Главные вкладки

    «Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным традициям».
    статья (старшая, подготовительная группа) на тему

    НЯНИНА АЛЕНА ЮРЬЕВНА

    Тема моей педагогической работы  «Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста  через приобщение  к русским народным традициям». 

    Это тема актуальна тем, что  дошкольный возраст – самый благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc30 КБ

    Предварительный просмотр:

    Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста  через приобщение  к русским народным традициям».

    Главной целью моей  работы является духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности. Тематика и содержание моих проектов разнообразна – это фольклорные, православные и календарные праздники, традиции, желания и интересы детей.

    Это тема актуальна тем, что  дошкольный возраст – самый благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.

    В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера.   Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.  Материальные ценности во многих семьях  возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии.

    У детей недостаточные знания  о народных праздниках, традициях, обычаях. Мало знают стихи, песни, пословицы, поговорки,  считалки, народные и хороводные игры.

    В своей работе по духовно-нравственному  воспитанию с детьми я использую различные формы и виды деятельности :

    Организованная образовательная деятельность.

    Досуги, развлечения.

    Экскурсии, прогулки.

    Конкурсы, выставки, но самым главным для меня остается эмоциональное воздействие на их чувства.

     Духовно-нравственное воспитание ребенка — сложный педагогический процесс.

    Федеральные образовательные стандарты  выдвигают новые требования к вопросам духовно-нравственного воспитания и обучения дошкольников и такая форма, как реализация проекта «Широкая Масленица» для детей дошкольного возраста в полной мере им соответствует. Данный проект  мы рассматриваем, как интеграцию различных образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».  

    Поэтому и возникла  идея подготовки и проведения данного проекта под названием  «Широкая Масленица» силами родителей и ребят.

    Приобщая детей к истокам русской культуры, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и  смысл этого праздника.

    Реализация данного проекта позволила решить следующие задачи:

    Работая по данной теме удалось достичь:

    1. Использования творческого подхода при подготовке детей к празднику «Широкая  Масленица»;

    2. Высокого уровня сформированности у дошкольников интереса к русскому национальному фольклору.

        Проект не только помог детям лучше усвоить материал, творчески подойти к подготовке праздника, но и заинтересовал  родителей воспитанников, которые активно участвовали в его реализации.

     Проект «Широкая Масленица»  оказался значимым для всех его участников:

    Дети получили новые знания, проявили творческую активность в процессе выполнения запланированных  мероприятий.

    Педагоги продолжили освоение метода проектирования – метода организации насыщенной детской деятельности, который  дал возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

    Родители получили новые знания по данной теме, возможность сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания,  и закрепляя их совместно с дошколятами  в ходе выполнения предложенных педагогами  заданий.

    Результаты детей

    возрождение  интереса к обрядовым русским праздникам;

    воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;

    обогащение духовного мира воспитанников и их родителей;

    ориентирование родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

    При разработке  проекта «Широкая Масленица» осуществлялось активное взаимодействие специалистов детского сада: музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, педагога-психолога, воспитателей и родителей.

    Совместно с педагогами и родителями  в рамках масленичной недели при участии специалистов детского сада мною был разработан цикл мероприятий в соответствии с днями масленичной недели:

    Рисование символа Масленицы «Блинчики, смотрите, все на солнышко похожи!»

    Изготовление поделок –  обрядовых кукол  на Масленицу, солнечных лучиков «Солнышко весеннее, мы тебя встречаем!»

    Презентация кулинарной книги «Семейные секреты», полностью изготовленной руками и силами родителей и детей и ими же презентованной (разрешите представить вам эту кулинарную книгу)

    Разучивание фольклорных игр и хороводов «Мы ни сколько не скучаем, в игры весело играем», где активными участниками были родители, бабушки, дедушки

    Лепка из соленого теста «Ладушки, ладушки, мы печем оладушки»

    Проводы Масленицы «Блинный пир на весь мир» (развлечение на улице с участием детей, не посещающих дошкольное учреждение)

    Совместное чаепитие с родителями «За самоваром не скучаем – блины-оладьи уплетаем!»

    Многолетняя практика сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения (№ 47, 49) и другими социальными объектами (библиотека им. А.Гайдара, дом детского творчества «Росток» и др.) позволяет в полном объеме реализовать педагогические проекты. И говоря о достижениях и успехах, разрешите отметить тот факт, что проекты, реализованные мною, были отмечены на городском уровне: 2015г., городской конкурс «Общественное признание», 2 место в номинации «Читающий город», проект « Новое поколение выбирает чтение».

    В заключение своего экспресс-выступления хотелось бы отметить, что моя педагогическая инициатива заключается в том, чтобы дети в процессе игры получили и расширили свои знания о народных праздниках. Могли легко и с удовольствием применять свои знания и умения, искать творческое решение предлагаемых заданий. Любые праздники – это замечательная возможность ненавязчиво, исподволь приобщить ребенка к народному творчеству: песням, играм, танцам, обрядам. Показать всю палитру красочных праздников, привить любовь к своей культуре, своей стране.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Народные праздники как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Семейные традиции – должны жить! От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет...

    "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через семейные традиции"

    Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через семейные традиции"...

    План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

    Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду....

    Проект духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста "Воспитание души"

    Методический материал  -  проект «Воспитание души»  содержит 2 части: паспорт проекта, в котором прописана актульность проблемы, цели и задачи проекта, этапы реализации и пе...