Стендовый доклад для педагогов на тему: "Использование методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста".
консультация по развитию речи

Лаврова Екатерина Владимировна

Мнемотехника – это в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Сортавальского МО РК ДС 23 «Ладушки»

Использование методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Подготовила:

Учитель-логопед

     Лаврова Екатерина Владимировна

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ

 

     

Мнемотехника – это в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.

                                                                 

                                            ЗАДАЧИ:

Этапы работы:

I этап: кодирование в образы (учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а так­же простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать). Например:   домик, волк, медведь.

II этап: запоминание (соединение двух образов). Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразить курицу так: , действие «бил-бил» можно показать стрелками, а слезы — маленькими точками.

Через сказку дети знакомятся с сезонными явлениями природы. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна». Ознакомление с характерными особенностями времен года идет через составление сюжетной сказки. В работе с мнемотаблицами вводятся цветовые буквенные обозначения времен года: осень — желтая или оранжевая, буква «О»; зима — синяя или голубая, буква «3»; весна — зеленая, буква «В». При этом детей знакомят с условными обозначениями характерных для каждого времени года явлений, например: дождь — , снег — , солнце — , дерево — .

III этап: пересказ информации с опорой на символы (самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа). Например:

По этой картинке может быть такой рассказ: Заяц — это не домашнее животное, а дикое. Он живет в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом — серой. На голове два длинных уха. У зайца малень­кий хвостик. Мама-зайчиха своих детенышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.

IV этап: воспроизведение мнемосхемы (закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель).

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста. 

Обогащение словарного запаса: можно использовать условные обозначения слов, какими Вы хотите обогатить словарный запас детей. Например:  - это волк и т.д.

Пересказ художественной литературы:

Заучивание стихов и загадок:

Я сосульку не сосу...

Я ее домой несу.

Стало ей от солнца жарко —

Мне ее ужасно жалко.

Пусть все лето, целый год

В холодильнике живет.

А. Горбунова

К этому стихотворению можно составить вот такую мнемосхему:

Вот такая мнемосхема решает сразу несколько задач:

Позволяет составлять творческие рассказы, передавая правильную временную и логическую последовательность;

  • закреплять структуру рассказа (зачин, кульминация, раз­вязка);
  • расширять словарный запас;
  • развивать логическое мышление и фантазию
  • формировать грамматический строй речи

Вот какие могут быть у этой мнемосхемы трактовки:

Карта-схема №1

Кто я?

На чем?

Место и время

девочка

машина

лес

мальчик

поезд

поле

дед

пароход

море, река

баба

метла

луна

царь

лошадка

планета

царица

ракета

цирк

внук

летучий корабль

дом

внучка

летающая тарелка

Африка

волшебница

воздушный шарик

в сказке

злая ведьма

шапка-невидимка

в театре

Баба Яга

цветик-семицветик

зима

дети

сапоги-скороходы

осень

король

автобус

сказочный город

королева

самолет

Северный полюс

заяц

лодка

тропинка

лиса

зонт

полянка

еж

зебра

океан

белка

Марс

волк

деревня

медведь

болото

золотая рыбка

дворец

зоопарк

в Москве

весна

лето

Карта-схема №2

Что случилось? (Кого встретили?)

Кто помог? (Волшебные вещи)

Конец

Баба Яга

волшебница

свадьба

Дед Мороз

джинн

всем весело — улыба

солдат

снеговик

ются

инопланетяне

птицы

умер герой

пираты

золотая рыбка

слезы

Снежная королева

Мальчик-с-пальчик

разлука

Кощей Бессмертный

ковер-самолет

пир

ведьма

шапка-невидимка

водяной

цветик-семицветик

фея

мертвая и живая вода

роботы

сапоги-скороходы

гномы

скатерть-самобранка

попал в болото

посох Деда Мороза

буря

летающая тарелка

заморозили

волшебное яблоко

гроза

дудочка

метель

палочка

сломался

зеркало

шторм

очки

заколдовали

добрая фея

ураган

Дед Мороз

дождь

Снегурочка

корабль пиратов

звери

Карта-схема №3

Какими словами можно начать рассказ?

Слова-связки

Какими словами можно закончить рассказ?

Жили-были...

А в это время...

Туг и сказке конец...

Давно это было...

Потому что...

Вот и сказке конец,

Как-то раз...

Пустились они...

а кто слушал — моло-

Однажды...

И видят...

дец.

Дело было летом...

И стали они...

Вот вам и сказка,

В некотором царстве...

Решили они...

а мне бубликов связка.

Давным-давно...

Вот потому и...

И все стало ясно.

Далеко-далеко...

В связи с этим...

И стали они жить

За тридевять земель...

Все началось с того...

в мире и согласии.

В одном лесу...

Неожиданно...

Так они жили и не ту-

В одном королевстве...

Вдруг...

жили.

И вот тогда...

Вот и вся сказка

А тут...

(история).

Там он...

Живут там и пожива

А навстречу...

ют, и горя не знают.

Один раз...

Вот и сказка вся,

Они всегда...

больше сказать нельзя.

Взяли они...

Стали они жить-

Тут пришел...

поживать и добра

Мимо пробегал

наживать

(проходил)...

А его друг и...

(говорит, или побежал,

или испугался)...

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей, удаётся достичь следующих результатов:

- у детей увеличится и активизируется словарный запас.

-у детей появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории.

-у детей появится интерес к заучиванию стихотворений и потешек.

- у детей повысится уровень развития связной речи.

Используемая литература:

 Полянская Т Б. «Использование метода мнемотехники в

обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

СПб., 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность мнемотехники: мнемотехника облегчает детям овладение связной речью; применения мнемотехники , использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт; Ребён...

Использование методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

ull; Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.• Ребёнок, с опорой на образы памяти, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление....

Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников (метод мнемотехники в работе воспитателя в развитии связной речи детей дошкольного возраста)....

Презентация «Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.В настоящее время проблема формирования связной речи у детей становится все более актуальной. Цель: ис...