Главные вкладки

    Использование метода мнемотехники в обучении связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста через формирование навыков безопасности жизнедеятельности
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

    Мариненкова Татьяна Геннадьевна

    Оценка эффективности использования метода мнемотехники с целью развития связной речи и эффективного усвоения детьми навыков безопасного поведения и здорового образа жизни

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon enes.doc102 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Использование метода мнемотехники в обучении связной речи детей с  ОНР старшего дошкольного возраста через формирование навыков безопасности жизнедеятельности

    Я работаю в логопедической группе. Эту группу посещают дети с общим недоразвитием речи. Дети не могут последовательно высказывать свои мысли, правильно строить предложения, связно составлять рассказ из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, услышанным. У детей нарушена мелкая моторика, недостаточно развиты слуховое и зрительное внимание, логическое мышление. Со всеми детьми в группе проводится коррекционная работа.

       Мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. С самого раннего возраста необходимо приучать детей к безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, дома, на природе; формировать у детей представление о здоровье, как главной человеческой ценности. В этом должны принимать участие и родители, и детский сад, а в дальнейшем, конечно же, школа.

       Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, я решила знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности, проводя при этом коррекционную работу.      

       Для того чтобы построить свою работу правильно, в определенной системе, я провела педагогическую диагностику. Результаты диагностики показали, что у детей недостаточно знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.

       Опыт показывает, что формирование у детей старшего возраста представлений по основным разделам программы основ безопасности жизнедеятельности, развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, связной речи, устойчивого интереса к обучению в целом не может поддерживаться без новой, свежей идеи.

       В своей работе я решила использовать коллажи и мнемотаблицы, направленные на овладение способами запоминания. С их помощью у ребенка можно развить кругозор, уменьшить утомляемость, предупредить неврозы.

       Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Связная речь – это способность выражать свои мысли так, чтобы слушающий воспринимал речь адекватно тому, что ребенок хочет сказать. Овладение развернутой монологической речью – это наибольшая трудность для детей с ОНР, а коллажи и мнемотаблицы как раз и способствуют расширению словарного запаса, развивают связную речь, зрительное внимание, память и логическое мышление.

       Основное назначение коллажа – объединить все объекты, изображенные на нем, в единый, интересный и познавательный сюжет. Увидеть и разгадать эту связь как раз и предстоит ребенку. Таким образом, развиваются самостоятельность мышления, познавательная активность, а самое главное, происходит побуждение ребенка к составлению распространенных предложений. Работа с коллажем полезна тем, что ребенок наглядно видит сюжет и по нему составляет рассказ.

       Работу с коллажем строю в следующей последовательности:

    . Расширяю представления детей по предложенной мною теме. Формирую сознательное отношение к соблюдению правил безопасного поведения и здоровому образу жизни при обсуждении ситуаций из жизни, из личного опыта, из знакомых сказок.

    . Выставляю коллаж по данной теме. Даю сжатую информацию по содержанию данного коллажа, задаю дополнительные вопросы и задания.

    .  Предлагаю ребенку с помощью коллажа самостоятельно составить рассказ по соответствующей теме.

        Тем, кто освоил умение работать с готовым коллажем, предлагаю на ковролине самостоятельно составить коллаж по любой из понравившихся тем. При этом дети используют готовые по теме картинки на липучках и изготавливают недостающие.

       Мнемотаблицу составляю вместе с детьми. Работу с мнемотаблицей строю в следующей последовательности:

    . Расширяю представления детей по предложенной мною теме. Формирую сознательное отношение к соблюдению правил безопасности жизнедеятельности при обсуждении ситуаций из жизни, из личного опыта, из знакомых сказок.

    . Раздаю каждому ребенку заготовку для мнемотаблицы. Вместе с детьми, опираясь на полученные знания, заполняем клетки, рисуем знаковые символы (кодируем текст).

    . Предлагаю ребенку с помощью мнемотаблицы самостоятельно составить рассказ по соответствующей теме.

    . Задание усложняю: прошу закрыть таблицу со знаковыми символами. Даю чистую заготовку и предлагаю нарисовать то, что запомнили.

    . После выполнения задания каждый проверяет свою память.

       В ходе работы с мнемотаблицей формирую также графические навыки работы с карандашом в клетке, что способствует развитию мелкой моторики; развиваю умение соотносить знаковые символы с образами.

      Данные коллажи, мнемотаблицы помогают закрепить у ребенка обобщенное представление по выбранной теме, формируют умение устанавливать причинно-следственные связи, упражняют в умении составлять связный рассказ, развивают психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.  Работа с коллажем, мнемотаблицей всегда связана с инициативой, творчеством, протекает эмоционально. В дальнейшем, коллаж, мнемотаблицу помещаю на панно, где дети самостоятельно их рассматривают.

       Проводя работу с коллажами и мнемотаблицами, я отметила, что у детей появился интерес к овладению основами безопасности жизнедеятельности. В своей речи дети больше употребляют сложных предложений,  научились обобщать, улучшился грамматический строй речи, лучше стала монологическая речь, ответы на вопросы стали грамотнее. Эта работа плодотворна и я буду продолжать ее. Использование коллажей и мнемотаблиц позволит сформировать у детей основы безопасности жизнедеятельности: дети овладеют навыками правильно вести себя в опасных ситуациях; научатся понимать, что здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни.

    Целью  данной работы является обучение связной речи детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

    Достижение цели определялось решением следующих задач:

     . Составление коллажей, мнемотаблиц о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни с целью развития слухового и зрительного внимания, памяти, связной речи, логического мышления, устойчивого интереса к обучению в целом.

    . Оценка эффективности использования метода мнемотехники с целью развития связной речи и эффективного усвоения детьми навыков безопасного поведения и здорового образа жизни.

    В период 2013 – 2014 годов в группе проводилась  промежуточная и итоговая педагогическая диагностика для выявления индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, степени продвижения дошкольников в обучении связной речи и овладении навыками основ безопасности жизнедеятельности.

     

     Для выявления у воспитанников уровня представлений по основам безопасности жизнедеятельности я использовала разработанные мною диагностические листы. Для выявления уровня речевого развития использована диагностика педагогического процесса автора - составителя Н.В.Верещагиной. Педагогическая диагностика  осуществляется с использованием методов систематического наблюдения, бесед, организации специальной игровой деятельности, получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации, анализируется продукт детской деятельности.

    Цель педагогической диагностики: выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка, уровень развития связной речи и уровень развития навыков безопасного поведения и здорового образа жизни.

    Основная задача педагогической диагностики: выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и составить коллажи, мнемотаблицы о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни с целью развития слухового и зрительного внимания, памяти, связной речи, логического мышления, устойчивого интереса к обучению в целом.

    Методы получения результатов педагогической диагностики:

    . Наблюдение за ребенком в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов.

    . Индивидуальные, подгрупповые, групповые беседы, составление рассказов по

      образцу, схемам, сюжетным картинам.

    . Диагностические ситуации, игровые задания.

    . Анализ продуктов детской деятельности.

    Критерии уровня развития:

    (по Н.В.Верещагиной)

    - Низкий уровень (1-2 баллов) – ребенок не может выполнить предложенные задания, ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.

    - Средний уровень (3-4 балла) – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.

    - Высокий уровень (4,1-5 баллов) – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

    Педагогическая диагностика формирования навыков безопасного поведения и здорового образа жизни  воспитанников старшей логопедической группы на начало 2013-2014 учебного года

    Таблица 1.1

    Навыки ребенка

    Уровень развития навыков, %

    Уровень по группе

    (баллы), %

    н

    с

    в

    Ребенок дома.

    Ребенок и другие люди

    5 чел 38,5%

    8 чел 61,5%

    0

    2,8  56%

    Ребенок и природа

    2 чел 15,4%

    11 чел  84,6%

    0

    3,3 66%

    Здоровье человека.

    Эмоциональное благополучие

    6 чел 46,%

    7 чел 53,8%

    0

    2,7  54%

    Ребенок на улице

    5 чел 38,5%

    8 чел 61,5%

    0

    3,1  62%

    Итоговый показатель

    43,7%

    65,3%

    0

    60%

      Данные педагогической диагностики показывают, что в начале года у детей имеются затруднения по таким разделам безопасности,  как «Ребенок дома. Ребенок и другие люди», «Здоровье человека. Эмоциональное благополучие», «Ребенок на улице».

      Детальный анализ результатов показал, что не все дети способны сознательно относиться к соблюдению правил безопасного поведения при контакте с незнакомым человеком на улице, дома. У детей слабо сформирована культура поведения в природе, слабые представления об устройстве тела человека, о функциях отдельных органов. Дети не могут правильно описать реально опасные ситуации на дороге, на остановке, в транспорте, во дворе.

      Фразовая речь при обсуждении ситуаций из жизни, из знакомых сказок не содержательна. Дети затрудняются связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. У детей недостаточно развито воображение, внимание, мышление. Отслеживаются затруднения при составлении описательного рассказа о предмете, составлении рассказа по картине, по серии картин.

      Таким образом, для улучшения показателей необходима целенаправленная работа по выполнению образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Планируя дальнейшую совместную деятельность, я решила знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности, проводя при этом коррекционную работу и опираясь на дополнительные программы:  

    1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

    2. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-РПЕСС», 2010.

    3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2005. 

    Результаты педагогической диагностики уровня развития навыков безопасного поведения и здорового образа жизни  воспитанников старшей логопедической группы на конец 2013-2014 учебного года

                                                                                                           Таблица 1.2

                               

    Представления  ребенка

    Уровень развития представлений, %

    Уровень по группе

    (баллы), %

    н

    с

    в

    Ребенок дома.

    Ребенок и другие люди

    1 чел 7.7 %

    9 чел 69,2 %

    3 чел 23%

    3,7 74%

    Ребенок и природа

    0

    9 чел 69,2%

    4 чел 30,8%

    4,0 80%

    Здоровье человека.

    Эмоциональное благополучие

    2 чел 15,3%

    8 чел  62%

    3 чел 23%

    3,6  72%

    Ребенок на улице

    1 чел 7,7%

    8 чел 62%

    4 чел 30,8%

    3, 8 76%

    Итоговый показатель

    7,6%

    65,6%

    26,8%

    76%

    Исходя из данных таблицы видно, что к концу учебного года процент детей с высоким уровнем -26,8% и с уровнем, соответствующим  возрасту, - 65,6% значительно вырос и составил 92,4%

    Вывод:     наблюдается положительная динамика развития, что говорит о высоких результатах  формирования навыков безопасности жизнедеятельности – 76% за 2013 – 2014 учебный год.

    Анализируемые навыки основ безопасности жизнедеятельности

    . Ребенок дома. Ребенок и другие люди

    . Ребенок и природа

    . Здоровье человека. Эмоциональное благополучие

    . Ребенок на улице

    Сравнительная диаграмма формирования навыков основ безопасности жизнедеятельности воспитанников старшей логопедической группы

    на начало и конец 2013 – 2014 учебного года (баллы)

    Вывод: отмечается положительная динамика формирования навыков воспитанников в данный возрастной период по всем направлениям основ безопасности жизнедеятельности.

    Сравнительный график развития навыков основ безопасности жизнедеятельности воспитанников старшей логопедической группы

    за 2013 – 2014 учебный год в процентном соотношении

    Вывод: стабильные положительные результаты формирования навыков безопасности жизнедеятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья за 2013 – 2014 учебный год достигнуты на 76%.

    Результаты педагогической диагностики уровня речевого развития воспитанников старшей логопедической группы на начало 2013-2014 учебного года

         Таблица 1.3

                                         

    Навыки и умения по образовательной области «Речевое развитие»

    Уровень овладения навыками и умениями,%

    Уровень по группе

    (баллы), %

    н

    с

    в

    Составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине, по серии картин. Пересказывает относительно точно небольшой текст.

    6 чел  46,2%

    7 чел  53,8%

    0

    2,9  58%

    Определяет место звука в слове

    5 чел  38,5%

    8 чел  61,5%

    0

    3,2  64%%

    Употребляет обобщающие слова, умеет подбирать к существительному прилагательное, умеет подбирать синонимы

      5 чел  38,5%

    8 чел  61,5 %

    0

    3,1  62%%

    Итоговый показатель

    41%

    58,9%

    0

    61 %

        Данные педагогической диагностики показывают, что в начале года дети затрудняются составлять рассказ по плану, по образцу о предмете, по сюжетной картине, по набору картин. При пересказе небольших текстов допускают нарушения временной последовательности изложения, пропускают смысловые связки. Не все дети могут определить место звука в слове. Вызывает затруднение подбор нескольких прилагательных к существительному, замена слова другим словом со сходным значением. По демонстрации действий и по картине составляют в основном предложения из 2-3 слов.

        Таким образом, для дальнейшей коррекционной работы были запланированы дополнительные технологии:

    1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. 2003.

    2. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М. 2007.

    3. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128с.

    4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

    5. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. – м.: Мозаика-Синтез, 2008. – 296 с.

    Результаты педагогической диагностики уровня речевого развития воспитанников старшей логопедической группы на конец 2013-2014 учебного года

         Таблица 1.3

                                         

    Навыки и умения по образовательной области «Речевое развитие»

    Уровень овладения навыками и умениями,%

    Уровень по группе

    (баллы), %

    н

    с

    в

    Составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине, по серии картин. Пересказывает относительно точно небольшой текст.

    2 чел  15,4%

     

    7 чел  53,8%

    4 чел  30,8%

    3,9  78%

    Определяет место звука в слове

    1 чел  7,7%

    8 чел  61,5%

     

    4 чел  30,8%

    3,8  76%

    Употребляет обобщающие слова, умеет подбирать к существительному прилагательное, умеет подбирать синонимы

    1 чел  7,7%

    8 чел  61,5%

    4 чел  30,8%

    4,1  82%

    Итоговый показатель

    10,3%

    59%

    30,8%

    78 %

    Вывод: результаты педагогической диагностики показали, что к концу учебного года процент детей с высоким уровнем 30,8% и с уровнем, соответствующим  возрасту, - 59% значительно вырос и составил 89,8%

    Это показатель правильно выбранной системы работы.

    Сравнительная диаграмма формирования навыков речевого развития воспитанников старшей логопедической группы на начало и конец 2013 – 2014 учебного года (баллы)

    Вывод: за анализируемый период на конец учебного года воспитанники показали положительную динамику речевого развития.

    Сравнительный график развития речевых навыков воспитанников старшей логопедической группы за 2013 – 2014 учебный год в процентном соотношении

    Вывод: стабильные положительные результаты формирования навыков речевого развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья за 2013-2014 год достигнуты на 78%.

    Заключение

     Педагогическая диагностика, проводимая в начале и в конце учебного года в группе с ОНР старшего дошкольного возраста, позволяет сделать вывод, что разработанная и включенная в педагогический процесс система работы с коллажами и мнемотаблицами показала высокую заинтересованность воспитанников к овладению навыками основ безопасности жизнедеятельности.

     В ходе работы были созданы благоприятные условия для расширения кругозора, развития творческой активности, самостоятельности, что способствовало расширению словарного запаса, развивало связную речь, побуждало к составлению распространенных предложений.

     Дети научились обобщать, улучшились зрительное внимание, память, логическое мышление, грамматический строй речи. Воспитанники стали более раскованными, уверенными в себе, пытаются решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи, соблюдают общепринятые нормы поведения в на улице, в детском саду. Дети усвоили, что здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни.

    В работе с детьми использованы инновационные технологии:

    . Информационно-компьютерные технологии

    . Здоровьесберегающие (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика,  

      гимнастика для глаз) с целью сохранения и укрепления здоровья

      воспитанников

    . Интеллектуального развития, развития памяти (мнемотехника)

    . Игровые (Н.Б. Никитин, З.А. Михайлова)

     Интеграция образовательных областей способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребенка. К концу учебного года возрастают показатели по установленным критериям педагогической диагностики. Положительная динамика доказывает результативность проведенной работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы «Создание условий для физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасной жизнедеятельности»

    В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р...

    Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте

    . Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированное зависит дальнейшее развитие ...

    Памятка для родтителей по использованию методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного

    Данная памятка предназначена для родителей по применению методов мнемотехники  в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста .[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9107...

    "Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

    Статья предназначена для воспитателей старших групп,для родителей.Она раскрывает значимость  использования данной технологии для обучения рассказыванию,составления описательных рассказов....

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Актуальность мнемотехники: мнемотехника облегчает детям овладение связной речью; применения мнемотехники , использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт; Ребён...

    Использование методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

    ull; Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.• Ребёнок, с опорой на образы памяти, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление....