Главные вкладки

    Паспорт педагогического проекта «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным сказкам»
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

    Морозова Наталья Николаевна

    Паспорт педагогического проекта  «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к   русским народным сказкам»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pasport_proekta.docx40.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     детский сад №53 Колпинского района Санкт-Петербурга

    Паспорт педагогического проекта

    «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к   русским народным сказкам»

    Подготовила

    Воспитатель первой квалификационной категории:

    Морозова Наталья Николаевна

    Г. Санкт-Петербург

    2016

    Паспорт педагогического проекта

    «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к   русским народным сказкам»

    1 неделя проекта. Тема «Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый и масляный»

    2 неделя проекта. Тема «Вспоминая сказку  «Гуси-лебеди».

    Для чего нужны нам сказки?

    Что в них ищет человек?
    Может быть, добро и ласку.
    Может быть, вчерашний снег.
    В сказке радость побеждает,
    Сказка учит нас любить…

    Авторы.

    Воспитатель первой квалификационной категории:

    Морозова Наталья Николаевна (реализация);

    Участники проекта.

    Дети:        Воспитанники  группы «Ладушки »

    Родители воспитанников группы.

    Тип проекта - краткосрочный

    -по составу участников - групповой.

    -по целевой установке – информационно-творческий

    Возрастная группа        5-6 лет, старшая группа.

        Проблема для детей: Чему учит сказка?

            Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.

            Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того — ее условность, хорошо усваивается ребенком.

           Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально — чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке есть четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший.  Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что — то хорошее.

       


    Актуальность проекта.

        Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с устным народным творчеством пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений.

        Активное приобщение детей к языковому богатству русского народа способствует развитию нравственных качеств, и в конечном итоге определяет личность ребенка.      Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития этих качеств ребенка. Эта работа способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы в группе, а также использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учетом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, творчество

         В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.

           Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления

           «Дети перестали читать» - очень часто мы слышим эту фразу. Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают время ребенка, захватывают заповедные уголки его сознания и души. Но книгу нельзя заменить экраном. Книги со сказками вводят ребенка в мир человеческих чувств, радости и страданий, отношений, поступков, характеров. Велика роль сказок в формировании личности и речевом развитии ребенка. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих социальное развитие детей, являются сказки. Сказка — прекрасное творение искусства.

       

    Проблема.

        Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов. Слабо развиты творческие способности детей.

    Цели проекта:

    - Нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы.
    -Развитие патриотических чувств у детей.
    -Развитие творческих способностей, фантазии детей.
    -Содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.

    -Обеспечить социальную адаптацию новых детей в группе путем введения их в культурную традицию народной сказки.

    -Создать психологический и эмоциональный комфорт в группе.

    Задачи:

    -Закрепить и расширить знания детей о сказках;

    -Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.

    -Закреплять  и совершенствовать умения использовать средства выразительности (поза, жест, мимика, интонация, движения).

    -Воспитывать  звуковую культуру речи и образную выразительность.

    -Развивать творческие навыки, коммуникативные умения.

    -Продолжать вовлекать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей. Возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта.

    ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ДЛЯ  ДЕТЕЙ:

    1. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие

    2. Формировать эмоционально – образное восприятие произведений;

    3. Развивать познавательные и умственные способности, речь детей;

    4. Развивать интерес к чтению художественной литературе.

    ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЯ:

    1. Систематизировать и пополнить библиотеку книгами по  разделу «Русские народные сказки»;

    2. Создавать психологический и эмоциональный комфорт в группе.

    3. Активно привлекать родителей к жизни детей в группе детского сада.

    4.Открытое мероприятие для родителей - вечер развлечения.

    ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

    - Приобщать родителей к семейному чтению русских народных сказок, предложенных воспитателем дома.

    - Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;

    - Активное участие родителей в жизни  детей и группы;

    - ПРОДУКТ ПРОЕКТА:

    ДЛЯ ДЕТЕЙ

    1. Выставка детских работ

    2.Знакомство с новыми сказками, вспомнить уже знакомые сказки. Называть прочитанные сказочные произведения, рассказывать сказки, оценивать поступки героев, давать им характеристику;

    3. Подготовка инсценировки сказки «Гуси-лебеди».

    ДЛЯ ПЕДАГОГА:

    1.Разработка конспектов занятий,  тематических бесед по теме «Русские народные сказки»;

    2.Составление картотек с речевым материалом (дидактических игр, стихов, загадок, песни о сказочных героях)

    3.Открытое мероприятие для родителей  вечер досуга  «Путешествие  в сказку «Гуси-лебеди»

    4.Подготовка презентация проекта «Нравственное воспитание в русских народных сказках»

    ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    1. Подготовка костюмов для инсценировки сказки «Гуси-лебеди»
    2. Посещение вечера досуга «Путешествие  в сказку «Гуси-лебеди»
    3. Чтение дома русских народных сказок.


    СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПРОЕКТА

    НАИМЕНОВАНИЕ ОБЛАСТИ

    РЕАЛИЗАЦИЯ

    Социально-коммуникативное развитие

    С/р игра «Поездка в кукольный театр»

    С/р игра  сюжет  «Театр»:

    «В детский сад приехал театр».

    С/р игра «Ждем родителей с работы»

    С/р игра «Генеральная уборка в доме»

    Беседа «Учимся прощать своих друзей»

    Беседа «Давай помиримся»

    Беседа «Каким должен быть друг»

    Беседы по картинкам «Воспитываем сказкой»

    (На основе дидактического наглядно иллюстрационного материала, по сказкам)

    Беседа «Что может случиться …(по сказке «Гуси-лебеди»)

    Психогимнастика

    Игра «Облака»

    Игра «С платком»

    Игра «Угадай настроение»

    Игра «Зеркало настроения»

    Ручной труд:

    Ремонт книги «Русские народные сказки»

    Изготовление атрибутов к сказке «Гуси-лебеди»

    Изготовление настольного театра из бросового и природного материала к сказке «Крылатый, мохнатый и масляный».

    Игры драматизации по сказкам «Крылатый, мохнатый и масляный», «Гуси-лебеди». Выбор театра по желанию детей (пальчиковый, фланелиграф, настольный, театр  маски)

    Изготовление книги правильного общения с книгой.

    Настольные игры:

    «Гуси-лебеди»

    «Сказки»

    Д/и «Разрезные картинки»

    Пазлы к сказке «Гуси-лебеди»

    Постройки разнообразных сказочных домов.

    Познавательное развитие

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ.

    НОД «Воробьи зимой!»

    ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОД Опыт с мукой

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ.

    НОД О.В. Павлова, стр. 104 «Русская изба», презентация подготовленная воспитателем Морозовой Н.Н.

    ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    НОД «Как сделана книга», О.В. Павлова, стр.79

    Дидактические игры:

    «Сказочная цепочка»

    «Встречи героев»

    «Найди пару»

    «Найди!»

    «Избушка на курьих ножках»

    «Гусь»

    «Кисельные берега»

    «Игра «Цветные сказки»

    Речевое развитие

    ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    НОД Восприятие р.н.с. «Крылатый, мохнатый да масляный»

    КОММУНИКАТИВНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

    НОД Пересказ сказки  с использованием графической схемы «Крылатый, мохнатый да масляный»

    ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    НОД  Восприятие р.н.с. «Гуси-лебеди»

    КОММУНИКАТИВНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    НОД Пересказ сказки  с использованием графической схемы «Гуси-лебеди»

    Составление рассказа «Придумай новый конец знакомой сказки» (записать сказки детей и изготовить альбом с иллюстрациями)

    Рассказывание сказок по схемам (подборка схем воспитателем)

    Игра «Угадай по движению»

    Упражнения на активизацию лексики «Я начну, а ты продолжи»

    Восприятие сказок:

    «Василиса Прекрасная»,

    «Чудесная рубашка»,

    «Лиса и кувшин».

     «Хаврошечка»

    «Белая уточка»

    «Кощей бесмертный»

    Пальчиковая гимнастика

    «Будем пальчики считать»

    «Присказка»

     «Яблонька»,

     «Сказка»,

    «Гуси-гуси, га-га-га»

    Артикуляционная гимнастика (Н.В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика») №10

    Артикуляционная гимнастика (Н.В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика 2») №2

    Загадки о сказочных героях

    Выставка книг – сказок

    Художественно-эстетическое развитие

    НОД

    РИСОВАНИЕ

    Роспись доски городецким узором

    ЛЕПКА «Пернатые, мохнатые, колючие…», И.А. Лыкова, стр.72

    РИСОВАНИЕ.

    Лиса-кумушка и лисонька-голубушка, И.А. Лыкова, стр.76

    РИСОВАНИЕ «Наливные яблочки»

    АППЛИКАЦИЯ «Программка для спектакля»

    РИСОВАНИЕ Коллективное творчество «Афиша для спектакля»

    Предложить детям раскраски на тему русских народных сказок; предложить детям пластилин для свободного творчества по данной теме

    Игры на развитие воображения:

    «Несуществующее животное»

    «Выдумай историю»

    «Имитация действий»

    «Нарисуй настроение»

    Пантомимический этюд «Хвастовство»

    Знакомство с музыкальным оформлением спектаклей. Рассматривание и игра на музыкальных и шумовых инструментах с целью обучения детей звуковому оформлению сценок из сказок

    Прослушивание записи музыкальных сказок по возрасту детей.

    Музыка.

    Пение

    Русские народные попевки

    Музыкально-ритмическое движение.  «Учись плясать по русски!» (вариации на рус. народную мелодию  «Из-под дуба, из-под вяза»)

    Танец. «Круговая пляска», рус. нар. мелодия, обр. С. Разоренова.

    Музыкальная игра. «Будь ловкий!», рус. народная мелодия, обр. В. Агафонникова

    Выставка книг – сказок

    Дидактические игры:

    «Разукрась героя сказки»

    «Узнай сказку по нарисованному предмету»

    Игры на развитие воображения:

    «Рисунки с продолжением»

    «Смешинки»

    «Новое назначенные предмета»

    Музыка.

    Песенное творчество.

    «Колыбельная», рус. народная песня.

    Пение. «Гуси», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной

    Танец «Кадриль с ложками», рус. нар. мелодия, обр. Е. Туманяна

    Физическое развитие

    Русские народные игры

    П/и «Молчанка»

    П/и «Хитрая лиса»

    П/и «Гуси, вы гуси»

    П/и «Ручеек»

    П/и «Игровая»

    Физкультурные минутки

    «Сказки»

    «Сказочные зарядки»

    «Гуси»

    «Ветер дует нам в лицо»

    « Раз, два, три, четыре, пять»

    Комплекс утренней гимнастики по сказке «Лиса и кувшин»

    Комплекс бодрящей гимнастики «Прилетели воробьи»

    Ожидаемый результат:

           Формирование основы духовно-нравственного воспитания у детей, в части оптимизации

    межличностных отношений в группе. Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям

           Индивидуализация ребенка в группе сверстников, осознание своего социального «я»; приобретение ребенком таких важных социальных качеств личности, как самостоятельность, активность, социальная уверенность;

         Усвоение детьми правил, установленных самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле):

         Умение планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами;

          Проявление доброты, отзывчивости и уважения к людям и братьям меньшим.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Паспорт проекта. Обучение детей старшего дошкольного возраста театрализованной игре посредством русской народной сказки.

    Цель. Расширить представление об устном народном творчестве, сказке. Сформировать навыки и умения в сценическом искусстве через игру....

    Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".

    Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...

    Педагогический проект «Воспитание этнографической компетентности у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам народной культуры »

    АктуальностьОбращение государства на современном этапе развития общества к нравственным и духовным истокам России и возрождению культурного наследия, к своей истории, к воспитанию гражданина с дошколь...

    Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре

    приобщение детей к народной культуре является средством воспитания уних патриотических чувств и развития духовнрсти....

    «Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным традициям».

    Тема моей педагогической работы  «Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста  через приобщен...

    Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа

             Статья об актуальности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа...

    Консультация для родителей «Воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»

    В консультации для родителей воспитанников содержатся рекомендации по ознакомлению с русской народной культурой в домашних условиях....