Конспект занятия - мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по развитию речи

Акимова Кристина Сергеевна

Конспект занятия - мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда»

Конспект занятия - мастер-класса для педагогов ДОУ

«Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Акимова К.С.

28 января 2019 год


Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с личным опытом работы по речевому развитию детей раннего дошкольного возраста.

Цель работы с детьми: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа – фольклором в его разных видах, формах и жанрах.

 Задачи речевого развития в соответствии с ФГОС:

  1. Овладение речью как средством общения.
  2. Обогащение активного словаря.
  3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  4. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  5. Развитие речевого творчества.
  6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные направления работы:
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3.Формирование грамматического строя речи: морфология, синтаксис, словообразование.

4. Развитие связной речи: диалогической, монологической.
5. Воспитание любви и интереса к художественному слову
.
6. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: звук, слово.

      Организационное обеспечение введения ФГОС направлено на:

  • Доступность для воспитанников всех центров группы, где осуществляется образовательный процесс;
  • Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности;
  • Обеспечение возможности предметно-пространственной среды наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности;
  • Обеспечение гендерной направленности предметно-пространственной среды;
  • Обогащение предметно-пространственной среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей;
  • Обеспечение наличия большого количества «подручных» материалов которые призваны творчески использоваться для решения различных игровых проблем.

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольников претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

 Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, ее движение по пути прогресса.

        В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к достижению целевых ориентиров  детей дошкольного возраста.

        Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является фольклор.  

   Возможность использования фольклора в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.              

    Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Фольклор - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.

         Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня)  обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.

  1. Колыбельные песни

  Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа,  они «спутник детства».

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

       Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ зайки. Причем это не просто заяц, а "заинька", "заюшка":

Баю, баю, баиньки,

Прибежали заиньки:

Спит ли наша девочка,

Девочка – припевочка?

Уходите, заюшки,

Не мешайте баюшки!

К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка: напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.         

      Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи:

Спи, Машенька, почивай,

Крепко глазки закрывай.

А вы, котики,  не спите,

Нашу Машу стерегите.

       Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

  1. Малые формы фольклора

         В своей работе, поначалу, совершенно интуитивно, а впоследствии осознанно, я стала активно использовать плоды народного творчества. Называю эти произведения плодами не случайно, ведь это то, что зародилось, складывалось и проверялось временем, проросло и вызрело, впитав знания и мудрость многих поколений.

        Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, до пят,

Все волосыньки в ряд.

 Расти, коса, не путайся

 Дочка маму слушайся!

С этой потешкой ребенок с удовольствием заплетает косы, не капризничает.

         Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора:

Завяжу потуже шарф,

Будем делать снежный шар.

Шар покачу.

Гулять хочу!

         Сколько в этих, казалось бы незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.        

         Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение:

За стеклянными дверями

Стоит Мишка с пирогами.

Здравствуй, Мишенька-дружок,

Сколько стоит пирожок?

- Пирожок-то стоит три,

А водить-то будешь ты!

          Таким образом, считалка помогает работать и над звукопроизношением.

           Я считаю, что для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников – это, прежде всего, сказки, заклички, потешки, загадки.

  1. Сказки

В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Сказка «Репка», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и др. Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов, припевов типа: «Жили-были…», «Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается…» и т.д.

  1. Игры          

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.

В своей работе я использую театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации.

Игры – импровизации воспитывают положительные черты  характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети  увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений-миниатюр.

Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.

Трудно переоценить значение фольклора в речевом развитии дошкольников.

Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию; способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.

Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешки «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.

Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук (например, «Пальчик-мальчик»):

Пальчик – мальчик,

Где ты был?

С этим братцем –

В лес ходил,

С этим братцем –

Щи варил,

С этим братцем –

Кашу ел,

С этим братцем –

Песни пел!

Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей: обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух, давая образцы для составления описательных рассказов и др.

Народные песни, хороводы, игры с пением также широко используются, поскольку позволяют включать детей в самостоятельную музыкальную, речевую и игровую деятельность.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

        Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

          С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития   дошкольников  я использую этот богатейший материал словесного творчества народа. А сейчас посмотрите во время нашего развлечения, как дети приобщаются к фольклору, как педагог использует фольклор в своей работе.


Развлечение по речевому развитию во 2 мл.группе

«На лесной полянке»

Цели:

Обучающие: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; запоминать действующих лиц;  отвечать на вопросы педагога.

Развивающие: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, закреплять умение сравнивать предметы по величине, упражнять детей в координации речи с движением, в ловле мяча двумя руками; понимать смысл загадок и находить отгадку.

Воспитательные: способствовать эмоциональному восприятию содержания развлечения.

Оборудование: русская народная сказка «Три медведя» на фланелеграфе, мяч для игры «Ловишки».

Предварительная работа: разучивание русской народной игры «Медведь», отгадывание загадок-складок, дидактическая игра «Три медведя».

Ход развлечения:

К детям (усаженным на «поляне») выходит «Лиса» (воспитатель):

   - Я по лесу пробиралась, все лапки себе заморозила, можно у вас погреться? А чтобы вы не скучали на полянке, загадаю вам загадки:

Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь,

А зовется это … (еж)

За рекой они росли,

Их на праздник принесли,

На веточках – иголки

Что же это? (елки)

Посмотрите по дорожке

Ходят маленькие ножки.

На головке – гребешок.

Кто же это? (петушок)

Очень ласковый и чистый,

Лапой моется чистой,

Если пустит ноги в ход –

Страшный зверь – домашний (кот)

Птица черная кружится,

Кар! Кар! Кар! - кричит и злится

Всем известная персона

А зовут ее … (ворона)

Летом в болоте

Вы ее найдете.

Зеленая квакушка –

Кто это? ... (лягушка)

Эта рыжая плутовка

И коварна и хитра:

Быстрых зайцев

Ловит ловко,

Кур ворует со двора,

И мышами поживиться

Любит шустрая … (лисица)

Мчится без оглядки,

Лишь мелькают пятки.

Мчится, что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? … (зайка)

Лиса:  Молодцы, все загадки-складки отгадали. Вставайте-ка в круг, я с вами поиграю.

Проводится  игра малой подвижности «Три медведя»

Три медведя шли домой: (дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой, большой (поднимают руки над головой)

Мама с ним поменьше ростом, (вытягивают руки перед собой)

А сынок – малютка просто (приседают)

Очень маленький он был, ( встают)

С погремушками ходил в кулачки ( руки сжаты в кулачки )

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь! (имитируют игру в погремушки)

Лиса:  Вот вам еще одна загадка:

Он всю зиму в шубе спал

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь,

Это зверь лесной … (медведь)

Лиса:  Расскажу-ка я вам сказку про медведей.

Рассказывание русской народной сказки «Три медведя»

Лиса:  Рассказала я вам сказку и забыла кое-что, помогите вспомнить:

 - Какой стул был у Михаила Ивановича? У Настасьи Петровны? У Мишутки?

 - Какая кровать была у Михаила Ивановича? У Настасьи Петровны? У Мишутки?

 - А какая ложка была у Михаила Ивановича? У Настасьи Петровны? У Мишутки?

 Все запомнили, молодцы.

                                     Ох, устала, посижу

                                     На ребяток погляжу

                                     С вами в мячик я сыграю

                                     Ты лови, лови, лови,

                                      Да смотри, не урони.  

Русская народная игра «Ловишки»

Лиса-водящий бросает мяч ребенку, называя его по имени:

- Саша, лови!

Он должен  поймать мяч двумя руками, а затем бросить его обратно водящему.

Лиса:  Вот я и согрелась, можно пробираться в норку к своим лисятам. До свидания, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного развития детей, имеют исключительно большие возможности для развития речи детей....

Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, н...

Использование фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Подборка потешек в режимных моментах для детей младшей и средней группы....

Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Цели:- сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;- познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики у детей;-...

Статья "Роль фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста"

В статье актуализируется вопрос о значимости фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста. Характеризуется дидактический потенциал различных форм фольклора (сказок, колыбельных, потеше...