Главные вкладки

    Опыт работы «Развитие связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
    методическая разработка (старшая группа)

    Саблина Марина Владимировна

    Опыт работы

    «Развитие связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_opyt_rabotttyyy.docx47.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим

    Ашинского района Челябинской области

    Опыт работы

    «Развитие связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

    Составил:

    Учитель-логопед

    МКДОУ№10 г.Сим

    Саблина М.В.

    Квалификационная категория-1

    Пед. стаж – 9 лет

    2019г.

    Содержание:

    1. Введение…………………………………………………….3
    2. Основная часть……………………………………………..5
    3. Заключение…………………………………………………14
    4. Литература………………………………………………….15
    5. Приложение…………………………………………………16

    Введение.

    Актуальность. Выбор темы самообразования  «Развитие связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» был не случаен. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой на современном этапе образования.  Главной и отличительной чертой общества на данный момент является подмена живого человеческого общения общением через гаджеты, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

    Обследуя детей, поступающих в логопедическую группу, я отметила большое количество детей, имеющих не только дефекты в речи, но и недоразвитие   связной речи, дети затруднялись в описании предмета, в составлении рассказа, в подборе синонимов, антонимов. Поэтому передо мной встала задача: найти эффективные методы и технологии развития связной речи. Свой  выбор я остановила на дидактической игре. Только игра  в коррекционно-педагогическом процессе воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями приобретает особое значение, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и их полноценного развития, помогая в воплощении в жизнь серьёзных коррекционных замыслов.  

    Благодаря использованию дидактических игр, процесс образовательной деятельности становится интересным и увлекательным. Дидактическая игра является важнейшим источником развития речи: обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает умение правильно выражать свои мысли и, конечно же, связную речь. Это одна из основных причин, из-за которой дидактическая игра входит в сферу моих профессиональных интересов.

    Цель  данной работы: изучение особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и определение способов её развития посредством дидактических игр.

     Приступая к развитию связной речи у детей ТНР, я ставила перед собой следующие задачи:  

    - подобрать и разработать комплекс дидактических игр, направленных на развитие связной речи, для проведения логопедических занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР;

    -обучение детей 5-6 летнего возраста с  ТНР  накоплению словарного запаса и правильному построению предложения;

     - формирование навыков построения связных монологических высказываний;

    -  закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

    Гипотеза: использование на логопедических занятиях дидактических игр позволит создать комфортные условия, повысить мотивацию дошкольников с ОНР и эффективность коррекционно- развивающей работы.

    Новизна опыта  состоит в создании системы применения дидактических игр, нацеленных на развитие связной  речи детей старшего дошкольного возраста.

    Основная часть.

      Развитие связной речи  играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен  в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим навыками красивой, правильной речи, всегда интересно общаться.  

    Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, A.M. Бородич и другими. "Связная речь, — подчеркивал Ф.А. Сохин, — это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях... Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным  языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя". По тому как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

    Формирование связной речи у детей с ТНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

     Её характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности: словесные, наглядные, практические.

    Игра является необходимым условием всестороннего развития их личности и интеллекта. Без специального организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает.

    Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.

    Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях.

    Дидактические игры- эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.

    Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих дидактических игр заключается в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы.

    Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

    Применение дидактических игр на логопедических занятиях направлены на решение ряда коррекционных задач:

    • Совершенствовать разговорную речь.
    • Обогащать словарь.
    • Формировать грамматический строй языка.
    • Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий.
    • Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью.

    В процессе коррекционной работы следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателю, т. е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, т.к. характерные недостатки детских рассказов- короткие нераспространенные бессоюзные предложения, часто незаконченные, повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз. Помогаю детям с ТНР овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений, обозначающим отношение предметов по месту и времени, а также причинно-следственные связи. Кроме того, учу их пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщении (обобщающие слова, существительные, обозначающие видовые и родовые понятия).

    В дошкольном возрасте, работая с детьми 5-6 лет с ТНР, придаю большое значение формированию навыков рассказыванию. Детей обучаю связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. В саду происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказ, рассказ.

    ПЕРЕСКАЗ - связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Пересказ- сравнительно легкая речевая деятельность. Ребенок с ОНР излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-логопеда (словарь, синтаксические конструкции, композиция , выразительность ) .

    РАССКАЗ - самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) – более сложная деятельность , чем пересказ. Ребенок с ОНР должен сам определить в соответствии с заданной темой содержание и выбрать форму повествования.

    По форме рассказы бывают описательными и сюжетными, рассуждение, повествование.

    ОПИСАНИЕ - это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно в описании много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей.

    Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале его, называется предмет, затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключении говорится о назначении предмета или о действиях с ним. Естественно, что описание какого-либо трудового процесса опирается на его последовательность (например: как я делаю лодочку, стираю и т. д.).

    СЮЖЕТНЫЙ (повествовательный) рассказ – это передача событий, происходящих в определенной последовательности с каким-нибудь героем. Детям дается представление о типичной структуре таких  рассказов – вначале

    (экспозиция) называется герой (или герои), иногда дается описание его внешнего вида, затем излагается первое событие (завязка ), по возможности объясняется, когда, где оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между двумя- тремя эпизодами, после чего следует окончание (развязка).

     Еще большее значение, чем форма изложения, имеет содержание рассказа. Чтобы определить, насколько доступно задание для ребенка с ТНР,  и выбрать ведущие приемы, которые помогут ему выполнить это задание, следует учитывать два фактора: о чем должен говорить рассказчик и на какой психический процесс он будет при этом опираться.

    В связи с этим для дошкольников можно выделить три категории рассказа:

    Рассказ по восприятию (о том ,что ребенок видит в момент рассказа);

    Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);

    Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений) или творческий;

    В обучении рассказыванию детей с ОНР применяются специфичные приемы, назначения которых – получить от ребенка связное высказывание, монолог (а не ответ словом, фразой, жестом).

    Овладение  методами и приемами обучения рассказыванию - одно из важнейших условий успешной коррекционной работы по развитию связной речи у детей с ОНР.

    На занятиях использую такие приемы :

    - объяснение,

    - вопросы,

    - речевой образ,

    - демонстрация наглядного материала,

    - упражнения,

    - оценка речевой деятельности.

    Проводя то или иное занятие, передо мной стоит задача находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

    Методика применения различных приемов и сам выбор их претерпевают изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности.

    Если проанализировать дидактические игры, как один из приемов обучения,  с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

    Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

    Таким образом, необходимо эффективно использовать имеющиеся у ребёнка хорошо развитые показатели, подбирать такие методы  и приёмы, которые способствовали бы наилучшему усвоению знаний ребёнком;  выбрать такой способ преподнесения материала, чтобы он воздействовал на группу анализаторов, то есть должна присутствовать наглядность, и включение тактильных ощущений. Такую возможность даёт нам использование в работе дидактических игр.

    Использование на каждом занятии дидактической игры способствует развитию речи, данный вид работы необходим для того, чтобы у ребёнка появилось желание говорить и рассказывать, успешно составлять рассказы, связные тексты по картинкам.

    Задачи многих дидактических игр подобранных мною заключается в том, чтобы через игру научить детей находить слова с противоположным смыслом, сходных по звучанию, составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы.

    Решение поставленных задач реализую через применение дидактических игр   различных технологий, таких как мнемотехника (наглядное моделирование), игры по  ТРИЗ технологии,  

    Приемы ТРИЗ технологии в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.

    Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. (теория решения изобретательских задач):

    • технология обучения детей составлению сравнений;

    • технология обучения детей составлению загадок;

    • технология обучения детей составлению метафор;

    • составление рифмованных текстов;

    • технология обучения детей творческих рассказов по картине

    • технология обучения составлению текстов сказочного содержания.

    В поиске новых, эффективных методов и приемов по развитию речи, я  старалась найти новые вариации развивающих игр. Так ,  увидев в интернете рекламный куб-трансформер, я решила внести его в свою практику. Куб-трансформер привлек меня своей оригинальностью. Куб состоит из несколько граней, на которых можно расположить различные игры (четвертый лишний, составь рассказ по картинке, мнемотаблица по разучиванию стихов, рассказов, загадок ит.п.). Разворачивая куб, открываются новые грани, с новыми играми. Это очень нравиться детям, так как они любят все необычное. И проводя игры с кубом на занятии, дети с удовольствием выполняют задания.

    Мною были разработаны картотека речевых игр и упражнений в соответствии с темами перспективного плана работы с детьми ТНР и собраны в кубе-трансформере, разработаны конспекты занятий по развитию связной речи, подобраны мнемотаблицы, схемы по составлению описательных рассказов.

    Работу по развитию связной речи я провожу поэтапно, в зависимости от этапа подбираю определенные игры.

    1 этап: «Определение состава картины»

    Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием «подзорная труба». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его.

    Для определения деталей одного объекта используются приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей.

    При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом.

    Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.

    2 этап: «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

    Предлагаю следующие творческие задания:

    пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта (педагог указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. Пример: игры с картиной «Кошка с котятами».

    «Ищу друзей» - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. Пример: «Котята дружат между собой, потому что они детки одной мамы - кошки и любят вместе играть».

    «Ищу недругов» - найти объекты, которые между собой «не дружат». Пример: «Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть». Примечание: оценка взаимоотношений объектов субъективна.

    3 этап: «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств»

    Прием «вхождения в картину»: педагог побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания.

    4 этап: «Составление загадок и метафор по картине»

    Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (педагог с детьми составляет общую загадку), к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться мнемотаблицей.

    Метафоры составляет сам педагог и предлагает их отгадать. Задается вопрос к детям: «Про кого или про что на картине я говорю?»

    5 этап: «Преобразование объектов во времени»

    Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени используется прием перемещения во времени («Машина времени»).

    Выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком).

    6 этап: «Описание местонахождения объектов на картине»

    Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: «Да-Нет», «Ожившая картина» (ТРИЗтехнологии).

    Игра «Да-Нет» организуется следующим образом: педагог загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка - описать объект по месту на картине, а затем на сцене.

    Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене.

    7 этап: «Составление рассказов от лица разных объектов»

    Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица, необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание:

    «Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот».

    «Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств».

    «Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства».

    Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Педагог должен побуждать детей к решению проблем героев картины.

    8 этап: «Смысловая характеристика картины»

    Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка.

    Осмысление содержания картины детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?». Ее организация основана на методе «Каталог». Педагогом готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает педагог или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину?

    Следующая игра «Найди самое удачное название картины». Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение.

    9 этап: «Составление рассказов-фантазий»

    Для обучения детей составлению рассказов по картине используется игровой прием «Пришел в гости волшебник...». Приглашаются волшебники:

    Волшебник «Увеличения-Уменьшения» (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).

    Волшебник «Деления-Объединения» (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).

    Волшебник «Оживления-Окаменения» (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).

    Волшебник  «Могу Все- Могу Только»  (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).

    Волшебник « Наоборот»  (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное).

     Волшебник  «Времени» (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени).

    10 этап: «Составление сказок нравственно-этического характера»

    Предложить детям сочинить сказку по картине.

    Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки. Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.

    Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).

    Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.

    Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике. Обсуждение мнения каждого героя. Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.

    Придумывание названия сказки.

    11 этап: «Составление рифмованных текстов по картине»

    Работа должна строиться в определенной последовательности.

    Сначала с детьми проводится игра «Складушки- ладушки», в которой подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой и соответствующие содержанию картины.

    Затем педагог побуждает детей составлять двух- строчные рифмующиеся фразы.

    На последнем этапе идет создание полного рифмованного текста по содержанию картины в соответствии с предложенным алгоритмом.

    Одним из важных заданий является составление по картинкам рассказов-загадок. Ребенок строит свое сообщение так, чтобы по описанию, в котором объект не назван, можно было отгадать, что именно нарисовано на картинке. Если слушатели затрудняются решить эту задачу, ребенок по предложению педагога вносит в описание дополнения. Такие упражнения, формируют у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества, отграничивать главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию более содержательной обдуманной доказательной речи.

    Обследование речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ТНР провожу по речевой карте Н.В.Нищевой с соблюдением определенной последовательности этапов и включает анализ основных составляющих речевую систему компонентов.  

    В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, после введения в практику обучающих речевых игр и куба- трансформера, при проведении промежуточной диагностики уровня связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР выявились существенные положительные изменения в развитии связной речи детей. Эти изменения показывают диагностические показатели представленные в диаграмме.

    В результате моей работы по данной теме у детей:

    1. Повысился уровень развития связной речи;
    2. Повысился и расширился словарный запас;
    3. Сформировалась способность сравнивать и обьеденять предметы по признакам;
    4. Совершенствуется звуковая культура речи;
    5. Многие дети стали отвечать развернутыми богатыми предложениями;
    6. В своей речи, дети, все чаще стали использовать усложненные формы монологической и диалогической речи;
    7. Систематическая работа в данном направлении, позволила достичь положительных результатов. Стимулирующим фактором для меня является изменение речи детей.

        Данные педагогической диагностики доказывают, что дидактическая игра является эффективным средством развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Может повсеместно применяться на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах логопедом, воспитателем и родителями дома и при систематической организации с детьми данных игр значительно повышается уровень развития речевой деятельности детей.     Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью дидактических игр, дети учатся планировать свою речь.

    Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития связной речи у детей еще и потому,  что проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры. Поэтому провожу с родителями беседы, мастер-классы, консультации с рекомендациями по проведению с детьми дидактических игр в  домашних условиях.

    Наработанным опытом делюсь со своими коллегами как на уровне ДОУ (мастер-класс «Развитие связной речи с применением куба- трансформера»), так и на Районном методическом объединении учителей-логопедов и учителей-дефектологов:   на тему «Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО», «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя. Тетрадь взаимодействия»,  мастер- класс на II межрегионального форума «Мы вместе» по вопросам инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ по теме «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольника с ТНР». Веду личный сайт на ns.portal., участвую в интернет- конкурсах.

     Активно участвовала в районных конкурсах и становилась призером:

    -Призер районного конкурса для учителей-логопедов и учителей-дефектологов ДОУ «Лучшая методическая разработка»-г.Аша,2017г.

    -Призер районного конкурса для учителей-логопедов и учителей-дефектологов ДОУ АМР «Лучший мастер-класс»-г.Аша, 2018г.

    Воспитанники моей группы успешно выступают на праздничных мероприятиях в ДОУ, принимают участие и становятся призерами в городских и муниципальных конкурсах чтецов и театральных фестивалях.

    Заключение.

    В результате проделанной работы по развитию связной речи посредством дидактических игр мы пришли к следующим выводам.

    Учить ребёнка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Данная задача входит как составная в общую задачу развития речи в единстве с формированием его мышления.

    Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Указанные направления коррекционной работы тесно связаны между собой.

     В результате проделанной работы, были подобраны дидактические игры различного содержания с учетом того, чтобы одни и те же грамматические формы в разных играх были представлены по-разному, что способствует закреплению знаний детей, применению ими знаний в любых обстоятельствах.

    Систематическое, поэтапное применение игр, с постепенным усложнением материала, развивает восприятие детей, навык словообразования, обогащает словарь и развивает связную речь в целом. Новые вариации применения дидактических игр в кубе-трансформере способствовали с легкостью привлечь детей к выполнению заданий. Играя, ребёнок незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

    Представленные приемы работы позволили повысить эффективность речи дошкольников, доказали необходимость использования игр в работе с детьми, как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.  Ребёнок легко усваивает трудные лексико-грамматические категории русского языка, постепенно в его речи появляются новые слова, эпитеты, загадки, образные выражения, сравнения и выказывания из художественных произведений.

    Не сформированность связной речи детей с ТНР  отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитании.

    Список используемой литературы.

    1. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). - С-П.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017г.
    2. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: «Сфера», 2008.
    3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: «ГНОМ и Д»,2000. — 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).
    4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.- М., 1991.
    5. Бондаренко А.К.  Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет.  сада.- 2 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160
    6. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с.62 – 76.
    7. Выгодский Л.С.Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003. – 136 с.
    8. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.
    9. Ушакова, О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная группа) // Дошкольное воспитание. – 1984. – № 11. – С. 8-12.
    10. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: «Сфера», 2008.
    11. Материал из интернета.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Развитие творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры."(из опыта работы)

    Социально-нравственное развитие ребёнка в процессе знакомства с жизнью людей на Руси (предметами быта, традициями, обычаями, праздниками)....

    Опыт работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

    Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения...

    Развитие связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность детей

                 Речевое развитие дошкольников, в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ, во многом определяющее ...

    Опыт работы "Развитие диалогической речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством сказок"

    Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования. Речь открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи происходит развитие познавательной сферы реб...

    Задания по развитию связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста с использованием сюжетных картинок

    Сюжетные картинки по развитию речи помогут детям научиться более развернуто выражать свои мысли и правильно строить речевые высказывания....

    Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста при работе с сюжетными картинами»

    Ребёнок на фланелеграфе выделяет наглядно разные детали картины и поэтапно рассказывае, составляет рассказ....

    «Развитие мышления у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

    Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Дидактическая...