Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

          Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим его миром. По мере взросления эти отношения претерпевают разнообразные качественные изменения. Так вот, для того, чтобы ребенок смог осмысленно ориентироваться в меняющемся мире взрослых, он должен научиться строить взаимоотношения с ним на четкой правовой основе. Во Всеобщей декларации прав человека записано: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения". Хорошо, если уже в раннем детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущем в социуме и имеющим равные со всеми права, обязанности и свободы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_pravah_igraya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

 Управление образования Администрации МО «Игринский район»

Конспект занятия

«О правах, играя».

(Формирование гражданско-правовых знаний у детей  старшей группы)

 

Разработала и провела:

Минниахметова Галина Николаевна,

Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения ЦРР – Игринский детский сад №8, стаж работы  32 лет, образование среднее специальное, высшая квалифицированная категория, «Отличник народного просвещения».

Адрес детского сада: 427145 Удмуртская Республика, поселок Игра, микрорайон Нефтяников, дом 27,   телефон  (34134) 4-17-08 ,

 Домашний адрес: 427145 Удмуртская Республика, поселок Игра, микрорайон Нефтяников, дом  4 кв. 37,  телефон: (34134) 4-36-70,  

№  сотового  телефон  8-(34-134) 9501564937

 

 

 Программное содержание:

  1. Закрепить знания детей о праве на имя, умение применять его в жизни, способствовать социально - нравственному развитию.
  2. Развивать умение  соотносить права и правила, умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.
  3. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.

Оборудование:  письмо от Бабы Яги, фотография Бабы Яги (разрезанная на три части, а с другой стороны нарисована кровать), кукла Правик, символ права на имя, мячик, дидактическая игра «Я имею права», сказки (книги), две дощечки, мел, аудиозапись с песнями о дружбе, магнитофон, нестандартное оборудование: цветочки, бабочки.

Предварительная работа: чтение произведений с последующей беседой о правах, которые затронуты в произведении, знакомство со значением имен, дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений,  формулирование  совместно с детьми правил, которые необходимо соблюдать.

                               

Дети заходят и стоят на коврике.

- Что такое Конвенция? (ответы детей).

- Кто нам помогает изучать наши права? (Правик).

- А где же он? Куда мог уйти? Может, он оставил нам записку?

                     (дети находят письмо, зачитываем)

«Эй  вы, детишки, не зачем вам изучать свои права. И без них можно прожить. Одного дернешь за косичку, другого укусишь, третьего толкнешь. Как здорово! А права нужны только царям и их детям. Ну, а если вы хотите спасти своего Правика и книгу с правами, то вы должны пройти испытания на моих  лесных полянках. Если мне понравятся ваши ответы, то вы можете на каждой поляне перевернуть одну часть моей фотографии, что висит на вашей доске, и появится  подсказка, где искать Правика. Наблюдать буду свысока. Пока. Яга».

- Что же будем делать? (ответы детей).

- А вы не боитесь?

Ну, раз вы такие смелые, в путь. Идем змейкой между столами и поем песню о дружбе.  

Вот и первая поляна, присаживайтесь  как вам удобно. Если отгадаете загадку, то узнаете, о каком праве мы будем говорить.

- Как только человек рождается, ему это сразу дают, и он живет с ним всю жизнь. (Имя)

-  Почему так решили? (ответы-предположения детей).

-  Сегодня мы поговорим о праве на имя. У нас у всех есть имя. А зачем оно вам? (ответы-предположения детей).

- А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен?

   (Эй, ты. Эй, вы.  Эй, девочка. Эй, мальчик и т.д.)

Это оскорбительно, обидно, невежливо. Никогда не отзывайтесь, если кто-то вас зовет таким образом. Но, вот иногда вы хотите обратиться к кому-то, а имени этого человека не знаете. Как поступить в этом случае?

 - Надо познакомиться.

- А вы умеете знакомиться? Давайте поиграем. Представьте, что вы не знаете друг друга и очень хотите познакомиться. (Вызываю двух активных детей).

             Пример: - Как тебя зовут?

                              - Саша. А тебя как?

                              - Вова.

Хорошо. Вы узнали имя, но были не совсем вежливы. Потому, что когда хотите познакомиться, надо всегда улыбаться. А когда узнали имя, надо вежливо сказать: «Очень приятно. Рад нашему знакомству. Сердечно рад».

Проиграть в игру еще раз.

Молодцы, ребятки, вы старались. Каждому человеку приятно слышать свое имя ласково, он сразу расцветает. А вы можете подарить своему соседу радость? Давайте поиграем в игру «Назови соседа ласково». (С мячом).

                   Имя нам дает отраду, дарит счастье и удачу,

Оттого узнать бы надо, что же имя наше значит.      

      (Дети называют значения своего имени).

   А какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нарушать право на имя?

  1. Не дразниться.
  2. Не придумывать клички.
  3. Не называть имя грубо.
  4. Обращаться с уважением.
  5. Если это взрослый человек, то по имени и отчеству.
  6. Если нарушил правило, то извиниться и попросить прощения.

Молодцы. Ребятки, а помните, мы   договорились, что  вы с родителями поищите стихи про ваше имя. Кто-нибудь нашел? (дети читают стихи о своем имени).

Отлично. Каждое имя по-своему красиво. Но, запомните, не имя красит человека, а человек свое имя. Вы вырастите, будите делать добрые дела и прославите  свое имя. Как вы думаете, мы справились с первым заданием? (да). Тогда перевернем одну часть фотографии.

 - А куда мы с вами идем? Я что-то забыла. (Ответы детей).  

А вот и вторая поляна. На этой поляне два задания – одно трудное, другое чуть – чуть  легче.

  Задания двух уровней:

  1. Карточка с правом на имя – дети должны подобрать соответствующие картинки.
  2.  Шесть символов с правами – дети подбирают соответствующие сказки.

Подумайте, кто какое задание будет выполнять. Но здесь есть правило: работу выполняем все  вместе, дружно, советуясь. Нужно выбрать капитанов.

После выполнения заданий – взаимопроверка.

Как вы думаете, можно перевернуть еще одну часть фотографии?

Нам осталось пройти еще одно испытание. Впереди трудная дорога. Баба Яга проверяет, какие вы дружные, умеете ли помогать друг другу. (Дорожка с нестандартным оборудованием – пройти между цветами и бабочками, перебраться через широкую и глубокую яму, где нет моста). Дети ищут выход из этой ситуации.

Переворачиваем последнюю часть фотографии. Появляется подсказка – кровать. Дети находят Правика в спальне.

- Какое доброе дело мы сделали? (Спасли Правика).

- Вы рады? Так давайте порадуемся.

- Какой фишкой отметим наш поступок? (Красной).

Ребятки, а Правик говорит,  что он знал и надеялся на вас. Что вы обязательно его спасете, и приготовил для вас медали. Вот они. Раздаю детям медали «Юному спасателю».

 - А все ли вы уже знаете о праве на имя?  (да).

- А кто такой тезка? Хотите узнать?

  Давайте об этом поговорим на следующем занятии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что мы Родиной зовем?" Конспект занятия по ознакомлению с символикой Российской Федерации и Республики Татарстан для детей старшего дошкольного возраста.

Тема:   «Что мы Родиной зовем?» Цели:1.     Дать детям представление о том, что такое Родина, родной край.2.     Закрепить знания о символи...

Конспект занятия по физическому развитию «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ И СПОРТА» для детей старшего дошкольного возраста

Данный конспект занятия предназначен для инструкторов по физической культуре и воспитателей для использования в работе по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Программные зад...

Конспект занятия - мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»

Конспект занятия - мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»...

Конспект коррекционно - развивающего занятия с детьми на тему: «Правила поведения в нашем детском саду» ( для детей младшего дошкольного возраста)

Подробный конспект готового занятия для  работы с детьми младших групп детского сада. Особенно актуален в работе с детьми, вновь пришедшими в сад, и не посещающими ранее какие- либо дошкольные уч...

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике оттиск осенними листьями «Ёжик» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике оттиск осенними листьями «Ёжик» для детей старшего дошкольного возрастаСмиренникова Алена РомановнаВоспитатель МБДОУ г. Мурманска № 7...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему: «Осеннее дерево» (Аппликация) для детей младшего дошкольного возраста

Цель:  Воспитывать у детей интерес к аппликации; закрепить усвоенные ранее знания о правилах наклеивания; развивать воображение; развивать умение аккуратно пользоваться клеем; побуждать детей пол...


 

Комментарии

Попова Елена Анатольевна

Спасибо за прекрасный материал. Всё соответствует новым требованиям ФГОС. Дети через игру и развиваются и познают много нового.