План по самообразованию: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» 2023-2024 учебный год
рабочая программа (средняя группа)

Глухова Юлия Александровна

План по самообразованию: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobraz_sr.gr_.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Берёзка» с. Мамонтово

План по самообразованию

по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

воспитатель Глухова Ю.А.

2023-2024 учебный год

Цели: 

1. Воспитывать у детей среднего дошкольного возраста любовь к русским народным, авторским сказкам.                                                                                                                               2. Создать условия для духовно - нравственного развития детей.                                   3. Способствовать коррекции нарушения эмоционально - волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки

Задачи:

- развивать образный строй речи, обогащать словарный запас, формировать навыки связной речи.

- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;

- воспитывать у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

- воспитывать трудолюбие, умение и желание доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Актуальность выбранной темы:

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника. Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием.

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

     

Ожидаемые результаты для воспитателя:

- повышение уровня педагогической компетенции «Духовно-нравственное

воспитание детей посредством сказки»;

- разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме.

- определение эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

Ожидаемые результаты для детей:

- усвоение детьми норм нравственно - духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

- знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;-

- осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;

- понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;

- знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;

- понимание эмоционального состояния окружающих;

- сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;

- развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Перспективный план   работы с детьми  

по теме: «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок»

Период 2023-2024 уч. год.

Сентябрь

1. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.

2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

3. Дидактическая игра «Назови сказку по главному герою»

Цель: развивать быстроту реакции, активность, самостоятельность мышления, учить называть сказку по персонажу.

Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка»«Заюшкина избушка»«Зимовье»«Кот, петух и лиса» и др

Октябрь

1. Чтение и пересказ русских народных сказок: «Волк и семеро козлят»«Колобок»«Кривая уточка»«Покати горошек»«Мужик и барин».

2. Применение цитат из сказок в режимных моментах.

3. Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок»

- учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку.

- развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке; знакомить с художниками, иллюстрирующими сказки.

- развивать умение детей отгадывать сказку по прочитанному отрывку.

Ноябрь

1. Чтение и обсуждение русских народных сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»«Каша из топора»«Крошечка-хаврошечка»«Елена Премудрая»«Волшебная дудочка».

2. Разгадывание загадок на тему«Герои русских народных сказок», попробовать сочинить самому загадку.

3. Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»

- учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку.

- дать возможность детям пребывать в образе сказочного персонажа.

- развивать умение узнавать сказочных героев и называть из какой они сказки.

Декабрь

1. Составление списка добрых дел «Мои добрые дела»

2. Добавить в театральный уголок новые костюмы, маски, атрибуты.

3. Настольно - печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.).

- объяснить детям, почему сказки называют волшебными; продолжать развивать интерес к слушанию сказок, к развёртыванию событий в сказке. Учить радоваться, когда добро побеждает.

- познакомить детей с известным сказочником и его сказками, рассмотреть книги и иллюстрации. Прочитать сказку «Снежная королева», отмечая сюжеты, где происходит волшебство. Обратить внимание на самоотверженность маленькой девочки. Воспитывать умение сопереживать.

- учить детей использовать свои знания и опыт в играх; соблюдать правила игры. Развивать коммуникативные навыки.

4. Чтение русских народных сказок о зиме: «Снегурочка»«Мороз и заяц»«Елка»«Зимовье зверей»«Морозко»«Госпожа метелица».

Январь

1. Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок: «Что такое хорошо и что такое плохо?»«Волчище серый хвостище»«Волшебная птица»«Горе, не беда»«Молодильные яблоки».

2. Выставка детских рисунков на тему«Зимние сказки»

- уточнить знание детей русских народных сказок, узнавать их героев. Формировать представления о честности, справедливости, доброте.

- учить детей отражать в рисунке сюжеты зимних сказок, используя разные средства выразительности; развивать интерес к иллюстрированию сказок.

3. Дидактические игры:

«Волшебные слова» (развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова)

«По щучьему велению, по моему хотению…» Сказка «По щучьему велению»

«Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом, а к морю (лесу) задом». Сказка «Царевна – лягушка»

«Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!» Сказка «Сивка – бурка»

«Если перекинуть его с руки – на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделает». Сказка «Волшебное кольцо»

Февраль

1. Прослушивание аудиозаписей русских народных сказок «Лиса и Котофей Иванович»«Колобок»«Жихарка»«Летучий корабль».Обсуждение сказок.

2. Рассказывание детям р. н. с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к ней.

3. Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок.

- вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности. Воспитывать желание доставить своим друзьям и младшим дошкольникам радость и удовольствие от просмотра сказки.

- учить детей использовать различные средства выразительности при работе с картинкой; узнавать из какой сказки сюжет, называть героев.

Март

1. Сочинение вместе с детьми сказки: «Если бы я был (а) волшебником (цей)».

2. Чтение русских народных сказок: «У страха глаза велики»«Царевна Несмеяна»«По щучьему веленью»«Хитрая наука».

3. Обыгрывание знакомых сказок.

- воспитывать интерес к русским народным сказкам; развивать слуховое восприятие, интерес к просматриванию иллюстраций. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.

- формировать у детей интерес к обыгрыванию сказок; брать на себя роль и исполнять её в соответствии с образом. Самостоятельно подбирать и использовать костюмы, маски, реквизиты к сказкам.

Апрель

1. Чтение русских народных сказок: «Гуси-лебеди»«Никита Кожемяка»«Лиса и журавль»«Вершки и корешки»«Как лиса училась летать».

2. Изобразительная деятельность: рисование иллюстрации к любимой сказке.

- продолжать развивать у детей желание слушать сказки, интересоваться развитием событий, сопереживать героям. Обговорить необычную концовку сказки. Поддерживать интерес к рассматриванию иллюстраций.

- вызвать у детей желание побыть художниками и сделать иллюстрацию к своей любимой сказке, используя разные средства выразительности.

3. Конкурс рисунков иллюстраций к любимой сказке.

Май

1. Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад (с музыкальным сопровождением).

2. Подготовка кукольного театра и показ дошкольникам сказки «Колобок».

- совершенствовать умение детей сочинять короткие сказки на заданную тему. Воспитывать умение слушать друг друга, оценивать результат.

- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей, умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной фразы. Воспитывать доброе отношение к малышам, желание доставить им радость.

План работы с родителями                                                                                                                по теме: «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок». Период 2021-2022 уч. год.

Сентябрь

1. Анкетирование родителей. Анкета: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

2. Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Духовно - нравственное воспитание детей посредством сказки».

3. Консультация «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка». Информация в уголке для родителей.

Октябрь

1. Папка - передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием».

2. Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде «Как воспитывать ребенка добрым?»

3. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы. Пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам. Пополнение театрального уголка по мотивам русских народных сказок.

Ноябрь

1. Консультация для родителей в печатном виде «Особенности чтения сказок о животных»

2. Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных.

Декабрь

1. Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года.

2. Участие родителей в подготовке и проведении новогоднего утренника для детей (украшение групповой комнаты, изготовление костюмов, активное участие в играх, конкурсах, развлечениях).

Январь

1. Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях.

Темы«Личная библиотека вашего ребёнка»

«Как подружить ребёнка с книгой»

«О чём и как беседовать ребёнком после чтения»

Февраль

1. Познакомить родителей с предметно-развивающей средой группы.

Март

1.Консультация для родителей в печатном виде «Роль сказки в развитии детей»

Апрель

1. Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка.

2. Консультация для родителей в печатном виде «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Совместное творчество ребёнка и взрослого. Выставка рисунков «Наша любимая сказка»

Май

Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему:

«Наши любимые сказки».

Работа с педагогами.

1. Распространение передового педагогического опыта. Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию:"Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

Материал по теме самообразования "Воспитание нравтвенных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок", включает в себя: цель, задачи, актуальность работы ...

Список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Материал содержит список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных ска...

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Обобщение опыта работы по теме самообразования:«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...

План по самообразованию "Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребенка. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка-дошкольника....

План профессионального развития воспитателя по теме«Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок »

Цель работы по теме самообразования - изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- изучить и проанализировать методическую лит...

Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...