Главные вкладки

    Развитие мелкой моторики рук с элементами литотерапии, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
    методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

    Никитина Елена Николаевна

    Зачем нужно развивать мелкую моторику?

    У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruk.litoterapiya.docx67.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Развитие мелкой моторики рук с элементами литотерапии, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

                                                                                                       

    (Слайд 2)

    МЕЛКАЯ МОТОРИКА – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

    Зачем нужно развивать мелкую моторику?

    У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

    Младший дошкольный возраст 3-4 года – это период формирования речи. В истории известны случаи, когда терялись совсем маленькие дети и вырастали в стае диких животных. Попадая в человеческое общество, они не выучивались говорить, потому что период формирования речи уже прошёл, время упущено. И это надо объяснять родителям. Это важно.

    Какое же время в режиме дня выбрать для развития мелкой моторики? (вопрос в зал) Называйте: утренний приём детей, занятия и игры с педагогами доп. Образования, совместная деятельность с воспитателем, самостоятельная деятельность детей, игровая деятельность, прогулки, одевание-раздевание, гигиенические процедуры, приём пищи, деятельность в уголках, трудовая деятельность… То есть в течении всего дня мы развиваем мелкую моторику рук.

    В названии выступления – элементы литотерапии. Давайте и это понятие разберём.

    ЛИТОТЕРАПИЯ  - использование натуральных   природных камней.В более широком представлении под литотерапией понимают любое использование природных минеральных веществ (камни, песок,  глина) с целью их воздействия на организм  человека.

    Сразу вспоминаем лечебные грязи, глину, стоун терапию (накладывае на тело теплых камней), воздействие натуральных камней, которые мы носим в качестве украшений.

    (Слайд 3)

    http://www.vse-pro-detey.ru/wp-content/uploads/2016/04/razvitie-melkoj-motoriki-ruk-2.jpg

    На следующей страничке схематично изображены облачка, в которых прописаны средства развития мелкой моторики. Помогите их перечислить. (перечисление из зала) И рассматривая эти средства, мы подробнее будем останавливаться на использовании  литотерапии.

     (Слайд 4)

    Я приглашаю Вас познакомится с камнями, которые используются в группе с детьми 3-4 лет. Попрошу закрыть глаза, слушайте музыку, а я Вам помогу настроиться.

    Известно, что возраст камней сопоставим с возрастом нашей планеты. Они хранят тайны происхождения всего живого на земле. Энергия камней разрушает энергетические блоки и способствует благоприятным изменениям в теле, сознании и эмоциях.

    Вспомните как, будучи ребенком, вы ложились на землю, и чувствовали себя частью природы. Люди всегда и везде ищут такое ощущение спокойствия, безопасности и благополучия. Мы выросли и забыли, где его найти. Энергия камней напомнит нам о нашей связи с природой, даст нам почувствовать себя защищенными и умиротворенными.

    Учёными доказано, что взаимодействие с камнями способствует выработке эндорфинов – гормонов радости и повышают тонус организма.

    Открывайте глаза. Скажите, пожалуйста, что Вы ощутили? (высказывания из зала)

    Посмотрите, что это у нас в коробке, камни, камни не простые, волшебные. Они раньше жили в море, а теперь хотят подарить все, что они видели, свои воспоминания и сказки о тёплом солнышке, прохладном ветерке, о волнах, которые вынесли их на берег. Им очень хочется, чтобы мы обращались с ними очень бережно и нежно.

    Кто хочет принять подарок от камешков, подсаживайтесь ко мне.

    Игра «Разноцветные камешки» (тактильное восприятие)  

    Посмотрите на эти красивые разноцветные камешки. Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски. Какие цвета вы здесь видите? Молодцы. Возьмите по камешку себе.

    Упражнения на развитие речи и познавательных процессов

    ––Теперь, когда камешки у вас в руках, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка. (Далее идет расширение словарного запаса, набор прилагательных). Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий), какая у него температура (теплый или холодный), посмотрите, какой у него размер (большой или маленький), блестящий или нет, прозрачный или нет (посмотрим на свет?). А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож звук? (работа по всем трем каналам восприятия: зрение – визуальное, слух – аудиальное, ощущение – кинестетическое).

    Игра Волшебное превращение (воображение). !!!!!! коробка 

    Еще раз посмотрите на свойкамешек. На что похож ваш камешек? Во что его можно превратить, как вамкажется? (В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко...) а теперь попробуйте изобразить то, на что похож ваш камешек, а остальные попробуют отгадать, что вы задумали. Можно озвучить ваши действия. Кто у нас самый фантазер?

    Игра Найди свой камешек

    –– Теперь перемешаем все камешки в одной коробочке, а вы попробуйте среди всех найти свой! (развитие внимания) Отлично!

    (Слайд 5)

    Знакомство произошло. Теперь о средствах развития мелкой моторики рук.

    1.Массаж ладошек и пальчиков рук

    Самое простое - лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. В центре ладони находится очень важная точка - центр развития речи. Кроме того следует массировать пальчики в направлении от кончиков к запястью, растирая их со всех сторон, а затем легко надавливать на подушечку каждого из них. Затем каждый пальчик несколько раз сгибают и разгибают. Тем самым вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга.

    Массажные упражнения с камешками

    –– А теперь аккуратно покатаем камешек между ладошками. Почувствуйте его форму, ощутите его прохладу или тепло. Покатайте его от кончиков пальцев до основания ладони. Теперь положите камешек на левую ладонь, а правой прокатите камешек по каждому пальчику. Совершите вращательные движения камешком по ладони. Хорошо помассируйте левую ладонь. Теперь смените руки. Сделаем массаж для правой ладони. Почувствуйте, как камешек дает нам силу и спокойствие, делает нас сильнее и здоровее.

    ––«Завинчивание и откручивание». Камешек прокручивается в пальцах по часовой и против часовой стрелки так, чтобы он не касался ладони. Упражнение требует определенного навыка и координации мышечных усилий, способствует формированию усидчивости и повышает сосредоточенность.

    ––«Растереть орех». Нужно держать камешек в центре левой ладони, положить сверху правую ладонь и как бы пытаться раздавить камень.

    ––«Обезьяна хватает апельсин» Нужно сжимать камешек, который располагается прямо в центре ладони.

    ––«Уголёк на ладони» непрерывно и невысоко перекатывайте камешек с одной ладони на другую, как будто он горячий уголек (при этом естественно массируются ладони, тренируется ловкость).

    2. Рисование на песке или манке !!! песочница

    Песок очень близок для детей. С раннего возраста они приходят с мамами в песочницу, здесь происходит первый опыт общения с детьми, произносятся первые слова.

    Насыпьте на поднос (желательно, чтобы поднос был однотонным) песок или манку. Начать рисовать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

    Игры для песочницы:

    «Песочный дождик» - просеиваем сквозь пальцы песок

    «Кулачок с песком» - сжимаем песок в кулачок

    «Горки» - строим горки из песка, у кого выше, украшаем камешками

    «Кладоискатели» - отыскать в песке спрятанные мелкие камешки, игрушки «Лабиринт» - на песке чертим ломаную линию – лабиринт, по которой нужно прокатить камешек

    «Отпечаток» - делаем отпечаток ладошкой, дорисовываем пальчиками

    «Следы» - придумываем зверька, с которым гуляем, делаем следы пальчиками

    «Жучки» - или сороконожки, ладошки превращаются в жучка, перебирая всеми пальчиками бегут по песку
    «Рисуем полосы, змейки, узоры разными пальцами»
     - попеременно каджым пальцем руки нарисовать дорожку

    «Волшебница Лейка» - поливаем песок, делаем постройки из мокрого песка

    3. Баночки с крупами

    Насыпаем в баночки разные крупы (фасоль, чечевицу, гречку), дети по очереди опускать руку в каждую из банок. Они  прощупывают разные крупинки и берут их пальчиками.

    Игры: сортировка, «Найди предмет», сенсорные мешочки

    (Слайд 6)

    4. Игры с бусинами (макароны, пуговицы):

    - Нанизывание

    - Сортировка

    5. Шнуровка, застегивание, расстегивание

    - Это рубашки на пуговицах, вещи с молниями, ботинки на шнуровке. Это привитие навыков  самостоятельности. Это наши режимные моменты.

    - Использование тренажёров (небольшие модели на пуговицах, застёжках, шнуровках)

    - Игры на деревянной или картонной основе, которые нужно зашнуровать, пришнуровать

    Отдельные игры или специализированное сенсорное оборудование

    6.Логические шары, домики

    7.Игры –вкладыши, мозаики,

    8. Пазлы, матрёшки, пирамидки

    9.Игры с юлой, волчком

    10.Рисование и раскрашивание: пальчиками, карандашом, кистью с красками, рисование нетрадиционными  способами, штриховка, использование трафарета, «обведи по точкам»

    11.Лепка из глины, пластилина, теста, массы для лепки

    12.Аппликация

    (Слайд 7)

    13.Пальчиковые игры, проведение игры «Утречко» (или из зала)


    14.Пальчиковый театр –
    развиваем умение руководить куклой, взаимодействовать с другими куклами, выстраивать диалоги


    15. Конструирование
     – огромный простор для фантазии, конструируем из кубиков, конструктора, где скрепляются детали, из мягких модулей, из палочек


    16.
    Игры с прищепками

    - Использование для сюжетной игры или сказки - посадим цветочки для мышки – на ведерко

    - Завершение образа – на картонной основе солнышко лучиков, зайчик без ушек, ёжик без  иголок.


    17.
    Игра «Волшебный мешочек» - на ощупь определить, что лежит в мешочке. Оборудование на тактильное определение поверхности деталей

    (Слайд 8)

    18.Игры с камешками (практикум):
        -  Погружение в воду
    (свойства камня, рассматривание рисунков  на камне под водой
        -  
    Складывание пирамиды из камешков  
        -  Выкладывание камешками
    контура рисунка
        -  Д
    орисовывание рисунка камешками
        -  Составление узора
    (картин) из камешков  

    Лежит рамка от картины, камешки и др. бросовый материал. Как вы думаете, что можно сделать из этого материала? Да, конечно, используя этот материал, мы можем создать различные картины из камней. Для этого нам нужно разделиться на пары, выбрать место, где вам будет удобно и договориться о том, что вы будете создавать и дать название вашей картине.

    Обсуждение: название, немного о характере героев, истории предметов картины.


        -  
    Игра «Обыкновенное чудо»

    Давайте сядем удобно, чтобы мы видели друг друга и поиграем с этим камнем. А этот камень непростой – волшебный. С помощью него можно сотворить чудо.

    У меня в руке камень. Конечно, это не простой камень, камень из моей домашней коллекции. Потом расскажу его историю. Он тяжёлый (имитация взвешивания), холодный, неприятный на ощупь (соответствующая мимика), шершавый, у него острые края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его Вам (называется имя).

    Возьми камень тепло моих рук, жар моего сердца. Передай, камень, мои чувства другу. (Камень передаётся соседу слева).

    Что Вы ощущаете? Какой камень на вес? Правда, тяжёлый? А какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый? Да, он шероховатый. А теперь скажите, пожалуйста, Вы держите в руке холодный камень? (для сравнения во вторую руку камень, который не был в руках). Конечно тёплый? Почему? О чём я просила камень? Сейчас мы с Вами совершим чудо – согреем камень Вашим теплом. Скажем вместе: Возьми камень тепло моих рук, жар моего сердца. Передай, камень, мои чувства другу (камень передаётся соседу слева),  и так каждому. (Камень возвращается).

    Я держу в своих руках камень. Он тяжёлый, шероховатый, у него острые грани, но его очень приятно держать в своих руках, потому что он тёплый, ведь он передаёт тепло ваших рук. Вот оно чудо. Пусть с Вами случаются как можно чаще обыкновенные чудеса. Присаживайтесь, пожалуйста.

    О камне. Хочу сказать, что этот камень непростой, его Родина – Гималаи. Это частица великой неприступной горы Эверест. И теперь он обласкан не только солнцем Тибета, но и теплом Ваших рук.

    (Слайд 9)

    А мы с ребятами с Вами прощаемся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"

    Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....

    «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

    познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой мотор...

    Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

    Почему мы развиваем мелкую моторику рук у детей.У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на м...

    «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

    Вопрос развития  речи и мелкой моторики рук  детей очень актуален. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молни...

    Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.

    Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей ...

    Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста

    Консультация для родителей по развитию у детей мелкой моторики....

    Развитие мелкой моторики рук с элементами литотерапии, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

    Зачем нужно развивать мелкую моторику?У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что...