Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Валентина Александровна Логинова

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характера.

        Проект создан с целью приобщения детей к национальной русской культуре на интерактивных методах работы. Дети дошкольного возраста получают уникальную возможность исторического «погружения», соучастия в предлагаемом действии.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_uchrezhdenie.docx47.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение РК г. Керчи

«Детский сад №60 «Радуга»».

Проект по формированию

духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Подготовила: воспитатель 1 категории

Логинова В.А.

г. Керчь 2019 – 2020 г.г.

       Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характера.

        Проект создан с целью приобщения детей к национальной русской культуре на интерактивных методах работы. Дети дошкольного возраста получают уникальную возможность исторического «погружения», соучастия в предлагаемом действии.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах».

 К. Ушинский

       В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания. Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

       Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности. Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека.         Неоспоримо, что содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.

      Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством вовлечения детей в различные виды деятельности, а именно: игровую, коммуникативную, ручной труд и двигательную, изобразительную, познавательно-исследовательскую, музыкальную деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора. Ведь именно так ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.  Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям, и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. И как конечной цели воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию.    

       Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные занятия и развлечения, беседы и наблюдения,  позволяют приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры, решать задачи в коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетический областях. Первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становиться для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит отношения с людьми. Развитие чувств зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых он живет. Условия эти - положение в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Развитие духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.

       Данный проект предусматривает создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного духовно-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития. Так же предусматривается создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребенка. Так, образовательная среда составляет систему социализации и развития детей, включая пространственно временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным и психофизическим особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.

      Предметно-развивающая среда включает в себя: различные аудио- и видео материалы, детские народные инструменты, необходимые атрибуты и костюмы к праздникам, оборудованный уголок по художественно-эстетическому воспитанию, по патриотическому воспитанию.

       Естественно, требуется нетривиальные, новые решения в области воспитания детей, приведения методов и форм воспитания в соответствие с реальным социальным запросом, реальными вызовами времени. Создавая проблемные ситуации, мировоззренческие коллизии, ставя ребёнка перед духовно нравственным выбором, мы обязаны мягко, исподволь вести воспитуемых в нужном направлении. Ребенка должна окружать и поддерживать доверительная, диалогичная, интерактивная специально созданная среда, в которой рассредоточены, в полной мере представлены уважение и любовь к личности ребенка, самые лучшие образцы отечественной и мировой культуры, эталонные способы деятельности и средства деятельностного общения.

       Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времѐн, я пришла к выводу о необходимости приобщения дошкольников к живительному источнику народной мудрости. При разработке проекта учитывался обязательный минимум по формированию художественно-эстетических и художественно-творческих способностей детей, по патриотическому воспитанию.

       Данный проект построен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и направлен решать следующие задачи:

 - Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

 - Формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

- Воспитание уважения к нравственным нормам.

       

       В результате реализации данного проекта дети получают знания об истории православных праздников, об обычаях и традициях русского народа, приобщаются к основам православной культуры и национальным культурным традициям России, знакомятся с духовной музыкой и устным народным творчеством. У детей формируются такие нравственные качества, как доброта, взаимоуважение, любовь к русским традициям, дружеское отношение к друг другу, товарищество, отзывчивость, сопереживание.

1. Информационная карта проекта

 

Наименование

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Руководитель проекта

Старший воспитатель: Макарова Марина Ивановна.

Соруководитель проекта

Воспитатель: Логинова Валентина Александровна, 1 квалификационная категория.

Стаж работы: 15 лет

Организация, на базе которой реализуется проект

МБДОУ РК г. Керчи «Детский сад №60 «Радуга»».

Цель и основные задачи реализации проекта

Цель:  Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаем, традициям, к народному календарю, к народным играм

Задачи:

1. Познакомить детей и их родителей с народными праздниками, традициями и народными играми, песнями, загадками, сказками, потешками, прибаутками.

2. Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству.

3. Привлечь внимание родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.

4. Дать детям знания об истории русского народного костюма.

5. Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.

6. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной

познавательной и творческой деятельности.

7. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.

8. Обогащать словарь.

Сроки реализации 

2 года

Социальный статус, возраст и  число участников проекта

Дети старшего дошкольного возраста.

2.  Содержание проекта

2.1.  Актуальность проблемы приобщения детей к русской народной культуре

«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов – авторитета,

достойно завоёванного русским

искусством, литературой.

Мы не должны забывать о своём

культурном прошлом, о наших памятниках,

 литературе, языке, живописи…

Народные отличия сохранятся и в ХХI веке,

если мы будем озабочены воспитанием души,

а не только передачей знаний».

(Д.С. Лихачёв).

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможно только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека  и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У дошкольного учреждения в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Сейчас постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.           В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, многие люди забыли о своих русских ценностях. Родители детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на         компьютере.                                                                                                                    

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. В дальнейшей жизни реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.  

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре. Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребенок.

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. В работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

Поэтому важно создать систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на обогащение цельности миропонимания и приобретение опыта нравственного уклада жизни.

Новизна проекта

Проект  ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного  образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе,  как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей  на основе проектного метода.

Цель:  Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаем, традициям, к народному календарю, к народным играм

Задачи:

1. Познакомить детей и их родителей с народными праздниками, традициями и народными играми, песнями, загадками, сказками, потешками, прибаутками.

2. Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству.

3. Привлечь внимание родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.

4. Дать детям знания об истории русского народного костюма.

5. Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.

6. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной

познавательной и творческой деятельности.

7. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.

8. Обогащать словарь.

2.2. Условия и механизмы реализации проекта. Управление проектом.

Научно-методическое и информационное обеспечение проекта:

  • Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. - издательство Детство – Пресс., 2013
  • Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. - Волгоград,2008.
  • Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008.
  • Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2007.
  • Князева О.Л., Маханева М.Д.  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа, учебно-методическое пособие – Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
  • Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Учебное пособие. - М.; Педагогическое общество России, 2007.
  • Интернет – источники.

 Управление проектом:

Руководитель проекта: старший воспитатель.

Соруководитель проекта: воспитатель старшей группы.

2.3. Ресурсное обеспечение

  1. Обеспечение материально-технических условий (оформление мини-музея в группе, музея в ДОУ);
  2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
  3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
  4. Подборка народных, подвижных, дидактических игр;
  5. Использование  презентаций  к   занятиям.

2.4. Срок реализации проекта: 2 года (долгосрочный)

2.5.  Участники проекта: 

  • дети старшего дошкольного возраста
  • педагоги
  • специалисты ДОУ
  • родители

2.6.  Приоритеты проекта:

  • Создание атмосферы национального быта
  • Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками
  • Знакомство с народным искусством
  • Знакомство с русскими народными играми
  • Знакомство с историей Руси

2.7.  Приоритеты русской культурной традиции:

1. Приоритет духовных ценностей, целей над ближайшей прагматической выгодой.

Всё, что в течение нашей истории было сделано доброго и великого, - это благодаря укоренённому в сознании приоритету духовных ценностей. Ими пронизаны  сюжеты народных сказок, тексты песен, правила игр и даже смысл плясок и танцев, которые очень целомудренно готовят из мальчиков мужчин, а из девочек – женщин.

2. Одухотворённость труда.

Вхождение в русскую культурную традицию даёт богатые возможности для организации работ технически сложных, интересных, позволяющих реализовываться и развиваться творческой индивидуальности. Важно и то, что народная традиция учит видеть творчество даже в технически простых работах, в ежедневном труде и быте.

3.  Приоритет «коллективного» в русской культурной традиции.

Для русского народа приоритет коллективного – не просто признание «общественного выше личного». Это скорее одухотворение индивидуального творчества и труда через идею гармонизации их с окружающим миром и обществом.

4.  Значение слова в русской культурной традиции.

Значение языка гораздо шире, чем просто как средства передачи информации.  Язык формируется как выражение доминирующих движений души. И это заключённое в языке богатство служит для ребёнка источником мощных развивающих факторов.

2.8. Реализация проекта

Основные направления проект:   

  • Социально-нравственное развитие: познавательные беседы, экскурсии в музеи, рассматривание альбомов;
  • Познавательно-речевое: образовательные мероприятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин;
  • Художественно-творческая деятельность: рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи;
  • Продуктивная деятельность: рисование, лепка, ручной труд,
  • Музыкальная деятельность: развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов;
  • Физическое развитие: подвижные (народные игры).

Доминирующие формы педагогической работы с детьми:

  • Образовательные мероприятия
  • Познавательные беседы
  • Тематические досуги, праздники, развлечения
  • Игровая деятельность детей.

Для реализации проекта используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время:

  • Показа сказок (педагогом, детьми);
  • Рассматривание иллюстраций, репродукций;
  •  Проведение дидактических игр;
  • Наблюдений;

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
  •  Чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
  • Бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • Ответов на вопросы педагога;
  • Проведения разнообразных игр;
  • Загадывание и отгадывание загадок;
  • Рассматривание наглядного материала.

Практический метод используется, когда необходима организация продуктивной деятельности: в рисовании – при росписи игрушек, посуды и т.д., в лепке – при выполнении разных предметов, ручной труд.

Предпочтение при организации данного процесса следует отдавать тем формам, которые имеют многофункциональный характер, способствует развитию детей, их познавательной активности и её самореализации, интересны самим детям, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс.  

Организация работы с педагогами:

  • Консультации, знакомящие с целями, задачами и организацией проекта;
  • Создание для мотивации самообразования.
  • Семинары;
  • Круглые столы и деловые игры, совместное создание лэпбука.

Работа с родителями предполагает:

  • Организацию консультативной работы для родителей по вопросам духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста;
  • Анкетирование;
  • Организацию совместных мероприятий, собраний.

При изучении духовно-нравственного воспитания важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Поэтому особое внимание уделяется  привлечению родителей к совместным мероприятиям. Для родителей оформляется наглядная информация, проводятся консультации и беседы.

Чтобы оставить в душе ребенка яркие впечатления о происходящих событиях, используются разнообразные выразительные средства: художественное слово, фольклорная игра, музыка, песня, театрализация и др.

Для более эффективной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников мы используем следующие педагогические условия:

  • предметно-развивающая среда (аудиоматериалы, необходимые атрибуты и костюмы к праздникам и др.)
  • использование проблемных ситуаций, вопросов;
  • театрализованных и игровых методов в процессе освоения воспитанниками предлагаемого материала;
  • сотрудничество воспитателей с семьёй.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный
С 01 сентября по 01 октября 2019 года

Цель: разработка программного методического материала для развития детской активности.
• Составление плана проекта.
• Создание предметно – развивающей среды.
• Диагностика компетентности детей.

• Подбор дидактического материала.

• Составление конспектов занятий, бесед, подбор методической литературы, подбор видеофильмов, подбор детской литературы

2 этап – основной

со 2 октября 2019 по 30 ноября 2020 года.

 Цель: внедрение материала по теме проекта в образовательный процесс.

• Проведение занятий.

• Чтение познавательных сообщений, проведение бесед.

• Просмотр познавательных фильмов.

• Работа в уголке книги.

• Проведение дидактических игр.

• Чтение художественной литературы.

• Развитие продуктивной деятельности.

• Работа с родителями.

  • Инсценирование русских народных сказок.
  • Проведение обрядовых игр, народных подвижных игр.
  • Театрализация с целью приобщения детей младшей группы к русскому народному творчеству.

3 этап – заключительный

С 01 декабря  по 30 декабря 2020 года

Цель: оценка эффективности проекта

• диагностика компетентностей детей в рамках темы проекта;

• беседа о перспективах реализации данного проекта с детьми, родителями, педагогами;

• презентация продукта проектной деятельности;

  • проведение итогового мероприятия с целью демонстрации эффективности проделанной работы.

2.9.   Планируемые результаты:

  • У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.
  • Сформировался необходимый минимум исторических знаний.
  • Сформировались чувства национального достоинства.
  • Расширились знания о традициях, обычаях русского народа.
  • У детей формируются такие нравственные  качества, как доброта, взаимоуважение, любовь к русским традициям, дружеское отношение друг к другу, товарищество, отзывчивость, сопереживание.
  • Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.

Комплексный тематический план работы на старшую и подготовительную группы.

Сентябрь (старший возраст)

Тема:

Цели и задачи:

Предварительная работа

«Календарные осенние праздники русского народа»:

«Осенины, оспожники»,

Познакомить детей с народными названиями сентября, с праздником Оспожники. Рассказать об огромном значении земли для людей, отраженном в фольклоре. Расширять словарный запас. Развивать художественное восприятие поэтических текстов. Воспитывать речевую культуру, умение слушать, определять оттенки чувств и настроения фольклорных героев, умение с помощью мимики и жестов передавать настроение и характер героев в фольклорных произведениях.

Воспитатели: чтение русской народной сказки «Сума, дай ума!» и беседа по ее содержанию, распределение ролей, репетиции драматизации.

Наблюдения за явлениями природы осенью.

Заучивание стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».

Чтение приговорок на тему «В огороде».

Организация и выставки детских рисунков на тему: «Праздник урожая», «Золотая осень».

Разучивание хоровода «Во поле березонька стояла»

Разучивание русских народных игр «Гуси – гуси», «У Маланьи…», Сочинение загадок об овощах и фруктах.

                                        Сентябрь (подготовительная к школе группа).

Тема:

Цели и задачи:

Предварительная работа:

«Календарные осенние праздники русского народа»

«Капустные вечеринки»

Познакомить детей с праздником Воздвиженья, с традициями молодежи устраивать капустные вечеринки. Добиваться плавного исполнения, выразительного интонирования, четкого произношения фраз. В процессе игр соревновательного характера воспитывать умение проявлять дружелюбие, взаимопомощь, смекалку, быстроту

Воспитатели: Рассказывание русской народной сказки «Никита Кожемяка». Инсценировка «Теремок (на новый лад)».

Организация выставки детских рисунков на тему: «Праздник урожая», «Золотая осень».

Разучивание песен: «За что люблю Ивана…»,

Разучивание русских народных игр «Гуси –гуси», «У Маланьи, у старушки», «Царь», «Перелизы».

                                                                      Октябрь (старший возраст).

Тема:

Цели и задачи:

Предварительная работа:

«Как рубашка в поле выросла»

Рассказать детям о труде крестьян; дать представление о русском народном национальном костюме; развивать интерес к русскому языку, расширять словарный запас. Формировать умение четко, внятно, быстро проговаривать скороговорки. Развивать художественно-эстетическое восприятие произведений народного творчества Воспитывать культуру речевого общения, уважение к труду взрослых, интерес к произведениям устного народного творчества

Воспитатели: чтение рассказов К. Ушинского «как рубашка в поле выросла» и «Как Мите сшили сюртук», беседы по их содержанию.

Чтение русской народной сказки «Царевна лягушка» и беседа по ее содержанию.

Рассказывание русских народных сказок «Хаврошечка».

Разучивание русских народных песен: «Уж я сеяла, я сеяла ленок» Разучивание русской народной игры «Удочка».

Октябрь (подготовительная к школе группа)

Тема:

Цели и задачи:

Предварительная работа:

«Покров. Покровские ярмарки».

Познакомить детей с народными названиями октября. С праздником покрова Пресвятой богородицы. С покровскими ярмарками. Развивать интерес к русскому языку, расширять словарный запас. Расширять творческие возможности детей. Совершенствовать внимание, память.

Воспитатели: Чтение сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» и беседа по ее содержанию.

 Подготовка инсценировки «Теремок (на новый лад)».

Рассказ о народных названиях октября и Покрове.

Слушание русской народной песни «Ай, тари, тари».

Разучивание народных игр «Золотые ворота».

Ноябрь (старший возраст).

Тема:

Цели и задачи:

Предварительная работа:

«Семья вместе – душа на месте»

Дать понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье; о том, что дети – помощники в семье, что у девочек и мальчиков – свои обязанности. Объяснить детям выражение «Семейный очаг».

Родители: рисование генеалогического древа (домашнее задание), рисование на тему «Моя семья».

Воспитатели: разучивание и пение колыбельных песенок.

Разучивание и объяснение пословиц и поговорок о семье.

Беседы «Птица рада весне, а младенец матери».

Рассказ «Семйный очаг».

Литературная викторина «Сказка ложь, да в ней намек» с использованием отрывков инсценировок сказок «Хаврошечка», «Морозко».

Ноябрь (подготовительная к школе группа)

Тема:

Цели и задачи:

Предварительная работа:

«Кузьминки»

Дать детям понятие о ремеслах, их значении в жизни человека. Познакомить с русским праздником Кузьминки. Развивать сообразительность, умение мыслить логически, сравнивать, доказывать свое мнение. Развивать монологическую речь. Познакомить с понятиями «святой», «праведный», «бессребренник» Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам их работы, трудолюбие. Формировать четкую и грамотную речь. Добиваться выразительности действий.

Воспитатели: Объяснение пословиц и поговорок о ремеслах.

Заучивание загадок на тему «В избе».

Чтение рассказа К. Ушинского «Куй железо, пока горячо» и беседа по его содержанию. Рассматривание инструментов (видеозапись), объяснение их назначений (клещи, щипцы, топор, рубанок). Разучивание русской народной игры «Кошка и мышка».

Разучивание русской народной песни «Во кузнице

Декабрь (старший возраст).

Тема:

Цели и задачи:

Предварительная работа:

«Русь деревянная»

«В морозный денек – да за сказочку».

Развивать у детей устойчивый интерес к декоративно- прикладному искусству русского народа, к деревянному зодчеству. Развивать умение правильно использовать грамматические формы, умение точно и правильно подбирать слова при составлении описательных рассказов. Расширять словарный запас. Воспитывать уважение к мастерству русских народных умельцев, результатам их труда, гордость за созданные памятники искусства. Развивать выразительность интонационной речи

Продолжать знакомить детей со сказкой (бытовой, волшебной о животных) как жанром устного народного творчества. Учить чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности 9зачин, концовка, сравнение, усиление, многозначительность слова, напевность русской речи). Развивать умение сочинять коллективную сказку. Пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки, присказка, троекратные повторы, волшебные превращения, победа добра над злом). Приобщать детей к общечеловеческим ценностям и умение отличать добродетели и пороки (добро и зло, простодушие и хитрость).

Воспитатели: Чтение русской народной сказки «Летучий корабль» и беседа по ее содержанию.

Загадывание загадок о деревьях, деревянных предметах.

Разучивание скороговорок.

Рассказ и презентация «Мастера земли русской».

Разучивание русской народной игры «Двенадцать палочек».

Разучивание песен «Ах, вы сени, мои сени», Организация выставок «Изделия из дерева», «Хохломские изделия», «Городецкие узоры», «Деревянное зодчество», «Волшебные шкатулки», «Деревянные храмы России», «Русская матрешка».

Воспитатели: Просмотр фильма-сказки А. Роу «Конек-горбунок».

Рисование «Мой любимый сказочный герой».

 Организация выставки книг «Сказки народов мира».

Разучивание русской народной песни «Ой, ты русская метелица».

Разучивание русской народной игры «Блинчики».

Январь (старший возраст).

Тема:

Цели и задачи:

Предварительная работа:

«Зима не лето – в шубу одета»

«Рождество»

Учить детей устанавливать взаимосвязи в природе. Делать выводы и умозаключения. Познакомить детей со старинной зимней одеждой. Продолжать развивать интерес к истории и культуре русского народа, к самостоятельному сочинению. Воспитывать трудолюбие, желание быть внимательными, чуткими, заботливыми. Продолжать учить передавать образ героев сказки с помощью различных средств выразительности (интонаций речи, мимики, жестов, движений)

Познакомить детей со Святками, с историей возникновения великого православного праздника Рождества. Дать представление о его значении в жизни верующих людей. Обогащать словарный запас. Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа, желание продолжать традиции предков. Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации.

Воспитатели: Объяснение пословиц о труде и лени.

Драматизация сказки В. Одоевского «Мороз Иванович».

Беседы о зиме и сезонных изменениях в природе зимой.

Речевое упражнение «Зимние вопросы». Рассматривание изображений зимней старинной одежды.

Разучивание русских народных игр «Два мороза»,

Составление коллективного коллажа «Зимушка - Зима».

Воспитатели: рассказ, слайдовая презентация, беседа о Рождестве Христовом,. Заучивание стихотворения И. Рутенина «Рождество».

Разучивание Святочных колядок. Разучивание народных игр «Шла коза по лесу».

Организация выставки новогодних и рождественских сувениров.

Февраль (старший возраст)

Тема:

Цели и задачи:

Предварительная работа:

«Сретенье».

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

Познакомить детей с праздником Сретенье. С его традициями, с музыкальным и поэтическим народным творчеством, связанным с этим праздником. Стимулировать познавательную и творческую активность детей.

Передать детям высокие представления о матери, укоренившиеся в культуре русского народа. Продолжать знакомить с русским фольклором (колыбельными песнями). Воспитывать уважение, любовь, заботливое отношение к маме. Приучать активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким.

Воспитатели: Чтение русской народной сказки «Морозко», беседа по ее содержанию. Заучивание весенних закличек.

 Объяснение и заучивание пословиц «Солнце всходит – людям радость», «Солнце пригреет – все поспеет».

Разучивание с детьми хоровода «Клубок». Разучивание с детьми русских народных игр «Горелки», «Ручеек».

Воспитатели: Чтение, обсуждение и разучивание пословиц о матери.

Беседа о матери.

Рассматривание изображений матери и младенца.

Литературная викторина «Отгадай сказку». Беседа «Колыбельные песни».

Рассказы детей о помощи маме.

Разучивание стихотворений о маме для монтажа в сценарии развлечения. Разучивание песен о маме.

Март (старший возраст)

Тема:

Цели и задачи:

Предварительная работа:

«Масленица широкая».

«Богатыри земли русской».

Рассказать детям о Масленице, о традициях, связанных с этим праздником. Познакомить с картинами: В. Суриков «Взятие снежного городка», Б. Кустодиев «Масленица». Воспитывать художественное восприятие детьми произведений искусства. Продолжать учить умению перевоплощаться в образ, передавать характер исполняемого героя.

Рассказать детям о князе Владимире Красное Солнышко – умелом воине и мудром правителе. Познакомить с картиной В. Васнецова «Богатыри». Развивать интерес к былинной живописи, ее героям – русским богатырям. Воспитывать гордость за наших предков – защитников Родины, уважение к их мужеству. Продолжать учить распределять роли, творческую активность инициативность.

Воспитатели: Беседа о Масленице, слайдовая презентация.

Рассматривание репродукций.

Чтение русской народной сказки «Как мужик гусей делил».

Разучивание закличек.

Разучивание русских народных игр «Карусели».

Воспитатели: Беседа о защитниках отечества, чтение былин.

Заучивание пословиц.

Разучивание песни «Солдатушки – бравы ребятушки»

Разучивание игры «Красное знамя». Подготовка эстафет для развлечения. Изготовление с детьми шапочек богатырей.

Апрель (старший возраст)

Тема:

Цели и задачи:

Предварительная работа:

«Где песня поется, там весело живется».

«Светлая пасха».

Познакомить детей с плясовой, хороводной песней как жанром музыкального народного творчества, учить передавать характер песен при исполнении. Поддерживать стремление к выразительности исполнения произведений (обыгрывание потешек, исполнение хороводных игр. плясовых песен). Воспитывать творческую активность, инициативу.

Рассказать детям о празднике Светлой Пасхи. Пасхальных традициях. Воспитывать чувство причастности к культуре и истории русского народа, желание быть милосердным. Расширять словарный запас. Развивать у детей музыкальную культуру; дать представление о колокольном звоне как об искусстве; закрепить полученные знания через продуктивную деятельность (рисование).

Воспитатели: Чтение русской народной сказки «Пастушья дудочка». Беседа по содержанию. Драматизация.

Разучивание хоровода «Как на тоненький ледок», русских народных плясок.

Роспись трафаретов народных музыкальных инструментов (балалаек, дудочек, ложек, колокольчиков).

Воспитатели: Рассказ воспитателя о светлом празднике «Пасха», беседа.

Рассматривание видеозаписей, иллюстраций с изображением храмов России, колокольни Ивана Великого, беседа.

Разучивание русской народной песни «Во поле орешина», хороводной игры «В тюленя», «Травушка-муравушка».

Роспись пасхальных яиц, организация конкурса на самое красивое пасхальное яйцо, организация выставки «Пасхальная радость».

Май (старший возраст)

Тема:

Цели и задачи:

Предварительная работа:

«Веселые игры».

«Утро Троицы»

Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, развивать к ним интерес. Создать радостное настроение, стимулировать желание проявить в играх смекалку, ловкость, быстроту, честность.

Дать представление о православном празднике «Троица». Воспитывать у детей интерес и уважение к традиционной православной культуре.

Воспитатели: чтение русских народных сказок, загадывание, сочинение загадок, репетиция с ведущими скоморохами. Разучивание частушек.

Разучивание считалок, жеребьевок. Народных игр «Самовар» ,«Жмурки с колокольчиком», «Веселый бой», «Кроты», «Бой булавами», «Два рыбака»

Воспитатели: разучивание стихотворений, хороводов, закличек к празднику. Приобщение детей и родителей к изготовлению декоративных украшений для интерьера; развивать творческое воображение при изготовлении макета березки.

 

Литература:

  • Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. - издательство Детство – Пресс., 2013
  • Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. - Волгоград,2008.
  • Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008.
  • Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2007.
  • Князева О.Л., Маханева М.Д.  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа, учебно-методическое пособие – Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
  • Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Учебное пособие. - М.; Педагогическое общество России, 2007.
  • Интернет – источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Я и Родина моя»

Построение психолого-педагогической деятельности в соответствии с ФГОС.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из  приоритетных в системе дошкольного воспи...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Я и Родина моя»

Именно на основе любви к малой Родине, к семье, к дому основывается патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяются, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю свое...

Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и формированию духовно-нравственных начал у дошкольников посредством приобщения к народной культуре

Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства ...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В СТРАНЕ ДОБРА»

АПояснительная записка по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, тема: «В стране добра».Занятие по духовно – нравственной направленности, соста...