Главные вкладки

    Статья "Роль фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста"
    статья по развитию речи (младшая группа)

    Лисицына Анна Геннадьевна

    В статье актуализируется вопрос о значимости фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста. Характеризуется дидактический потенциал различных форм фольклора (сказок, колыбельных, потешек и т.д.). Описаны условия для развития речи детей  раннего возраста в процессе знакомства с фольклором. Доказано положительное влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста. Приложены практические материалы, которые могут помочь воспитателям в работе по развитию речи детей раннего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Лисицына Анна Геннадьевна,

    воспитатель МАДОУ «Детский сад № 460»

    Статья: «Роль фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»

    «Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания являются красота и величие, сила и выразительность родного слова».

                                                            В.А. Сухомлинский        

    Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской.

    Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного развития. Качеством использования навыков владения языком и определяется эффективность общения. 

    Проблема речевого развития детей раннего возраста на сегодняшний день наиболее актуальна, поскольку процент детей с различными речевыми нарушениями с каждым годом увеличивается. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 3 лет. Иными словами, речь идет о несвоевременном овладении  разговорной речью детьми раннего возраста.

       Дети, в большинстве случаев, имеют не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов: произношения, словарного запаса, способностей к фразовому и связному устному отражению мыслей. Все чаще наблюдается задержка экспрессивной речи – отсутствие фразового произношения к возрасту ребенка 2 лет, а к 3 годам – неспособность произносить цельные предложения.

    Проблемы развития речи в раннем детстве отражены в работах М.И. Лисиной, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других авторов.

    Методика развития речи детей первых трех лет жизни является одним из существенных разделов педагогики раннего детства. В разработке этой методики, проводившейся в течение многих десятилетий, принимали участие известные ученые и практические работники - педагоги, методисты: Е.И. Тихеева, Н.М. Щелованов, П.М. Аксарина, Н.Ф. Ладыгина, Е.К. Каверина, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Г.М. Лямина, В.А. Петрова, Н.С. Карпинская и др.

    В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка. На первом году жизни развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова. На втором году - понимание, подражание, активная речь (в основном усваивается словарь).  На третьем году - понимание, активная речь: словарь, грамматические формы, синтаксические конструкции (различные предложения). Уже на первом году речь начинает выполнять функцию общения и становится орудием развивающегося мышления.

    Исследователи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Р.Е. Левина, Е.И.Тихеева, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

    Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте.

    К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

    Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение фольклорных форм. По мнению К.Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей раннего возраста. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов[5].

    Проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А.П. Илькова, Н.П. Кузьмина, Н.И. Политова, А.В. Соболева и др. Л.И. Павловой сформулированы некоторые принципы и методы работы с детьми раннего возраста. Методика знакомства детей младшего дошкольного возраста с фольклорным материалом описана М.Ю. Новицкой.

    Содержание и специфика малых фольклорных форм рассматриваются в работах А.П. Илькова, Б.Н. Путилова, В.П. Аникина, О.В. Бережнова и др [1, 2].

    Народный фольклор называют также народной дидактикой. Он настолько разнообразен и выразителен, что позволяет воспитателю быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по преодолению отклонений в развитии речи на ярком и интересном для ребенка материале. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления ЗРР. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи [4].

    Основу такой работы в моей группе составил долгосрочный совместный детско-родительский проект  «Путешествие по просторам фольклора», направленный на развитие речи детей раннего дошкольного возраста. В основе проекта - создание условий для развития речи детей раннего возраста в процессе знакомства с фольклором.

    В процессе работы, я поставила перед собой следующие задачи:

    • Знакомить детей с устным народным творчеством;
    • Развивать способность слушать текст фольклорных произведений  и эмоционально реагировать на содержание;
    • Расширять запас понимаемых слов и обогащать активный словарь детей;
    • Активизировать речевые реакции у детей путем разыгрывания простых сюжетов по знакомым фольклорным произведениям;
    • Вызвать у детей интерес и желание участвовать в продуктивной, игровой и театрализованной деятельности по мотивам фольклорных произведений;
    • Воспитывать положительное отношение к совместной деятельности детей и взрослых в режимных моментах;
    • Воспитывать у детей бережное отношение к книгам;
    • Способствовать формированию интереса детей и родителей к книгам, произведениям устного народного творчества;
    • Активно привлекать родителей к чтению детям дома.

    Вид проекта: познавательно-творческий.

    Время реализации проекта – долгосрочный (октябрь – май)

    Участники: дети группы, воспитатели, родители.

    Русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Поэтому, я использую фольклор с момента первого знакомства с малышами.

    В период адаптации встречаю детей яркими игрушками, читаю потешки об игрушках, сопровождаю их движениями. Так же использую потешки, обращенные непосредственно к ребенку: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?», «Наша Олечка в дому, что оладушек в меду, красно яблочко в саду». Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Чтобы успокоить ребенка, отвлечь его от мыслей о маме и переключить его внимание, использую потешки: «Не плачь, не плачь, детка,

    прискачет к тебе белка..», «Придет киска не спеша, и погладит малыша», «Стуки-стуки, глянь в ворота, верно в гости едет кто-то!» и др. Создаю игровые ситуации «Ой! Кто это?», направляя внимание ребёнка в другое русло, завлекая рассказом о предмете рассматривания: «Смотри, какая большая красивая собачка! Она так интересно бегает, играет! Тебе нравится собачка?». Использую пальчиковые игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния: «Ладушки-ладушки», «Сорока - сорока», «Моя семья», «Ладошки», «Как у нашего кота», «Водичка-водичка», «Пальчик-мальчик».

    Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в раннем возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура.[5]. Поэтому детей раннего возраста я начинаю знакомить прежде всего с потешками: «Солнышко-ведрышко», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Киска, брысь…», «Чики-чики-чикалочки», «Улитка, улитка!» и др. Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Уже само чтение создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят читать еще. Это чрезвычайно важный момент зарождения у ребенка интереса и любви к художественному слову.

    Потешками сопровождаю все режимные моменты: умывание, одевание, прием пищи : «Ай, лады, лады, лады…», «Водичка, водичка…», «Чешу, чешу, волосоньки», «Ложка, ложка,  помоги немножко», «Вот они сапожки..» и др. 

    Во время засыпания пою детям колыбельные «Баю, бай, баю, баю, ты собачка не лай»,  «Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки», сопровождаю телесным контактом, поглаживанием. Колыбельные песни вызывают у малышей состояние психологического комфорта.

    Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

    Укладываем кукол спать вместе с малышами, напевая тексты знакомых колыбельных песен.

    Важную  роль в речевом развитии играет такая  форма  фольклора, как  сказка. Работу со сказкой я провожу в несколько  этапов: первоначальное  знакомство, обсуждение  содержания,  инсценирование  сказки, проговаривание по  ролям, «обмен» ролями, обсуждение  «подачи»  реплик  героев,  групповое представление сказки,  индивидуальное, когда  ребенок   проговаривает  все роли  сам,  при этом  следит  за  интонацией,  темпом и тембром речи. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности. [3].

    Читаю малышам РНС сказки «Колобок», «Репка», «Теремок» и др., показываю кукольный театр по сказкам. Предлагаю детям принять участие в игровых импровизациях.

    На прогулке играю с детьми в сюжетно-отобразительные игры: «Как волк зубами щелкает», «Как скачет зайка», народные подвижные игры: «Заинька, выйди в  круг..», «Зайка-беленький сидит…», «Гуси-лебеди»,  «У медведя во бору», «Курочка-хохлатка», «Наседка и цыплята», хороводные игры.

    В рамках проекта, знакомство с устным народным творчеством осуществлялось главным образом  через организованную образовательную деятельность. Были проведены занятия по развитию речи: «Кукла собирается на прогулку», «Угощаем кукол чаем»; по лепке из соленого теста: «Оладушки», «Крендельки», «Колобок-румяный бок»;

    конструктивной деятельности: «Теремок», «Поезд для матрешки», «Широкая и узкая дорожка»; по рисованию: «Репка», «Спрячь колобка от лисы», «Солнышко-ведрышко»; по сенсорному развитию: «Огород», «Фруктовый сад», «На лесной поляне»; по чтению художественной литературы: чтение потешки «Водичка, водичка», чтение потешки «Кисонька-мурысонька» с рассматриванием иллюстраций Ю. Васнецова, рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба»; по ознакомлению с природным миром: «Фрукты», «Осень», «Петушок с семьей» и др.

    В рамках проекта были подготовлены консультации для родителей: «Влияние фольклора на развитие речи детей 2-3 лет», «Знакомим малышей с фольклором», «Путешествие в сказку».

    Было проведено итоговое мероприятие проекта: развлечение для детей и родителей «Праздник для любимой мамочки».

    Конечными продуктами проектной деятельности стали: альбом пальчиковых рисунков детей «Планета сказок», создание настольного и пальчикового театра по РНС, организация выставки книжек-малышек для детей «Мои любимые потешки», создание лэпбука «Фольклор малышам», панно на тему «Дикие и домашние животные».

    В результате проекта у детей повысился интерес к произведениям устного народного творчества, обогатился активный словарь, сформировалось положительное отношение к режимным моментам, дети овладели навыками общения со взрослыми и сверстниками, а также повысилась педагогическая культура родителей в области развития речи и детской литературы, укрепились связи между детским садом и семьёй.

    Таким образом,  проведенная мною работа при активном участии родителей, способствовала развитию речи детей раннего дошкольного возраста.

    Библиографический список

    1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957, 237 с.
    2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981, 255 с.
    3. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм //   Дошк. воспитание.-1991.-№9, 22 с.
    4. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12, 62 с.
    5. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет.   –М.: Просвещение, 1960, 384 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

    Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

    Фольклор в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

    Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в...

    Статья О вопросе развития речи детей раннего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора

    В данной статье рассказывается о проблеме развития звуковой культуре речи...

    Конспект занятия - мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»

    Конспект занятия - мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»...

    «Фольклор как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста»

         К трём годам завершается формирование ребёнка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я – сам»; «Я &ndash...