Выступление из личного опыта на ММО «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
статья (младшая группа)

Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект выступления из личного опыта на ММО.

Тема выступления: «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада встречи и хочу поделиться с Вами небольшим опытом своей работы. Тема моего выступления: «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».

Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга. Ранний возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Развитие органов чувств (особенно у детей 0-3 лет) идет очень интенсивно, по образному выражению происходит «строительство самого себя». И от того как он слышит, осязает, видит зависит в дальнейшем успешность его обучении, а также в целом физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребенка.

И прежде чем перейти к практической части хочется сказать несколько слов о ритме. Ведь ритм это не только что-то из мира музыки и танцев. Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму.

Находясь в утробе матери. Ребенок слышит биение ее сердца, дыхание. Жизненные ритмы это и ходьба, бег, жестикуляция. Мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

Но и то что нас окружает  - тоже ритмично. Смена дня и ночи,  времен года, приливы и отливы .

Развивая чувство ритма у малыша, мы даем ему возможность чувствовать себя более гармонично в этом мире.

У детей раннего и младшего возраста- это спокойный, плавающий ритм, связанный с дыханием (отсюда любовь к качелям, к колыбельным песням) , у детей постарше – потребность к ритму четкому, близкому к пульсу.

Как общее понятие, ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов. Музыкальный ритм – сочетание звуков разной длительности в определенном порядке. А танцевальный ритм добавляет к чередованию звуков еще и движения. 

Почему же мы говорим «чувство ритма» и как его развивать? 

Чувство — это способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия. Чувство ритма, так же как чувство вкуса или запаха, есть у каждого человека, но оно может быть в неразвитом состоянии, если на него совсем не обращать внимания

Развивать чувство ритма лучше всего начать в раннем возрасте. Уже с 5 лет, это будет гораздо сложнее. Поэтому какие-то формы работы по развитию чувства ритма я использую с малышами. Это и речевые и музыкальные игры, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.

Карл Орф, немецкий композитор и педагог, уделял ритмическому воспитанию особое внимание. Своей многолетней работой с детьми он показал, что развитие чувства ритма происходит через:

-музыку;

-движение;

-речь.

Исследователи Кира Владимировна Тарасова и  Борис Михайлович Теплов отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. В развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

Необходимо подобрать такие игры и занятия, чтобы развивать чувство ритма, используя все три направления.

Дети любят песенки, потешки, прибаутки, попевки (короткие песенки). Простые, незамысловатые по форме, они вызывают у малышей огромный эмоциональный отклик, хорошо развивает слух и ритм.

При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

Фольклор построен на синтезе слова, музыки и движения, на основе живого разговорного языка. Он прост, это не значит, что примитивен, это значит – доступен. На самом деле -это обучение в действии. 

Ритмодекламация – это игра, не требующая специальной подготовки. Такие игры возникают спонтанно. В игру можно вовлечь сразу всех детей. Они построены на простом материале, на повторах, поэтому легко запоминаются и произносятся.

Обращаясь к устному народному творчеству, мы так же  развиваем кругозор, речь, пополняем словарный запас.

Поэтому я часто пою, рассказываю потешки, при этом побуждаю детей к действию. (хлопаем в ладоши, прыгаем, топаем ногами, подпеваем).

Например ритмические игры:

1. «Строим дом» ( проговариваем слова, ударяя кулачками друг о друга или  прохлопывая каждый слог в ладоши).

Целый день – тук, тук, тук –

Раздается звонкий стук…

2. Игра: «Я пеку, пеку» (играем ладошками) Можно использовать тканевые мешочки, перекидывая из одной ладошки в другую.

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку…

3. «Золотило солнышко» Я произношу первые слова строчки, малыши – 3 последних слова, хлопая 3 раза в ладошки.

Золотило солнышко лес, лес, лес,

Муравей на дерево влез, влез, влез…

4. « Ладушки-ладошки» Пальчиковая игра .Игра помогает выработать чувство ритма, развивает мелкую моторику, координацию движений.

Звонкие хлопошки

Хлопают в ладошки.

Ладушки, ладушки

Ладушки – ладошки…

5. «Молоточек» Ритмическая игра-стучалка. Педагог поет попевку, проигрывает ритмический рисунок, дети – повторяют. Ударяя по столбикам молоточком, ребёнок снимает повышенную эмоциональную активность и напряжение

Молоточек в руки взяли и по гвоздику стучали.

Красный гвоздик забиваем, молоточком попадаем…

Можно научить малыша воспроизводить ритм на элементарных музыкальных инструментах. Мы используем  (деревянные ложки, деревянные палочки, кубики, бубны, барабан, бутылочки - маракасы т.д.) Некоторые муз. инструменты можно сделать своими руками.

Например:

6.«Кто как кричит» (Я спрашиваю, ребенок отвечает. Сначала хлопаем  в ладошки по 3 раза!

Затем игру можно немного усложнить: распределяем роли, надеваем шапочки с изображением животного. Можно также использовать музыкальные инструменты: кубики, деревянные ложки, бубен, барабан, палочки, бутылочки-маракасы.

  • Как мяучит кисонька? – Мяу, Мяу, Мяу!
  • А как лает Жученька? – Гав, Гав, Гав!

7. «Жили у бабуси» Прохлопываем ритм деревянными ложками.

Все просто.

Игры с малышом на развитие чувства ритма не потребуют от вас ничего особенного - ни музыкального образования, ни абсолютного слуха. Нужно лишь немного времени и желания, а без музыкальных сопровождения иногда можно и обойтись. А чтобы не забывать об играх на развитие у малыша чувства ритма, «привяжите» игры к режимному моменту – например: прогулкам на свежем воздухе.

Таким образом, игровые модели детского фольклора способствуют: выработке чувства ритма; развитию интеллекта ребёнка, координации движений, мелкой моторики рук, памяти, внимания, воображения; улучшению дикции; обогащению  внутреннего мира детей; оздоровлению детского организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рречь и движение, как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

как речь и движение помогают развитию чувства ритма у дошкольников...

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема:  «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма  у детей дошкольного возраста». Цель:·...

Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения - как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального,творческого развития детей, необходимо освещать проблему развития у детеймузыкального ритма и проблему развития чувства ритма как сво...

Выступление на региональном вебинаре с презентацией опыта. Сообщение на тему: «Фольклор как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Современная педагогика призвана пробуждать в детях интерес к народной культуре, приобщать к истокам русской народной культуры; учить дорожить достоянием, оставленным нам предшествующими поколениями; н...