План профессионального развития воспитателя по теме«Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок »
методическая разработка (средняя группа)

Голдовская Лия Геннадьевна

Цель работы по теме самообразования - изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

- выявить особенности нравственного воспитания в среднем дошкольном возрасте;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;

-приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок;

- проанализировать полученные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_goldovskaya_23-24.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 106

комбинированного вида Фрунзенского района Санкт- Петербурга

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

ГолдовскойЛ. Г.

2023-2024

учебный год

ФИО: Голдовская Лия Геннадьевна

Должность: воспитатель

Стаж: 15 лет

Образование: высшее

Тема самообразования: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок ».

Срок реализации: 2023-2024 учебный год.

Актуальность

В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием становления нравственной культуры. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки. Всё чаще дети старшего возраста остаются наедине с  компьютером, телевизором. Поэтому считаю очень важным показать взрослым, как влияют русские народные сказки на формирование нравственных качеств ребёнка.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Цель работы по теме самообразования - изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

- выявить особенности нравственного воспитания в среднем дошкольном возрасте;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;

-приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок;

- проанализировать полученные результаты.

Месяц

Формы  работы

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели и задач.

Чтение сказки «Репка»

Дидактическое упражнение «А как бы поступил ты?»

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Привлечение родителей к пополнению библиотеки группы новыми книгами

октябрь

Рабoта с интернет – ресурсами для изучения опыта работы педагогов по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников

Чтение сказки «Колобок».

Дидактическое упражнение «Если бы…».

Дидактическое упражнение «Сказка со счастливым концом».

Рисование «Колобок счастливый и румяный».

Привлечение родителей к пополнению библиотеки группы новыми книгами

ноябрь

Рабoта с интернет – ресурсами для изучения опыта работы педагогов по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников

Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Дидактическая игра «Научи послушанию».

Анкетирование родителей «Сказка в жизни Вашего ребенка»

декабрь

Изготовление раскрасок по теме «Сказка»

Чтение сказки «Морозко».

Дидактические упражнения «Назови себя», «Позови ласково».

Аппликация «Подснежник».

Папка-передвижка «Скрытые возможности сказок»

январь

Оформление выставки работ «Зимние сказки»

Чтение сказки «Три медведя».

Дидактическая игра «Разбуди ласково».

Лепка «Тарелки для трех медведей».

Оформление выставки работ «Зимние сказки»

февраль

Ремонт книг в книжном уголке

Чтение сказки «Зимовье зверей».

Дидактическое упражнение «Жизнь в лесу».

Беседа «Мои добрые поступки».

Упражнение-игра «Сказка шиворот-навыворот»

март

Рабoта с интернет – ресурсами для изучения опыта работы педагогов по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников

Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Дидактическое упражнение «Солнышко».

Дидактическая игра «Помоги другу».

Презентация «Сказка в жизни ребенка»

апрель

Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам.

Чтение сказки «Лиса и журавль».

Импровизация по сказке «Лиса и журавль».

Обсуждение пословицы «Не рой яму другому – сам в нее попадешь».

Консультация для родителей «Мама, почитай мне сказку».

май

Самоанализ плана по самообразованию

Изготовление картотеки сказок

Дидактическая игра «Добрый – злой» (герои народных сказок).

Развлечение «Квест по сказкам»

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Взаимодействие с семьями воспитанников

Период

Содержание

Сентябрь

1.Подбор материала, необходимого для работы с родителями по теме самообразования.

Постановка целей и задач по данной теме.

2.Консультация для родителей «Что читать детям среднего возраста».

Октябрь

1.Папка – передвижка «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».

2.Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде «Чему учит сказка».

Ноябрь

1.Консультация для родителей « Русские народные сказки. Их роль в воспитании детей»

2.Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных.

Декабрь

1.Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года.

2.Участие родителей в подготовке и проведении новогоднего утренника для детей (украшение групповой комнаты, изготовление костюмов).

Январь

Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнку сказок  в домашних условиях.

Темы:

«Волшебный мир сказок»

 «Почему важно воспитывать у детей положительные нравственные качества»

Февраль

1.Познакомить родителей с РППС группы. Предложить оказать помощь в пополнении и обогащении центра книги и центра ряженья.

Март

Консультация для родителей в печатном виде «Роль сказки в формировании у детей положительных нравственных качеств»

Апрель

1.Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка.

2.Консультация для родителей  «Воспитание трудолюбия, послушания  через сказку».

Май

Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему:

«Моя любимая сказка».

Проведение акции "Эти прелестные сказки"

Предполагаемый результат:

  • повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
  • разработка и внедрение системы работы с детьми по речевому развитию;
  • активизация речевой деятельности дошкольников;
  • улучшение предметно-пространственной  среды, которая способствует развитию речи у детей;
  • достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования; повышение профессионального уровня и компетентности педагога.

Литература по теме самообразования:

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2018г.

2.Вальчук Е.В. Развитие связной речи детей 6-7 лет. Конспекты занятий: М.: Училель, 2018г.

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М., 2017г.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017г.

5. https://nsportal.ru/

6. http://www.maam.ru/

7. http://открытыйурок.рф/

Подобрав сказки, направленные на формирование нравственных качеств у детей, я систематизировала нравственные качества каждой сказки в таблицу.

таблица 1

Сказка  в системе нравственного воспитания (пример)

п/п

Название сказки

Нравственные качества

(4-5 лет)

1

Сказка «Репка»

Общее дело, значимость даже малой помощи.

2

«Лисичка со скалочкой»

Справедливость

3

 «Теремок»

Умение жить дружно

4

«Кот, петух и лиса»

Дружба, взаимопомощь, отзывчивость

5

«Волк и семеро козлят»

Послушание / обман. Как добрые и миролюбивые побеждают, заботятся друг о друге и помогают друг другу.

6

«Лиса и заяц»

Добро/зло; мудрость/хитрость; гостеприимство/коварность; осмотрительность/неосторожность; беззащитность/непорядочность. Сочуствие, смелость, отзывчивость, справедливость

7

«Гуси – лебеди»

Послушание/непослушание; любовь, отзывчивость.

8

«Зимовье зверей»

Дружба, согласие

9

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Послушание/непослушание; осмотрительность/неосторожность; взаимная любовь, заботливость, терпение

10

«Маша и медведь»

Уважение, послушание, уважительное отношение к  родителям

11

«Петушок и бобовое зернышко»

Взаимопомощь, трудолюбие

12

«Коза Дереза»

Доверие, доброта, хитрость, обман

13

«Рукавичка»

Отзывчивость, доброта

14

«У страха глаза велики»

Смелость, трудолюбие

15

«Снегурушка и лиса»

Послушание/непослушание; Взаимопомощь Добро; хитрость/доверие

16

«Привередница»

Послушание/непослушание; любовь, отзывчивость.

17

«Жихарка»

Послушание/непослушание. смекалка. Взаимовыручка. Дружба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию 2018-2019 «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность. Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества....

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду....

План по самообразованию:"Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

Материал по теме самообразования "Воспитание нравтвенных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок", включает в себя: цель, задачи, актуальность работы ...

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Подготовила воспитатель Марфи...

Проект по познавательному развитию во второй группе раннего возраста «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Вопрос нравственного  воспитания детей  является  одной  из ключевых  проблем,  стоящих  перед  каждым  родителем, обществом  и государством в целом....

План самообразования по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

План самообразования воспитателя Меркурьевой Р.Ф. по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»Актуальность выбранной т...

План по самообразованию «Воспитание духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и дет...