Педагогический проект «Воспитание этнографической компетентности у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам народной культуры »
проект (старшая группа) на тему

Климонтова Елена Владимировна

Актуальность

Обращение государства на современном этапе развития общества к нравственным и духовным истокам России и возрождению культурного наследия, к своей истории, к воспитанию гражданина с дошкольного возраста.

Проблема

В современной России произошла подмена ценностей, происходит вырождение исторических корней, своих национальных истоков.

По итогам мониторингового исследования выявлено, что знания как детей, так и родителей по этнографии находятся на низком уровне, что современный ребёнок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией об истории народной игрушки. А это ведёт к потере культурно-исторических корней своего народа.

Гипотеза

Если знакомить детей, начиная с дошкольного возраста, с родной культурой, национальными традициями в условиях мини-музея, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников, и в будущем они сумеют сохранить культурные ценности своей Родины

 

 

 

Цель

Передача детям духовного опыта, способствующего восстановлению связей между поколениями, через народное искусство, приобщение детей к народной культуре, дающей безграничные возможности творческой самореализации и развития личности ребёнка.

Задачи

Пробудить интерес к истории и культуре России

Воспитание национальной самобытности, этнографической компетенции всех участников проектной деятельности

Воспитание национальной самобытности, этнографической компетенции всех участников проектной деятельности

Расширить знания дошкольников об истории экспонатов мини-музея

Развивать детское творчество, учить детей изготовлять куклы своими руками.

Ожидаемые результаты

1.Пробуждение интереса детей и взрослых к истории и

культуре своей Родины, любви к родному краю.

2. Пробуждение интереса детей и взрослых к истории и

культуре своей Родины, любви к родному краю.

3. Умение изготовлять народные тряпичные куклы

своими руками

4. Воспитание чувства коллективизма, отзыв-

чивости, сопереживания, стремления помочь.

5. Объединение усилий педагогов и родителей

при организации работы по приобщению к

русской национальной культуре

Подготовительный этап

1.1. Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора

1.2. Определение цели и задач проекта

1.3. Подбор экспонатов для мини- музея

1.4. Подбор литературных произведений о традициях жителей Умётского района

1.5. Подбор видеоматериалов, слайдов по данной теме

1.6. Подбор дидактических игр, конспектов занятий по теме проекта, сценариев народных праздников и развлечений, разработка планирования

1.7. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта

1.8. Мониторинг этнографической культуры всех участников проектной деятельности

Основной этап

1.Внедрение тематического планирования по этнографии и краеведению.

2.Организация системы работы по дополнительному образованию детей – кружка «Матрешка» (график внедрения работы, планирования работы, конспектов разных специально организованных форм детской деятельности).

3.Внедрение вариативных диагностических методик по теме проекта.

Разработка и внедрение плана театрализованных развлечений «Посиделки».

4.Разработка и внедрение индивидуальных творческих маршрутов

5.Предоставление этапных методических материалов

6.Создание предметно-развивающей среды

7.Создание этнографического мини-музея

8.Создание «Волшебного сундучка»

(подбор материалов для детского

творчества)

9.Создание творческо-театральной зоны

10.Создание библиотеки (книги с устным

русским народным фольклором, сборник

русских народных сказок, книги по русским

народным промыслам, по краеведению

Итоговый

1.Проведение проблемно-ориентированного анализа достигнутых результатов по реализации проекта

2.Сопоставление полученных результатов с прогнозируемыми

3.Определение перспективы развития проекта:

 расширение информационного поля проекта

 вовлечение в проектную деятельность все большего числа участников (специалисты учреждения, учреждения культуры)

 расширение возрастной категории участников проекта (младший дошкольный возраст

Выводы по результатам проекта

1.У детей появился интерес к изучению русской

народной культуры.

2.У детей появился интерес к изучению русской

народной культуры.

3.Расширились знания о традициях и обычаях

русского народа.

4.Пополнились знания о традиционных

народных устоев

5.Возросло желание детей изучать фольклор

русского народа во время свободного досуга и

использовать его в игровой деятельности

6.Повысилась заинтересованность родителей к

возрождению народной культуры своего народа

Результаты проекта

1.Создание мини-музея «Наши истоки»

2.Организация работы кружка по декоративно-прикладному искусству «Матрешка»

3.Проведение фольклорного праздника «Велик День- Пасха Христова»

4.Участие детей в региональном конкурсе «Искорки Тамбовщины», в Международном Детском Творческом Фестивале «Апельсин»

5.Выступление на РМО об обобщении педагогического опыта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре»

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт педагогического проекта «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным сказкам»

Паспорт педагогического проекта  «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к   русским народным сказкам»...

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре

приобщение детей к народной культуре является средством воспитания уних патриотических чувств и развития духовнрсти....

«Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным традициям».

Тема моей педагогической работы  «Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста  через приобщен...

Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»

Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста  через приобщение к истокам русской истории»...

Презентация к педагогическому совету «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»

Презентация к педагогическому совету «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста  через приобщение к истокам русской истории...

«Формирование патриотических чувств и национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам народной культуры Оскольского края»

         На современном этапе развития системы дошкольного образования приоритетным является духовно-нравственное воспитание и социально – коммуникативное развити...