Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
проект по развитию речи (старшая группа)

Копылова Татьяна Владимировна

 Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.

У детей развита в основном в большей степени зрительная память, поэтому необходимо подобрать такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.

Современным детям трудно последовательно, связно, грамматически правильно излагать свои мысли. Они не любят учить стихотворения, пересказывать тексты, составлять описательные рассказы. Заучивание вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.

На фоне вышесказанного можно выявить следующие проблемы в речи детей: короткие, состоящие из логически не связанных между собой фрагментов, отличающихся непоследовательностью, содержащие низкий уровень информативности высказывания, бедность, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, плохая дикция.

По результатам проведенного мониторинга детей старшего возраста выявлено 48% воспитанников с нарушениями речи, поэтому актуальность данного проекта очевидна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по развитию речи в старшей группе

« Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность

 Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.

У детей развита в основном в большей степени зрительная память, поэтому необходимо подобрать такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.

Современным детям трудно последовательно, связно, грамматически правильно излагать свои мысли. Они не любят учить стихотворения, пересказывать тексты, составлять описательные рассказы. Заучивание вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.

На фоне вышесказанного можно выявить следующие проблемы в речи детей: короткие, состоящие из логически не связанных между собой фрагментов, отличающихся непоследовательностью, содержащие низкий уровень информативности высказывания, бедность, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, плохая дикция.

По результатам проведенного мониторинга детей старшего возраста выявлено 48% воспитанников с нарушениями речи, поэтому актуальность данного проекта очевидна.

Задача педагога- помочь детям, сделать этот вид работы увлекательны и интересным, используя нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи и развитию памяти.

Для решения поставленной задачи в своей работе я использую элементы мнемотехники.

Говоря двумя словами, мнемоника – искусство запоминания. Мнемотехника – это приемы и методы запоминания.

Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в большей части непроизвольный характер , приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Цель проекта:

 Внедрить в работу элементы мнемотехники - как эффективного средства развития связной речи;

Образовательные задачи:

- формировать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот - образы в абстрактные символы; формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании пословиц, поговорок, стихов; формировать  умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.

Развивающие задачи:

 развивать связную речь,  основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, умение работать по образцу, творческие способности детей, родителей, умение самостоятельно составлять схемы и воспроизводить их;  расширять и обогащать словарный запас детей,

Воспитательные задачи:

Воспитывать желание принимать участие  детей и родителей в помощи по созданию мнемотаблиц;  способствовать формированию навыков сотрудничества с родителями; взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Участники проекта:

 дети старшей группы , родители, педагоги.

Тип проекта:

 групповой.

Сроки реализации:

долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020 года)

Вид проекта:

 творческий, исследовательский, практико-ориентированный.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный – составление плана самообразования по данной теме,  сбор информации , изучение методической литературы, подбор стихотворений и рассказов для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей, составление перспективного плана работы по данной теме на учебный год;

2 этап – исследовательский – составление картотеки мнемотаблиц к стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы, заучивание стихотворений при использовании мнемотаблиц, составление рассказов с опорой на схемы, мастер-класс для родителей и педагогов ДОУ, консультации по теме проекта; выступление на педагогическом совете в ДОУ.

3 этап – заключительный – итоговый (презентация проекта).

Перспективный план работы по проекту на 2019-2020 уч.год

сроки

                               Содержание работы

с детьми

С родителями

С педагогами

октябрь

Анализ уровня развития связной речи у воспитанников на начало учебного года., создание мнемотаблиц .

Консультация на тему:

«Использование мнемотехники для развития связной речи детей»

Консультация «Использование мнемотехники

в развитии речи детей»

ноябрь

Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений «Ходит осень в нашем парке», «Много игрушек в нашем саду», составление описательного рассказа на тему «Осень», заучивание пословиц, поговорок.

  Изготовление мнемотаблиц на заданную тему; мастеркласс «Учим стихи вместе с детьми с помощью мнемотаблиц»

декабрь

декабрь

Использование мнемотаблиц для пересказа художественной литературы, разучивание стихотворения «Дед мороз», заучивание загадок, пословиц, составление описательного рассказа на тему «Зима»

Изготовление наглядного пособия для занятий в группе; консультации на тему: «Учимся пересказывать художественную литературу вместе с детьми с помощью мнемотаблиц»  

Индивидуальные беседы по вопросам использования в работе приемов мнемотехники.

январь

 Использование мнемотаблиц для рассказывания сказок, разучивание стихотворения «Детство», заучивание загадок, пословиц.

Изготовление мнемотаблиц;

Индивидуальные консультации по теме: «Рассказываем сказки вместе с детьми с помощью мнемотаблиц»

Консультация «Учим стихи -развиваем память»

февраль

Использование мнемотаблиц для отгадывания и загадывания загадок, заучивание стихотворения «Веселый снеговик» И.Гуриной.

Круглый стол на тему: «Отгадываем и загадываем загадки вместе с детьми с помощью мнемотаблиц»

Обзор методической литературы по использованию мнемотехники

март

Использование мнемотаблиц для описания предметов рукотворного мира, составление описательного рассказа на тему «Весна», , разучивание стихотворения «Зима недаром злится», заучивание загадок, пословиц.

Создание картотеки созданного материала.

Посещение педагогами НОД с использованием приемов мнемотехники.

апрель

Использование мнемотаблиц для описания предметов нерукотворного мира, заучивание стихотворения «Космонавт», обмен полученным опытом с детьми младшего возраста.

Индивидуальные беседы по выбранной теме

май

Конкурс на составление лучшего рассказа с использованием выбранных мнемотаблиц. Анализ и мониторинг уровня развития связной речи у воспитанников на конец учебного года.

Оформление выставки совместных работ

Отчет о проделанной работе за учебный год.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.  Таким образомиспользуя приёмы мнемотехники, мы учим детей:

1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3. Применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

-строение рассказа,

-последовательность рассказа,

-лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения тестов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а затем слова.

Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своей работы, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.

В ходе работы планируется тесное взаимодействие с родителями. На первом тематическом собрании я предложила родителям на себе испытать эффективность данной техники, мы пробовали совместно составлять мнемотаблицы, познакомила с другими видами техники, дала рекомендации по компьютерным тренажерам памяти.

Ожидаемые результаты:

-увеличение знаний детей об окружающем мире; систематизация знаний по теме «Времена года»;

-появление желания пересказывать тексты, самостоятельно придумывать интересные истории;

-формировать умение составлять описательные рассказы по схемам, заучивать и пересказывать при помощи мнемотаблиц;

-появление интереса к заучиванию стихов и составлению рассказов,

-обогащение словарного запаса;

-преодоление детьми робости, застенчивости; дети учатся свободно держаться перед аудиторией;

-получение педагогами и родителями представления о методики заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

-использование в образовательном процессе педагогами и родителями методики работы с мнемотаблицами при заучивании текста.

Овладение методами и приемами работы с мнемотаблицами помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Риски и пути их преодоления:

Риски.

Пути преодоления.

Недопонимание родителями значимости мнемотехники

Родительские собрание, беседы, консультации

Нежелание родителей помогать в создании дидактического материала

создание родительских мастерских

Незнание методов и приемов изготовления

Мастер-класс, круглый стол

Список литературы:

  1. Омельченко Л.В. Использование  приемов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008.№4.-с.102-115.

2. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста».

3. Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников». Москва, 2001.

5. Большева Т.В. «Учимся по сказке». С.-Петербург: «Детство-пресс», 2001.

6. Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Домашняя школа мышления». М. Знание, 1994.

7. Ткаченко Т.А.Использование схем в составлении описательных рассказов/Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990.№10-с.16-21.

8.Козаренко В.А. учебник мнемотехники. Сайт Mnemonikon (http//www/mnemotexnika.narod.ru) м.2007

9. Павлова Л.Н. «Раннее детство: развитие речи и мышления». Москва, 2004.

10. Зяблицева М. А. - Мнемотехника. Секреты суперпамяти (2009) PDF
11. Зяблицева М. А. - Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков (2007) PDF


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"

Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....

План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"

Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...

Мнемотехника, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Материал  для обучения детей рассказыванию и заучивание стихов с помощью мнемотехнике....

План самообразования воспитателя по теме "Мнемотехника, как средство развития речи детей старшего дошкольного

Тема : «Мнемотехника как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста».Актуальность:  В настоящее время в связи с внедрением федеральног...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Аннотация: В статье затронута проблема речевого развития детей с ОВЗ. Автор описывает методики, по его мнению, имеющие высокую результативность в коррекционной работе....