Главные вкладки

    ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».
    статья (старшая группа) на тему

    Нуйкина Наталья Геннадьевна

    ВЫСТУПЛЕНИЕ  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_tvor.sposobnostey.doc110.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

                                     

        Подготовила: Нуйкина Н.Г. воспитатель  (из опыта работы)

     

                                            «Мы не должны забывать о своем

    культурном прошлом, о памятниках,

                                          литературе, языке, живописи...

    Национальные отличия сохранятся и

                                в 21 веке,   если будем озабочены                             воспитанием душ,  а не только передачей знаний...»  

    Д. Лихачев

     Большая Родина начинается с малой. От любви к понятному и близкому, дорогому с рождения, зарождается очень значимое чувство национального самосознания. Оно становится глубже, когда мы больше узнаем об истории и культуре, национальных традициях родной земли.

    Существует бесспорная истина: чтобы познать другую культуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, необходимо прежде всего знать свою. П.П. Блонский указывал, что «путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание»

    Сегодня мы на многое начинаем смотреть  по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. И поэтому, выбранная мною тема очень актуальна в наши дни.

    Целью данного направления является:

    Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры.

    Задачи:

    • Формировать  интерес к Мордовскому искусству и мордовскому народу, желание глубже узнать культуру мордвы;
    • формировать и обогащать знания детей о родном крае, о родной природе; -развивать   творческие   и   интеллектуальные   способности,   их  речевую культуру;

    -воспитывать любовь к Родине и родному краю и его истории: учить видеть с историю  вокруг себя ( в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц);

      Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

      Работа по реализации регионального компонента ведется в трех направлениях:

    Первое -    историко-культурное образование дошкольников в процессе знакомство  с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии, названиями  городов  и улиц,  историческими  достопримечательностями

    мордовского края.

    Второе - художественно-творческое развитие детей на материале устно-поэтического творчества, произведений поэтов, писателей, композиторов Мордовии, мордовского декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

    Третье - физическое   развитие   через   использование   национальных

    подвижных игр.

          Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих   способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных.

    Чтобы формировать   творческий   опыт,   необходимо   конструировать специальные  педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого  решения. Такими условиями выступают занятия, праздники и развлечения,  творческие встречи, экскурсии в музеи, театры и т.д.

          Создание национально-этнической среды в нашем ДОУ - объективно     решает задачу образовательную, воспитательную, развивающую. Особое место в воспитании детей в духе национальных традиций отводиться мини-музею по  краеведению. Все предметы в нем доступны ребенку. Здесь дети могут найти книги с произведениями поэтов и писателей Мордовии, альбомы с видами родного города, края. Ответить на вопросы: Как жили мордва? Как работали  и отдыхали? Чем украшали быт? Помогают детям подлинные предметы старины, которые собраны с помощью родителей и педагогов.  В изостудии находятся игрушки, сделанные мастерами Подлесной Тавлы. В  группах тоже есть центры «Краеведение».

         В процессе систематической работы по развитию интереса и любви к родному краю дети приобретают достаточно необходимый уровень умений через все виды НООД. Эти занятия можно условно разделить следующим образом:

    -занятия, дающие  детям конкретное представление о родной  стране  на основе непосредственного восприятия (наблюдение, экскурсии, левые прогулки) или опосредованного (рассказ воспитателя, беседы, художественных произведений);

    -занятия,  способствующие углублению и систематизации знаний детей  (беседы, дидактические игры);

    -занятия,  во время которых дети на основе полученных знаний выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).

          В своей педагогической практике, наряду с традиционными стараемся  как можно   больше   использовать   современные   формы   и   методы воспитательной работы с детьми: викторины, аукционы, турниры знатоков, литературные  гостиные, «часы общения».

        Мордовское   декоративно-прикладное   и   изобразительное   искусство является  важнейшим источником формирования духовной сферы личности.

          Знакомим      с характерными особенностями национальных   росписей, их цементами, сочетаниями, композицией и цветосочетанием. Учим детей видеть и понимать содержание картин Ф.В.Сычкова., чувствовать настроение художника.

              Интересно проходят занятия по ознакомлению детей с произведениями скульптора  С.Д.Эрьзи.

         Одна из форм работы с детьми - продуктивно- творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд.   Это позволяет закрепить  знания детей, полученные в результате общения, формирующееся у них отношение к окружающему миру, к миру природы, воспитывать ответственность  за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда.

    Мордовская  детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения) открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образы литературного языка.

    Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают занятия по физической культуре, спортивные праздники и развлечения, основанные на фольклоре. Фольклорные праздники стали традицией проведения их в нашем детском саду: «Фестиваль мордовской песни», «Осенины», «Зимние святки», «Масленица», «Пасха», «В гостях у бабушки Алдуньи» и другие. На них обязательно приглашаются родители.

        А при организации двигательной активности детей большое место отводится подвижным играм, спортивным упражнениям.

    Одной из наиболее значимых форм реализации задач приобщения детей к общекультурным и национально значимым условиям формирования личности является организация взаимодействия МДОУ с учреждениями культуры. С краеведческим музеем мы сотрудничаем уже давно. Интересные занятия проходят в помещении музея, в окружении подлинных экспонатов, где сама среда оказывает сильное положительное воздействие, помогает развитию у ребенка эстетических чувств, вкусов и идеалов с помощью музейных средств.

         В заключении хочу отметить, что развитие личности ребенка-дошкольника как носителя национальной культуры, возможно при знакомстве с традициями и обычаями своего народа, родной культурой, произведениями художественной  литературы     и   искусства.

    Познавая   прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции мы лучше узнаем самих себя, свои живительные корни. Это позволит разумнее строить свою жизнь.

    Список использованной литературы

    1.Анакшин    М.М.    Роль    национально-регионального    компонента    в содержании образования // Народное образование, 2001 -№3-4

    2. Валдоня (Светлячок): Программа и методические рекомендации для ДОУ

    РМ // под ред. И.М.Фадеевой.- Саранск, 2001.

    З.Волков СВ. Этнопедагогика, М, 1985.

    4.Гаранькина В.П. Использование этнокультурного компонента в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений РМ // Этнопедагогические проблемы дошкольного образования под ред. Фадеевой И.М.- Саранск, 1999.

    5. Еремина Р.А., Машкова С.А. Культура межнационального общения и формирование у детей дошкольного возраста. Программа спецкурса и методические рекомендации. Саранск, 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

    Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

    «Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

    из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

    Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"

    Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...

    Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного конструирования

    Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.  Эффективным средством для развития творческих способнос...

    Выступление на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изоэкологии»

    Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображен...

    «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

    laquo;Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

    Выступление из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

    Выступление из опыта работы на тему:«Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....