Использование ТРИЗ-технологии (моделирование сказок) в развитии связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи

Халаимова  Людмила Ефимовна

Использование ТРИЗ-технологии (моделирование сказок) в развитии связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ТРИЗ-технологии (моделирование сказок) в развитии связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Формирование и развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи является одной из основных задач в обучении и воспитании детей данной категории. В последние годы у многих детей уровень речевого развития ниже положенной нормы. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становится молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими.

Обучение полноценным рассуждениям, формирование умения выявлять существенное, что необходимо для умения доказывать свою точку зрения, а также формирование умения использовать различные языковые средства, вот основные направления работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста детей с ТНР, которые, как показывает практика возможно эффективно развивать через использование ТРИЗ-технологий

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач, основателем которой является изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер. В последствии данная технология была адаптирована к дошкольному возрасту А.М. Страунинг, и на сегодняшний день является одной из наиболее эффективных образовательных технологий, так как в ней сочетается работа над развитием речевой деятельности и над формированием мышления и воображения.

В настоящее время приемы и методы технологии ТРИЗ с успехом используются в коррекции речевых нарушений, для повышения эффективности овладения всеми языковыми средствами и для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения и диалектического мышления.

Основными целями теории решения изобретательских задач для дошкольников с ТНР является формирование и развитие связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности.

При использовании ТРИЗ-технологий основная задача состоит в том, чтобы не давать детям готовые знания, а учить ее находить. За основу берется работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

 Например, в своей группе мы с детьми работали с ТРИЗ технологией «Моделирование сказок». Данная методика направлена, сначала на то, чтобы обучить дошкольников составлению сказки по предметно-схематической модели: показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. У нас это была капелька воды, падающая с березки (наступила весна, и снег с березки растаял и превратился в капельку. Капелька какая? (мокрая, холодная, голубая, добрая, озорная и т.д).  А упасть она могла, например, на зайчика, который лежал под березкой. Так мы с детьми сочинили весеннюю сказку «Как зайчик Борька весну искал». Далее по этой же сказке дети разработали сценарий к одноименному мультфильму.

Работая с детьми над раскадровкой к мультфильму, также использовались ТРИЗ технологии. Мы выявляли противоречия в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. (игра «Хорошо-плохо). Например, что хорошо весной в лесу для зайчика, а что плохо?

Когда изготавливали атрибуты и декорации к мультфильму, попутно сравнивали предметы по их свойствам (символическая аналогия). Верба пушистая как что или кто? Одуванчики по цвету желтые как что или кто? Солнышко доброе как что или кто?

Очень результативным оказалось использование метода «синектика». Это так называемый метод аналогий: Личностная аналогия (эмпатия). Предлагаем ребёнку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в нашем случае из сказки про зайчика Борьку. Например, представь, что ты подснежник, и тебе холодно. Предлагаем рассказать детям, о чем думает подснежник в данной ситуации, и как можно исправить неприятность (оказывается можно вырастить на листиках небольшие пушинки, которые согреют цветок). Большим плюсом здесь является интеграция с другими образовательными областями.  

Игра «Добавь словечко» Яркое, теплое (Что?) солнце. Снег, лед на реке (Что делают?) тают. Звенит, бежит (что?) ручей. И т.д.

Д/и «Портреты — линии». Линия, изображающую дугу. - На что она похожа? Она похожа на улыбку. Герои весёлые, озорные, смешные (этот герой у нас зайчик). Прямая линия. - Этот герой добрый, сильный, могучий, мудрый (медведь). Ломаная линия. - Она похожа на молнию, на колючки, на иголки (ежик).

Метод «Спасательные ситуации в сказках» служит предпосылкой для сочинения разнообразных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств. Например, в нашей сказке зайчик проснулся на бревне в затопленном лесу, а вот лиса оказалась в еще более незавидном положении –на маленьком островке среди большой воды. Предложите свои варианты спасения.  (зайчик спасает лису, предложив место на бревнышке, и они вместе благополучно добираются до берега)

На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор, и придумывание сказки пойдет быстрее. Можно использовать метод «Знакомые герои в новых обстоятельствах», который развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Также используем в работе варианты ТРИЗ «Перевирание сказки» дети меняют  сказку, меняя сюжет и включая новых персонажей. Или это может быть «Сказка в заданном ключе», сочинение сказки по заданному началу. Например: наступила весна, проснулся ежик, и вдруг…..

Таким образом, эффективным инструментом развития связной речи у дошкольников с ТНР могут стать методы теории решения изобретательских задач. Внедрение специальных ТРИЗ-методик помогают педагогам организовать систему коррекционно-развивающей деятельности по обучению творческим видам рассказывания, что способствует развитию связной речи детей с ТНР. В результате чего, речь детей становится более осознанной и произвольной, у них закрепляется умение словесно выражать этапы решения творческой задачи в форме развёрнутых связных высказываний. ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Совместная деятельность по развитию речи с использованием ТРИЗ – технологий это импровизация, игра. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность детей

             Речевое развитие дошкольников, в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ, во многом определяющее ...

Использование метода мнемотехники в обучении связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста через формирование навыков безопасности жизнедеятельности

Оценка эффективности использования метода мнемотехники с целью развития связной речи и эффективного усвоения детьми навыков безопасного поведения и здорового образа жизни...

Опыт работы «Развитие связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Опыт работы«Развитие связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»....

Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2023 гг

laquo;Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моде...

Задания по развитию связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста с использованием сюжетных картинок

Сюжетные картинки по развитию речи помогут детям научиться более развернуто выражать свои мысли и правильно строить речевые высказывания....

Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста при работе с сюжетными картинами»

Ребёнок на фланелеграфе выделяет наглядно разные детали картины и поэтапно рассказывае, составляет рассказ....

Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказкам»

Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказкам»...