Драматизация как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Игра - драматизация рассматривается, как один из эффективных средств всестороннего развития ребёнка и его личности. Игры - драматизации оказывают большое влияние на развитие речи. Ребёнок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей.

Ключевые слова: игра – драматизация, речь,  дошкольный возраст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Драматизация как средство развития речи у детей

младшего дошкольного возраста

 Неустроева Христина Михайловна,

воспитатель МБДОУ ЦРР « Кэнчээри»

с. Ытык – Кюель Таттинского улуса РС(Я)

Аннотация: Игра - драматизация рассматривается, как один из эффективных средств всестороннего развития ребёнка и его личности. Игры - драматизации оказывают большое влияние на развитие речи. Ребёнок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей.

Ключевые слова: игра – драматизация, речь,  дошкольный возраст.

Dramatization as the mean of the development of the pre-school age children's speech.

 Neustroeva Kh.M., the tutor(educator) of

MBPSEE CDC «Kantcheery»

Ytyk-Kyol  Tattinsky region RD(Y)

Annotation: The game-Drama acting is considered as one of  the effective ways of the child's development and his/her individual.  Games – acting  influence much the development of the speech. A child gets to know his native language, enriches his own vocabulary, the dialogue emotional speech develops.

Keywords are: game-Drama, dialogue speech, preschool age.

Опыт многолетней работы показывает, что одним из самых эффективных видов деятельности для всестороннего развития личности воспитанников является драматизация.  

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игры-драматизации дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.      

Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе и театрализованные игры-драматизации. Игра-драматизация является разновидностью художественной игры с присущими ей специфическими особенностями. Во-первых, игра-драматизация, как и художественная игра, является формой усвоения художественных ценностей, причем не только теоретико-познавательных, но и опыта общения, и значений. Во-вторых, в игре актуализируется индивидуальный опыт дошкольника в сфере коллективной деятельности. В-третьих, необходимо отметить процессуальность игры, которая рождается в данный момент и является следствием взаимодействия первых двух сторон - социального опыта как результативной стороны деятельности и индивидуального опыта как ее побудительного начала.

Игра-драматизация представляет собой процесс становления и развития личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций, художественных способностей.

Игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры.

Формы работы апробированные мною:

  1. Театральные занятия включают игру, наблюдения, практические задания. Посещение театра – практическое знакомство с миром театра, актерской работой, правилами поведения в театре.
  2. Экскурсия в музеи, в театр, в природу – наблюдения.
  3. Коллективные репетиции.
  4. Спектакли детского театра.
  5. Речевые семейные праздники - конкурсы – приобщение родителей к логопедической работе, организация совместной деятельности родителей и детей.
  6. Просмотры видеозаписей спектаклей с целью анализа проделанной работы.

Индивидуальные формы:

  1. Работа с детьми над ролью: с целью вживания в роль (выразительность речи, движения, создание образа героя).
  2. Подготовка задания к семейному конкурсу, которая происходит дома с родителями.

Наиболее целесообразно планировать материал по темам, которые повторяются в возрастных группах и в зависимости от возраста детей содержание сообщаемых им знаний конкретизируется. Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний, умений и навыков.

- Театральная игра.

- Культура и техника речи.

- Ритмопластика.

- Экскурсия в музей « Хадаайы».

- Посещение театров нашего села.

- Основы театральной культуры.

- Встреча с актерами театра с Ытык-Кюель,  с Черкеех, г Якутска.

- Работа над спектаклем.

- Семейные речевые праздники-конкурсы.

 Особенности игры-драматизации как вида деятельности.

Театральная игра.

Цели: развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.

При проведении этих игр необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнить их с своими собственными. Предполагаемые игры и упражнения допустимо использовать и в работе воспитателя. 

Культура и техника речи.

Цель: совершенствовать навыки артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, речевого аппарата, развивать силу голоса, темп, интонацию, мимику.

Включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии «Тылчаан дьиэтэ», «Кыракый кыылчааннар», «Чуолкай доргоон». Данное направление повышает интерес ребенка к коррекционным занятиям с логопедом, педагогом, родителями. 

Ритмопластика.

Цели: развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).

Музыка на таких занятиях имеет большое значение, так как помогает представить образы, стимулирует фантазию, помогает творчески использовать пластическую выразительность. Используется музыка из якутских и русских народных сказок, в исполнении народного оркестра, живая музыка ( баян, скрипка, фортепьяно, хомус, күпсүүр).

Основы театральной культуры.

Цель: познакомить детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства (особенностями и видами театрального искусства, устройством театра, культурой поведения в театре).

Знакомство с этим материалом должно носить практический характер, т.е. происходить во время игр, работы над пьесой, посещения театров, постановок школьников ЫКСОШ №2, старших групп, родителей, просмотра видеозаписей спектаклей.

Знания они должны получать в ходе театральных игр – диалога с педагогом в виде вопросов и ответов, но ни в коем случае это не должно быть длительным монологом всезнающего взрослого.

В условиях детского сада дети имеют возможность в течение года побывать на экскурсиях в ОКЦ им. П.А Ойунского, школах, познакомиться с устройством сцены, зрительного зала, гримерной, костюмерной. Разрешая различные проблемные ситуации, создаваемые педагогом на занятиях актерского мастерства, дети смогут закрепить представления об устройстве и организации театра. В игре дети познакомятся с правилами поведения в театре, на сцене, за кулисами, на репетициях.

Познакомить детей с актерскими умениями, необходимыми для создания образа героя, помогут встречи с актерами театров, просмотр спектаклей в различных театрах города. В течении года дети знакомятся с драматическим, музыкальным и кукольным театрами, просматривают и обсуждают спектакли.

На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом.

Работа над инсценировками, постановками, драматизациями.

Цели: подвести детей к пониманию значения коррекции речи и способов этого; реализовать индивидуальные возможности каждого ребенка; развивать психические процессы детей, активность, уверенность в себе; умение работать в коллективе.

В работе с детьми над драматизацией необходимо не перегружать их, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Работа по драматизации начинается со знакомства со сказкой. Сценарии разрабатываются педагогами детского сада. Первое прочтение пьесы должно быть эмоционально насыщенным, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Следующим этапом являются пробы детей на различные роли и распределение ролей. Заключительный этап – генеральная репетиция – премьера для детей и педагогов детского сада. Повторный показ – для родителей актеров, гостей. В процессе работы создаются театральная галерея, фотоальбом, видеозаписи.

Зрители могут записать свои впечатления, пожелания в театральной книге отзывов. В конце года, на заключительном спектакле, все дети, игравшие роли в течение года, награждаются дипломами юного актера.

Семейные речевые праздники-конкурсы.

Цели: повысить интерес родителей к логопедической работе детского сада; развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность речи; воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.

В течение года в детском саду проводятся три семейных праздника- конкурса (конкурс «Лучшая роль мальчика», «Лучшая роль девочки» «Юный актер», «Лучшая семейная постановка»), которые включают различные логопедические задания. В праздниках-конкурсах принимают участие все желающие семьи детей данной группы. Каждая семья награждается грамотой и подарками.

Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей.

Список литературы:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М.:ТЦ Сфера, 2006.
  2. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям. Театр и образование: Сборник научных трудов. – М.: Просвещение, 1992.
  3. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера 2010.
  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.:ТЦ Сфера, 2001.