Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»
статья

Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики.

Многие педагоги, психологи (В. Г. Белинский, М. К. Боголюбская, Е. Н. Водовозова, Л. С. Выготский и др., фольклористы (В. Ф. Аникин, А. Ф. Афанасьев, М. А. Булатов и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека. Произведения народного фольклора бесценны. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения творческой, познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков. Народные песенки, потешки, прибаутки – все это представляет собой прекрасный материал, который можно использовать во всех видах деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме:

«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»

                                    Воспитатель МБДОУ

                                    д/с №2 «Светлячок»

                                 Барышникова О.В.

Тема опыта работы: «Развитие творческих способностей через устное народное творчество».

1. Актуальность

Я считаю, актуальной работу по развитию у детей творческих способностей через произведения русского народного искусства, они разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.

2. Научность.

Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики.

Многие педагоги, психологи (В. Г. Белинский, М. К. Боголюбская, Е. Н. Водовозова, Л. С. Выготский и др., фольклористы (В. Ф. Аникин, А. Ф. Афанасьев, М. А. Булатов и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека. Произведения народного фольклора бесценны. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения творческой, познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков. Народные песенки, потешки, прибаутки – все это представляет собой прекрасный материал, который можно использовать во всех видах деятельности.

3. Результативность.

В процессе реализации деятельности по реализации опыта у детей будут сформированы:

   -  устойчивый  интерес к устному народному творчеству;

   - эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Дети познакомятся с укладом жизни и быта русского народа, расширится их  кругозор.

Создадутся предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, творческих способностей.

Пополнится запас начальных знаний о жанровой специфике произведений устного народного творчества, их образном характере; побуждение детей к выражению впечатлений от сказок, народных песенок, потешек, пословиц и т. п. в различных видах творческой деятельности.

4. Новизна.

Новизна опыта состоит в усовершенствовании применения методов: планирование тематических дней, использование малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов. В работе использую нетрадиционные формы и методы: стимулирующие детей к использованию малых фольклорных форм, создание ситуаций, побуждающих к творческим действиям.

5. Задачи

Учитывая возрастные особенности  детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач я выделила следующие:

- сформировать интерес и вызвать эмоциональный оклик на произведения устного народного творчества;

- создать благоприятные условия для усвоения детьми доступного им языка фольклорных произведений, их выразительных средств;

- способствовать формированию умения использовать доступные детям языковые средства выразительности произведений устного народного творчества в их собственной речи;

-сформировать понимание содержания произведений словесного творчества народа (о чём говорится);

- способствовать формированию творческой личности ребёнка в речевой деятельности за счёт использования детьми выразительных средств языка, образов произведений устного народного творчества;

- определить сущность, критерии и показатели творческой активности дошкольников, обосновать влияние устного народного творчества на развитие творческих способностей детей.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Развитие творческих способностей через УНТ дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:

1. Широкое включение в жизнь детей дошкольного возраста и разностороннее использование в педагогическом процессе детского сада произведений словесного творчества русского народа разных жанров.

 2. Формирование у детей начальных знаний об устном народном творчестве, как особом виде искусства.

3. Важными являются идеи недопустимости насилия над ребенком и уважения к личности воспитанников.

4. Устремленность личности к свободной реализации своих возможностей и способностей, формирование уникальной помощи ребенку в его личностной деятельности.

Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

1-й этап - подготовительный

На первом подготовительном этапе своей работы, я изучила базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно-развивающую среду группы детского сада. Анализ результатов показал, что фольклорные произведения используются односторонне, в основном, как средство нравственно-эстетического воспитания и ознакомления с явлениями общественной жизни, как материал для занятий по развитию речи. Воспитатели испытывают затруднения в определении доступного детям дошкольного возраста содержания фольклорных произведений, способствующих развитию творческих способностей, выборе форм и методов формирования творческой активности посредством словесного творчества народа.

Провела анкетирования родителей,  чтобы выявить проблемы родителей в вопросах знакомства детей с устным народным творчеством.

Проведенная работа позволила мне определить следующие задачи работы:

1. Формировать эмоционально-эстетическое восприятие детьми фольклорных произведений; наличие начальных знаний о жанровой специфике произведений УНТ; побуждать детей к выражению впечатлений от сказок, народных песенок, потешек, пословиц и т. п. в различных видах творческой деятельности.

2. Реализация потребности в новых знаниях и получении от них положительных эмоций, а также способность преобразовывать, изменять полученные новые знания и выражать новое в различных видах творческой деятельности.

3. Выработать систему воспитательно-образовательной работы с детьми по взаимосвязи фольклора с другими видами народного искусства; использованием разнообразных форм и методов развития творческих способностей детей.

4. Оптимизировать работу с родителями по вопросам приобщения детей интереса к русской культуре.

Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективный план работы который включает разнообразные формы работы с детьми.

1. Разработала серию конспектов  по темам: «Люблю березку русскую!»

«Русская изба» ; «В мире сказок»; «Васька кот». «Русские народные сказки из волшебного сундучка».

2. Призентация на тему: «Устное народное творчество»

3. Разработала «Картотеку народных игр» 

4. Сценарии праздников развлечений: «Масленица», «Зимние святки»;

«Рождество»; «Пасха».

5. Подобрала консультативный материал для на тему: «Влияние устного народного творчества на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»; «Фольклор русского народа»; «Устное народное творчество в воспитании дошкольников». «Как привить ребёнку интерес к русской культуре».

6. Подобрала методический материал для работы с родителями, в виде сценариев родительских собраний, круглых столов по темам: «Принципы творческой педагогики в семье»(круглый стол); «Развитие творческих способностей ребенка» (круглый стол). Консультация на тему:«Воспитательная и развивающая роль русских народных попевок и потешек в жизни детей младшего дошкольного возраста».

7. Театральные этюды и игры-драматизации.

2-й этап – основной.

Для того чтобы добиться положительных результатов в работе с детьми я использовала разнообразные методы и приемы. Использование народных игр, потешек, считалок, песенок, сказок, театрализованной деятельности, веселых досугов –все это создает условия для их творческого применения. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Многие ли взрослые могут спеть своему ребёнку настоящую колыбельную песню? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своём доме красивую детскую книгу, репродукции картин великих мастеров, слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов всё меньше и меньше. Мы, педагоги, проводим огромную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки своего народа, до приобщения дошкольников к русскому народному творчеству.

Работая с детьми младшего возраста по развитию творческих способностей через УНТ, я использую в своей работе следующие методы и приёмы:

1. Заучивание потешек, песенок, прибауток, закличек.

2. Использование загадок и пословиц.

3. Чтение художественной литературы.

4. Проведение русских народных игр.

5. Представление кукольного театра.

6. Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

7. Рассматривание иллюстраций.

8. Беседы, вопросы, разъяснения.

У русского народа, как и любого другого, есть бесценное богатство – знания, опыт, накопленный годами, тысячелетиями, сбережённый и дошедший до наших дней – традиции, искусство, фольклор в виде игр, потешек, хороводов, закличек и т. д.

Потешки – это небольшие стихотворения и приговорки, их я использую в режимных моментах с детьми 2-3х лет («Кисонка-Мурысонька», «Курочка-Рябушечка», «Скок-скок-поскок», «Дай молочка, Бурёнушка»). Знакомство детей с потешкой я начинаю с рассматривания иллюстраций, картинок или игрушек. Привлекаю детей к подражанию крику, голосу птиц, зверей.

По мотивам русских народных потешек делаем пальчиковую гимнастику («Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать», «Дружная семья», «Ладушки-ладошки», «Алёнка-маленька», «Кот на пасеку пошёл».

Песенки и потешки используем во время умывания («Водичка-водичка», «Где спряталась вода?»). Во время еды я произношу пословицу «Когда я ем – я глух и нем», а дети прибавляют «Когда я кушаю – я никого не слушаю». Услышав стихотворение «Раз, два, три, четыре, пять собираемся гулять», дети уже знают, что надо быстренько убрать игрушки и идти гулять на улицу. Во время наблюдения на прогулке я обязательно включаю потешки, стихи, загадки, предлагаю различные песенки-заклички: «Дождик лей», «Солнышко-вёдрышко».

Для приобщения дошкольников к русскому фольклору, я провожу хороводные и подвижные игры: «Солнышко, появись!», «Заинька, попляши», «Заинька, пойдём в лес», «Ножки, ножки, где вы были?», «Ой, летели птички», «как то мы в лесу гуляли» и др.

Также я знакомлю детей с музыкальным творчеством русского народа, для этого я использую аудио запись и сама пою перед сном колыбельные песенки, слушаем русские народные сказки.

В своей работе с детьми активно использую игры-драматизации: «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Серенькая кошечка», «Ай, качи, качи, качи»; игровые ситуации: «Тили бом», а во время инсценировки стихотворения «Кошкин дом», воспитывала осторожность при обращении с огнеопасными предметами.

Лучшему пониманию стихотворений, сказок, помогает их инсценирование с помощью игрушек, чтобы, затем, малыши больше и лучше могли сосредотачиваться на слуховом восприятии во время прослушивания художественных произведений («Большая кукла», «Топотушки»). Инсценировали русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок».

Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, мы создали соответствующую развивающую среду в группе детского сада. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов (как для мальчиков, так и для девочек) и маски для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный театр, перчаточный театр русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Маша и медведь». В группе имеются дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Сказка за сказкой», «Из какой сказки герой», «Расскажи сказку»,

С русским народным творчеством знакомим детей через чтение книг. Литература для детей является источником всестороннего воспитания. Она помогает больше узнать о своей стране, её народе, Используем разнообразные жанры детской литературы, но прежде всего сказку. Сказки помогают детям понять, что такое хорошо и что такое плохо, учат быть их справедливыми, смелыми, трудолюбивыми. Дети эмоционально выражают своё отношение к прочитанному. Читая детям книги (начиная со второй младшей группы) учим их сравнивать, выделяя общее и различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять вид персонажей, их поступки из двух различных произведений. Знакомим детей с тем, как зарождались сказки в народе, как их собирали и записывали.

Одним из путей приобщения детей к народному творчеству является рассматривание книг. Детям нравятся яркие, красочные, динамичные по сюжету иллюстрации, не перегруженные деталями. При рассматривании даем задания. Например, сравнить несколько иллюстраций. Это развивает наблюдательность, поможет осмыслить художественные образы. Обратить внимание детей на то, что отрицательный персонаж, как правило, изображён в тёмных тонах с преобладанием чёрной краски, а положительный герой – красочно, ярко.

Также знакомим детей с малыми формами фольклора: скороговорками, загадками, пословицами, поговорками.

Особую роль отводим загадкам. Их значение велико не только потому, что они тренируют память, но и в первую очередь потому, что способствуют активному мышлению. Загадки мы используем на любом занятии, а также на прогулках, например, зачем мы сегодня будем наблюдать (за облаком или за кустиком).

Сама художественная специфика загадки является той ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.

Ещё один вид малых форм словесного народного творчества, который мы используем в своей работе - пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу также используем во всех процессах воспитательной работы.

Например:

Одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю: «Семеро одного не ждут». Замечаю на занятиях неаккуратность, спешку в работе, говорю: «Поспешишь - людей насмешишь». Что касается пословиц, то в них отражается народная оценка человеческих качеств, что вызывает у ребёнка определённое отношение. Учим ребёнка понимать смысл пословицы. Например: если ребёнок выполняет какую-либо работу, говорим: «Какова пряха, такова на ней рубаха», или «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». В результате дети учатся подмечать, сравнивать.

Пословицы, поговорки, игры, проблемные игровые ситуации направлены на развитие творческого потенциала ребенка.

Немалую роль играют и народные игры.

Приобщая детей к национальной культуре, они заражают их положительными эмоциями.

Используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, рассказываю детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показываю иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа.

Игра является формой творческого отражения ребенком действительности.

На разных этапах развития детям свойственны разные игры.

Широко внедряем в свою работу народные игры, песни, хороводы. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как:«Гуси-лебеди», У медведя во бору», «Кошки-мышки «Заинька», «Как у наших у ворот», «Тень-тень-потетень»,»Горелки», «Жмурки» и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому я стараюсь создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, пытаюсь максимально реализовать их способности.

Все это дает театрализованная игра: Театральные этюды и игры-драматизации.

Для привлечения родителей к приобщению детей к русской народной культуре используем такие формы работы, как анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, оказываем консультативную помощь. Взаимодействие с семьёй проводим по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. Занятие кружка проводим один раз в неделю. В этот день дети погружаются в атмосферу русского быта, устного народного творчества, игр и забав. Родители вместе с детьми узнают о народных играх, разучивают с детьми считалочки, вместе с детьми узнают о народных праздниках («Масленица», «Вербное воскресенье» и др., их значение, правилах проведения, обычаях.

Проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, обычаями и традициями русского народа формирует у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового и сохранились различные пласты художественного наследия народа, развивает способности детей средствами всех видов народного искусства. Интеграция художественного содержания как путь формирования художественно-творческих способностей детей предоставляет им возможность ярче проявить себя в том, или ином виде детской деятельности

Для этого мы включаем в свою работу семейные экскурсии в станичный музей, на выставки, организованные местными умельцами. дети вместе с родителями участвуют в выставках декоративно- прикладного творчества во дворце творчества детей и молодежи, посещают художественную школу.

В группе оформлен уголок для родителей, где помещаем информацию практического характера. Например, как изготовить дома вместе с ребёнком тряпичную, соломенную куклу и т. д. В таких уголках помещается и другая информация «Любимые народные игры детей», «Родные сказки» и другие.

Включение родителей в работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры является приоритетным направлением в формировании творческих способностей у дошкольников. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний», - говорит Д. С. Лихачев. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

3-й этап - заключительный. По окончании основного этапа, было проведено ряд мероприятий:

1. Повторный мониторинг детей.

2. Анкетирование родителей.

Мониторинг развития творческой личности детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества

Вывод

По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности и взаимопонимания участия родителей, создание творческой развивающей среды, так как творческий потенциал есть у каждого ребенка его можно и необходимо развивать.

Произошло улучшение детско-родительских отношений и отношений между родителями и педагогами группы. Дети стали активны, подвижны, более раскрепощены, общительны.

В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, их богаж пополнился новыми произведениями УНТ, в речи чаще используют пословицы, поговорки, появилось желание и умение выразить полученные впечатления в собственных сочиненных рассказах (сказках, загадках, небылицах, считалках и т. п., в пересказе, инсценировании устно-поэтических произведений; перенесение образов русского фольклора в новую для ребёнка ситуацию в практике повседневного речевого общения, в игровой и в творческой деятельности детей.

В дальнейшей своей работе я буду активно использовать все виды и формы детского фольклора для гармоничного развития творческих способностей через УНТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"

Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»

Опыт работы  по теме:  «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»...

Проект по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества

Проект по развитию связной речи  детей младшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества Тема проекта: «Устное народное творчество как средство развития связной реч...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

ВЫСТУПЛЕНИЕ  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

Применение нетрадиционных техник способствуют обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позв...