Главные вкладки

    Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

     

              Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим его миром. По мере взросления эти отношения претерпевают разнообразные качественные изменения. Так вот, для того, чтобы ребенок смог осмысленно ориентироваться в меняющемся мире взрослых, он должен научиться строить взаимоотношения с ним на четкой правовой основе. Во Всеобщей декларации прав человека записано: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения". Хорошо, если уже в раннем детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущем в социуме и имеющим равные со всеми права, обязанности и свободы".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon o_pravah_igraya.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Удмуртской Республики

     Управление образования Администрации МО «Игринский район»

    Конспект занятия

    «О правах, играя».

    (Формирование гражданско-правовых знаний у детей  старшей группы)

     

    Разработала и провела:

    Минниахметова Галина Николаевна,

    Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения ЦРР – Игринский детский сад №8, стаж работы  32 лет, образование среднее специальное, высшая квалифицированная категория, «Отличник народного просвещения».

    Адрес детского сада: 427145 Удмуртская Республика, поселок Игра, микрорайон Нефтяников, дом 27,   телефон  (34134) 4-17-08 ,

     Домашний адрес: 427145 Удмуртская Республика, поселок Игра, микрорайон Нефтяников, дом  4 кв. 37,  телефон: (34134) 4-36-70,  

    №  сотового  телефон  8-(34-134) 9501564937

     

     

     Программное содержание:

    1. Закрепить знания детей о праве на имя, умение применять его в жизни, способствовать социально - нравственному развитию.
    2. Развивать умение  соотносить права и правила, умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.
    3. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.

    Оборудование:  письмо от Бабы Яги, фотография Бабы Яги (разрезанная на три части, а с другой стороны нарисована кровать), кукла Правик, символ права на имя, мячик, дидактическая игра «Я имею права», сказки (книги), две дощечки, мел, аудиозапись с песнями о дружбе, магнитофон, нестандартное оборудование: цветочки, бабочки.

    Предварительная работа: чтение произведений с последующей беседой о правах, которые затронуты в произведении, знакомство со значением имен, дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений,  формулирование  совместно с детьми правил, которые необходимо соблюдать.

                                   

    Дети заходят и стоят на коврике.

    - Что такое Конвенция? (ответы детей).

    - Кто нам помогает изучать наши права? (Правик).

    - А где же он? Куда мог уйти? Может, он оставил нам записку?

                         (дети находят письмо, зачитываем)

    «Эй  вы, детишки, не зачем вам изучать свои права. И без них можно прожить. Одного дернешь за косичку, другого укусишь, третьего толкнешь. Как здорово! А права нужны только царям и их детям. Ну, а если вы хотите спасти своего Правика и книгу с правами, то вы должны пройти испытания на моих  лесных полянках. Если мне понравятся ваши ответы, то вы можете на каждой поляне перевернуть одну часть моей фотографии, что висит на вашей доске, и появится  подсказка, где искать Правика. Наблюдать буду свысока. Пока. Яга».

    - Что же будем делать? (ответы детей).

    - А вы не боитесь?

    Ну, раз вы такие смелые, в путь. Идем змейкой между столами и поем песню о дружбе.  

    Вот и первая поляна, присаживайтесь  как вам удобно. Если отгадаете загадку, то узнаете, о каком праве мы будем говорить.

    - Как только человек рождается, ему это сразу дают, и он живет с ним всю жизнь. (Имя)

    -  Почему так решили? (ответы-предположения детей).

    -  Сегодня мы поговорим о праве на имя. У нас у всех есть имя. А зачем оно вам? (ответы-предположения детей).

    - А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен?

       (Эй, ты. Эй, вы.  Эй, девочка. Эй, мальчик и т.д.)

    Это оскорбительно, обидно, невежливо. Никогда не отзывайтесь, если кто-то вас зовет таким образом. Но, вот иногда вы хотите обратиться к кому-то, а имени этого человека не знаете. Как поступить в этом случае?

     - Надо познакомиться.

    - А вы умеете знакомиться? Давайте поиграем. Представьте, что вы не знаете друг друга и очень хотите познакомиться. (Вызываю двух активных детей).

                 Пример: - Как тебя зовут?

                                  - Саша. А тебя как?

                                  - Вова.

    Хорошо. Вы узнали имя, но были не совсем вежливы. Потому, что когда хотите познакомиться, надо всегда улыбаться. А когда узнали имя, надо вежливо сказать: «Очень приятно. Рад нашему знакомству. Сердечно рад».

    Проиграть в игру еще раз.

    Молодцы, ребятки, вы старались. Каждому человеку приятно слышать свое имя ласково, он сразу расцветает. А вы можете подарить своему соседу радость? Давайте поиграем в игру «Назови соседа ласково». (С мячом).

                       Имя нам дает отраду, дарит счастье и удачу,

    Оттого узнать бы надо, что же имя наше значит.      

          (Дети называют значения своего имени).

       А какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нарушать право на имя?

    1. Не дразниться.
    2. Не придумывать клички.
    3. Не называть имя грубо.
    4. Обращаться с уважением.
    5. Если это взрослый человек, то по имени и отчеству.
    6. Если нарушил правило, то извиниться и попросить прощения.

    Молодцы. Ребятки, а помните, мы   договорились, что  вы с родителями поищите стихи про ваше имя. Кто-нибудь нашел? (дети читают стихи о своем имени).

    Отлично. Каждое имя по-своему красиво. Но, запомните, не имя красит человека, а человек свое имя. Вы вырастите, будите делать добрые дела и прославите  свое имя. Как вы думаете, мы справились с первым заданием? (да). Тогда перевернем одну часть фотографии.

     - А куда мы с вами идем? Я что-то забыла. (Ответы детей).  

    А вот и вторая поляна. На этой поляне два задания – одно трудное, другое чуть – чуть  легче.

      Задания двух уровней:

    1. Карточка с правом на имя – дети должны подобрать соответствующие картинки.
    2.  Шесть символов с правами – дети подбирают соответствующие сказки.

    Подумайте, кто какое задание будет выполнять. Но здесь есть правило: работу выполняем все  вместе, дружно, советуясь. Нужно выбрать капитанов.

    После выполнения заданий – взаимопроверка.

    Как вы думаете, можно перевернуть еще одну часть фотографии?

    Нам осталось пройти еще одно испытание. Впереди трудная дорога. Баба Яга проверяет, какие вы дружные, умеете ли помогать друг другу. (Дорожка с нестандартным оборудованием – пройти между цветами и бабочками, перебраться через широкую и глубокую яму, где нет моста). Дети ищут выход из этой ситуации.

    Переворачиваем последнюю часть фотографии. Появляется подсказка – кровать. Дети находят Правика в спальне.

    - Какое доброе дело мы сделали? (Спасли Правика).

    - Вы рады? Так давайте порадуемся.

    - Какой фишкой отметим наш поступок? (Красной).

    Ребятки, а Правик говорит,  что он знал и надеялся на вас. Что вы обязательно его спасете, и приготовил для вас медали. Вот они. Раздаю детям медали «Юному спасателю».

     - А все ли вы уже знаете о праве на имя?  (да).

    - А кто такой тезка? Хотите узнать?

      Давайте об этом поговорим на следующем занятии.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Что мы Родиной зовем?" Конспект занятия по ознакомлению с символикой Российской Федерации и Республики Татарстан для детей старшего дошкольного возраста.

    Тема:   «Что мы Родиной зовем?» Цели:1.     Дать детям представление о том, что такое Родина, родной край.2.     Закрепить знания о символи...

    Конспект занятия по физическому развитию «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ И СПОРТА» для детей старшего дошкольного возраста

    Данный конспект занятия предназначен для инструкторов по физической культуре и воспитателей для использования в работе по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Программные зад...

    Конспект занятия - мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»

    Конспект занятия - мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»...

    Конспект коррекционно - развивающего занятия с детьми на тему: «Правила поведения в нашем детском саду» ( для детей младшего дошкольного возраста)

    Подробный конспект готового занятия для  работы с детьми младших групп детского сада. Особенно актуален в работе с детьми, вновь пришедшими в сад, и не посещающими ранее какие- либо дошкольные уч...

    Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике оттиск осенними листьями «Ёжик» для детей старшего дошкольного возраста

    Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике оттиск осенними листьями «Ёжик» для детей старшего дошкольного возрастаСмиренникова Алена РомановнаВоспитатель МБДОУ г. Мурманска № 7...

    Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике оттиск осенними листьями «Ёжик» для детей старшего дошкольного возраста.

    Обучающие:- закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразительной техники (рисование пальчиками, печатание ладошкой, ватной палочкой, познакомить с новым видом (оттиск, отпечаток листом с дере...


     

    Комментарии

    Попова Елена Анатольевна

    Спасибо за прекрасный материал. Всё соответствует новым требованиям ФГОС. Дети через игру и развиваются и познают много нового.