статья "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ"
статья (старшая группа)

 Кузнецова Надежда Ильинична

«Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

 

Россия - страна великой культуры и духовности. Духовность и нравственность всегда ценились выше богатства. В настоящее время наблюдается духовно - нравственный кризис личности. Ф.И.Тютчев в стихотворении «Наш век» писал: «Не плоть, а дух растлился в наши дни. И человек отчаянно тоскует».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_ni_konspekt_22g.docx22.97 КБ
Файл kuznetsova_ni_prilozhenie_1-22g.docx502.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД № 13 «РОДНИЧОК»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА МЕГИОНА

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ»

Кузнецова Надежда Ильинична,

воспитатель

Мегион

 2022

Кузнецова Надежда Ильинична

МАДОУ «ДС №13 «Родничок»

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ»

Пояснительная записка

«Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Россия - страна великой культуры и духовности. Духовность и нравственность всегда ценились выше богатства. В настоящее время наблюдается духовно - нравственный кризис личности. Ф.И.Тютчев в стихотворении «Наш век» писал: «Не плоть, а дух растлился в наши дни. И человек отчаянно тоскует».

Духовный и нравственный кризис, переживаемый нашим обществом, особенно остро затрагивает молодежную среду. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье молодого поколения ставится, сегодня во главу угла. Без решения этого вопроса невозможно совершенствование образования, прогресс науки, развитие культуры. Воспитание нравственности должно стать столь же важной задачей, как передача знаний.

Сегодня в обществе есть понимание приоритетности духовно - нравственного воспитания молодежи как важнейшего фактора возрождения российской государственности и культуры, национального достоинства и нравственного здоровья народа, необходимости способствовать формированию у молодых людей целостного мировоззрения, основой которого, традиционно для России, является культура Православия.

Однако создать систему духовно - нравственного воспитания искусственно невозможно. Само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе жизни. Поэтому построение системы духовно - нравственного воспитания предполагает возрождение в современном российском обществе полноты православной жизни, а в образовании - восстановление системы традиционных духовно - нравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми.

На открытии XIX международных рождественских образовательных чтений - 2011 Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о трудном деле духовного преображения Отечества, что невозможно без совершенствования всей системы воспитания и образования, без усилий по сбережению нашего народа, по сохранению и укреплению его нравственного и физического здоровья, по созданию атмосферы мира и согласия, по недопущению межнациональной и межрелигиозной вражды.

Самое первое, что необходимо сделать сегодня, для создания системы духовно - нравственного воспитания в России - это ввести в образовательные учреждения, начиная с дошкольных, полноценный курс основ православной культуры.

Православные традиции.

Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада:

- жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников;

- уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи;

- использовании в воспитании устного и изобразительного народного творчества, фольклорных игр, совместного изготовления игрушек-самоделок;

- посильном участии детей в трудовой деятельности семьи, обучении рукоделию и ремеслам;

- общей семейной трапезе,

- назидательном семейном чтении с последующим обсуждением прочитанного;

- существовании семейного совета с решающим словом старшего члена семьи.

Важнейшим нравственным основанием семьи служило почтительное отношение детей к родителям, которое воспитывалось в семьях с малолетства и укреплялось в течение всей жизни каждого человека.

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения - его семья.

В каждом из нас материально, интеллектуально и духовно отражается вся мировая история, история своего народа, своей эпохи, своей семьи.

Недаром говорится: «Дети - наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Семья и дошкольные учреждения - два главных института социализации детей.

 Детский сад - маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родители. Они оценивают характер и стремление воспитателя работать с детьми. В дальнейшем залогом успешного посещения ребенком дошкольного учреждения станет налаженный контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

Но центральное место в формировании личности ребенка остаётся за семьёй. По мнению исследователей, именно от семьи на 80% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру.

В своей работе я сталкиваюсь с тем, что взрослые, которые непосредственно общаются с ребенком в семье, недостаточно полно представляют себе особенности эмоциональной жизни детей, недооценивают значение детских переживаний, духовно - нравственного и даже интеллектуального развития детей. Вместо этого делается в семье упор на образовательные моменты. Таким образом, взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер.

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

К сожалению, не все родители откликаются на желание воспитателей сотрудничать, проявляют должный интерес, усилия в вопросах воспитания своего ребенка. Многие ошибочно рассматривают дошкольное учреждение как место, где только присматривают за ребенком или как место подготовки к школе. Конечно, родителям необходимо знать, как ведет себя ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования? В чем ребенку надо помочь, над, чем поработать дома? В большинстве случаев воспитатели всегда готовы поделиться с родителями такой информацией. Только самим родителям это не всегда интересно, они спешат, бегут, торопятся. А жаль! Ведь наиболее успешным формирование личности будет только тогда, когда и в группе и в семье требования будут одинаковые. Например, если воспитатель приучает детей убирать за собой, а мама говорит ребенку дома: «Оставь, потом я уберу», ребенок и в саду будет вести себя, также, говоря что ему так разрешила мама. Если в группе принято аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется кушать чуть ли не руками, в таком случае возникает конфликт между ребенком и воспитателем. Потом вскоре начинается «я в садик не хочу», капризы и т.д. Именно поэтому воспитатель, сегодня целенаправленно ищет пути решения проблемы взаимодействия с родителями.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Родителям нужна конкретная помощь в вопросе воспитания ребенка! От качества нашей просветительской работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому я считаю, что положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь благодаря согласованным действиям воспитателя и семьи, развитию интереса родителей к вопросам воспитания.

Воспитание ребенка, в первую очередь, должно нести в себе духовно-нравственную направленность, привитие моральных, этических и эстетических ценностей!

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

В соответствии с ФГОС ДО на государственном уровне перед педагогами дошкольного образования ставится стратегическая задача: «Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Работа по реализации программы И.А. Кузьмина «Социокультурные истоки» на воспитание дошкольников в нашем дошкольном учреждении проводится со второй младшей группы, в наличии материально – техническая база. В помощь для работы в дошкольном учреждении созданы мини – музеи: «Русская изба», «Моя Югра». В возрастных группах создавались мини-музеи по темам: «Игрушки наших мам, пап, бабушек и дедушек»; «Я - патриот»(Истоки, Россия, ханты); «Старинная ёлочная игрушка»; «Мой край - Югра ». Изготовлены лэпбуки по темам: «Доброе слово», «Ласковое имя», «Добрые дела», «Ласковая песня», «Любимый образ», «Добрый мир», «Добрая книга», «Любимая книга», «Дружная семья», «Домашнее тепло», «Дороги добра», «Сказочный лес», «Добрая забота», «Праведный труд», Любимая сказка», «Благодарное слово», «Светлый праздник», «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Доброе согласие», «Добрые друзья», «Добрые дела», «Мудрое слово», «Напутственное слово», «Чудотворный образ», «Мастера и рукодельницы», «Старание и терпение», «Семейные традиции», «Книга – праздник души». Составлены картотеки: «Колыбельные песни», «Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию»; «Хороводные игры», «Подвижные игры», «Пальчиковые игры», «Речевые игры», «Народные игры Югры».

В своей работе я ориентирую родителей на совместную работу в данном направлении, на осознание того, как важно, чтобы после пребывания в детском саду, ребенок окунулся в тепло и уют семейного очага, а рядом  мама и папа, бабушка и дедушка, которые одарят его вниманием и любовью, а не отмахнутся в очередной раз.

Осознавая всю значимость задач духовно - нравственного воспитания дошкольников, на базе МАДОУ «ДС № 13 «Родничок» в перспективе организовать детско-родительский клуб «У родных истоков», с целью возрождения православных культурных семейных традиций. Знакомясь с разными программами по дошкольному воспитанию, имея теоретический и практический опыт работы по духовно - нравственному образованию дошкольников, я разработала учебно - методический комплект «Возрождение», куда вошли сценарии совместный мероприятий детско-родительского клуба «У родных истоков»  (Приложение 1), рабочая тетрадь - раскраска «Православные традиции» (Приложение 2). Эта работа способствует обмену творческим опытом, единению родителей и детей, укрепляет связь детский сад - семья.

Древняя мудрость гласит: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого - начни меняться сам». Нам, взрослым, нужно помнить, что нет ничего дороже, чем видеть горящие глаза детей, слушать их радостный смех, восторженные рассказы о семье, о родителях, которые живут их интересами, о друзьях, нет ничего дороже, чем бьющиеся в унисон сердца детей, родителей и воспитателей!

И хочется, надеется, что успех взаимодействия воспитателя и родителей напрямую свяжет с активной позицией обеих сторон, с их желанием научиться, измениться.



Предварительный просмотр:

J:\67712_ramka_dekorativnaya_475.jpg

Встреча с родителями и детьми в рамках детско-родительского клуба «У родных истоков»

Тема: «Встретим Рождество»

Цель: знакомство родителей и детей старшего дошкольного возраста с традицией празднования Рождества.

Задачи: 

  1. Познакомить детей с Евангельскими событиями;
  2. Продолжать формировать представления о традициях празднования Рождества;
  3. Создать праздничное настроение.

Актуальность: чтобы не исчезла душа русского народа, так же, как в былые времена, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси православных праздников, так же, радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, знать историю праздника. Укрепить семью, сделать её более дружной помогут добрые традиции наших предков, связанные с главными православными праздниками, обычаями русского народа.

Краткое описание основного замысла: проведение Рождественского праздника с родителями и детьми с использованием обучающего видеофильма «История Рождества Христова», загадок, игр-эстафет, песен и танцев, викторины, составление сюжетной картины «Рождество» в качестве закрепления знаний о Рождественской истории.

Планируемый результат: родители и дети познакомятся с традицией празднования Рождества Христова, с Евангельскими событиями, сформируется представление о традициях празднования Рождества Христова в весёлой дружественной атмосфере. Дети и родители, воспитатели будут знать стихи и песни о Рождестве.

Предварительная работа с детьми и родителями, воспитателями: разучивание стихов, песни и танца.

Материал: ёлка, украшения, фильм «Рождественская история», магнитная доска, маркеры 2-х цветов, элементы 2-х снеговиков, «Рождественская сюжетная иллюстрация», со вставными вкладышами героев сюжета, рождественская ёлка с конфетами.

Ход мероприятия:

(Звучит спокойная тихая музыка «Рожественская песня»)

Ведущий 1:

Меховые ёлочки

Пахнут на весь дом,

Каждая иголочка шепчет:

«С Рождеством!»

Ведущий 2: Добрый день, дорогие ребята, гости и взрослые! Мы встретили Новый год, следующий праздник один из самых важных и светлых праздников - Рождество Христово. Поздравляю вас, дорогие дети, с этим праздником! С давних времен православный народ праздновал Рождество. А сейчас мы посмотрим фильм «Рождественская история» и познакомимся с историей этого праздника (Просмотр фильма).

Ведущий 1: Но что это? Посмотрите, ёлочка грустит. Грустит она потому, что не знает, чем ей порадовать младенца. Луговые цветы подарят малышу свою красоту и нежный аромат. Огонь согреет его, а вода утолит жажду. Что может она, ёлочка? Ведь кроме колючих иголочек, у нее ничего нет? Давайте украсим ёлочку огоньками.

Скажем: «Раз, два, три, ёлочка, гори!» (Все повторяют слова и на ёлке загораются огни).

ДЕТИ:

Самый яркий, самый сладкий,

Самый важный праздник в год.

Фейерверки, шоколадки

И снежинок хоровод.

Этот праздник любят дети,

Папы, мамы неспроста.

Всей планетой мы отметим

День Рождения Христа.

Этот праздник светлый, яркий

Вся Земля весь год ждала.

Чтоб вручить мечты-подарки

Нам за добрые дела.

Очень жду я Рождество -

Это праздник сказочный.

И встречаю я его

Перед елкой красочной!

Я поздравлю всю семью

С праздником хорошим.

Очень сильно их люблю

И ценю их тоже!

Пусть здоровье принесет

Этот светлый праздник

И метелью заметет

Беды снег-проказник!

Дети поют песню «Яркая звездочка»

«Яркая звездочка на небе горит.

Детям у елочки мама говорит:

«В целом мире торжество, наступило Рождество,

Наступило Рождество!»

С праздником, с праздником взрослых и ребят!

Даже проказникам это говорят,

Потому что торжество, потому что Рождество,

Наступило Рождество!

Спать нам не хочется в эту ночь совсем,

Хочется, хочется в город Вифлеем.

Посмотреть на торжество, там, где было Рождество,

Там, где было Рождество!»

Ведущий 2: А сейчас попробуйте разгадать загадку:

У елки хоровод

Салют в небо взлетает

Огоньками яркими сверкает.

Разукрашивает окошки,

Покрывает дорожки.

Люби ее детвора,

Чудесное время. (Зима)

- Да, чудесное время года зима, снег, да вьюга в гости к нам пришла.

Танец «Снег да вьюга». Танцуют все. (Дети показывают движения взрослые, родители повторяют.)

Ведущий 1: 

Снег укутал город пеленою белой,

За окошком будет биться ветер колкий,

Собирать снежинки, прижиматься к раме.

Я поставлю в зале праздничную ёлку,

Я на стол поставлю золотые свечи,

А под ёлку спрячу сласти и подарки.

И с друзьями вместе Рождество я встречу,

Самый лучший праздник, радостный и яркий!

А сейчас предлагаю поиграть:

Игра «Золотые ворота»

Дети разделяются на две команды. Одна команда берется за руки и произносит слова:

Золотые ворота

Открывают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

В это время вторая команда двигается друг за другом «змейкой». На последние слова дети опускают руки, и те, кто остался в кругу, становятся в хоровод, остальные продолжают игру.

Игра «Художники»

Участники делятся на команды. Ведущий предлагает игрокам, поочередно соединяя точки, нарисовать какой-либо рисунок. Рисунок заранее задуман ведущим, и расположение точек должно соответствовать задумке. Побеждает та команда, которой удастся разгадать замысел ведущего.

Эстафета «Собери снеговика»

Две команды («СНЕЖИНКА» и «ЛЬДИНКА», строятся в колонны друг за другом. Каждому из участников двух команд, раздаются парные детали снеговика, вырезанные из картона. (Три круга - большой, средний и маленький, руки, ноги, глазки, нос - морковка, ведро, метла). По команде ведущего игроки обеих команд, по парам, подбегают к определённому месту, кладут свою деталь и возвращаются к своей команде. Выигрывает команда, которая быстрее всех собрала снеговика и получает по жетону.

Рождественская викторина

Ведущий 1: Вспомните, персонажей из Рождественского фильма. Нужно ответить на вопросы. За правильный ответ жетон. Родители помогайте своим детям.

Вопросы:

1. Где родился Христос? (В пещере, в яслях).

2. В каком городе родился Иисус Христос? (Город Вифлеем).

3. Кто ходил по окрестным полям, охраняя свое стадо: коров, овец? (Пастухи).

4. Кто явился перед пастухами? (Блистающий ангел).

5. Назовите родителей Иисуса Христа. (Дева Мария и благочестивый старец Иосиф).

6. О чем рассказал Ангел, о какой великой радости? (Родился Господь – Спаситель).

7. Как называют восточных мудрецов? (Волхвы).

8. Что волхвы преподнесли Иисусу? (Свои дары, золото и драгоценные благовония: ладан и смирну.)

Ведущий 1: молодцы, вы правильно ответили на все вопросы. А сейчас вам надо собрать сюжетную картину «Рождество» по небольшим фрагментам из Рождественского фильма. Выходит тот, кто не заработал ни одного жетона - 2-3 ребенка, им в помощь идут их родители.

Игра «Собери картину» (Звучит Рождественская песня.)

Ведущий 1: когда наступают Рождественские праздники люди приходят в гости друг к другу и щедро одаривают конфетами, пряниками и всякими сладкими подарками.

Участникам встречи вручаются подарки на фоне рождественской песни.

Звучит песня «Елка в Рождество»

Ведущий 2:

Рождество - великий праздник,

Рождество - благая весть:

За людей рождён заступник

И Спаситель всех нас есть!

С этой радостью спешим мы

От души поздравить вас -

Мира, счастья и покоя

Каждый день и каждый час.

Ведущий 1:

С добрым светлым Рождеством,

Что уже стучится в дом!

Распахните шире двери

Вы ЛЮБВИ, НАДЕЖДЕ, ВЕРЕ.

Пусть обиды и потери

Улетают, как листва!

Пусть войдёт удача в двери

В светлый праздник Рождества!

На этом наше развлечение подходит к концу, всего доброго!

https://e7.pngegg.com/pngimages/334/219/png-clipart-christmas-nativity-scene-nativity-of-jesus-christmas-mammal-child.png

Встреча с родителями и детьми в рамках детско-родительского клуба

 «У родных истоков»

Тема: «Пасхальные посиделки»

Цель: познакомить детей и родителей с традициями русского народного праздниками «Пасха», воспитание любви к культуре своего народа, его традициям и обычаям и создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре своих предков.

Задачи:

Образовательная: знакомить детей и родителей с обычаями и традициями православной церкви – празднованием Светой Пасхи, отраженными в народном календаре. Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности. Прививать детям любовь к традиционным праздникам; развивать у детей умение различать и понимать названия праздников.

Воспитательные задачи: воспитывать уважительное отношение к русским обычаям и православным праздникам. Пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.

Развивающие задачи: развитие жизненного опыта в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями.

Предварительная работа: беседы об особенностях празднования Пасхи, традициях и обычаях этого праздника.

Оборудование и оформление: на стене – праздничное пасхальное оформление, праздничный стол; полумаски солнца, кулич, яйца крашенные, ноутбук, пластилин, бумага, клей, салфетки, клей пва, яйца из киндер – сюрприза, ножницы, заготовки – корзинки, курочка Ряба, сюрприз – яйца шоколадные.

Ход:

(дети входят в зал под музыку колокольный звон)

Воспитатель: (на фоне музыки читает стихотворение Плещеева) 

Повсюду благовест гудит,

Со всех сторон народ валит.

Вот просыпается земля,

И одеваются поля.

Весна идёт, полна чудес:

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Маленькие и большие!

Здравствуйте, гости, милости просим! Пасху открываем, праздник начинаем!

Всех вас я поздравляю с великим праздником – Пасхой.

Воспитатель: На Руси во все времена хватало праздников, но ни один из них не мог сравниться с Пасхой, названный в народе Светлым Христовым Воскресеньем. Пасху ждут, к Пасхе готовятся. Пасху воспринимают как очищение от всего злого, недоброго, как начало новой жизни. К этому празднику наводят чистоту в доме, пекут куличи, пироги, красят яйца.

Вопрос: А что делать с крашеным яйцом на Пасху? (ответы детей и родителей).

Воспитатель: На Пасху яичками обмениваются. А зачем это нужно делать? А затем, чтобы добро и свет приставали к душам нашим, чтобы всё плохое, подстать скорлупе - отстало, а наружу проклюнулось всё лучшее, что есть в человеке. Потому-то в Пасху люди обмениваются яйцами, поздравляют друг друга, целуются и желают друг другу здоровья, добра, душевной чистоты. Поздравьте и вы друг друга с праздником!

(под звон колоколов дети поздравляют друг друга, затем яйца кладут на праздничный стол)

Воспитатель: Как и всякий большой праздник, к тому же длящейся неделю, Пасха заполняется играми, весельем, развлечениями, хождением в гости. И мы с вами будем сегодня веселиться, шутить и играть.

Для поддержания у людей веселого настроения, на Пасху, непременно строили качели и карусели, на их катались и дети и взрослые, люди верили, что чем больше и выше качаешься в праздничек, тем успешнее будет жизнь в этот год. (Игра «Качели»)

Игра «Качели»

Родители берут одеяла и в них качают детей в одеялах под песню «Мы девчонки озорные, колокольчики степные». (включается музыка № 1)

Ведущий: Хорошо повеселились, молодцы.

Ведущий: Также на Пасху «солнце играет». Так говорят в народе. И действительно, если посмотреть на него в первый день Пасхи, оно прыгает, радуется, будто играет. Ранним утром выходили крестьяне посмотреть на игру солнца, чтобы на этом основать свои предсказания будущего урожая.

Скажите, пожалуйста, а вчера на Пасху, какая погода была, солнечная или пасмурная. Ответы детей и родителей.

- А сейчас у вас на столах лежат пословицы давайте их прочтем. (родители читают пословицы)

  • На Пасху небо ясное и «солнце играет»- к хорошему урожаю и красному лету.
  • На Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету.
  • На Святой неделе дожди - добрая рожь. На Святой недели гром - к урожаю.
  • Коли дождь или непогода в первый день Пасхи, так и весна дождлива будет.
  • Если        на        второй        день        Пасхи        будет         ясная         погода - лето        будет дождливое, если пасмурно - сухое.

Ведущая: А давайте и мы поиграем с солнышком.

Русская народная игра «Солнышко-вёдрышко»

Выбирают водящего – «Солнышко» считалкой

«Паучок паутинку

Зацепил за травинку,

А потом за листок.

Получился мосток.

По мосточку пойдём

В гости к солнышку придём!»

Остальные дети – «Спящие».

Родители помогают, поют:

Гори солнце ярче         (На две первые строчки играющие идут хороводом)

Лето будет жарче,

А зима теплее,        (На следующие две – поворачиваются друг к другу и делают поклон)

А весна – милее.

Затем подходят ближе к «Солнцу». Оно говорит: «Горячо», затем догоняет детей. «Солнце» догнав «Спящего», дотрагивается до него. Он «Просыпается» (выбывает из игры).

Ведущая: А самый основной символ Пасхи – яйцо, потому что оно олицетворяет начало новейшей жизни, снесла курочка яичко, а из него позже появится цыпленок.

На Пасху люди прогуливаются друг к другу в гости и обмениваются крашеными яичками, для того, чтобы в жизни людей постоянно встречалось добро и не было зла.

Игра «Объятие и поцелуй» 

Родители и дети встают парами. Внутренний круг двигается в одну сторону, наружный в другую. Музыка останавливается, пары по команде ведущего обнимаются или целуются.

Ведущий: А еще на Пасху играют в игры с крашеными яичками. («Пасхальные игры»). Но для этого мы с вами станем настоящими мастерами и сами украсим пасхальные яички.

- Посмотрите, на столах лежат бумага, пластилин, пасхальные наклейки и на данный момент вы, с помощью мам, украсите свои пасхальные яичка, а чтобы во время работы ваши пальчики были сильными и ловкими, давайте поиграем:

Пальчиковая гимнастика 

Принесла яйцо золотая птичка

Мы с яичком поиграем,

Мы яйцо покатаем,

Покатаем, не съедим

Мы яйцо отдадим.

- А теперь садитесь на стульчики и приступайте к работе. (аудиозапись «Пасхальная песенка»)

Ведущий: Вы старались, вы трудились и яйца на славу у вас получились, а сейчас я предлагаю вам с вашими яичками поиграем.

Крутись яйцо

Соревнования можно проводить как между детьми, так и между взрослыми. По команде дети или взрослые одновременно резко раскручивают свои крашеные Пасхальные яйца. И смотрим… Чье Пасхальное яйцо дольше крутится, тот и становится победителем и получает небольшой приз.

Пасхальный ловец

Родители берут шляпы, а дети деревянные яйца. Ребенок пытается попасть в шляпу, а родители ловят яйца. (от киндер сюрприза).

Ведущая: 

Курочка к нам пришла и детям яйца в подарок принесла.

Голос курочки: «Я яички всем снесу, и в подарок подарю, шоколадные и целые, не совсем они и белые».

Выносят тряпичную курочку, которую одевают на заварной чайник. Открывают ее. Там лежат перепелиные яйца. Все дети, поворачиваясь вокруг себя произносят слова: «Вокруг себя повернись, яйца в корзинке большие очутись».

Педагог снимает тряпичную курочку, а там оказываются шоколадный яйца. Сюрпризный момент заключается в том, что курочка сидит на двух мисках. Первый раз педагог детям показывает верхнюю миску, а после волшебных слов, поднимает курочку вместе с первой миской, а во второй миске лежат шоколадные яйца.

Курочка:

Приду к вам в следующем году,

Теперь мне некогда, я побегу.

Ведущий:

И нам сегодня прощаться надо,

Пасхальные игры вы вспоминайте,

Друзьям о них рассказать не забывайте.

Спасибо!

Ведущий:

Поздравляю вас с наступающим праздничком Пасхи и пусть в ваших душах живет любовь к друзьям и близким, ведь Пасха всеобщий праздничек любви и милосердия.

Итог: данный вид деятельности содействовал развитию познавательных интересов детей, укреплению детско-родительских отношений.

Встреча с родителями и детьми в рамках детско-родительского клуба

 «У родных истоков»

Тема: «Троицу гуляем, лето встречаем!»

Цель: повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение обучающихся к основам православной культуры посредством знакомства с православными праздниками.

Задачи:

  1. помочь осознать ответственность за сохранение православных традиций, через которые передаются нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками;
  2. создать условия для развития познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциала личности ребёнка;
  3. воспитывать личность ребёнка знающей, уважающей историю и традиции своего народа.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Предварительная работа: 

Знакомство детей и родителей с русским народным праздником - Троицей, его традициями, разучивание песен, стихов, народных игр. 

За две недели до праздника в родительских уголках размещается информационный материал об истории праздника, православных традициях.

Предлагается литература для чтения детям, просмотр иллюстраций картин: «Троица» Рублёва А., «Праздничный день» Юон К.Ф., «Троица ветхозаветная» Нестерова М., репродукции картин с изображением берёзового леса, цветущих деревьев, пейзажи с водой. 

С родителями проводится родительское собрание, на котором выбираются родители на роль «Берёзы», «Лешего», «Марьюшки» и «Дарьюшки, проводятся индивидуальные консультации, и т. д. 

Родителям предлагается подготовить венки, цветы и прочие атрибуты для создания особого настроения. Готовятся костюмы для персонажей, а также русские народные сарафаны для Хозяйки праздника, «Марьюшки», «Дарьюшки» по возможности и для девочек.

Техническое оборудование: музыкальный центр, ноутбук, колонки.

Музыкальное оборудование: музыкальные заставки:  

русская народная песня «Во поле береза стояла», «Апрель» Чайковского П.И., 

русская народная песня «Ну-ка, кумушка, покумимся», обработка Н. Римского – Корсакова, 

русская народная песня «Завивайся, берёзка» и другие.

Реквизит: цветные ленты, свистульки, трещётки, деревянные ложки, бубен, дудочка, 2 корзины, мешок с еловыми и сосновыми шишками, стол, самовар, разные угощенья.

Действующие лица: хозяйка праздника, Марьюшка и Дарьюшка, Березка, Леший.

Место проведения праздника: на территории детского сада (спортивная площадка, экологическая тропа). Для введения в атмосферу необычного – оформляем пространство специальным образом – расставляем указатели, на ветки березы крепим листочки с пословицами и поговорками.

Ход мероприятия:

Звучит фонограмма русских народных песен. Дети и взрослые сидят на поляне полукругом. Под русскую народную плясовую в центр поляны выходит ведущая - Хозяйка.

Хозяйка: Добрый день, дорогие гости! Мы сегодня собрались, чтобы весело провести всеми любимый народный праздник – Троицу. Сердечно приглашаю всех к активному участию.

С двух разных сторон, выходят Марьюшка и Дарьюшка и встают по обе стороны от Хозяйки.

Марьюшка: Здравствуйте, люди добрые!

Дарьюшка: Здравствуйте хорошие!

Марьюшка: Всем здоровыми быть желаем!

Вместе: С праздником поздравляем! Святой Троицей!

К Дарьюшке и Марьюшке выходят с двух сторон по 4 девочки (в сарафанах на голове венки из веточек или цветов, с разноцветными лентами в руках или веточками берёзы) и встают в одну линию, по обе стороны от ведущих.

1 девочка: 

Вот и Троица пришла,

Праздник славный принесла!

Троица зеленая, гостья наша дорогая,

Ты пришла в воскресенье - всю неделюшку веселье.

2 девочка: А чтоб праздник наш начать, надо солнышко позвать!

3 девочка:

Солнышко - выгляни!

Красное - выгляни!

К нам на праздник приди,

Людям радость принеси!

Все зрители поднимаются со своих мест повторяют движения за Марьюшкой и Дарьюшкой.

Проводится русская народная я игра «Солнышко»

Солнышко, солнышко (выполняют «фонарики»)

Выгляни в окошечко (прикладывают ладони ко лбу)

Где твои детки? (вытягивают руки вперёд)

Сидят на скамейке (складывают руки «полочкой»)

Камешки катают  (делают скользящие движения ладонями)

За окно бросают  (имитируют бросок рукой)

Хозяйка:

Услышало нас солнышко и появилось на небе, продолжаем играть:

Утром солнышко встаёт (постепенно поднимают руки)

Выше, выше, выше (встают на носочки, тянутся)

К ночи солнышко зайдёт (медленно опускают руки)

Ниже, ниже, ниже (приседают)

Хорошо! Хорошо! (показывают «фонарики»)

Солнышко смеётся (улыбаются)

А под солнышком всем  (хлопают в ладоши)

Весело поётся!

После окончания игры зрители садятся на свои места

4 девочка: Нашей Троице хвалу мы воздадим, именинникам наш праздник посвятим.

5 девочка: А именинники сегодня Вода, Земля и Лес, поэтому Троица празднуется три дня.

6 девочка: В первый день именины у воды. В этот день нельзя ни полы мыть, ни баню топить.

7девочка: На второй день именинник Лес, его нельзя ни рубить, ни ломать, только одну молодую берёзку разрешается принести из лесу, поставить её на лужайке и украсить, так как она является символом русского леса и по народным поверьям обладает сверхъестественной силой.

8 девочка: На третий день именины у Земли. В Духов день нельзя работать на земле. Именинникам принято дарить подарки, а лучший подарок - это русская народная песня.

Дарьюшка: Праздник пришел - гостей привёл!

Дарьюшка: Встречайте не с лестью, а с честью!

Из числа зрителей выходят 4 мальчика с народными инструментами (ложки, трещотка, бубен) и девочка - исполнительница песни с платочком в руке.

Исполняется народная песня «Ой, вставала я  ранёшенько» 

 1.Ой, вставала я ранешенько

Умывалася белешенько

Ой, ли, да ли, калинка моя

В саду ягода малинка моя

2.Надевала черевички на босу

Я гнала свою корову на росу

Ой, ли, да ли, калинка моя

В саду ягода малинка моя

3.Я гнала свою корову на росу

Повстречался мне медведь во лесу

Ой, ли, да ли, калинка моя

В саду ягода малинка моя

4.Я медведя испугалася

Во часты кусты бросалася

Ой, ли, да ли, калинка моя

В саду ягода малинка моя

5.Ты, медведюшка-батюшка

Ты не тронь мою коровушку

Ой, ли, да ли, калинка моя

В саду ягода малинка моя

6.Ты не тронь мою коровушку

Не губи мою головушку

Ой, ли, да ли, калинка моя

В саду ягода малинка моя

7. Я коровушку доить буду

Малых детушек поить буду

Ой, ли, да ли, калинка моя

В саду ягода малинка моя

8.Ох, мать моя, матушка

Ты зачем меня на свет родила!

Ой, ли, да ли, калинка моя

В саду ягода малинка моя

9.Уж ты умную, талантливую

Чернобровую, догадливую!

Ой, ли, да ли, калинка моя

В саду ягода малинка моя

Исполнители садятся на зрительские места

Марьюшка: Динь-дон, динь-дон, над деревней слышен звон

Дарьюшка: Над рекою древний Храм, побываем вместе там!

1 девочка: 

Зеленью украшены окна и полы

Ветками березы обвешены углы,

2 девочка: 

Вот посредине Церкви батюшка с Крестом

Народ стоит с цветами в Храме сем святом.

3 девочка: 

Попроси у Бога, чтоб тебя Он спас,

Попроси, чтоб веры огонек не гас…

4 девочка: 

Догорают свечи, хор поет псалмы,

Это же на Троицу в Храме были мы.

5 девочка: 

Издавна так Троицу встречает наш народ,

Веточки зеленые каждый в Храм несет,

6 девочка: 

Освятили веточки, травку и цветы,

Украшают в доме стены и полы.

7 девочка: 

А потом на волю, на лесной лужок

Поют про березку, клен или дубок.

8 девочка: 

Девушки и парни водят хоровод,

Представленьем, песнями веселят народ.

Марьюшка и Дарьюшка остаются, а девочки проходят и садятся со зрителями.

Хозяйка: С давних времен люди прославляли и оберегали лес, а больше всего народ любил березку – символ добра, любви и чистоты. Много песен, стихов сложил народ о березке.

Под музыку П. И. Чайковского «Апрель» появляется «Березка» (родитель в белом платье с зеленым венком на голове), её за руку ведёт мальчик.

Березка: 

Это я, Березка, в белом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами.

Хозяйка: Конечно, присоединяйся к нам. Ведь сегодняшний праздник - Троица, еще называют праздником русской березки. В этот день ее прославляли, восхваляли, называли ласковыми словами.

Берёзка: Я буду вам петь прибаутку о летающих птицах, а вы все должны говорить слова: «Летят, летят!» и при этом делать взмахи руками. Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот выходит из игры.

Все участники и зрители встают в круг для игры.

Проводится игра-прибаутка «Летят – не  летят» 

1.Грачи летят, на всю Русь кричат:

Угу - угу - угу - гу, мы несем весну! Летят!

(дети машут руками и кричат) Летят! Летят!

2. Журавли летят, на всю Русь кричат:

Угу - гу-гу, не догнать нас никому! Летят!

(дети машут руками и кричат)  Летят! Летят!

3.Пчелы летят, гудят: жу - жу - жу, медовую несу росу! Летят!

(дети машут руками и кричат) Летят! Летят!

4.Поросята летят, полосатые визжат: хрю - хрю - хрю! Летят!

(дети не поднимают руки)

5. Воробьи летят на всю Русь кричат: Чи-вить, чи-вить, мы хотим попить! Летят!

(дети машут руками и кричат) Летят! Летят!

6. Комары летят, звенят, пищат: зы - зы - зы, наточим мы носы! Летят!
(
дети машут руками и кричат) Летят! Летят!

7. Медвежата летят, толстопятые рычат: ру - ру - ру, надоело нам в лесу! Летят!
(
дети не поднимают руки)

Мальчик: 

Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая!

Под тобой, березонька, все не мак цветет.

Под тобой, березонька, не огонь горит -

Красны девицы в хороводе стоят,

Для тебя, березонька, все песни поют.

Марьюшка: 

Березка - красавица

Русских полей!

Порадуй, березонька,

Наших детей!

Дарьшка: 

Вместе хоровод мы заведем

Про березоньку споем!

Звучит «Во поле берёза стояла» - «минус». Все участники берутся за руки, поют и водят хоровод вокруг «Березки»

Исполняется хороводная песня «Во поле берёза стояла»

1. Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли-люли, стояла,

Люли-люли, стояла.

2. Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли-люли, заломати.

Люли-люли, заломати.

3. Я ж пойду - погуляю,

Белую березу заломаю.

Люли-люли, заломаю,

Люли-люли, заломаю.

4. Срежу с березы три пруточка,

Сделаю три гудочка.

Люли-люли, три гудочка.

Люли-люли, три гудочка.

5. Четвертую балалайку,

Четвертую балалайку.

Люли-люли, балалайку,

Люли-люли, балалайку.

6. Пойду на новые, на сени,

Стану в балалаечку играти.

Люли-люли, играти.

Люли-люли, играти.

7. Стану я старого будити,

Встань ты, мой старый, проснися!

Люли-люли, проснися!

Люли-люли, проснися!

8. Борода седая пробудися!

Вот тебе помои, умойся!

Люли-люли, умойся!

Люли-люли, умойся!

9. Вот тебе рогожа утрися!

Вот тебе лопата помолися!

Люли-люли, помолися!

Люли-люли, помолися!

Хозяйка: Наряжали в этот день березку, словно красну девицу - лентами, бусами, платками, полевыми цветами, травой; переплетали ветки между собой.

Мальчик: 

Березка, березка,

Завивайся кудрявая!

Березку завиваем,

Лентой украшаем!

Хозяйка: Давайте, ребята, украсим нашу березку.

Марьюшка и Дарьюшка делят ребят на две команды

Проводится игра «Завяжи ленты» 

Рекизит: Разноцветные ленты размер 15-20 см по количеству участников.

Количество участников: не ограниченоучаствуют все дети, присутствующие на празднике.

Методическое описание: дети стоят в колонне. У каждого в руках ленточка. Березка держит в каждой руке ветки. Дети по сигналу ведущего по очереди бегут к березке, завязывают ленточку на ветке. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

2 вариант: если на поляне имеется не большая берёзка, то можно в этом конкурсе использовать живое деревце берёзы.

Хозяйка: Молодцы ребятки, нарядили берёзоньку! 

Дарьюшка: 

Нам играть и петь не лень,

Мы бы пели целый день!

Марьюшка: Про нашу русскую красавицу народ сложил немало частушек

Исполнение частушек

Реквизит: платочки

Количество участников: 8девочек

1.Наша встреча без частушки,

Как береза без макушки.

И поэтому сейчас

Частушки мы споем для вас.

2.Ты, березонька кудрява,

Ты, березка стройная

Символ ты России нашей

Березка белоствольная.

3.Ой, подружка дорогая,

Завтра в школу не пойдем,

Соберемся под березкой

О кудрявенькой споем!

4. Я надену сарафан

Заплету косички,

Будем рядом мы с берёзой

Девочки - сестрички!

5. Ой, мальчишка - хулиган,

Не трогай ты березоньку,

А не то растреплем чуб

И выбросим кепчоночку.

6.Улыбнулась мне березка,

Растрепались косыньки.

Шелестят на ней сережки

Утром горят росыньки.

7. Я надену сарафан.

Заплету косички,

Будем рядом мы с берёзой

Девочки - сестрички!

8. Мы частушки петь кончаем,

На березку поглядим.

Поглядим, да поскучаем

Еще частушек сочиним.

Дарьюшка: Спасибо девочки, спасибо милые!

Девочки присаживаются к зрителям.

Звучит таинственная музыка, появляется Леший, с мешком за плечами.

Леший: 

Я - Леший - мужик,

Конопатый шлык,

Моховая борода, лыком связанная.

Кто здесь шуметь изволит,

Кто Лешего беспокоит?

- У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут. И вдруг - шум, гам.

Хозяйка: Здравствуй, Леший! Не обижайся на нас. Мы сегодня Троицу празднуем, день рождения земли, леса и воды!

Леший: Тогда ладно, не сержусь. Я-то думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнезда разорять, да лес ломать. Таких я не люблю и лес от них защищаю.

А с вами я поиграю! В лесу много шишек - и еловых и сосновых (вытряхивает шишки из мешка). Хочу я посмотреть, кто из вас быстрый и ловкий, кто больше шишек наберет.

Проводится игра «Найди свою шишку»

Реквизит: мешок с еловыми и сосновыми шишками, 2 корзинки.

Количество участников: не ограничено, играют все дети

Методические рекомендации: разделить участников на 2 команды поровну. Леший стоит посередине поляны, около него рассыпаны еловые и сосновые шишки. Задача участников одной команды носить в корзину только еловые, а задача второй команды только сосновые. Команды стоят в колонне. Первый участник команды бежит к рассыпанным шишкам, берёт нужную и несёт в свою корзинку и т.д. Побеждает команда, правильно и быстрее закончившая задание.

Леший: Ну-ка посмотрю, никто в командах шишки не перепутал?!

Подходит к корзинке каждой команды и проверяет.

Леший: Молодцы ребятки! Всё правильно сделали, проигравших в игре, нет! 

Леший: Спасибо вам, ребята, за то, что отмечаете весело с русскими песнями, играми, день рождения леса, земли нашей, воды. Приходите в гости ко мне! Знаю, вы лес не обидите. А сейчас мне пора обратно. До свидания!

Леший уходит

Марьюшка: Ай, да молодцы!

Хозяйка: Вот дорогие гости и походит к заключению наш праздник «Троицу гуляем, лето встречаем», на прощанье хотим всем сказать:

Песню русскую любите,

Праздники народные чтите,

Как лучшего друга их берегите!

Марьюшка: 

С песней по жизни шагайте,

На праздниках ее распевайте!

Дарьюшка: 

И заканчивается наше веселье

Сладким угощеньем!

Кисельком, да крендельком,

Да вкусным пирогом!

Хозяйка: К этому празднику, как и много лет назад, наши мамы испекли традиционное угощение: «козули» - (круглые в виде венка лепешки с яичной начинкой). Просим всех отведать!

Под русскую народную песню «Завивайся, берёзка» Марьшка и Дарьюшка выносят подносы с угощениями и ставят под берёзку. Все уощаются.

Список литературы:

1. Антонов, Ю. Е., Как научить детей любить Родину/ Ю. Е. Антонов, Л. В. Левитина, О. В. Розова, И. А. Щербаков. – М.: АРКТИ, 2003.

2.Новицкая, М. Ю., Раз, два, три, четыре, пять мы с тобой идём играть / М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.

3.Соколова, Л., Воспитание ребёнка в русских традициях / Ю. Е. Антонов, Л. В. Левитина, О. В. Розова, И. А. Щербаков. – М.: Айрис- Пресс, 2003.

4.Тубельская, Г. Н., Праздники в детском саду и школе/ Г. Н. Тульбеская. - М.: Линка - Пресс, 2001.

Интернет источники:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/09/26/stsenariy-razvlecheniya-troitsa 
  2. http://teksti-pesenok.ru/ 
  3. https://ppt4web.ru/mkhk/narodnyjj-prazdnik-v-kartinakh-russkikh-khudozhnikov.html 
  4. http://webkind.ru/text/81376214_76188043p911633462_text_pesni_oj-vstavala-ya-raneshenko.html 
  5. https://text-pesni.com/qyhg 

Встреча с родителями и детьми в рамках детско-родительского клуба

 «У родных истоков»

Тема: «Празднуем покров!»

Цель: создать условия для развития у детей и родителей знаний о казачьих праздниках, создать эмоциональное настроение.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к православным традициям и обычаям русского народа, желание продолжать соблюдать и сохранять русские традиции;
  2. Познакомить с приметами и обычаями, связанными с «Покровом»;
  3. Способствовать единению детей и родителей в совместном участии в праздновании «Покрова».

Участники: воспитатели, дети, родители.

Предварительная работа: 

  1. Беседа о возникновении праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
  2. Разучивание песен, хороводов, стихотворений, игр.
  3. Наблюдения в природе, беседы на тему осени, знакомство с трудом на селе, связанным с уборкой урожая.
  4. Знакомство с пословицами и поговорками о труде и мастерстве, чтение русских народных  сказок.

Материал: Сундук, большой расписной платок, шапочки овощей, венок с осенними листьями, шкатулка с ситцевыми лоскутками и нитками. Проектор, экран, ноутбук.

Музыкальный материал: ауди/запись  песни «Покров Пресвятой Богородицы». 

Ход мероприятия:

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Вот и опять мы пригласили вас в нашу горницу! Очень вам рады, проходите, пожалуйста!

Ведущая: Вот так чудо - чудеса - пожелтели все леса!

Время сказочных даров - будем праздновать Покров!

Осень землю покрывает пестрым праздничным ковром.

Так природа поздравляет нас с великим Покровом!

Внимание присутствующих привлекается к экрану ИКТ, где представлена презентация слайдов по теме «Покров». Демонстрация слайдов сопровождается а/записью прекрасной песни «Покров Пресвятой Богородицы». 

Ведущая: Старые люди говорили: «Придет Покров - девке голову покроет».

Какие головные уборы носили женщины в старину? (Платок, косынку, шаль.) В старину только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой, у женщин голова всегда должна быть покрыта.

- Как вы думаете, сохранился ли обычай покрывать голову в наше время? (В день свадьбы голова невесты покрыта фатой - свадебным покрывалом. В храм женщины и даже девочки могут заходить только с покрытой головой.)

Ведущая: Платки, кокошники, шали передавались по наследству от бабушек и матерей к дочерям и хранились они в старинных сундуках. Вот в таких, какой стоит здесь у нас в горнице. Давайте в него заглянем.

(Открывают сундук и достают старинный большой платок)

Проводится игра «Платок»

(Ведущие берут за уголки платок и высоко его поднимают. Все говорят: «Платок поднимается – гости собираются» - дети, родители собираются под платком и танцуют под р. н. м. «Полянка». Ведущие говорят: «Платок опускается – гости разбегаются» - дети выбегают из-под платка, а ведущие стараются накрыть их платком)

Звучит песня «Собирайся, народ, в хоровод»

Ведущая: А вот и осенние братья-месяцы! С чем к нам пожаловали?

1мальчик: Сентябрь – с мелким дождем!

2мальчик: Октябрь – с хрустящим грибком!

3мальчик: Ноябрь – с первым ледком!

1мальчик: Сентябрь лето провожает, осень встречает.

2мальчик: В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подбирайся.

3мальчик: Ноябрь снега надует – хлеба много будет.

(Под музыку мальчики, пританцовывая, демонстрируют свои нарядные шляпы, кланяются и под аплодисменты садятся)

Ведущая обращается к родителям.

Ведущая: Не расскажите ли нам, что говорили наши предки про Покров?

Родители:

• Откуда на Покров ветер дует, с той стороны и придут первые морозы.

• До обеда на Покров осень, после – зима.

• Если на Покров ветер будет с востока – зима холодная будет.

• Если на Покров погода теплая, так и зима будет теплая.

• Покров, Покров, покрой землю листом, а меня теплым платком!

• Покрой землю снежком, а меня – женишком!

• Покрой землю листом, а невесту - венцом.

• Паши землю до Покрова, урожай чтоб вырос снова.

• От всего на свете злого Лес, и поле, и дома

Покрывает всё покровом Богородица, Сама.

• Чини избу до покрова, чтобы не замерзнуть без крова.

Ведущая: Ну и мне позвольте сказать! Чини избу, чтобы в тепле жить. Ну, а в теплой избе любо рядком посидеть, друг на друга поглядеть, песни петь, и хороводы водить!

 Исполняется покровский хоровод.

1. Как на день Покров ткали множество ковров (Дети идут по залу, постепенно образуя круг)

Припев: 

Ай, люли-люли, ткали множество ковров 

Ай, люли-люли, ткали множество ковров  (Идут по кругу, взявшись за руки)

2. Первый - травяной, лета жаркий зной (Наклоняются вперед, опустив руки вниз, покачивая ими вправо - влево, будто поглаживая траву)

Припев:

Ай, люли-люли, лета жаркий зной

Ай, люли-люли, лета жаркий зной (Идут по кругу, взявшись за руки)

3. А ковер второй – из листвы сухой (Трут ладошкой о ладошку - «шуршат» около ушка справа и слева)

Припев:

Ай, люли-люли, из листвы сухой

Ай, люли-люли, из листвы сухой  (Идут по кругу, взявшись за руки)

4. Третий ковер-снег, и он тоже не навек  (Плавными движениями рук изображают падающий снег)

Припев:

Ай, люли-люли, и он тоже не навек

Ай, люли-люли, и он тоже не навек (Идут по кругу, взявшись за рук)

5. Как на день Покров ткали множество ковров  (Движутся змейкой на зрителя)

Припев:

Ай, люли-люли, ткали множество ковров

Ай, люли-люли, ткали множество ковров (Поклон - низкий)

Ведущая: 

И трава, листва, и снег- все земле достанется,

А тогда спрошу я вас: что же нам останется?

Девочка:

Мы - девчонки молодые, красотой рекорды бьем.

Красоты своей рецепты в огороде мы берем.

Игра «Собери картошку ложкой» (+ огурчики, помидорчики)

С Покрова начинаются первые заморозки. Называли праздник так оттого, что земля покрывается – где листком, где снежком. «На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка – зима.

С полей и огородов убирали весь урожай, готовили землю к зимовке.

Ведущий: (Достает из сундука шапочки овощей – морковки, капусты и грибка, венок с осенними листьями)

Проводится игра «Каравай для Осенин»

(Взрослому надевают осенний веночек – это Осень, детям надевают шапочки овощей и грибочка. Все встают в круг, Осень в центр круга)

 Все поют и водят хоровод:

Как на наши Осенины испекли мы каравай -

Вот такой вышины, вот такой низины.

Вот такой ужины, вот такой ширины.

Каравай, каравай кого любишь, выбирай!

(Осень выбирает детей в шапочках овощей и с ними танцует)

Дети перестраиваются в полукруг. Исполняются частушки 

1. Я в деревне  у бабуси щеки свеклочкой  натру.

И такой румяной стану - словно зорька поутру.

2. В балаган я наш зашел, и огуречик там нашел.

Он в пупырышках лежит, как лист осиновый дрожит.

3. Я Аленке написал к празднику записку,

Что ее я так люблю, как салат с редиской.

4. В мышеловку мышь попалась, и сидит там крепко.

Кто же нам тащить поможет в огороде репку.

5. Что я красивая такая- ходят разговоры,

Просто эту красоту мне дарят помидоры.

6. На бахче лежит арбуз, на арбузе муха.

Муха злится на арбуз, что не лезет в брюхо.

7. Папа сильный у меня, гнет рукой подковку,

Потому, что каждый день папа ест морковку.

8. Сшила платье из капусты, сливами отделала.

Есть хотела - платье съела, что же я наделала?

9. Если б не было пшеницы, не было б ватрушки.

Как сумели – так и спели мы для вас частушки.

Ведущий: Как пришел Покров – конец хороводам, начало посиделкам. Девушки собирались по вечерам прясть, вышивать, вязать, а кавалеры рядом с ними сидели, на них поглядывали да их веселили. А девицы – красавицы тайком просили: «Покров – батюшка одари землю снежком, а меня женишком».

Ведущий: И мы сегодня устроим посиделки и сделаем куколку-оберег.

(Достает из сундука лоскутки, нитки и показывает куколку. Далее демонстрирует приемы изготовления куклы из этого материала.)

 «Русская народная кукла»

Работа детей и родителей.

Звучит русская народная музыка.

Ведущий: По свидетельствам верующих людей, в этот день происходит много чудес. Многие избавляются от разных болезней.

Пусть этот светлый праздник, друзья, наполнит вашу душу радостью, и вы на себе сможете ощутить чудо защиты Покрова Богородицы от всех бед и невзгод!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....

Программа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиций казачества

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.Будущее любой страны всегда зависит от т...

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры в рамках дополнительного образования «Светлячок» (из опыта работы)

Отчёт оработе кружка по духовно-нравственному воспитанию детей на основе православной культуры, традиций и обычаев. В данной статье показан опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста....

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с использованием этнокультурных традиций

Недостаточный уровень сформированности у юных россиян интереса к этнокультуре снижает нравственный потенциал подрастающего поколения и лишает российское общество перспектив поступательного развития. О...

Самообразование «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края»

Самообразование «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края»...

Мастерская как форма работы по духовно – нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста (на основе православной культуры)

Мастерская - это форма организации работы с детьми, основанная на взаимодействии педагога-мастера и воспитанников, в процессе которой в специально организованном пространстве и времени создаются услов...

Методическая идея «Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (на основе культурного наследия севера Омского Прииртышья)

Методическая идея к презентации .Тема: "Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...