ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».
статья (старшая группа) на тему

Нуйкина Наталья Геннадьевна

ВЫСТУПЛЕНИЕ  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvor.sposobnostey.doc110.05 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

                                 

    Подготовила: Нуйкина Н.Г. воспитатель  (из опыта работы)

 

                                        «Мы не должны забывать о своем

культурном прошлом, о памятниках,

                                      литературе, языке, живописи...

Национальные отличия сохранятся и

                            в 21 веке,   если будем озабочены                             воспитанием душ,  а не только передачей знаний...»  

Д. Лихачев

 Большая Родина начинается с малой. От любви к понятному и близкому, дорогому с рождения, зарождается очень значимое чувство национального самосознания. Оно становится глубже, когда мы больше узнаем об истории и культуре, национальных традициях родной земли.

Существует бесспорная истина: чтобы познать другую культуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, необходимо прежде всего знать свою. П.П. Блонский указывал, что «путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание»

Сегодня мы на многое начинаем смотреть  по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. И поэтому, выбранная мною тема очень актуальна в наши дни.

Целью данного направления является:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры.

Задачи:

  • Формировать  интерес к Мордовскому искусству и мордовскому народу, желание глубже узнать культуру мордвы;
  • формировать и обогащать знания детей о родном крае, о родной природе; -развивать   творческие   и   интеллектуальные   способности,   их  речевую культуру;

-воспитывать любовь к Родине и родному краю и его истории: учить видеть с историю  вокруг себя ( в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц);

  Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

  Работа по реализации регионального компонента ведется в трех направлениях:

Первое -    историко-культурное образование дошкольников в процессе знакомство  с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии, названиями  городов  и улиц,  историческими  достопримечательностями

мордовского края.

Второе - художественно-творческое развитие детей на материале устно-поэтического творчества, произведений поэтов, писателей, композиторов Мордовии, мордовского декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Третье - физическое   развитие   через   использование   национальных

подвижных игр.

      Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих   способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных.

Чтобы формировать   творческий   опыт,   необходимо   конструировать специальные  педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого  решения. Такими условиями выступают занятия, праздники и развлечения,  творческие встречи, экскурсии в музеи, театры и т.д.

      Создание национально-этнической среды в нашем ДОУ - объективно     решает задачу образовательную, воспитательную, развивающую. Особое место в воспитании детей в духе национальных традиций отводиться мини-музею по  краеведению. Все предметы в нем доступны ребенку. Здесь дети могут найти книги с произведениями поэтов и писателей Мордовии, альбомы с видами родного города, края. Ответить на вопросы: Как жили мордва? Как работали  и отдыхали? Чем украшали быт? Помогают детям подлинные предметы старины, которые собраны с помощью родителей и педагогов.  В изостудии находятся игрушки, сделанные мастерами Подлесной Тавлы. В  группах тоже есть центры «Краеведение».

     В процессе систематической работы по развитию интереса и любви к родному краю дети приобретают достаточно необходимый уровень умений через все виды НООД. Эти занятия можно условно разделить следующим образом:

-занятия, дающие  детям конкретное представление о родной  стране  на основе непосредственного восприятия (наблюдение, экскурсии, левые прогулки) или опосредованного (рассказ воспитателя, беседы, художественных произведений);

-занятия,  способствующие углублению и систематизации знаний детей  (беседы, дидактические игры);

-занятия,  во время которых дети на основе полученных знаний выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).

      В своей педагогической практике, наряду с традиционными стараемся  как можно   больше   использовать   современные   формы   и   методы воспитательной работы с детьми: викторины, аукционы, турниры знатоков, литературные  гостиные, «часы общения».

    Мордовское   декоративно-прикладное   и   изобразительное   искусство является  важнейшим источником формирования духовной сферы личности.

      Знакомим      с характерными особенностями национальных   росписей, их цементами, сочетаниями, композицией и цветосочетанием. Учим детей видеть и понимать содержание картин Ф.В.Сычкова., чувствовать настроение художника.

          Интересно проходят занятия по ознакомлению детей с произведениями скульптора  С.Д.Эрьзи.

     Одна из форм работы с детьми - продуктивно- творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд.   Это позволяет закрепить  знания детей, полученные в результате общения, формирующееся у них отношение к окружающему миру, к миру природы, воспитывать ответственность  за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда.

Мордовская  детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения) открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образы литературного языка.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают занятия по физической культуре, спортивные праздники и развлечения, основанные на фольклоре. Фольклорные праздники стали традицией проведения их в нашем детском саду: «Фестиваль мордовской песни», «Осенины», «Зимние святки», «Масленица», «Пасха», «В гостях у бабушки Алдуньи» и другие. На них обязательно приглашаются родители.

    А при организации двигательной активности детей большое место отводится подвижным играм, спортивным упражнениям.

Одной из наиболее значимых форм реализации задач приобщения детей к общекультурным и национально значимым условиям формирования личности является организация взаимодействия МДОУ с учреждениями культуры. С краеведческим музеем мы сотрудничаем уже давно. Интересные занятия проходят в помещении музея, в окружении подлинных экспонатов, где сама среда оказывает сильное положительное воздействие, помогает развитию у ребенка эстетических чувств, вкусов и идеалов с помощью музейных средств.

     В заключении хочу отметить, что развитие личности ребенка-дошкольника как носителя национальной культуры, возможно при знакомстве с традициями и обычаями своего народа, родной культурой, произведениями художественной  литературы     и   искусства.

Познавая   прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции мы лучше узнаем самих себя, свои живительные корни. Это позволит разумнее строить свою жизнь.

Список использованной литературы

1.Анакшин    М.М.    Роль    национально-регионального    компонента    в содержании образования // Народное образование, 2001 -№3-4

2. Валдоня (Светлячок): Программа и методические рекомендации для ДОУ

РМ // под ред. И.М.Фадеевой.- Саранск, 2001.

З.Волков СВ. Этнопедагогика, М, 1985.

4.Гаранькина В.П. Использование этнокультурного компонента в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений РМ // Этнопедагогические проблемы дошкольного образования под ред. Фадеевой И.М.- Саранск, 1999.

5. Еремина Р.А., Машкова С.А. Культура межнационального общения и формирование у детей дошкольного возраста. Программа спецкурса и методические рекомендации. Саранск, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"

Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...

Выступление на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изоэкологии»

Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображен...

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

laquo;Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

Выступление из опыта работы на тему:«Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Личный творческий план по теме : «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» в соответствии с ФГОС»

laquo;Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»на 2018 – 2019 учебный год...

Выступление на РМО. Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Выступление на РМО от 24.03.2022 по теме: "Кружковая деятельность как форма реализации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации".В данном материале можно познаком...