Главные вкладки

    Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста при работе с сюжетными картинами»
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

    Марина Николаевна Осипова

    Ребёнок на фланелеграфе выделяет наглядно разные детали картины и поэтапно рассказывае, составляет рассказ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty_osipovoy_m.n.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

     «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

    Обобщение педагогического опыта работы

    на тему:

     «Развитие связной речи  детей с ОНР

     старшего дошкольного возраста при работе

    с сюжетными картинами»

     

    Авторское пособие: «Занимательный поезд»

    Осипова Марина Николаевна

    учитель- логопед

    МДОУ «Сланцевский детский сад №10

    комбинированного вида»

    г .Сланцы  2018г

       Одной из главных задач моей работы с детьми  является подготовка ребёнка к школьному обучению и к самостоятельной жизни. Для успешного обучения в школе ребёнку необходимо приобрести определённый запас знаний, умений и навыков об окружающем мире. Для детей с  ОНР характерен низкий уровень умения целостно, детально, последовательно воспринимать содержание картины, композиции, включающей большое количество деталей и персонажей. Целенаправленное и планомерное развитие связной речи в процессе всей познавательной деятельности,  способствует закреплению и обогащению зрительных представлений и создаёт благоприятные условия для познания окружающего мира.

      Актуальность темы заключается в том, что работа с сюжетными картинами является одним из эффективных средств развития связной речи   детей с ОНР  старшего дошкольного возраста, так как  картина – это копия, модель окружающего мира, которая помогает ребёнку увидеть и познать его.

       Я думаю, что большие возможности для развития связной речи  детей с ОНР  старшего дошкольного возраста даёт сюжетная картина. Во время работы с сюжетной картиной,  воспринимая зрительно сюжет картины, ребёнок тем самым познаёт окружающий мир, развивает мышление, свои познавательные возможности, воображение, речь. Рассказывая по картине, ребёнок усваивает многие понятия: воспринимает их зрительно и закрепляет словом, это помогает ребёнку хорошо запомнить нужный материал. Ведь именно наглядность помогает ребёнку дошкольнику лучше понять и усвоить нужный материал, а для  ребёнка с нарушением зрения это особенно  важно.

    Средства развития речи.

    В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:

    - общение взрослых и детей;

    - культурная языковая среда, речь воспитателя;

    - обучение родной речи и языку на занятиях;

    - художественная литература;

    - различные виды искусства.

    Виды работ по развитию связной речи детей с ОНР при работе с сюжетной картиной.

    1. Работа по алгоритму.

    Обучение детей последовательному рассматриванию картины:

    * целостное восприятие картины (рассматривание картины самостоятельно)

    * выделение главных героев картины

    * выделение других объектов картины

    * выделение места действия на картине

    * выделение времени действия

    * определение действий героев картины (до изображаемого события и после него)

    * придумывание заглавия для картины.

          2. Работа с силуэтными, контурными и теневыми  изображениями:

    * рассматривание и узнавание персонажей и объектов в силуэтном или контурном изображении

    * определение взаимного местоположения персонажей и объектов в силуэтном  и контурном изображении.

           3. Развитие восприятия позы и мимики персонажей на картине:

    * локализация заданного объекта среди других объектов, отличающихся друг от друга позой или мимикой

    * воспроизведение изображённой на картине позы (при помощи спичек, палочек, на собственном теле)

    * рассматривание картинок с различными выражениями лиц (радость, гнев, грусть…)

    * соотнесение схематичного изображения мимики с различными по настроению лицами
    * воспроизведение заданного настроения на собственном лице перед зеркалом, по мимике лица другого ребёнка.

           4. Закрепление  не стереоскопических  признаков глубины пространства и использования их в своей деятельности (пересечение, уменьшение при удалении…):

    * выделение признаков на картине

    * воспроизведение объекта с помощью объёмного материала

    *.расположение силуэтов на фланелеграфе.

            5. Работа с серией картинок, отражающих последовательность развития сюжета.

        6. Развитие восприятия пейзажных картин:

    * различение времён года по характерным признакам

    * подбор признаков к заданному времени года

    * что перепутал художник (на одной картинке признаки разных времён года)

    * рассматривание и сравнение различных этапов одного времени года (золотая осень, поздняя осень)

    * различение времени суток (обозначение их цветом)

    * определение времени года по описательному рассказу

           7. Выделение места действия (использование иллюстраций с изображением села, города….).

    8.Составление рассказа по картине.

         Все свои действия при рассматривании сюжетной картины ребёнок обязательно должен сопровождать речью.

       В своей работе я использую авторское пособие «Занимательный поезд». Оно помогает детям последовательно  рассматривать картину, способствует развитию связной речи детей с ОНР, развитию познавательной деятельности, улучшает эмоциональный настрой детей во время непосредственно образовательной деятельности. 

        Дидактическое пособие представляет собой несколько фланелеграфов разного цвета, последовательно соединённых между собой;  набор силуэтных, теневых, контурных изображений объектов к разным картинам; геометрические фигуры разного цвета, схематические изображения лиц людей с разным настроением. 

       

           

             

       

      Целенаправленная и правильно спланированная работа с сюжетными картинами способствует развитию связной речи  детей с ОНР, подготовке ребёнка к школьному обучению и реализации стартовых возможностей в рамках ФГОС.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

    Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным яз...

    Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие мелкой моторики рук".

    “Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев”.В.А.Сухомлинский.       Я работаю воспитателем логопедической группы. В логопедическую группу пос...

    обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира"

    опыт работы воспитателя по теме "Развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира"...

    Обобщение опыта работы по теме: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам технологии Т.А. Ткаченко».

    Прекрасна речь, когда она как ручеек,Бежит среди камней, чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее поток, и восклицать:                      ...

    Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»

    Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»...

    Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»

    Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Многие педагоги, психологи (В. Г. Бе...

    Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

    Здравствуйте уважаемые педагоги.Делюсь свами обобщением опыта по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста  посредствам театрализованной деятельности"...