Стендовый доклад для педагогов на тему: "Использование методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста".
консультация по развитию речи
Мнемотехника – это в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ Сортавальского МО РК ДС 23 «Ладушки»
Использование методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Подготовила:
Учитель-логопед
Лаврова Екатерина Владимировна
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
Мнемотехника – это в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.
ЗАДАЧИ:
Этапы работы:
I этап: кодирование в образы (учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать). Например: домик, волк, медведь.
II этап: запоминание (соединение двух образов). Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразить курицу так: , действие «бил-бил» можно показать стрелками, а слезы — маленькими точками.
Через сказку дети знакомятся с сезонными явлениями природы. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна». Ознакомление с характерными особенностями времен года идет через составление сюжетной сказки. В работе с мнемотаблицами вводятся цветовые буквенные обозначения времен года: осень — желтая или оранжевая, буква «О»; зима — синяя или голубая, буква «3»; весна — зеленая, буква «В». При этом детей знакомят с условными обозначениями характерных для каждого времени года явлений, например: дождь — , снег — , солнце — , дерево — .
III этап: пересказ информации с опорой на символы (самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа). Например:
По этой картинке может быть такой рассказ: Заяц — это не домашнее животное, а дикое. Он живет в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом — серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама-зайчиха своих детенышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.
IV этап: воспроизведение мнемосхемы (закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель).
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста.
Обогащение словарного запаса: можно использовать условные обозначения слов, какими Вы хотите обогатить словарный запас детей. Например: - это волк и т.д.
Пересказ художественной литературы:
Заучивание стихов и загадок:
Я сосульку не сосу...
Я ее домой несу.
Стало ей от солнца жарко —
Мне ее ужасно жалко.
Пусть все лето, целый год
В холодильнике живет.
А. Горбунова
К этому стихотворению можно составить вот такую мнемосхему:
Вот такая мнемосхема решает сразу несколько задач:
Позволяет составлять творческие рассказы, передавая правильную временную и логическую последовательность;
- закреплять структуру рассказа (зачин, кульминация, развязка);
- расширять словарный запас;
- развивать логическое мышление и фантазию
- формировать грамматический строй речи
Вот какие могут быть у этой мнемосхемы трактовки:
Карта-схема №1 | ||
Кто я? | На чем? | Место и время |
девочка | машина | лес |
мальчик | поезд | поле |
дед | пароход | море, река |
баба | метла | луна |
царь | лошадка | планета |
царица | ракета | цирк |
внук | летучий корабль | дом |
внучка | летающая тарелка | Африка |
волшебница | воздушный шарик | в сказке |
злая ведьма | шапка-невидимка | в театре |
Баба Яга | цветик-семицветик | зима |
дети | сапоги-скороходы | осень |
король | автобус | сказочный город |
королева | самолет | Северный полюс |
заяц | лодка | тропинка |
лиса | зонт | полянка |
еж | зебра | океан |
белка | Марс | |
волк | деревня | |
медведь | болото | |
золотая рыбка | дворец | |
зоопарк | ||
в Москве | ||
весна | ||
лето |
Карта-схема №2 | ||
Что случилось? (Кого встретили?) | Кто помог? (Волшебные вещи) | Конец |
Баба Яга | волшебница | свадьба |
Дед Мороз | джинн | всем весело — улыба |
солдат | снеговик | ются |
инопланетяне | птицы | умер герой |
пираты | золотая рыбка | слезы |
Снежная королева | Мальчик-с-пальчик | разлука |
Кощей Бессмертный | ковер-самолет | пир |
ведьма | шапка-невидимка | |
водяной | цветик-семицветик | |
фея | мертвая и живая вода | |
роботы | сапоги-скороходы | |
гномы | скатерть-самобранка | |
попал в болото | посох Деда Мороза | |
буря | летающая тарелка | |
заморозили | волшебное яблоко | |
гроза | дудочка | |
метель | палочка | |
сломался | зеркало | |
шторм | очки | |
заколдовали | добрая фея | |
ураган | Дед Мороз | |
дождь | Снегурочка | |
корабль пиратов | звери |
Карта-схема №3 | ||
Какими словами можно начать рассказ? | Слова-связки | Какими словами можно закончить рассказ? |
Жили-были... | А в это время... | Туг и сказке конец... |
Давно это было... | Потому что... | Вот и сказке конец, |
Как-то раз... | Пустились они... | а кто слушал — моло- |
Однажды... | И видят... | дец. |
Дело было летом... | И стали они... | Вот вам и сказка, |
В некотором царстве... | Решили они... | а мне бубликов связка. |
Давным-давно... | Вот потому и... | И все стало ясно. |
Далеко-далеко... | В связи с этим... | И стали они жить |
За тридевять земель... | Все началось с того... | в мире и согласии. |
В одном лесу... | Неожиданно... | Так они жили и не ту- |
В одном королевстве... | Вдруг... | жили. |
И вот тогда... | Вот и вся сказка | |
А тут... | (история). | |
Там он... | Живут там и пожива | |
А навстречу... | ют, и горя не знают. | |
Один раз... | Вот и сказка вся, | |
Они всегда... | больше сказать нельзя. | |
Взяли они... | Стали они жить- | |
Тут пришел... | поживать и добра | |
Мимо пробегал | наживать | |
(проходил)... | ||
А его друг и... | ||
(говорит, или побежал, | ||
или испугался)... |
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей, удаётся достичь следующих результатов:
- у детей увеличится и активизируется словарный запас.
-у детей появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории.
-у детей появится интерес к заучиванию стихотворений и потешек.
- у детей повысится уровень развития связной речи.
Используемая литература:
Полянская Т Б. «Использование метода мнемотехники в
обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
СПб., 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Презентация предназначена для воспитателей ДОУ....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность мнемотехники: мнемотехника облегчает детям овладение связной речью; применения мнемотехники , использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт; Ребён...

Использование методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
ull; Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.• Ребёнок, с опорой на образы памяти, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление....

Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников (метод мнемотехники в работе воспитателя в развитии связной речи детей дошкольного возраста)....
Презентация «Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.В настоящее время проблема формирования связной речи у детей становится все более актуальной. Цель: ис...
























