Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Валентина Александровна Логинова

Цель:

 Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.

  Задачи:

  1. Пробуждать у детей интерес к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды: беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей, пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины, обратить внимание, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.
  2. Продолжать знакомство с небылицами, пословицами и поговорками о песне, закрепить русские народные пословицы, игры. Воплотить интерес к жизни предков, уважение к ним.
  3. Закрепить знания детей о традициях празднования народных праздников, о традициях русского быта.
  4. Творчески развивать индивидуальные способности каждого ребенка.
  5. Вызвать у детей чувство восхищения талантом русского народа и гордости за свой народ.
  6. Воспитывать интерес и уважение к народной культуре, традициям и самобытному укладу предков в нашей стране.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение РК г. Керчи

«Детский сад №60 «Радуга»»

Конспект НОД по формированию

духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Подготовила: воспитатель 1 категории

Логинова В.А.

Г. Керчь 2021г.

Цель:

 Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.

  Задачи:

  1. Пробуждать у детей интерес к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды: беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей, пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины, обратить внимание, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.
  2. Продолжать знакомство с небылицами, пословицами и поговорками о песне, закрепить русские народные пословицы, игры. Воплотить интерес к жизни предков, уважение к ним.
  3. Закрепить знания детей о традициях празднования народных праздников, о традициях русского быта.
  4. Творчески развивать индивидуальные способности каждого ребенка.
  5. Вызвать у детей чувство восхищения талантом русского народа и гордости за свой народ.
  6. Воспитывать интерес и уважение к народной культуре, традициям и самобытному укладу предков в нашей стране.

Предварительная работа:

  • Изготовление материала, оборудования необходимых для мероприятия.
  • Сбор информации о русских национальных костюмах, самобытном укладе предков.
  • Просмотр слайдов о русских национальных костюмах, о русском быте, о русских народных праздниках.
  • Чтение русских народных сказок, небылиц, потешек, загадок.
  • Познакомить с пословицами и поговорками.
  • Познакомиться с русскими народными играми, танцами.
  • Инсценирование русских народных сказок для детей младших групп.
  • Роспись заготовок посуды, народных игрушек.

Оборудование:

  1. Декорация русской народной избы.
  2. Конверт с письмом.
  3. Слайды по викторинам и заданиям занятия.
  4. Дидактические игры.
  5. Заготовки для изготовления народных игрушек.

Ход.

Организационный момент: выходит девочка, оглядывается по сторонам, никого не находит и пожимает плечами.

Даша: - А где же ребята? Я всем позвонила, всех позвала. Странно….Ребята, вы где???? (кричит, зовет детей).

В зал входят дети. Здороваются с Дашей.

Даша: - Привет, ребята! Хорошо, что вы пришли. Посмотрите, какое письмо я сегодня получила. Давайте прочитаем адрес.

Девочка Даша читает «адрес» - стихотворение В. Степанова „ Необъятная страна".

Если долго - долго - долго

В самолете мне лететь,

Если долго - долго - долго

На одну страну смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы.

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Ты, Россиюшка, большая,

Необъятная страна.

Даша: - Ребята, адрес на конверте «Россия». А от кого же оно?

Даша загадывает загадку о бабушке:

Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Веничком своим шуршит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт?

Лучше всех носочки вяжет,
Сказку славную расскажет,
Колыбельную споёт,
И советы нам даёт.

Кто споёт нам на ночь песню,
Чтобы сладко мы заснули?
Кто добрей всех и чудесней?
Ну, конечно же – …
(бабуля). Ответы детей.

Даша: - Правильно ребята. А в письме бабуля приглашает нас в гости. Давайте навестим бабушку. А чтобы идти было веселее, давайте песню споем.

Русский народный танец «Барыня».

Входит с хлебом и солью в руках бабушка Варвара.

Бабушка здоровается с детьми, кланяется: - Здравствуйте, ребятушки, здравствуйте, милые!

Дети здороваются. Удивленно смотрят на бабушку, переглядываются.

Бабушка: - Милости прошу, проходите ко мне в избу. А вот вам хлеб да соль.

Дети проходят в избу и садятся на стульчики.

Бабушка: - Ребятушки, а вы знаете, почему я вас встречаю с хлебом и солью? Кого встречают на Руси испокон веков с хлебом и солью?

Ответы детей (с хлебом и солью всегда встречали дорогих гостей, тех кого рады были видеть).

Даша удивленно: - Бабушка, а почему вы так странно одеты? Что это за одежда такая на вас?

Бабушка: - Это, ребята, старинная одежда русской замужней женщины. А вы знаете, какую одежду носили в старину? Сейчас мы с вами поиграем.

Игра – викторина (показ слайдов).

  1. Чем отличается головной убор замужней женщины от

 головного убора девушки? (волосы у первой спрятаны, а у

 второй выставлены на показ).

Показ слайда №2 (замужняя женщина и незамужняя девушка).

  1.  Что носили на голове девушки, как называется головной убор? (обруч, ленты, банты).

      Показ слайда №3(головные уборы, которые носили девушки).

                    3.   А какие головные уборы носили замужние женщины?

                          (платки, кички…).

                           Показ слайда №4,5,6,7 (головные уборы замужних женщин)

4.  Какую обувь носили на Руси?  (лапти, валенки, сапоги,

      меховые сапоги, без каблучные сапоги).

      Показ слайда №8 (лапти, валенки, сапоги)

 

  1.  Что составляет основу русского костюма? (рубаха).

Показ слайда №9 (рубаха)

  1.  Что одевали поверх рубахи? (сарафан, понева).

Показ слайда № 10 (сарафан, понева)

     

  1. Как назывались в старые времена брюки у мужчин? (порты или штаны сшили из очень грубой ткани).

     Показ слайда № 11 (порты, штаны)

  1. Какому цвету отдавал предпочтение русский народ? Почему? (защищает от злых духов, красивый).

Показ слайда №12 (русская народная одежда)

Бабушка: - Ай, да, ребята! Вот молодцы. А вы знаете, какими узорами украшали одежду, посуду, игрушки? Какие виды росписи вы знаете?

Дидактическая игра: лото «Собери росписи».

Даша: - Бабушка, у тебя в избе так красиво, так нарядно!

Бабушка: - Ребятушки, а ведь старинный русский быт, убранство дома очень отличался от того, что сейчас есть у вас дома. А вы знаете об этом? Вот мы сейчас это и проверим. Отгадайте загадки.

Презентация с загадками «Русский быт».

Бабушка: - Ой, что-то я ребятки замерзла. А не погреться ли нам? Давайте поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота».

Р/н игра «Золотые ворота».

Бабушка: - Ребята, а вы  знаете, кто сделал все эти предметы? Правильно, народные умельцы, ремесленники. А кто такие ремесленники?

Ответы детей (это люди, которые в совершенстве владеют своим ремеслом, умеют делать свою работу хорошо и изготавливают различные предметы).

Бабушка: - А какие виды ремесла вы знаете? Попробуйте рассказать. На столе лежат изделия, изготовленные народными умельцами, ремесленниками. Попробуйте отгадать, какими ремесленниками они изготовлены.

Д/и «Отгадай на ощупь и расскажи».

Бабушка: - Молодцы, ребята. А какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Пословицы и поговорки.

Бабушка: - А сказки вы знаете? Чем отличается сказка от рассказа? Какие виды сказок вы знаете? (ответы детей).

Игра – викторина (слайды) «Отгадай сказку».

Бабушка: - Ребята, а ведь люди на Руси в старину не только хорошо работали, но и отдыхали хорошо. Весело праздники праздновали. А вы танцевать умеете?

Р/Н танец «Во поле берёзка стояла».

Бабушка: - Ребята, а какие вы знаете народные праздники и традици их празднования? Вам необходимо ответить на вопросы. К каждому вопросу предлагается 4 варианта ответа, выбрав из них верный.

В какое время года отмечают праздник Оспожинки?

  • Зимой;
  • Осенью;
  • Весной;
  • Летом.
  • В какой праздник зимой наряжаются и колядуют?
  • Святки;
  • Крещение;
  • Иван-Купала;
  • Вознесение.
  • Какой день Масленицы называют «прощенным»?
  • Понедельник;
  • Воскресенье;
  • Среда;
  • Суббота.
  • Праздник Кузьминки называют так…
  • По фамилии знаменитости;
  • По названию местности;
  •  По кличке животного;
  • В честь святых Кузьмы и Демьяна.
  • Название, какого дерева носит последнее воскресенье перед Пасхой?
  • Береза;
  • Ива;
  • Верба;
  • Яблоня.

Бабушка: - Вот, ребятки, какие же вы молодцы!!!! Как хорошо, что вы в гости зашли. Порадовали бабушку своими знаниями, песнями да танцами. Только вот и подарить-то мне вам нечего….. Бабушка грустит.

Даша: - Бабушка, а мы слышали, что раньше на Руси мамы и бабушки своим детям делали игрушки для забавы и развлечения из тряпочек. А ты умеешь такие делать?

Бабушка: - Конечно умею. Я и вас, мои хорошие, сейчас научу.

Изготовление куклы «Столбушки - мамочки».

Бабушка: - Ну, а теперь, ребятки, давай попьем чая с баранками!»

Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и формированию духовно-нравственных начал у дошкольников посредством приобщения к народной культуре

Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства ...

Конспект НОД по гражданско-правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Символика России».

Цель: Познакомить детей с символикой России. Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к гербу, флагу, гимну....

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24670209","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Формировать интерес и потребность в чтении и восприятии, умение внимательно и заинтер...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты»).

Конспект занятия  по  речевому   развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты&ra...

Духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В СТРАНЕ ДОБРА»

АПояснительная записка по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, тема: «В стране добра».Занятие по духовно – нравственной направленности, соста...