Формирование духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Воробьева Елизавета Павловна

Эта статья для студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

. В.А.Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом. И   поэтому  основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании".

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования включены задачи приобщения детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения (в том числе моральным), формирования гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Одной из главных задач нашего детского сада является духовно- нравственное развитие личности ребёнка.

Наблюдая за детьми в старшей и подготовительной группы , можно заметить , что материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности.

Поэтому именно остро встал вопрос о создании психолого-педагогических средств последовательного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Одним из таких средств является русская народная сказка.

«Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем». Так сказка превращается в чудесный источник духовного питания ребенка.

Духовный мир ребёнка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок, именно на это мы опираемся, работая со сказкой.

Необходимо создать собственную систему работы, направленную на развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников посредством использования русских народных сказок – цель.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1.Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2.Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

3.Приобщать детей к нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации.

4.Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро; пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

5.Развивать умение думать, сравнивать. Анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других людей, делать нравственный выбор.

6.Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей духовно-нравственных качеств, поиске новых, эффективных форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию.

Данный опыт может использоваться другими педагогами как система работы по эффективному использованию русских народных сказок в формировании духовно-нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника.

Система работы с русской народной сказкой.

Для этого можно запланировать следующие  этапы  работы

Правильный отбор сказок. Для начала нами была сделана подборка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.

Обогатили предметно-развивающую среду: разными видами театра (на фланелеграфе, плоскостной, настольный на конусах, перчаточный, пальчиковый); ( дидактическими и настольно-печатными играми по теме;  реквизитами для разыгрывания сценок и спектаклей, куклами для театра, ширмами для кукольного театра, элементами костюмов героев сказок, маскамивносим раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ.

Подобрали сказки, которые обеспечивают мотивацию на овладение духовно-нравственных основ личности, обеспечивающих  представление о нравственных поступках.

Затем определяем более эффективные методы и приемы работы со сказкой (конкретно с каждой), позволяющие активизировать нравственные позиции ребенка.

Традиционные формы и методы. Прежде всего - это традиционные методы и приёмы: чтение воспитателя, рассказывание, беседы, пересказ, драматизация сказки, просмотр иллюстраций.

 Дидактические игры: они не только способствуют развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать пом

Методика Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой». Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Также помочь ребёнку уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Чтобы мораль сказки была понятна и доступна дошкольникам, надо  разработать универсальную схему.

Ребёнок должен понять, в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она его, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании.

Сивка-бурка - послушание, милосердие, ответственность за порученные дела, учит детей преодолевать трудности на пользу общего дела.

Никита Кожемяка - раскрывает понимание нравственного качества: служения людям, свидетельствовать о душевной красоте таких людей, воспитывать потребность самим служить другим людям.

Часто используем игру «Хорошо – плохо». Например: «Рукавичка» – хорошо, что звери встретились в рукавичке (чем хорошо? и т.д.). Плохо деду без рукавички, бабе нужно шить новую и т.д.

В работе с детьми подготовительной группы стали проводить аналогию между русской народной сказкой и другими фольклорными формами. Поговорки и пословицы редко используются в работе с дошкольниками, но если им удастся провести аналогию между сказкой и поговоркой, то смысл последней становится им доступным.

Например: в сказке «Рукавичка» нравственный урок можно раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде».

Жихарка  - Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Лиса и журавль  - Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Воспитание добрых чувств. «…..Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща» Ш. А. Амонашвили.

Используя этот метод, учим детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок, чтобы повернуть сюжет сказки в нужное русло. И это помогает им не только в развитии речи, творческого мышления, но и в развитии чувств.

Метод «волшебной палочки». Нашим детям должно  понравится . С помощью «волшебной палочки» можно спасти героя. Например: Снегурочку превратить в простую девочку, которая осталась такой же доброй и ласковой, но не растаяла, потому что не боится тепла. «Волшебная палочка» может превращать злого героя в доброго. В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с помощью «волшебной палочки» изменить конец сказки: вместо наказания ведьмы, дети превратили ее в добрую старушку.

Метод «Превращения». Дети любят «превращаться» в героев сказки, высказывать «свои» чувства, рассказывать «о себе». Этот метод позволяет ребенку говорить правду о своем герое, даже если он отрицательный. Дети думают, рассуждают, оценивают различные характеры, ситуации, учатся нравственным нормам жизни.

Сочинение письма. Можно  сочинять письма героям сказок, нуждающимся в совете. Например, в сказке «Лиса и козел» сочиняли письмо козлу. Начинали письмо так: «Здравствуй, козел! Разве ты не знал, что лиса хитрая, нельзя всем так доверять. Есть поговорка: «Доверяй, но проверяй!». Писать  письмо Морозко, просить  его не губить дочь мачехину, а превратить ее в трудолюбивую, ласковую девочку.

Изменение конца сказки. Есть сказки с не очень добрым концом. Вот их можно  постараеться  изменить. Это сказки «Морозко», «Царевна-лягушка», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» и др.

Сказка «Баба - Яга»:

1 серия - традиционная сказка;

2 серия – Баба – Яга становится певицей;

3 серия - Баба – Яга и солдат.;

4 серия - Баба-Яга на балу у короля

5 серия - моя сказка о доброй Бабе - Яге (твоя, папина… );

6.серия - сделаем книжку с рисунками о доброй бабе Яге. и т. д.

Выводы. Используя методику Л. Б Фесюковой «Воспитание сказкой»,можно  воздействовать  на характер детей, мягко и бережно формируем положительные черты и корректируем негативное поведение детей.

Также применяемые нетрадиционные формы работы со сказкой, может позволить развивать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.

Дети смогут примисать активное участие в играх, и одновременно ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Такие виды деятельности помогают детям выражать свои мысли, чувства, учат их думать, рассуждать, оценивать различные характеры, ситуации, учатся нравственным нормам жизни.

Тематические дни и недели.

Для расширения систематизации знаний о духовно-нравственных качеств,можно  использовать  планирование тематических дней и недель. В течение дня или недели закрепляем нравственный урок, через режимные моменты, разные виды деятельности, интеграцию образовательных областей.

«Что такое хорошо и что такое плохо».  Развивать понимание детей нравственных категорий и качества личности, такие как добро – зло, приветливость – грубость, жадность – бескорыстие, трудолюбие – лень.

«Человек трудом славен» Формировать у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность.

«Ты да я, да мы с тобой» Способствовать формированию таких духовно-нравственных качеств личности как милосердие, благодарность, взаимовыручка. Воспитывать желание детей подражать герою сказки в добродетелях взаимопомощи и благодарности.

«Дом, в котором я живу»  Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность.

6. Взаимодействие с родителями.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, духовно-нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Согласно статье 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны воспитывать своих детей, при этом родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании духовно-нравственной культуры использовались следующие формы работы:

-можно организовать  заседание клуба: «Поговорим о нравственности», «Сказка ложь–да в ней намек», «Воспитание добром».

Можно провести  совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра викторина «В гостях у сказки», «Что?, Где?, Когда?», «В стране добра и зла».

- Акция «Подари книгу детскому саду» - пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, также родители,  у которых сохранились книги их детства приносили в группу

- Осуществили проект «Читающая семья».

Родители мргут принять  участие в мастер – классах совместно с детьми «Книжка своими руками»; «Поиграем в сказку».

Вместе с родителями устраить  выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки», «Мой любимый сказочный герой», «Добрая Баба Яга».

-Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них (Новый год; «Вовка и волшебный цветок», к сказкам «Теремок», «Царевна лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван Царевич и Серый волк». и другие.).

-Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок; оформление книги сказок, подбор иллюстраций к сказкам, конструирование сказок из бумаги, природного материала (совместная работа с родителями).

Планируемая работа может  показать , что данная система работы с русской народной сказкой,  способна стать эффективным средством формирования духовно-нравственных норм у детей старшего дошкольного возраста.

У детей сформируется гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине, навыки культурного поведения,  научились радоваться своим успехам, успехам сверстников.

Дети в процессе приобщения к русской народной сказке станут более сдержанными, умеют действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом достаточные волевые усилия, научились давать оценку своим поступкам и поступкам своих товарищей

Родители, надеемся, будут активно откликаться на наши просьбы и учитывают наши советы и рекомендации о воспитании детей в семье, правильно оценивают душевное состояние ребенка, разделяют его радости, принимают активное участие в творческих проектах, которые очень сближают их с детьми, между ними зарождается взаимопонимание.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду....

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Подготовила воспитатель Марфи...

«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Каждый человек, независимо от возраста, любит сказки. Ведь они – неотъемлемая часть нашего детства, дверь, через которую все мы в детстве попадали в волшебный мир, где добро всегда побеждало зло...

План самообразования по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

План самообразования воспитателя Меркурьевой Р.Ф. по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»Актуальность выбранной т...

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Обобщение опыта работы по теме самообразования:«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...