Конспект НОД по гражданско-правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Символика России».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Цель: Познакомить детей с символикой России. Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к гербу, флагу, гимну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Город Тамбов

Конспект НОД

по гражданско-правовому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

                                                                                   Подготовила: воспитатель Петрова О.В.

Тема: «Символика России».

Цель: Познакомить детей с символикой России. Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к гербу, флагу, гимну.

Материал: карта России, изображение герба и флага России; аудиозапись гимна России.

Ход НОД

1.Оргмомент. Воспитатель вносит карту России и привлекает к ней внимание детей.

- Ребята, как называется наша страна?( Россия.)

- Правильно, Россия. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает.

Воспитатель  показывает границы России. Чтение стихотворения  В. Степанова «Наша Родина»:

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы.

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

- Велика и прекрасна наша страна. В разные времена её называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов страна наша всегда была Россией. Это имя она носит и сегодня.

- А какая она, наша Россия?( Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

-Россия - это наша Родина. Родина – страна, в которой человек родился и живёт.

Чтение стихотворения  М. Лисянского «Моя Родина»:

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

-Всех нас объединяет одно – любовь к Родине и забота об её процветании. А чтобы любить и заботиться, нужно хорошо знать свою страну и все, что с ней связано.

-Есть ли у нашей  страны  свои отличительные знаки – символы.

- Вы знаете их? (Да.  Герб,  флаг, гимн.)

Воспитатель  показывает изображение герба России.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

В. Степанов. «Герб России».-

 -Герб – это отличительный знак государства, города. Это герб нашей страны – России. Давайте его рассмотрим.

Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.

-Что вы видите в центре? (Орла.) Расскажите о нём, какой он? (С двумя головами, с поднятыми крыльями.) Почему же на гербе России изображен орел? Российский двуглавый орел символизирует собой незыблемость и верность православию. Орел на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел – сильное и непобедимое. Но почему у орла две головы? (Предположения детей.) Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении.

-Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося со змеем. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.

-А что вы видите ещё? (Корону.) Как вы думаете, что она обозначает? (Предположения детей.) Корона обозначает, что в России главный – царь.

-А что в лапах у орла? (Ответы детей.) Это посох или жезл, а ещё его называют скипетр. В другой лапе у орла шар, его называют держава. Держава – значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая. Скипетр и держава в лапах орла служат воплощением государственного порядка и верности закону.

-Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей. Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина возникла очень давно.

-На груди орла изображен герб Москвы. А почему? (Предположения детей.) Да, потому что Москва – главный город России, столица могучего Российского государства.

-У нашей страны  есть не только герб, но и флаг.

 -  Что представляет собой наш государственный флаг?(Государственный флаг России - прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине горизонтальными полосами: белой, синей, красной. Верхняя полоса- белая, средняя- синяя, нижняя- красная»

-Флаг – прикрепленное к древку полотнище определенного цвета и размера. Флаг – отличительный знак, символ государства. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников.

Воспитатель показывает изображение флага России, читает стихотворение Г. Лапшина :

Три цвета на флаге России:

Красный, белый, синий.

С красной полоской флаг –

В ней кровь отцов и дедов,

С красным цветом Россией

Добыта честь и победа!

Синяя полоса – цвет неба ясного,

Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная!

Белый цвет – в нем добро, любовь, чистота,

Мы хотим жить в дружбе и мире всегда!

-У России флаг трехцветный, он состоит из трёх полос – белой, синей и красной. Что же они обозначают? (Предположения детей.)

-Белый цвет – благородство, откровенность, это цвет мира. Он говорит о том, что наша миролюбивая, она ни на кого не нападает.

-Синий цвет – верность, честность, безупречность, целомудрие. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.

-Красный цвет – мужество, смелость, великодушие, любовь, цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

-Вот как много могут рассказать о стране её герб и флаг.

Ребенок читает стихотворение В. Степанова «Флаг России»:

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

-Вот как много могут рассказать о стране её герб и флаг.

 2. Затруднение в игровой ситуации.

- Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Как вы думаете, что помогло людям решить эти вопросы?( Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить неразбериху).

 - Что же это такое - законы? (ответы детей).

- Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

 - Ребята, вы хотите познакомиться с главным законом нашей страны?

3. Решение.

- Для знакомства с этим законом предлагаю отправиться  в виртуальное путешестивие. На каком транспорте отправимся?( предложения детей)

4. Основная часть.

- Законы бывают разные, но главный закон нашей страны называется Конституцией.

Итак, Конституция (показывает брошюру) - основной закон, по которому мы с вами живем.

- Что же сказано в нашей Конституции? ( предположения детей)

- В нашей Конституции, говорится о том, что государство должно делать все, чтобы жизнь наших людей, нас с вами становилась с каждым днем все лучше и лучше, а также в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что – нельзя.

- Одна из статей конституции гласит « Каждый человек имеет право на труд», то есть работать. А какие пословицы и поговорки вы знаете о труде?

- Граждане нашей страны имеют право на отдых. Часто мы едем отдыхать и путешествовать в другие города нашей страны или за границу. Кому куда хочется. У нас есть право на свободу передвижения.

- Перечислите города и страны, в которых вы отдыхали вместе с родителями.

- Ребята, как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? ( рост, вес, глаза, волосы, характер, походка, настроение, цвет кожи, голос, девочка, мальчик, поведение).

- Еще у каждого из нас, есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Отгадайте загадку:

«И у дочки есть, и у мамы есть, и у папы есть,

Чтобы их позвать – надо вслух назвать.» /Имя/

- Представьте на миг, что исчезли все имена, остались мальчики и девочки, бабушки и дедушки, а имен ни у кого нет? Мы даже не сможем ни к кому обратиться, позвать, не сможем общаться друг с другом. Видите, как необходимо человеку имя. Есть даже статья в конституции, которая гласит: «Каждый человек имеет право на имя». Когда вы родились, вам всем дали имя и выписали первый в вашей жизни документ: «Свидетельство о рождении» (показ слайда) - В этом документе пишут ваше имя, отчество и фамилию, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества родителей.

- А вам, ребята, нравятся ваши имена? Почему? (ответы детей).

 - В этом документе пишут ваше имя, отчество и фамилию, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества родителей.

- А вам, ребята, нравятся ваши имена? Почему? (ответы детей).

 Имя и Отчество.

А) Игра: «Назови ласково»

«Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть,

Кто тебя сейчас похвалит, ласковое имя подарит?»

(Дети садятся в круг. По сигналу воспитателя хлопают три раза в ладоши, поворачиваются к соседу и называют его ласковым именем.)

Б)Обозначение имени.

- Еще задолго до вашего рождения родители подбирали вам имена. Хотите узнать, что означают ваши имена?

Артем – здоровый, рабочий; Максим – величайший; Виктор – победитель; Кирилл – повелитель; Софья – мудрость; Анна – благодать; Дмитрий – земледелец; Данил – божий судья; Настя – воскресшая. и т.д.

В) Отчество

- К взрослому человеку принято обращаться по имени и отчеству. Отчество дается по имени отца. Моего папу зовут Сергей, поэтому мое отчество Сергеевна.

- Как зовут твоего папу? (н-р: Николай)

- Значит ты у нас Алина Николаевна. /и т.д./

Игра « Угадай о ком я говорю»

- А сейчас, попробуйте угадать, о ком я говорю – о взрослом человеке или о ребенке? - Иван Александрович очень любит играть в шахматы( о взрослом)

 - Полине нравиться ходить в гости (о девочке).

-Еще у  каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Если герб и флаг мы видим, то гимн – слышим. Обычно музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, а слова – величавые. Автор слов гимна России – знаменитый писатель и драматург Сергей Михалков. Автор музыки гимна России – композитор А. Александров.

Гимн исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событий. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины, и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

Воспитатель  предлагает детям встать и послушать гимн России. 

5. Физкультминутка  

Игра «Едем на отдых» (под песню «Мы едем, едем, едем»)

- Представьте, что мы едем или летим, кто на чем хочет, разными видами транспорта, но не толкаясь, чтобы не нарушить прав других. Когда я скажу «приехали» и выключу музыку, вы сядете на коврик. Мы вернулись с вами из путешествия.

6. Итог занятия.

-Вот и  закончилось наше занятие,  мне хотелось бы прочитать отрывок  из рассказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество»: «…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

 - Что интересно было делать сегодня на занятии? В чем у вас были затруднения? Что нового вы узнали? (Ответы детей).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег...

Конспект занятия в старшей группе "Я и мои права" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

В  дошкольном возрасте закладываются основы самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации и творческой активности. Процесс познания самого себя формирует само...

Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с символикой России и Республики Бурятия.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Познакомить с изображением Государственного флага РФ и РБ (цветовое решение, расположение полос).Формировать представление о значении Государственного флага.Воспитывать уважи...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.Тема: Россия- дружная, многонациональная семья.

Расширять представления детей о людях разных национальностей : русские, ханты, башкиры. Актуализировать имеющие знания детей: о языке, о национальном костюме, о жилище, искусстве, о национальной кухне...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Моя страна - Россия!"

Целью данного занятия является обобщение и систематизация знаний детей об их Родине - России; формирование уважительного отношения к государственным символам; закрепления знаний о русских промыслах; в...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Моя страна – Россия!»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить ...