Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Скидан Наталья Михайловна

Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников (метод мнемотехники в работе воспитателя в развитии связной речи детей дошкольного возраста).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsy.docx593.51 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников.

Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Работая с детьми, мы  столкнулись с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов мы решили применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Основные задачи мнемотехники:

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);

Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;

Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

В своей работе в младшем и среднем дошкольном возрасте мы  применяли цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка - зелёная.

Сейчас для детей старшего возраста применяем схемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

На первом этапе работы логопед знакомит детей с мнемотехникой.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Последовательность работы логопеда с мнемотаблицами:

1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2.Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки  или рассказ по заданной теме с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания).

В своей работе логопед использует мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов.

Воспитатели продолжают работу с мнемотаблицами в совместной деятельности с детьми.

В своей работе мы используем мнемотаблицы на ознакомление с художественной литературой для обучения заучивания стихотворения. Использование таких опорных рисунков превращает занятие в игру.

Этапы работы над стихотворением:

  1. Воспитатель знакомит детей со стихотворением: сообщает о том, что дети будут учить стихотворение наизусть и выразительно читает его.

C:\Users\user\Desktop\Наташа\2016-2017уч.год\мнемотаблицы\фото\114___11\IMG_5223.JPG

  1. По содержанию стихотворения проводится беседа, выясняем главную мысль произведения, проводится словарная работа, объясняю новые слова.
  2. Читаю отдельно каждую строчку, и придумываем ассоциативный образ, который можно нарисовать. Первое время педагог рисует на своей таблице, а дети на своей. Затем можно дать волю творчества детям. Рисуем в основном фломастерами или цветными карандашами, используя схематичное рисование.C:\Users\user\Desktop\Наташа\2016-2017уч.год\мнемотаблицы\фото\114___11\IMG_5227.JPG

C:\Users\user\Desktop\Наташа\2016-2017уч.год\мнемотаблицы\фото\114___11\IMG_5236.JPG

  1. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы (на мнемотаблицу). Если стихотворение большое можно сначала «читать» по мнемодорожкам, а затем уже и все стихотворение. Для лучшего запоминания мы читаем стихотворение хором, потом по частям, и по одному.

C:\Users\user\Desktop\Наташа\2016-2017уч.год\мнемотаблицы\фото\114___11\IMG_5240.JPGC:\Users\user\Desktop\Наташа\2016-2017уч.год\мнемотаблицы\фото\114___11\IMG_5231.JPG

  1. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

Таким образом, в течение 15-20 минут с помощью мнемотаблицы ненавязчиво мы выучиваем небольшое стихотворение. Дети с удовольствием занимаются этим видом деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Памятка для родтителей по использованию методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного

Данная памятка предназначена для родителей по применению методов мнемотехники  в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста .[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9107...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность мнемотехники: мнемотехника облегчает детям овладение связной речью; применения мнемотехники , использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт; Ребён...

Использование методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

ull; Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.• Ребёнок, с опорой на образы памяти, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление....

Презентация «Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.В настоящее время проблема формирования связной речи у детей становится все более актуальной. Цель: ис...