«Формирование патриотических чувств и национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам народной культуры Оскольского края»
консультация (подготовительная группа)

Лариса Викторовна Колосова

           На современном этапе развития системы дошкольного образования приоритетным является духовно-нравственное воспитание и социально – коммуникативное развитие детей предусмотренного Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС ДО), задача которого – закладывание основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией, с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и социальной адаптации.

         В настоящее время эта проблема особенно актуальна, так как изучение истории и культуры родного края важным являлось всегда, но сегодня стоит вопрос об изучении, сохранении и возрождении народных традиций и конкретный фактический материал по краеведению приобретает особую значимость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 71 «Почемучка»

Старооскольского городского округа

г. Старый Оскол, мкр. Солнечный,д.21

тел.:32-77-11

Круглый стол по теме «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности школьника и дошкольника»

(в рамках партнёрского взаимодействия)

Тема доклада «Формирование патриотических чувств и национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам народной культуры Оскольского края»

Подготовили: Колосова Л.В., воспитатель, Иванова З.И., инструктор по физической культуре.

           На современном этапе развития системы дошкольного образования приоритетным является духовно-нравственное воспитание и социально – коммуникативное развитие детей предусмотренного Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС ДО), задача которого – закладывание основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией, с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и социальной адаптации.

         В настоящее время эта проблема особенно актуальна, так как изучение истории и культуры родного края важным являлось всегда, но сегодня стоит вопрос об изучении, сохранении и возрождении народных традиций и конкретный фактический материал по краеведению приобретает особую значимость.

           Ни у кого не вызывает сомнения огромная значимость народной культуры в духовном, нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения, в приобщении детей и молодежи к родной истории, вековым культурным традициям России.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности, которые надо прививать с детства – периода, когда закладываются представления детей о человеке, обществе, культуре.

В своей педагогической деятельности мы видим необходимым, донести до сознания своих воспитанников, что именно они являются носителями русской национальной культуры.

Изучение истории и культуры родного края важным являлось всегда, но сегодня, когда серьезно стоит вопрос об изучении, сохранении и возрождении народных традиций, конкретный фактический материал по регионоведению приобретает особую значимость.

       Анализ изучения проблемы показал, что на современном этапе произошли общественно – политические изменения в нашей стране, которые выдвинули новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения.

Для формирования личности ребенка в процессе воспитания особую важность приобретают такие качества, как готовность к творческой деятельности, социальная адаптация, национальное самосознание.

Возродить великое Российское государство можно, только прикоснувшись к своей тысячелетней истории, вековым культурным традициям, к духу и вере наших предков. Идея возрождения России на основе традиционной культуры народа объединяет подавляющее большинство россиян. Это рассматривается как единственно правильный и основополагающий фактор духовного возрождения Российского государства.

Данная проблема нашла отражение в ряде государственных документов, таких, как: Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; Указы Президента РФ: «О мерах по, усилению государственной поддержки культуры и искусства в РФ».

          Изучение истории и культуры родного края важным являлось всегда, но сегодня, когда стоит вопрос об изучении, сохранении и возрождении народных традиций, конкретный фактический материал по краеведению приобретает особую значимость. Собран и адаптирован к ДОУ «Фольклор Белгородской области» богатейший источник познавательного и нравственного развития детей. Собраны материалы знакомства детей с национальным бытом Оскольского края, русским народным костюмом Белгородской области, декоративно-прикладным искусством, традиционными и обрядовыми праздниками.

        Ученые- исследователи отмечают, что народная культура на протяжении всей истории человечества была существенной и самой древней частью культуры национальной и мировой и характеризуется высокими ценностными свойствами. Как часть культуры народное искусство – это и сама природа, и историческая память народа, не обрывающаяся связь времен. Эстетическое единство цельность народного искусства, есть свидетельство его высококачественных основ.

Таким образом,        народное творчество генетически связано с историей, этническим сознанием человека. Оно дает возможность человеку реализовать свою природную суть – творить жизнь во всех её проявлениях и формах: и материальных, и духовных. Народное – это всегда глубинное, искренние, важное для самой жизни, для сохранения ее истоков. Поэтому народная художественная культура – это целостная система, это огромный мир духовного опыта народа, его художественных идей.

        По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля, "патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его".

          Я. А. Коменский желал помочь своему народу в его стремлении к светлому будущему. Он всесторонне изучал жизнь народа, писал его историю, собирал пословицы: «Мудрость предков - зеркало для потомков».

       В духовной культуре народа родной язык - одно из самых ценных сокровищ. Любовь к своей Родине, к своему народу Коменский выражает, проповедуя неиссякаемую любовь к родному языку.

Великий педагог-гуманист добивался того, чтобы учителя детей народа были народными. Первое требование к ним - изучать, любить родной язык, устное народное творчество народа.

Педагог, по мнению Каменского, должен быть патриотом родного языка, родной культуры.

          К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой.

Прекрасно зная обычаи, обряды, традиции родного народа Ушинский глубоко проникал в его духовную жизнь. В поле его зрения были все сферы  духовной жизни славянских народов, он восхищался преемственностью и общностью их культур.

Целью данного опыта работы является: формирование патриотических чувств и национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам народной культуры Оскольского края.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

1.Формировать основы духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

2.Содействовать раскрытию личности в ребенке через включение его в культуру собственного народа.

3.Познакомить детей с национальным бытом Оскольского края, народным фольклором, русским народным праздничным костюмом Белгородской области, декоративно – прикладным искусством, традиционными и обрядовыми праздниками.

           Система воспитательной работы базировалась на принципе исторического изучения материала. Воспитанникам, интересно было  узнать о жилище и быте народа нашего края, об общерусских строгих традициях использования внутреннего пространства избы (хаты), о промыслах и ремеслах нашего края, о многоцветном орнаменте геометрического характера в южно – русской вышивке, о прядении и ткачестве, об одном из древнейших промыслов – гончарном искусстве, о яркой, самобытной и своеобразной народной одежде.

Постижению специфики культуры Староосколья способствовало знакомство воспитателя и детей с материалами Старооскольского городского краеведческого музея, Русского музея Старооскольского педагогического колледжа (основатель Емельянова М.И.), Старооскольским Домом ремесел, с удивительной книгой Т.П. Беликовой и М.И. Емельяновой «Живые родники Староосколья».

Посещение Русского музея педагогического колледжа помогло ребятам воочию увидеть народные традиции и разнообразие костюмов.

Экспозиция музея выстроена в строгой исторической последовательности:

  1. Быт русского села средней и южной полосы России, Оскольского края конца XIX — начала XX в.в.
  2. Русский народный праздничный костюм Белгородской области конца XIX — начала XX в.в.
  3. Декоративно-прикладное искусство. Русская народная вышивка и кружево.
  4. Старооскольская старинная народная и современная глиняная игрушка.
  5. Народные кустарные промыслы и ремесла Староосколья.
  6. Духовная культура. Древнерусское искусство.
  7. Современная живопись. Старооскольские художники.             

           В своей педагогической работе мы опирались на программу «Приобщение к истокам русской народной культуры» Князева О.Л., Маханева М.Д., «Живые родники Староосколья. Народная традиционная культура» Беликова Т.П., Емельянова М.И.

Работу по выполнению намеченных задач педагог начали со специально организованных занятий, экскурсии по родному городу, оформлению семейных альбомов, сюжетно - ролевых игр, проводилось игровое моделирование проблемных ситуаций, использовался богатейший материал устного народного творчества Белгородской области.

Мы формировали у дошкольников интерес к истории, народной культуре, фольклору, к городу, в котором они живут. По этой теме  на занятиях, давали сведения о достопримечательностях города Старый Оскол, учили детей выражать свое отношение к родному городу.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет с раннего детства детям понять, что они часть великого русского народа. Широко использовали все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, мы приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

В процессе работы учили дошкольников проявлять интерес к истории, народной культуре, фольклору, к городу, в котором они живут. По этой теме  на занятиях, экскурсиях давали сведения о достопримечательностях города Старый Оскол, учили детей выражать свое отношение к родному городу на примерах, выдающихся людей нашего города (К. Трофимов, В.Котенева, Н. Нечаева) и другие.

В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, формировали интерес к прошлым и сегодняшним событиям города. Читали с детьми, ставили театрализованные сказки, представления, участвовали в народных играх и праздниках: Рождество, Масленица, Красная Горка, Вербное Воскресение. Широко использовали произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в них  занимает уважительное отношение к труду и любовь к Родине.   

Организовывали занятия в группе, в этнографической комнате, проводили наблюдения, эксперименты, формировали конкретные представления о предметах быта, их назначении, начинали со знакомства с различными материалами – бумагой, деревом, тканью, резиной, стеклом.  

Учили понимать взаимосвязь назначение предмета и материала, из которого он изготовлен. Разбирали существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений: одежда, обувь. Получали представления о национальном женском и мужском костюме, о воинском снаряжении в древности.

 Добивались описания детьми предметов, подчеркивая характерные особенности, используя эпитеты, метафоры.

На этих занятиях зарождается интерес к предметам прошлого и сегодняшнего дня. 

Параллельно давали представления о современных профессиях (архитектор, дизайнер, банкир и т.д.) и древних ремеслах (резчик по дереву и др.)

Обобщая знания о профессии, старались познакомить с материалами, орудиями и результатами труда. Например, гончар – глина, гончарный круг, стеки, посуда; кузнец – металл, наковальня, горн, кувалда, молот, подкова, кочерга, топор.

Знакомя с трудом крестьянина, акцент делали на связь труда со сменой времен года, со структурой конкретного процесса, знакомили с профессиями сегодняшнего дня, организовывали встречи с людьми разных профессий.   Совместно  с детьми изготовили самодельную книгу «Труд наших родителей».

Широко использовали  различные сюжетно – ролевые игры,  такие, как «Медицинский центр», «Ателье», «Торговый центр» и др.     

Большое место в организации нашей работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Были использованы игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами. Игры драматизации по любимым сказкам, потешкам, с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной.  Интересны  занятия, посвященные истории кукол. Это и кукла –  стригушка (закрутка из соломы или сена). Это игрушка с сюрпризом. Если ее потрясти на подносе, игрушка начинает двигаться, поворачиваться, танцевать. Нетрудно представить, сколько радости и удовольствия получают дети, если увидят такой хоровод.        

Нравственное значение всех этих факторов трудно переоценить. Упражняя детей в умении отражать в играх впечатления от реальной жизни, использовали игрушки - заменители, декорации, учили дошкольников в мимике и жестах передавать эмоциональные состояния.

    Используя различные формы организации занятий, игр, обогащали музыкальный опыт детей в процессе знакомства с произведениями народной, классической, современной, вокальной музыки, знакомили с русским народным творчеством: игры, хороводы, колядки, частушки, напевки, организовывали концерты, театральные представления.

        Работая с детьми и их родителями, формировали у детей познавательную активность, умение получать знания и их применять. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Решать поставленные задачи старалась вместе с родителями. Провели родительское собрание в форме вечера вопросов и ответов «Как помочь найти ребёнку дело, в котором он себе нравится». Понять, что ребёнку интересно, что у него получается, от чего он испытывает радость, просто необходимо для того, чтобы установить наш контакт, чтобы возникли те доверительные отношения, о которых мечтаем все мы. Ни для кого не секрет, что организовать выездную экскурсию для садовской группы очень сложно. Выход из сложившейся ситуации мы нашли в следующем - в организации семейных творческих клубов. Этим клубам предлагали творческие задачи:

  • посетить краеведческий музей, художественный музей, драматический театр;
  • сфотографировать самое красивое, на их взгляд, место в городе;
  • сделать поделку из природного материала;
  • подготовить рисунки на тему: «Работа моего папы, мамы»;
  • подобрать и выучить пословицы на определённую тему.

Проводили совместные мероприятия с родителями.

     -     Игра «Что? Где? Когда?».

  • Викторина: « Кто  лучше знал свой город».
  • Вечер народных игр и забав «Как играли наши дедушки и бабушки».

Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей у нас в детском саду реализуется путем ознакомления детей с шедеврами архитектуры, духовной поэзии, музыки и пения.

В процессе работы знакомили детей с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей, и собирал Русь в единое, могучее государство!

Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: "Не в силе Бог, а в правде" до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это великие полководцы - А.В. Суворов, М.И. Кутузов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а включается в детском саду в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную) и  т.д. 

Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству.

Вышивка всегда была и остается одним из любимых видов народного искусства. У каждого народа – своя вышивка. Она отличается и узором, и способами вышивания, и определенными сочетаниями цветов. Знакомили детей с семантикой орнамента народной вышивки Староосколья. Детскими работами оформляется выставка народной вышивки в группе.

Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.

           Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия - родина для многих народов и народностей. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, необходимо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю и культуру. Настоящий патриот, его патриотизм выражаются в делах, в глубоком уважении к культуре.           Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он создаётся культурой человека, нравственной её глубиной.

В результате проделанной работы, произошли существенные изменения нравственного облика детей. Дети продемонстрировали высокий уровень проявления таких нравственных качеств, как доброжелательность, отзывчивость, чуткость, вежливость, приветливость, справедливость.

   Таким образом, считаем, что вся запланированная работа, оказалась эффективной для формирования положительного образа Оскольского края и представлений об истории и культуре русского народа, что является основой патриотического сознания у детей дошкольного возраста.                

Библиографический список:

  1. Аникин В.П. «Живая вода» Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.
  2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.,1957.
  3. Аникин В.П. Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре. М.,1991.
  4. Айсмонтас Б. Психология и педагогика: М., 1996.
  5. Батурина Г., Лисова К., Суворова Г. Нравственное воспитание школьников на народных традициях.
  6. Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура: Учебное пособие. – Старый Оскол: «ТНТ», 2003.-336 с.: 47с. ил.
  7. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов. 2-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 240 с.
  8. Бакланова Т.И. Народная художественная культура.- М., 1995.
  9. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Русский народный православный календарь. – Калининград, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

ВЫСТУПЛЕНИЕ  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

laquo;Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

Выступление из опыта работы на тему:«Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Педагогический проект «Воспитание этнографической компетентности у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам народной культуры »

АктуальностьОбращение государства на современном этапе развития общества к нравственным и духовным истокам России и возрождению культурного наследия, к своей истории, к воспитанию гражданина с дошколь...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

В настоящее время в нашей стране большое внимание отводится вопросу патриотического воспитания подрастающего поколения, в частности формированию основ национального самосознания детей. Только системат...

Долгосрочный проект «Путешествие в сказку» Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке

         Дошкольники недостаточно знают русских народных сказок, в домашних условиях из-за занятности, родители мало уделяют чтению книг детям или читают литературу не ...