Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
учебно-методический материал

Санарова Ирина Евгеньевна

Обобщение опыта работы по теме самообразования:

«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_molodogo_pedagoga.docx877.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                    

«Детский сад «Чебурашка» с. Бирюля»

Обобщение опыта работы по теме самообразования:

«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

                                                                                                                            Воспитатель:

                                                             Санарова И.Е.

с. Бирюля, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Обобщение опыта

3

Приложение 1 План  по самообразованию педагога

5

Приложение 2 Работа с педагогами

9

Приложение 3 Работа с родителями

115

Приложение 4 Работа с детьми

Картотека игр

220

Приложение 5 Фотоотчет творческой  мастерской  «Волшебные предметы из сказок»

27

Обобщение опыта по теме самообразования:

«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: « Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра». Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное воспитание. Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Например: чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как плохо быть неряхой, лучше прочитать « Федорино Горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок.

Для дошкольников одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Поэтому свою работу по нравственному воспитанию начала с возрождения интереса у детей к русским народным сказкам.  На основании опыта работы с детьми могу смело сказать, что средства массовой информации зачастую оказывают отрицательное действие в нравственном становлении характера детей. Для этого я решила как-то помочь родителям в воспитании гуманных чувств и отношений дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.
В основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса принцип воспитания гуманистической направленности через приобщение к общечеловеческим ценностям во всех видах его деятельности выдвинут как ведущий. Поэтому целью моей работы в нравственном воспитании детей является воспитание уважения к традиционным ценностям, таким, как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

В течение года было организовано чтение русских народных сказок: («Волк и лиса», «Мальчик с пальчик», «Семь Симеонов - семь работников», «Маша и медведь», «Красная шапочка и волк», «Три медведя», «Морозко», « Зайкина избушка», «Зимовье зверей», «Никита Кожемяка», «Волшебная дудочка», «Крошечка-Хаврошечка»  и тд. С рассматриваниями иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к русским народным сказкам, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами сказки. Самый распространенный метод – это чтение сказки воспитателем. Старалась детям читать выразительно, заворожительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой. Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что дети учатся жить у жизни, но если чему-то учиться у жизни, то это творчеству. А творчество невозможно просто «показать», надо самому решать задачи. Вот и возникает вопрос, каким образом ребенок может получить опыт такого решения, читая сказки? Ведь в сказках все задачи предлагаются, казалось бы, уже в решенном виде. Во - первых, я строю работу таким образом, чтобы дети восприняли сказку, как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем и анализировали взаимоотношения персонажей. Во - вторых, в ходе изучения каждой сказки последние занятия посвящены проигрыванию, рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству. В - третьих, решаем проблемы в сказках при помощи схемы или наглядной модели. У детей дошкольного возраста мышление наглядное - оно нуждается в некоторой зримой опоре для решения задачи. Ребенок может несколько раз сменить точку зрения. Чтобы не потерять нить дискуссии (и детям, и взрослому) нужна опора. Такой опорой может стать наглядная модель или схема. Так, с помощью сказки, я развиваю у детей творческое мышление, умение самому находить ответы на проблемные вопросы.

 За учебный 2017 – 2018 год проводились дидактические игры на материале известных детям сказок таких как:  («Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки?» (на определение сказочного героя), «Сказочное лото»). Дети учились пересказывать фрагменты сказки, закрепляли их названия. Проводила индивидуальные консультации и бесед с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стишки, потешки, песенки, т.е. больше внимания уделять своим детям. Я стараюсь работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также стараюсь доброжелательно относиться к каждому ребенку, т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты.

В результате проделанной работы есть результаты:

  1. Дети научились понимать смысл сказок;
  2. Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
  3. Улучшилось взаимопонимание между родителями и детьми, благодаря их совместной работе;
  4. Повысилась активность родителей в организации жизни группы, они чаще стали принимать участие в праздниках, выставках, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Вывод: Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Из этого следует нравственное воспитание возможно через все виды сказок, т.к. нравственность изначально заложена в их сюжете.

Приложение 1

План по самообразованию педагога

Тема: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность выбранной темы

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием становления нравственной культуры. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки. Всё чаще дети старшего возраста остаются наедине с  компьютером, телевизором. Поэтому считаю очень важным показать взрослым, как влияют русские народные сказки на формирование нравственных качеств ребёнка.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Цель работы по теме самообразования - изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;

-приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок;

- проанализировать полученные результаты.

Сроки: 2017-2018 учебный год

Месяц

Изучение методической литературы

Я и дети

Я и педагоги

Я и родители

Сентябрь

Подбор методической литературы

Диагностика влияния русских народных сказок на детей

Определить формы работы с педагогами.

Определить формы работы с родителями.

Октябрь

Анализ программ, технологий по данной теме

Чтение детям русских народных сказок: «Волк и лиса», «Мальчик с пальчик», «Семь Симеонов - семь работников» - беседы по их содержанию.

Анкетирование родителей на тему: «Нужны ли детям русские народные сказки»

Ноябрь

Изучение передового педагогического опыта и литературы по теме

Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла: «Маша и медведь», «Красная шапочка и волк», «Три медведя».

Консультация по итогам анкетирования родителей на тему: «Нужны ли детям русские народные сказки»

Декабрь

Составление каталога литературы по изучаемой проблеме

Обобщение полученных знаний детей за первое полугодие.

Консультация «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».

Январь

Чтение сказки «Морозко»,  « Зайкина избушка» , «Зимовье зверей» - разучивание слов, действий.

Февраль

Изучение интернет ресурсов по данной теме

Чтение сказки «Никита Кожемяка», «Волшебная дудочка», «Крошечка-Хаврошечка»  - Помочь детям определить сказочные эпизоды в сказке.  

Консультация «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей».

Март

Подготовка материала для игр («Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки?» (на определение сказочного героя), «Сказочное лото»)

Апрель

Изготовление «волшебных предметов» из сказок в творческой мастерской.

Консультация «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой».

Май

Чтение сказки «Двенадцать месяцев», « Заколдованная королева», «Ведьма и Солнцева сестра» -разучивание слов, действий.

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Конспекты НОД; оформление папок – передвижек.

Выступление на родительском собрании « Наши успехи»

Приложение 2

Работа с педагогами

Консультация воспитателям по итогам анкетирования педагогов на тему: «Нужны ли детям русские народные сказки».

           Цель: Представить воспитателям информацию, о вхождение ребёнка в сказочный  мир.

Последнее десятилетие характеризуется противоречивым отношением к сказке. С одной стороны, считается, что сказка не отражает жизнь, так как дети должны быть в курсе современных событий, развития науки и техники, особенностей человеческих отношений. С другой стороны, наблюдается небывалый рост сказочной продукции в виде книг, пластинок, фильмов, а также активизации деятельности исследователей по изучению сказок.
А как к этому относятся дети? Они так же, как когда – то их бабушки и дедушки, с восторгом рассматриваются иллюстрации к сказкам, с замиранием сердца слушают небывалые истории, всем своим существом сопереживают их героям. Каковы же истоки привязанности детей к сказкам?
Л.С. Выгодский говорил, что литература, в частности сказка, во многом способствует «изживанию эмоций, удовлетворению духовных потребностей личности. Возможности «изживания эмоций описаны также знаменитым американским психологом и психиатром Б. Беттельхаймом.

 Он утверждает: «Детям нужны сказки» (так называется его монография), ибо они являются необходимой пищей для развития личности.
Описание чудес, необычайных и не всегда понятных событий оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребёнка, заставляет задуматься: «Есть ли вокруг меня какие – то ещё добрые силы, кроме родителей? А сами родители являются ли Доброй силой? Что может произойти со мной?». И это не абстрактные, а очень важные для ребёнка вопросы – он думает о собственной защите в этом мире, о смысле жизни.
         Сказки не только заставляет ребёнка задуматься над важными жизненными вопросами, но и помогают найти на них ответы.
Многие психологи и педагоги отмечают, с каким упорством дети требуют повторения сказки со всеми её деталями и подробностями, без изменения даже интонации при рассказывании. Они хотят услышать знакомые слова, испытать те же чувства, что и при первой встречи со сказкой.

 По мнению Б. Беттельхайма, такое стереотипное поведение даёт ребёнку уверенность, что и на этот раз всё кончится хорошо.
Герои сказок идентифицируются детьми в зависимости от их возраста и волнующих проблем. Например, четырёхлетняя девочка, слушая сказку братьев Гримм, идентифицирует себя с Гретель, победившей ведьму.
Ребёнок легко входит в сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Королевича или Белоснежку, и так же свободно переключается на прозаическую повседневность. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускается, что это могло бы происходить и в действительности.
        Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому возрасту присуща ещё одна потребность. Ребёнок хочет подражать окружающим его сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удаётся. В сказке же возможно выйти победителем из любых испытаний, например, перелететь за тридевять земель в тридесятое царство и сразиться с драконом о трех головах. Мечты ребёнка осуществляются, а сказке, когда он слушает её или придумывает собственный вариант.
Таким образен, ребёнок как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполняемые в жизни.

Детское видение мира и психологическая специфика сказок родственны в своём тяготении к противоположностям, крайностям. В сказках противоборствуют чрезвычайно сильные и очень слабые, невероятно храбрые и трусливые герои, великаны и калики. Сказочные образы в отличие от реальных человеческих характеров – полярны: один брат глуп – другой умён, одна сестра трудолюбива и прилежна – другая ленива и т. п.

 В восприятии и оценках детьми реальной жизни также преобладает полярность – белое и чёрное. В.А. Сухомлинский писал: «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю».

Эстетическое воспитание детей на материале сказки – важная проблема. Её решение требует серьезной, продуманной работы, характер и содержание которой обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития.

 Умение выделить любимую сказку из числа прочитанных (прослушанных) и её автора принципиально важный шаг в развитии читательской культуры.
       Основное содержание книги составляют вопросы разностороннего воспитания ребёнка, формирования его неповторимой индивидуальности.

Консультация для воспитателей

«Сказка – как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

«Сказка неотделима от красоты,

способствует развитию эстетических чувств,

без них  немыслимо благородство души,

сердечная чуткость к человеческому

несчастью, горю, страданию.

Благодаря сказке ребенок познает

мир не только умом, но и сердцем».

Сухомлинский В. А.

 В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах:  добре, милосердии, справедливости. 

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

 Нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

Нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития нашей страны. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни.

Воспитание нравственной  личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. 
Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.  Заглянуть в «кладовые» личности и извлечь от туда такие качества как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность, дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, патриотизм, честность и многие др. вероятно, но необходимо иметь свой «ключик» к человеческой индивидуальности.  

Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. 

Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасную  царевну, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых   старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений, которые так свойственны речи своего ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью,  доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности. Поэтому такие произведения необходимо исключать из детского восприятия. Многие исследователи (Е. А. Аркин, А. М. Виноградова, В.Г. Нечаева и др.) считают, что превосходным в воспитательном отношении материалом для рассказывания детям могут служить нарядные легенды и наши русские былины. Многие педагоги не в достаточной мере оценивают силу детского воображения и чуткость детского сердца, способность дошкольника воспринимать и почувствовать обаяния прекрасной человеческой личности, наличие нравственного подвига, неотразимую силу мужества и отваги. Детям чаше всего рассказывают о различных животных. Ничего нельзя возразить против таких произведений, расширяющих детский кругозор. Но можно и должно уже к  концу дошкольного возраста скрыть пред ребенком доступ в прекрасный мир настоящих и легендарных былинных и мифических богатырей и героев , отважных борцов за счастье и свободу народов. Здесь человеческий обзор или величественный героический подвиг способен возбудить в ребенке высшие чувства красоты и морали, беззаветную любовь к родине. При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими "недугами". В психологии этот метод работы с детьми, испытывающими те или иные затруднения, называется сказкотерапия. Различные авторы, использующие этот метод в своей работе (Д. Бретт,  Д.Миллс, Р. Кроули, Д. Соколов, Л. П. Стрелкова и др.) указывают, что применение сказкотерапии позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных, так и глубоко личностных), возникающих у детей дошкольного, младшего и др. возрастов. В частности посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т. д. Кроме того сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.    Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

 Во - первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

 Во - вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.  Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. 

Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А. М. Виноградова.   По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность и т.д. 
Такие нравственные ценности как,   добро, любовь, истина, правда, красота, жизнь, человечность, сочувствие, Родина, семья, долг, подвиг, -  должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей!  

Закончить хочется словами: «Дитятко – что тесто: как  замесил, так и выросло».(Народная мудрость).

        

Приложение 3

        Работа с родителями        

Анкетирование родителей на тему:

«Нужны ли детям русские народные сказки»

Цель проведения анкетирования:  выяснение отношения наблюдаемого к заданной проблеме.

При анкетировании ответы заносятся письменно в специально составленный анкетный лист. При анкетном наблюдении отвечающий сам читает заданные ему вопросы и отвечает на них письменно, анкетирование является анонимным.

Для определения роли русских народных  сказок в воспитании детей была взята анкета, разработанная Е.С. Тришиной.

1.На кого из героев народных сказок  хотел бы быть похожим Ваш ребенок? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Кого из перечисленных сказочных персонажей Ваш ребенок считает хорошими: Волк, Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Марья-Краса. (подчеркнуть) Почему именно его?

__________________________________________________________________

3.Если бы ребенок  поймал щуку-волшебницу, о чем бы он  ее попросил?

__________________________________________________________________

4.Зачем народная сказка нужна человеку?

__________________________________________________________________

5.Знаете ли Вы народные праздники и традиции? Какие?

__________________________________________________________________

6. Как часто Вы читаете ребенку русские народные сказки?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7.Употребляете ли Вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки?

Да  /   Нет  /     Иногда (нужное подчеркнуть)

8. Поете ли Вы ребенку колыбельные песни?

Да   /   Нет   /    Иногда (нужное подчеркнуть)

9. Готовы ли Вы поучаствовать в драматизации  русской  народной  сказки?

Да   /    Нет (нужное подчеркнуть)

10. Необходимо  ли на Ваш взгляд приобщать детей к истокам русской народной культуры через русские народные сказки? Если «Да», то почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Консультация для родителей

«Сказка как средство нравственного воспитания детей

дошкольного возраста»

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. Дошкольник в 4-6 лет – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких. Поэтому именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в понимании и осознании сложного мира человеческих отношений.

Но наши воспитанники являются носителями негативного нравственного опыта, если так можно сказать, «семейной» жизни, когда в процессе «семейного воспитания» основным приоритетом в становлении нравственности ребенка является негативный пример родителей. Причем ребенок не оценивает зачастую безнравственное поведение близких людей как негативное. На уровне детского подсознания оно остается нормой, ориентиром в собственных поступках. Определенный дефицит духовности порождает у многих из них, в лучшем случае, пассивное, а иногда и агрессивно-негативное отношение к жизни.

Данная проблема является очень актуальной для воспитанников нашей группы, так как в группе проживают дети дошкольного возраста. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы сделали вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.

Работа со сказкой различные формы и методы: организация «комнаты сказок» со «сказочным» оформлением, чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания. Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п.

Ребенок, слушая сказку, повторяет на реальном (бытовом) материале тот фантастический путь, который проходит сказочный персонаж в течение сказочного сюжета. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Консультация для родителей «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой»

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл. Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью? Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает взрослому насытиться и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книжка рассказывает самое главное, показывает самое красивое.
       Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.

Воспитание сказкой

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.

В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.
        Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Русские народные сказки

Играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр.

Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьётся не на жизнь, а на смерть.

Приложение 4

Картотека игр по сказкам

1. «Отгадай сказку».

Цель:  Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей  по описанию отгадывать героя.

1. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)

2. На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился… (
Колобок)

3. Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках. (
Баба Яга)

4. Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый. (
Конёк-горбунок)

5. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки….(
Маша и медведь)

6. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом...
Кем же были эти
Маленькие дети? (
Волк и семеро козлят)

7. Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (
Три медведя)

8. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (
Царевна лягушка)

9. Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (
Кот, лиса и петух)

10. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко —
Слёзы льёт бедняжка. (
Снегурочка)

11.  Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (
Мышка)

12. Братца украли,
Себе на спину сажали,
Крыльями махали,
Бабе-Яге угождали.  (Г
уси-лебеди)

13.  Кто к проруби ходил,
Всех удивил,
Воду черпал -
Щуку поймал,
Дурачком звался,
На печке катался?
Не прошло месяца да недели -
На царевне женился кто? (
Емеля)

14. Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ! (
Курочка Ряба)

15. В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом. (
Теремок)

16. В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок. (
Заюшкина избушка)

2. Словесно-дидактическая игра «Радио»

Цель: Воспитывание умения быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Ход игры: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т. д.)

3. Игра «Потерянные вещи».

Цель: стимулировать развитие внимания, наблюдательности.

Ход игры

Дети находят потерянные вещи сказочных персонажей, называют хозяина и складывают их в корзину.

На каждой вещи закреплена картинка цветка — подсказка, куда идти дальше.

  1. Шапочка красного цвета (Красная шапочка).
  2. Туфелька (Золушка).
  3. Золотое яичко (Курочка ряба).
  4. Золотой ключик (Буратино).
  5. Зеркало (злая царица-мачеха).
  6. Горшочек мёда (Винни-Пух).
  7. Медицинский чемоданчик (Айболит).
  8. Гармошка (Крокодил Гена).

В. Ребята, подумайте, что значит эта картинка? Куда нам идти дальше? Что искать? (Цветок, поляну цветов.)

Дети направляются к цветам, на экране появляется цветок.

В. Дети, вы молодцы! Теперь, чтобы пройти дальше, вы должны узнать сказочных героев по описанию.

4. Игра «Один начинает – другой продолжает»

Цель:  Развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.

Ход игры: Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Кощей  - … (Бессмертный)
Змей- …(Горыныч)
Конёк - …(Горбунок)
Крошечка - … (Хаврошечка)
Василиса - … (Прекрасная, Премудрая)
Баба - … (Яга)
Мальчик - … (с-пальчик)
Марья - …(искусница)
Курочка - … (Ряба)
Иван - … (дурак)
Воробей - … (крылатый)
Мышонок - … (мохнатый)
Блин - … (масленый)
Сивка - … (бурка)

Царь … (Салтан)

Царевна - … (лягушка)

Финист - … (Ясный сокол)

Никита … (Кожемяка)

Серебряное … (копытце)

Цветик - … (семицветик)

Илья … (Муромец)

Добрыня … (Никитич)

Соловей - … (разбойник)

Царевич … (Елисей)

Гадкий … (утёнок)

  1. «Из какой сказки герой»

Цель:  Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Ход игры: Детям раздаются большие карточки. Ведущий показывает карточки с сюжетами сказок. Тот ребёнок, у которого на большой карточке изображен герой из сюжета сказки, называет сказку и берёт карточку себе.

Выигрывает тот, кто быстрее соберет все сказ

  1. Игра «Русские сказки»

Цель:  Воспитывание  умений называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку.

1 –ый вариант

1. Этим предметом Иван пытался разбудить братьев -  Рукавица
2.  Эта птица иногда превращалась в кривенькую девочку – Уточка
3.  На какой реке Иван бился с чудо юдом? -  Смородина
4.Кличка сказочного коня -  Сивка
5.Без этого животного не обходятся многие сказки -  Конь
6.Жилище Бабы Яги -  Избушка
7.Имя сказочного героя -  Емеля
2 – ой вариант
1.Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену? – Стрела
2.В чем медведь нес девочку с пирогами? -  Короб
3.Сестрица Иванушки -  Аленушка
4.Этим подавился петушок – Зернышко
5.Посуда, из которой журавль кормил лису? -  Кувшин
6.Мужское имя в сказках -  Иван

  1. Игра « С подсказкой и без»

Цель: Воспитывание  умений называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку.
за правильный ответ – 3 балла
с одной подсказкой – 2балла
с двумя – 1балл
1. Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся добренькой старушкой:
- в чепчике, очках и под одеялом узнать его было трудно;
- девочка удивилась, почему у бабушки такие большие зубы.
2.  Хорошей девочке пришлось соврать, чтобы вырваться на свободу:
-  тот, кто ее не пускал, сам же и доставил ее домой, ничего не подозревая;
- если бы он знал, что несет не пирожки, не потрепали бы его в деревне собаки.
3.  Мелкие торговцы – врунишки заявили, что их товар – волшебный:
- даже король поверил в это;
- а вот если бы не поверил, то не появился бы перед народом в самом смешном виде, какой только можно представить.
4. Эта обманщица знает много способов добиться своего, один из них лесть:
- глупая птица, поверила ей;
- проворонить свой сыр – это  обидно.
5. Эти коварные женщины обманули царя, наговорив такого, что и представить страшно:
- вот поэтому он через много лет впервые увидел сына;
- их самих следовало бы засмолить в бочку и пустить плавать по морю – океану.
6. Этот лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя:
-раздобыв хозяину настоящий замок и добрую одежду, он превратил его в достойного жениха для принцессы;
- а вот то, что он  ходил в сапогах, очень удивляло прохожих.
7.  Чтобы превратить свою жизнь в  сказку, эта обманщица заявила, что необычное изделие из хрусталя принадлежит ей:
- но оно никак не могло принадлежать ей, потому что не подходит ей по размеру;
- эту хрустальную вещь  обронила хозяйка, когда убегала домой.
8. Этот хитрый обманщик смог изменить свой голос:
- дети не сразу поверили, что пришла их мама;
-из семи  ребятишек остался один, который и рассказал козе что случилось.
9. Эта обманщица придумала притвориться глухой:
- глупый кругляшек пел ей песни;
- когда он уселся ей на язычок, осталось только проглотить его.
10. Две сестрички желали третьей только добра, поэтому перевели часы на час назад:
- они не знали, что сестра совсем не боится чудовища;
- а вот если бы она попросила отца привести ей новые наряды, то не нашла бы своего принца.
11.  Этот малюсенький врунишка присвоил себе целое изобретение:
- сам – то он ничего не знал, поэтому всегда попадал в смешные истории;
- потом уже все узнали, что воздушный шар изобрел совсем не он.

  1.  «Блицконкурс «Вопросы с подвохом»

Цель: Воспитывание  умений называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку.
вопросы:
1. Сколько человек тянуло репку? – три
2. У колобка на шее был бантик или галстук?
3. Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?
4. Маша приговаривала: «Высоко сижу, далеко гляжу». Куда она залезла: на высокое дерево или на крышу дома?
5. По какому поводу Муха Цокотуха собрала гостей: именины или свадьба?
6.  Что просил старик у золотой рыбки, когда поймал ее в первый раз?
7.  Красная Шапочка носила венок из ромашек или одуванчиков?
8. Воздушный шарик, который подарил Пятачок Ослику, был похож на мячик или солнышко?
9. Что показывают часы, когда бьют 13 раз? – пора в ремонт
10. Что Муха – Цокотуха нашла, когда по полю пошла: самовар или чайник?
11.  Чью дочку Морозко одарил приданым: старикову или старухину?
12.  Как Емеля возил на печке дрова: вязанками или врассыпную?
13. По какому месту ударила шишка косолапого мишку?

  1. «Кляксы»

Цель: Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках.
Ход игры: Большой лист бумаги, краски, стакан с водой.
«В волшебной стране есть необычный город. Кощей Бессмертный – Бой превратил всех жителей города в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить эти капельки». Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист. «Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что это похоже».

  1.  Подвижная игра «Баба-Яга»

Цель: Развитие двигательной активности детей через русские народные сказки.
Ход игры:
Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла.
В эстафете в качестве ступы можно использовать простое ведро, а в качестве метлы — швабру.
Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле.
Одной рукой он держит ведро на ноге за ручку, в другой руке держит швабру.
А теперь в таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать «ступу» и «метлу» следующему.
Вперед, «Бабы-Яги»!

           11. Игра-викторина «Сказочное лото»

Цель: Уточнить и обогатить знания детей о сказках,  развить интерес к чтению, интересно и весело поиграть в лото.

Ход игры: Участники мероприятия делятся на три группы.

В каждой группе выбирается командир. На парте раскладываются карточки лото. Каждая команда набирает себе по 5 карточек. Первый ход должен быть «дуплетом» если карточки с «дуплетом» в нескольких командах, то первый ход выбирается путем считалочки. Но чтобы была возможность поставить карточку необходимо ответить на вопрос, относящийся к данной картинке. Если в команде нет нужной карточки, то необходимо взять её с резерва и брать до тех пор, пока не найдется нужная картинка. Если при, постановке корточки игрок не может ответить на вопрос, то ему помогает вся команда, если ответа на вопрос нет у всей команды,  тогда ход переходит к следующей команде. Выигрывает та команда, которая поставит все свои карточки первой.

Приложение 5

Фотоотчет творческой мастерской «Волшебные предметы из сказок»

http://2.bp.blogspot.com/-K4Yc58BsOn4/UlQ9GT9jinI/AAAAAAAACoQ/d5Zw6zl7z2Q/s1600/%25D0%2594%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F+3%25D0%2592+004.jpg

«Волшебные предметы» из сказок

https://otvet.imgsmail.ru/download/cbd55cfc7bd9dffcfde269166f11bc4d_i-536.jpg

Тарелка с яблоком из сказки

«Наливное яблочко-золотое блюдечко»

https://ginger-cat.ru/works/small/194/work_194_128141_73076.jpg

Сказка «Царевна лягушка»

https://www.maam.ru/upload/blogs/9a9aef5b1bb947084af98fd9a5ed7610.jpg.jpg

Золотая рыбка из сказки «О рыбаке и рыбки»

https://www.maam.ru/upload/blogs/f1191caed6dc8d7c92e72364aaaefd6a.jpg.jpg

«Кот учёный»

https://kak2z.ru/my_img/img/2015/10/31/18221.jpg

Зеркало из сказки «Снежная королева»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду....

План по самообразованию:"Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

Материал по теме самообразования "Воспитание нравтвенных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок", включает в себя: цель, задачи, актуальность работы ...

Список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Материал содержит список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных ска...

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Подготовила воспитатель Марфи...

План самообразования по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

План самообразования воспитателя Меркурьевой Р.Ф. по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»Актуальность выбранной т...

План по самообразованию "Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребенка. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка-дошкольника....