Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры в рамках дополнительного образования «Светлячок» (из опыта работы)
статья (старшая группа) на тему

Отчёт оработе кружка по духовно-нравственному воспитанию детей на основе православной культуры, традиций и обычаев. В данной статье показан опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры в рамках дополнительного образования «Светлячок»

(из опыта работы)

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведения добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды.    

                                                                                           Н.И. Пирогов

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение  к детям.

То, что мы заложим в души ребёнка сегодня, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

 Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребёнок, тем большее влияние можно оказать не его чувства и поведение.

Очень много сказано о том, что в современном обществе материальные ценности преобладают над духовными, искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме.

Всё это верно. И несмотря на всё это, работая с детьми и наблюдая за ними, мы пони маем, что дети тянутся к доброму началу, задают «правильные» вопросы: всегда ли добро побеждает зло, почему мы празднуем те или иные праздники, что это за праздники, что такое именины. Всё это побудило нас к созданию в ДОУ кружка дополнительного образования «Светлячок». Это бесплатный кружок добровольного посещения. Проводится он во второй половине дня, один раз в неделю.

В основу кружковой деятельности положены православная культура и православный церковный календарь, в соответствии с которым планируются развлечения и праздники. Был разработан перспективный план для детей старшей подготовительной группы, подобрана соответствующая литература.

Целью данного направлении  является обеспечение развития духовного, психологического и телесного здоровья ребёнка по средствам приобщения к высшим ценностям православной культуры при освоении духовно-нравственных традиций народа  (норм поведения, общения и взаимной помощи).

Задачи:

- прививать интерес к изучению православной культуры для духовного совершенствования и познания отечественной культуры;

- воспитывать в детях милосердие, желание оказывать помощь, патриотические чувства;

- учить быть честным, не завидовать другим, учить просить прощение;

- развивать творческие способности,  эстетический вкус, обогащать словарный запас детей.

В работе кружка выделено несколько направлений: познавательно-образовательное, воспитательно-оздоровительное и творческое.

  1. Познавательно-образовательное (беседы, чтение глав детской Библии, занятия, рассматривание иллюстраций, разбор житейских ситуаций). В рамках данного направления проводились такие беседы, как «Что такое Библия», «Беседа о крестике», «Рассказ о матери Иисуса», «Детство Иисуса», «Как человек говорит с Богом. Молитвы», «Беседы об Именинах», «Беседа об Ангеле-Хранителе» и т.д.

 С детьми подготовительной группы проводилось открытое занятие для родителей «Праздник Пасхи», на котором по средством театрализации, дидактических игр дети рассказывали об истоках этого праздника, его традициях и значении. В заключении дети приготовили пасхальные открытки гостям.

  1. Воспитательно-оздоровительное направление (развлечение, утренники, досуги, игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, строительные). С детьми старшей подготовительной группы проводятся утренники-развлечения, такие как «Рождество Христово»,»Масленица», «Пасха». Дети с удовольствием выполняют роль героев данных библейских сюжетов, играют в народные игры, в которые играли наши предки, разучивают стихи и колядки, играют дидактические игры «Назови праздники», «Православная азбука», «Поступки плохие и хорошие». Строительные игры «Ступеньки к Храму». Сюжетно-ролевые игры «Всей семьёй встречаем Рождество».
  2. Творческое направление. Это направление предусматривает продуктивную деятельность (изготовление подарков и открыток к праздникам, к именинам, Рождеству и т.д., рисунки по Библейским сюжетам,  рисунки – впечатления после проведения утренника и развлечения.

Для достижения поставленных целей и задач немалую роль играет работа с родителями. Она заключается в следующем: родители помогают в проведении досугов, организовывают сладкие праздничные столы на Масленицу, Пасху и т.д., участвуют в развлечениях в качестве героев, оказывают помощь в оформлении выставок детских рисунков, фотовыставок -  «Наши праздники в семье». Кроме того, родителям даются консультации на интересующие их темы: «Возрождаем забытые семейные традиции», «Ответы на трудные вопросы о православии».

Ожидаемый результат – усвоение ребёнком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, народных традиций, неприятию зла, стремлению к добрым поступкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДО-ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

Нравственно - духовное воспитание в системе православных  ценностей  это нечто-то раритетное, стародавнее. Напротив, это самая совершенная система воспитания, в которой никогда не теряют и н...

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования

Данная работа направлена на формирование общечеловеческих ценностей, на развитие духовно-нравственного воспитания,  уважения  и интерес к культуре, к женщине, матери, будущего поколения...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...

Проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры»

Паспорт проектаВид проекта: познавательно-творческий.Тип проекта: долгосрочный.Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.Ожидаемый результатРеализация данного пр...

Опыт работы "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры"

Тема патриотического воспитания на основе русской культуры очень важна для осознания любви к своей Родине, становления гражданина, патриота с активной жизненной позицией.  Поэтому, работая над фо...

Мастерская как форма работы по духовно – нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста (на основе православной культуры)

Мастерская - это форма организации работы с детьми, основанная на взаимодействии педагога-мастера и воспитанников, в процессе которой в специально организованном пространстве и времени создаются услов...