Главные вкладки

    План по самообразованию 2018-2019 «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
    материал по художественной литературе (младшая группа)

    Кравченко Надежда Анатольевна

    Актуальность.

    Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2018-2019.docx238.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАДОУ Детский сад № 4 «Дельфин»

    МР Учалинский р-н РБ

    Самообразование воспитателя по теме:

     «Воспитание нравственных качеств детей

    младшего дошкольного возраста

    посредством русских народных сказок»

    2018-2019 учебный год

    Воспитатель: Кравченко Н.А  

    Актуальность. 

    Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

    Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека.

    До какого-то возраста дети живут в сказке как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства. Оценивая поступки героев, дети учатся понимать и свои проблемы. Отождествляя себя с положительным героем, ребенок выбирает самое привлекательное в его поступках, тем самым у него формируются основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказка также помогает принять ребенку неоднозначность всех жизненных процессов, увидеть их противоречия, помогает адаптироваться в этом сложном мире. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Именно сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.

    В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

    Народные же сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.

    Следовательно, сказка может служить средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема,  актуальна на сегодняшний день.

    Целью работы является воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

    Выполнение цели достигается путем решения следующих задач:

    Задачи:

    1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у младших дошкольников;
    2. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
    3. Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой.
    4. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
    5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других
    6. приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.

    Методы работы со сказкой

    1)Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

    2)Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

    3)Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

    4)Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

    5) Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время заключительной беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладают такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

    Содержание работы

    Практические выходы (форма работы)

    Сроки реализации

    Организационно- теоритический.

     Изучение учебно-методической литературы

    Составление плана по воспитательно-образовательной работе с детьми.

    Сентябрь

    Накопительно- практический.

    1. Конспект

    ООД

    2.Организация дидактической игры «Расскажи сказку»:

    1) Изготовление д/и;

    2) Знакомство с правилами.

    3. Работа с родителями

    1. Конспект ООД. Игра – беседа «Что такое хорошо, что такое плохо».

    Цель: Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках. Закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них.

    1. Дидактическая игра «Расскажи  сказку»      

    в младшей группе.  

    1. Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитание ребенка».

     Октябрь

    1.Театрализованная постановка

     2.Организация дидактической игры «Репка на прищепках»:

      1)Изготовление      д/и;

    2)Знакомство с  правилами.

     3.Работа с     родителями

    1. Сценарий постановки русской народной сказки «Репка».

    Цель: Создать благоприятные условия для творческой активности детей  по средством игры-инсценировки.  Развивать личность ребёнка, обогащать активный словарь детей; Воспитывать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения в образ, побуждать их к созданию новых образов.

    1.Дидактическая игра «Репка на прищепках»  в младшей группе.

    1. Памятка для родителей «Сказка — это важно!»

     Ноябрь

    1. Составление картотеки

    1. Работа с родителями:

    а) Совместное творчество педагога и детей;

    б) Изготовление книжки – малышки.

    1. Картотека загадок

    "Русские народные сказки".

     Цель: активизация знаний детей о русских народных сказках.

    1.Консультация для родителей «Как изготовить книжки-малышки»

     Декабрь

    1.  Конспект ООД

    1. Разработка дидактической игры

    1)Изготовление д/и;

    2)Знакомство с  правилами.

    1. Работа с родителями

    1.Конспект ООД  «В гостях у сказки»

    Цель: Воспитывать любовь к литературным произведениям; закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях.

    Вспомнить с детьми героев знакомых русских народных сказок; Способствовать развитию связной диалогической речи, памяти.

    1.Дидактическая игра «Кто лишний?» в младшей группе.

    1.Памятка для родителей   «По дорогам сказок».

      Январь

    1. Составление картотеки

    « В мире сказок»

    1. Составление картотеки пальчиковой гимнастики.
    2. Работа с родителями

    1.Картотека  Дидактических игр «В мире сказок» по русским народным сказкам.

    Цель: Развивать речь детей, наглядное мышление, внимание, памяти; Воспитывать  интерес к русским народным сказкам.

    2.Картотека пальчиковой гимнастики по мотивам народных сказок.

    1.Консультация для родителей «Воспитание сказкой»

     Февраль

    1. Организация  ООД.

     2.Разработка дидактической игры

    1)Изготовление д/и;

    2)Знакомство с  правилами.

    1. Работа с родителями

    1.Конспект  ООД «Путешествие по русским народным сказкам». Цель: Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность.

    1. Дидактическая игра  «Сложи картинку» в младшей группе.  

    1.Консультация для родителей

     «Роль сказки в жизни ребенка»

     Март

    1.Конспект  ООД

    2.Разработка дидактической игры

    1)Изготовление д/и;

    2)Знакомство с  правилами.

     3.Оформление папки – передвижки для родителей.

    1.Конспект ООД «Любимые сказки»  в младшей группе.  Цель: Развивать у детей творческое воображение, мышление, память.

    1.Дидактическая игра  «Найди по силуэту»

    в младшей группе.  

    1.Папка-передвижка «Роль книги в развитие ребенка».

     Апрель

    1. Проведение анкетирование с родителями.

    1. Организация выставки

    3.  Разработка дидактической игры 1)Изготовление д/и;

    2)Знакомство с  правилами.

    1. Обогащение РППС. Изготовление атрибутов связать героев сказки «Репка» из пряжи.

    1.Анкета «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного

    возраста посредством русских народных сказок»

    1.Совместная деятельность детей и родителей. Семейная выставка поделок  "Герои сказок".

    1. Дидактическая игра  «Из какой мы сказки?» в младшей группе.

    1.Изготовление атрибутов к сказке «Репка» в  театральный уголок. Фотография.

    Май

    Заключительный

    Самоанализ о проделанной работе

     в своей группе.

    Отчет о проделанной работе

     Май

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, по средствам русских народных сказок.

    Статья: Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, по средствам русских народных сказок. Автор: О.В. Отченаш, воспитатель ГБДОУ детский сад № 52 Фрунзенского района Санкт-Петербу...

    Презентация на тему: "Воспитание нравственных качеств детей по средствам русских народных сказок".

    Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, , но и для...

    Отчет по теме самообразования. «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.»

    АктуальностьВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в...

    План по самообразованию по теме: "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

    Данную тему я выбрала для повышения собственного уровня знаний в воспитании детей дошкольного возраста  и для развития у воспитанников нравственных качеств путем использования русских народных ск...

    Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок.

    Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку...

    «Воспитание нравственности у дошкольников посредством чтения русских народных сказок»

    Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...