Фольклор как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему

Воронько Елена Александровна

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует  развитию  образного мышления, обогащает речь детей. даёт прекрасные образцы русской речи, подражание  которым позволяет ребёнку успешнее овладеть родным языком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ФОЛЬКЛОР-народная мудрость, поэзия и культура народа. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором ребёнок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР-это очень весёлый жанр народного творчества. В шуточной форме можно похвалить или поругать ребёнка. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребёнка. Расширяют словарный запас и расширяют воображение.

ЗАДАЧА ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОЛЬКЛОРА-развивать речь, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания. Но самое главное-использовать материал ненавязчиво и увлекательно.

В повседневной работе с детьми третьего года жизни используются скороговорки, потешки с целью формирования грамматического строя языка.

 Малыши слушают песенки, просят повторить хорошо знакомые и любимые, что способствует созданию психологического комфорта. В течении детям исполняются две-три песни, которые детьми хорошо запоминаются. Многие народные произведения позволяют вставить любое имя. Не изменяя содержания. Это вызывает у ребёнка радость, желание повторить их. Например:

«Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Димочка хороший!

Ванечка пригожий!»

Помогают потешки и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрывать их. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребёнок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям. Всё это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем весёлую потешку. А затем использовать её во время сюжетно-ролевых игр. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.

Представим себе утро. Ваш малыш просыпается, и вы ему говорите:

«Вот проснулся петушок, встала курочка,

Просыпайся мой дружок, встань мой Юрочка».

Усаживая завтракать:

«Гуси, гуси, гуленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить.

Один скажет кашкою,

Другой-простоквашкою,

Третий скажет-молоком

И румяным пирожком».

Ребёнок старается-надо похвалить его:

«Ой, мой маленький, ненаглядненький,

Мой хорошенький, мой пригоженький».

Малыши часто капризничают, когда одеваются на улицу, можно приговаривать:

«Вот они сапожки:

Это-с левой ножки, это-с правой ножки.

Если дождик пойдёт,

Наденем сапожки:

Это-с левой ножки, это-с правой ножки.

Вот как хорошо!»

Незаметно прошёл день, пора укладываться спать, тогда говорим ласковые слова:

«Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай,

Петушок не кричи и Ванюшу не буди.

Мой Ванюша будет спать,

Да большой вырастать.

А поспит подольше-вырастит побольше».

Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Цель разгадывания загадок-умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, чётко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность. Таким образом, анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ.

Познание окружающего мира, правил жизни, в большей степени, даётся в сказках. Цель сказки заключена в словах: «в сказке-ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок» - урок быть добрым, смелым, находчивым, трудолюбивым.

Через сказку дети получают понятие о зле, добре, лжи, хитрости, узнают о том, что если стараться и верить, то добро обязательно победит зло, и всё закончится хорошо.

Русский народный фольклор играет существенную роль в процессе развития речи детей младшего дошкольного возраста. Общение взрослого с ребёнком этого возраста отличается особенной эмоциональностью. Через художественные образы происходит знакомство ребёнка с окружающим миром, закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайны природы и величия человеческого духа.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, даёт прекрасные образцы р...

План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В   2014-2015учебном году   наша творческая группа"Наследие"  работает  над  темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...

Игра как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Большое значение в речевом развитии детей придается игре....

Проект мастер-класса для родителей Тема: «Книжки-малышки» как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста».

Данный мастер-класс направлен на установление взаимодействия родителей и педагогов в процессе развития речи детей посредством изготовления книжек- малышек....

План самообразования «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

План самообразования для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...

Драматизация как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Игра - драматизация рассматривается, как один из эффективных средств всестороннего развития ребёнка и его личности. Игры - драматизации оказывают большое влияние на развитие речи. Ребён...

Дидактическая игра, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра –игра познавательная, направленная  на расширение, углубление, систематизацию представлений детей  об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие позна...