План самообразования по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
учебно-методический материал (старшая группа)

Меркурьева Раиса Федоровна

План самообразования воспитателя Меркурьевой Р.Ф. по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность выбранной темы

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием становления нравственной культуры. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки. Всё чаще дети старшего возраста остаются наедине с компьютером, телевизором. Поэтому считаю очень важным показать взрослым, как влияют русские народные сказки на формирование нравственных качеств ребёнка.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Цель работы по теме самообразования – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;

-приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.

 

 

 

 

 

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002.

2. Истоковедение.  

Издательство «Истоки» Москва 2010.

3. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001

4. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.

5.  Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Издательство «Истоки» Москва 2018.

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь-май

Чтение детям русских народных сказок, беседы по их содержанию.

Литературные вечера

Ноябрь

Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла.

НОД «Спешите делать добро»

Декабрь

Обобщение полученных знаний детей за первое полугодие.

Викторина «В гостях у сказки»

Январь

Чтение сказки « Гуси лебеди», разучивание слов, действий.

Театральная постановка сказки « Гуси-лебеди».

Февраль

Тематические занятия, самостоятельное творчество.

Выставка детского творчества «В стране добра и зла»

Март

Подготовка материала для игр (Игры «Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки?» (на определение сказочного героя), «Сказочное лото»)

Неделя дидактических игр

Апрель

Изготовление волшебных предметов из сказок в творческой мастерской.

Выставка поделок «Волшебные помощники»

Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы.

Пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам.

Оформление театрального уголка по мотивам русских народных сказок.

Октябрь

Консультация «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».

Информация в уголке для родителей.

Ноябрь

Совместное творчество ребёнка и взрослого.

Выставка рисунков и поделок «Наша любимая сказка»

Январь

 «Дерево добрых дел»

Совместное творчество детей и родителей.

Апрель

Консультация «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой».

Папка-передвижка в уголке для родителей.

Май

Подготовка фотографий для презентации.

 Современные формы работы по приобщению дошкольников к художественной литературе.

Самореализация

Сентябрь-октябрь

Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.

Составление конспектов нод; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций.

Ноябрь

 Посещение открытых занятий и семинаров ДОУ.

 

Февраль

Презентация из опыта работы «Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе».

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

 

 

                     

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя Меркурьевой Р.Ф. по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность выбранной темы

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием становления нравственной культуры. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки. Всё чаще дети старшего возраста остаются наедине с компьютером, телевизором. Поэтому считаю очень важным показать взрослым, как влияют русские народные сказки на формирование нравственных качеств ребёнка.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Цель работы по теме самообразования – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;

-приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002.

2. Истоковедение.  

Издательство «Истоки» Москва 2010.

3. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001

4. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.

5.  Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Издательство «Истоки» Москва 2018.

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь-май

Чтение детям русских народных сказок, беседы по их содержанию.

Литературные вечера

Ноябрь

Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла.

НОД «Спешите делать добро»

Декабрь

Обобщение полученных знаний детей за первое полугодие.

Викторина «В гостях у сказки»

Январь

Чтение сказки « Гуси лебеди», разучивание слов, действий.

Театральная постановка сказки « Гуси-лебеди».

Февраль

Тематические занятия, самостоятельное творчество.

Выставка детского творчества «В стране добра и зла»

Март

Подготовка материала для игр (Игры «Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки?» (на определение сказочного героя), «Сказочное лото»)

Неделя дидактических игр

Апрель

Изготовление волшебных предметов из сказок в творческой мастерской.

Выставка поделок «Волшебные помощники»

Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы.

Пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам.

Оформление театрального уголка по мотивам русских народных сказок.

Октябрь

Консультация «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».

Информация в уголке для родителей.

Ноябрь

Совместное творчество ребёнка и взрослого.

Выставка рисунков и поделок «Наша любимая сказка»

Январь

 «Дерево добрых дел»

Совместное творчество детей и родителей.

Апрель

Консультация «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой».

Папка-передвижка в уголке для родителей.

Май

Подготовка фотографий для презентации.

 Современные формы работы по приобщению дошкольников к художественной литературе.

Самореализация

Сентябрь-октябрь

Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.

Составление конспектов нод; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций.

Ноябрь

 Посещение открытых занятий и семинаров ДОУ.

 

Февраль

Презентация из опыта работы «Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе».

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию 2018-2019 «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность. Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества....

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду....

Список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Материал содержит список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных ска...

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Подготовила воспитатель Марфи...

«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Каждый человек, независимо от возраста, любит сказки. Ведь они – неотъемлемая часть нашего детства, дверь, через которую все мы в детстве попадали в волшебный мир, где добро всегда побеждало зло...

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Обобщение опыта работы по теме самообразования:«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...