«Фольклор как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Пажитнова Наталья Юрьевна

       К трём годам завершается формирование ребёнка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости«Я – сам»«Я – могу»«Я – хочу». Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании.

      Особое место в системе работы по развитию речи детей этого возраста занимает устное народное творчество, применение которого возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений фольклора.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_folklor_konsultatsiya.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

                        Фольклор

 – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.

        М. И.Калинин так говорил о народном творчестве: «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия, в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

       Первые три года жизни являются решающими в развитии речи. С самого первого дня дети впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают свой пассивный запас слов, которым позднее начинают активно пользоваться.

       К трём годам завершается формирование ребёнка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости«Я – сам»«Я – могу»«Я – хочу». Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании.

      Особое место в системе работы по развитию речи детей этого возраста занимает устное народное творчество, применение которого возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений фольклора.

      Детский фольклор даёт возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить его к народной поэзии.

Что же относится к детскому фольклору?

Колыбельные песни.

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.

Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – весёлые, шутливые стишки.

Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необыкновенностью веселят детей.

Сказки, загадки, пословицы и поговорки и т. д.

       Потешки вызывают у ребёнка положительные эмоции. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.

Чтобы успокоить ребёнка можно использовать такие потешки:

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка.

Принесёт орешки,

Для маминой потешки.

Или:

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не ной, дорогой,

Куплю другой.

Не плачь, не кричи,

Куплю тебе три.

      Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты.

Например, когда ребёнка укладывают спать:

Баю-баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули

Мою Дашу не буди.

***

Сни-ка, усни,

Дитя Ванюшенька!

Все ласточки спят!

И касаточки спят!

И куницы спят!

И синицы спят!

Нашему Вапнюшеньке

Спать велят.

***

Баю-баю-баиньки

В огороде заиньки

Зайки траву едят,

Малым деткам

Спать велят.

Ай, Бай-бай-бай.

При умывании:

Водичка, водичка.

Умой Насте личико.

Чтобы глазки блестели.

Чтобы щёчки краснели.

Чтоб смеялся роток.

Чтоб кусался зубок.

***

Ай, лады, лады, лады.

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся.

Маме улыбаемся.

***

Нужно мыться непременно.

Утром, вечером и днём.

Перед каждою едою.

После сна и перед сном.

При приёме пищи:

Умница, Анечка,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

***

Травка-муравка со сна поднялась.

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки - за капустку,

Мышки за корку,

Ребятки – за молоко.

***

Гу-ту-ту! Гу-ту-ту!

Вари кашу круту,

Подливай молочка,

Накорми казачка.

При расчёсывании волос:

Уж я косу заплету.

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

- Ты расти, расти, коса

Всему городу краса.

***

Расти коса до пояса

Не вырони ни волоса

Расти, коса, не путайся

Маму, дочка, слушайся.

При одевании:

Вот они сапожки:

Этот – с левой ножки.

Этот – с правой ножки.

Если дождик пойдёт,

Наденем сапожки:

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

***

Вот как хорошо!

Валенки! Валенки!

Невелички, маленьки.

Опушка бобровая.

Маша чернобровая.

***

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдём скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Фольклор – это богатейший материал словесного творчества народа, который можно и нужно использовать для развития речи детей младшего и старшего дошкольного возраста.

МАУДО «Детский сад №7»

Консультация для родителей

«Фольклор как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель:

Пажитнова Н.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

МБДОУ № 17г.  Таганрог    КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема:  Фольклор  как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста  Воспитател...

Консультация для родителей "Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Вы родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах развития, непререкаем и абсолютен. Детский фольклор дает возможность родителям уже на ранних э...