ч. Игровое упражнение «Что было бы, если» Педагог задает детям нестандартную ситуацию: «Что было бы, если мы могли летать». Заслушиваются варианты ответов детей. Побеждает тот, кто приводит наибольшее количество + и – данной ситуации.

***

1ч. Приветствие «Возьмемся за руки друзья»

2ч Подвижная игра «Хлебец» Дети становятся парами, друг за другом. Игрок без пары-хлебец. Он выкрикивает: «Пеку, пеку хлебец». Последняя пара спрашивает: «А выпечешь?». –«Выпеку!», -«А убежишь?», - «Посмотрю!». Последняя пара бежит по разным сторонам колонны, желая соединиться в начале. Хлебец ловит. С попавшимся он создает новую пару, а ребенок без пары становится водящим.

Разминка. «Закончи словосочетание» Детям предлагается закончить словосочетания, например, «Лебединая…..», « Глубокая…» и т.д.

3ч Повторение подвижной игры.

***

1ч.Приветствие «Ласковое»

2ч. Д/и «Сумей отказаться» Педагог берет на себя роль водящего и обращается к детям с различными просьбами, например: « Выбери из этих щеток в стакане самую лучшую и почисти зубы». Предполагаемый ответ: « Извините, но чужими щетками пользоваться нельзя или извините, но я уже чистил зубы утром» и т д.

Разминка. Игровое упражнение «Походки» Воспитатель предлагает детям поочередно показать, как ходит «хитрая лиса», «старенький дедушка», «маленький ребенок»…

3ч. Повторение д/и «Сумей отказаться». Роль водящего выполняют дети.

***

1ч. Приветствие «Возьмемся за руки друзья»

2ч. Д/и «Старая сказка на новый лад». Педагог напоминает детям сюжет хорошо знакомой сказки и предлагает заменить в ней персонажей или сюжет. Сказка на новый лад может рассказываться по цепочке.

Разминка «Шалтай-Болтай». Инсценирование. «Шалтай-Болтай сидел на стене» (переступание с ноги на ногу, руки расслаблены), Шалтай-Болтай свалился во сне (наклон, руки расслаблены), Вся королевская конница и вся королевская рать (маршируют), не могут шалтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая ( повороты головы вправо-влево), собрать (становятся по стойке «смирно»)!

3ч. Повторение д/и «Старая сказка на новый лад». Индивидуальное творческое рассказывание.

***

1ч. Приветствие «Шутливое»

2ч. Д/и «Да и нет». Материал: 7-8предметов различного назначения. Предметы раскладываются на столе. Задание детям: загадайте какой-нибудь предмет, но никому не говори.Я буду задавать вопросы, чтобы отгадать какой предмет ты загадал, а ты отвечай только «да или нет».  Нужно учить детей задавать вопросы, придерживаясь определенной логики: внешний вид, назначение предмета, месторасположение.

Разминка Упражнять детей в проговаривании чистоговорок в различном темпе.

3ч. Повторение игры «Да и нет» Вопросы задают дети

***

1ч. Приветствие «Большое, доброе животное»

2ч. Д/и «Кто кого запутает» Материал: картинки с изображением животных. Играют двое, остальные наблюдают: 1-н берет картинку, лежащую лицевой стороной вниз, смотрит и называет животное. 2-й пытается аргументировано опровергнуть его слова. Далее пара меняется. Оценивается аргументированность ответов.

Разминка п/г «Брызги» Если жарко во дворе, скучно нашей детвоере (обмахиваются руками); Без воды и без купанья, это просто наказанье (покачивания головой вправо/влево); Мы тогда играем в воду и в дождливую погоду (хлопки скользящие ладонь об ладонь); Брызги вправо, брызги влево (стряхивающие движения кистями в стороны); Мокрым стало наше тело (движения рук отряхивающих одежду);  Даже песика Трезора, вымочили брызги скоро (стряхивающие движения кистей в сторону). И веселый наш Трезор, убежал в соседний двор ( движение ладоней «прощание»).

3ч. Повторение игры «Кто кого запутает»

***

(требуется предварительная подготовка- домашнее задание-расспросить близких о том. Каким ребенок был маленьким, о курьезных и интересных случаях)

1ч. Приветствие «Ласковые имена» Детям предлагается поприветствовать друг друга, называя ласково.

2ч. Рассказывание «Из личного опыта». Педагогом задается образец рассказа из личного опыта. Заслушиваются рассказы детей.

Разминка «По лесной тропинке» Дети идут друг за другом. Создается воображаемая ситуация (прогулка по лесу). Дети выполняют задания- «прислушиваются, перешагивают через поваленное дерево, прыгают с кочки на кочку и т.д.)

3ч Продолжение рассказывания из личного опыта.

***

1ч.Приветствие «Ласковое»

2ч. Д/и «Сумей отказаться» Педагог берет на себя роль водящего и обращается к детям с различными просьбами, например: « Выбери из этих щеток в стакане самую лучшую и почисти зубы». Предполагаемый ответ: « Извините, но чужими щетками пользоваться нельзя или извините, но я уже чистил зубы утром» и т д.

Разминка. Игровое упражнение «Походки» Воспитатель предлагает детям поочередно показать, как ходит «хитрая лиса», «старенький дедушка», «маленький ребенок»…

3ч. Повторение д/и «Сумей отказаться». Роль водящего выполняют дети.

***

1ч. Приветствие «Возьмемся за руки друзья»

2ч. Д/и «Старая сказка на новый лад». Педагог напоминает детям сюжет хорошо знакомой сказки и предлагает заменить в ней персонажей или сюжет. Сказка на новый лад может рассказываться по цепочке.

Разминка «Шалтай-Болтай». Инсценирование. «Шалтай-Болтай сидел на стене» (переступание с ноги на ногу, руки расслаблены), Шалтай-Болтай свалился во сне (наклон, руки расслаблены), Вся королевская конница и вся королевская рать (маршируют), не могут шалтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая ( повороты головы вправо-влево), собрать (становятся по стойке «смирно»)!

3ч. Повторение д/и «Старая сказка на новый лад». Индивидуальное творческое рассказывание.

***

1ч. Приветствие «Большое, доброе животное»

2ч. Д/и «Кто кого запутает» Материал: картинки с изображением животных. Играют двое, остальные наблюдают: 1-н берет картинку, лежащую лицевой стороной вниз, смотрит и называет животное. 2-й пытается аргументировано опровергнуть его слова. Далее пара меняется. Оценивается аргументированность ответов.

Разминка п/г «Брызги» Если жарко во дворе, скучно нашей детвоере (обмахиваются руками); Без воды и без купанья, это просто наказанье (покачивания головой вправо/влево); Мы тогда играем в воду и в дождливую погоду (хлопки скользящие ладонь об ладонь); Брызги вправо, брызги влево (стряхивающие движения кистями в стороны); Мокрым стало наше тело (движения рук отряхивающих одежду);  Даже песика Трезора, вымочили брызги скоро (стряхивающие движения кистей в сторону). И веселый наш Трезор, убежал в соседний двор ( движение ладоней «прощание»).

3ч. Повторение игры «Кто кого запутает»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода мнемотехники в обучении связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста через формирование навыков безопасности жизнедеятельности

Оценка эффективности использования метода мнемотехники с целью развития связной речи и эффективного усвоения детьми навыков безопасного поведения и здорового образа жизни...

Педагогический опыт по теме: «Развитие театрально-исполнительских навыков и эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Имея опыт работы по театрализованной деятельности, я  делилась знаниями с коллегами по работе, организовала консультации, показала открытые мероприятия, оформила театральный  уголок. Моя раб...

Опыт работы «Развитие связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Опыт работы«Развитие связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»....

Задания по развитию связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста с использованием сюжетных картинок

Сюжетные картинки по развитию речи помогут детям научиться более развернуто выражать свои мысли и правильно строить речевые высказывания....

Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста при работе с сюжетными картинами»

Ребёнок на фланелеграфе выделяет наглядно разные детали картины и поэтапно рассказывае, составляет рассказ....

отчет по самообразованию "Развитие математических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и...

Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказкам»

Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказкам»...