Выступление на тему" Народный фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Выступление по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

Тема: «Народный фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Подготовила:

 воспитатель Некрасова Е.С.

Слайд

         Младший дошкольный возраст – это период  активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Изучив многолетний  опыт   работы  с детьми младшего  возраста позволяет  мне утверждать, что количество детей, поступающих в дошкольное учреждение с низким уровнем речевого развития,  не соответствующим   возрастным показателям ежегодно увеличивается. Сложившаяся ситуация вызвана рядом причин:

- пассивное отношение родителей  к проблемам речевого развития именно в младшем возрасте, многие из родителей не замечают  отставания своего ребенка в  речевом развитии,  связывая это с индивидуальными  особенностями  малыша.

- большая часть родителей  недостаточно  осведомлена  с возрастными показателями речевого развития детей третьего  года жизни.

   Сложившаяся ситуация побудила меня  к поиску оптимальных средств  речевого развития именно в младшем возрасте.

Слайд 1

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей младшего возраста я выбрала методическую тему: «Народный фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» .

Слайд3

Цель моей работы: Формирование правильной  речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества; использование произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей младшего дошкольного возраста. В связи с поставленной целью я выделила следующие задачи: 

- Выявить значение устного народного творчества в системе развития речи детей. - Знакомить детей с разными формами фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни).

- Развивать внимание, понимание речи, артикуляционный и слуховой аппарат, звукоподражание, активизировать словарь;

- Воспитывать интерес к художественной литературе, формировать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

Слайд4

    Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные песни; потешки; прибаутки; заклички; приговорки; детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); народные игры.

Слайд5

Детский фольклор используется: в период адаптации; в режимных моментах; на прогулке; в образовательной деятельности; в игре; в свободной деятельности.

Слайд6

    В период младшего дошкольного возраста фольклор приобретает особую значимость, помогает   найти контакт с детьми. Свою работу я строила на  принципах тщательного    отбора  художественных текстов  для детей и интеграции фольклорных произведений  в  различные   виды  детской деятельности. Для  создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству, я оборудовала  в группе  «Книжный уголок».   В  книжном  уголке разместила  самые разные книжки:   книжки – игрушки, книжки – раскладушки,  книжки – картинки, книжки – малышки.

 Здесь же расставила  фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок. Своеобразие оформления, яркость и необычность   сразу  же  привлекли внимание детей. Они с радостью и желанием шли к «книжному уголку», рассматривали книги, вспоминали  слова и фразы из произведений устного народного творчества.

Слайд7

Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как  общение с детьми. Занятия строю на активном  соучастие и сотворчестве педагога и ребёнка, добиваюсь, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.

В самом начале учебного года   большинство  из детей  слабо владеет навыками речевой деятельности. На первых порах даже  простые слова  подтверждение или отрицания   являются  достижениями  малыша  и   свидетельствуют об  интересе детей  к играм с песенками и потешками.  Для развития внимания  к звукам  речи стала учить детей совместно   договаривать и подговаривать слова, выделять голосом некоторые слова в тексте.   Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.

Слайд8

Специфика  младшего возраста  требует особой подготовки к  проведению непосредственной образовательной деятельности, поэтому  потешки,  песенки  я всегда  сопровождаю   рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, широко использую прием присутствия игрового персонажа,  дети  проигрывают  перед детьми разнообразные   действия: животные разговаривают, поют, пляшут, играют и т. д. 

чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного литературного героя.

Слайд 9

     В младшем возрасте очень важно   активизировать словарь, ускорить процесс обогащения словарного запаса детей. Опыт работы свидетельствует о том, что   произведения устного народного творчества    содействуют  увеличению  запаса слов ребенка, так как  привлекают  его  внимание    к предметам, животным, людям.   Отметив,  что наибольший интерес у ребят вызывают произведения, в которых имеются звукоподражания голосам  животных, описываются их повадки,   к ним очень легко подобрать движения,   стала  активно применять это  в работе. Речь дети сопровождают движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук,  и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.

Слайд 10, 11

Особенно увлекательны для детей  потешки, песенки, пальчиковые игры, в которые можно  без труда вставить  имя ребенка, не изменяя его содержания. («Кто у нас хороший?»,  «Наша деточка в дому» и другие). Заучивание стихотворных текстов   с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок легче и быстрее запоминает, у него  развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность.  Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение: Киска, киска, киска брысь'

На дорожку не садись.
Наша девочка пойдет,

Через киску упадет .

Слайд 12

          Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики  я отобрала   народные игры:  «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка»,   «Этот пальчик в лес ходил» и др. Эти произведения  способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

     Заучивание и обыгрывание    фольклорного текста помогает нашим  детям освоить вопросительную интонацию. Например: Кисонька – Мурысонка, где была? Эти упражнения с тексом    развивают интонацию, выразительность детской речи.   Произведения русского фольклора  систематически использую   и в продуктивных видах детской деятельности:  занятии лепка - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки», на рисовании «Дорожка»-обыгрываем потешкой «По дорожке Ваня шел» и т. д.             Таким образом, использование на занятиях малых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала. Однако   навыки  общения формируются у малышей более всего  в процессе  совместной с педагогом деятельности, выполнении режимных процессов, овладении навыками самообслуживания и т.д. и  вновь  оптимальным средством является произведения русского фольклора .

Слайд 13,14

   Педагоги, работающие с детьми младшего возраста, хорошо знают,  что проведение некоторых режимных моментов вызывает отрицательные эмоции у детей, избежать этого мне тоже   помогают   малые фольклорные произведения.  Я использую   картотеку  произведений русского фольклора к режимным моментам: умывание, прием пищи, одевание, дневной сон.  Многие  из этих  произведений хорошо знакомы педагогам дошкольных учреждений.  Например,   малыши не умеют и не любят одеваться сами, часто отвлекаются.  Для того чтобы они  овладели    необходимыми  навыками     одевания,    читаю   потешку «Вот они - сапожки». Процесс умывания детей сопровождаю   потешкой «Чистая водичка моет Саше личико». Фольклорные произведения сопровождают  наших  малышей в течение всего дня.  Детей, у которых плохой аппетит    настраиваю  на прием пищи не уговорами  и строгостью, а приговаривая : «Умница, Машенька, ешь кашку сладеньку, вкусную душистую» .

Впервые месяцы  посещения   детского сада дети  часто отказываются ложиться спать, сон у них недлительный и беспокойный,  этим детям  я  напеваю  русские колыбельные, они снимают напряжение малыша, улучшают эмоциональное состояние.   

Слайд 15

Устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает влияние на развитие ребёнка в целом. Результат моей работы показал, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности, у дошкольников заметно возросли положительные эмоции, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение помогло детям легче пройти адаптацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, даёт прекрасные образцы р...

Фольклор как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует  развитию  образного мышления, обогащает речь детей. даёт прекрасн...

Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

МБДОУ № 17г.  Таганрог    КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема:  Фольклор  как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста  Воспитател...

Выступление на педсовете "Фольклор как средство развития познавательных способностей детей"

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количест...

Выступление из личного опыта на ММО «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста....

Выступление на региональном вебинаре с презентацией опыта. Сообщение на тему: «Фольклор как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Современная педагогика призвана пробуждать в детях интерес к народной культуре, приобщать к истокам русской народной культуры; учить дорожить достоянием, оставленным нам предшествующими поколениями; н...