План самообразования воспитателя по теме "Мнемотехника, как средство развития речи детей старшего дошкольного
рабочая программа (старшая группа)
Тема : «Мнемотехника как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста».
Актуальность: В настоящее время в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
- маленький словарный запас
- неумение согласовывать слова в предложении
- нарушение звукопроизношения
- низкий уровень развития связной речи
- несформированность психических процессов
- несовершенство различных видов мышления.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и методами обучения вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.
Одним из факторов, облегчающих развитие речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Эти два фактора гармонично соединяет в себе мнемотехника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Принято Утверждено
На заседании педагогического совета от «____»____ 2023г
Протокол №____ Старший воспитатель
От «____»__________2023г д/с « Радуга» МБОУ
Усть –Коксинская СОШ
Имени Героя Советского
Союза В.И . Харитошкина
__________Н.В.Шарыпова
Индивидуальный план по самооброзованию по теме:
«Мнемотехника как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста» на 2022- 2023 учебный год.
Филиал детский сад « Радуга». Муниципального бюджетного оброзовательного учреждения
«Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа»
Имени Героя Советского Союза В.И.Харитошкина.
Составила воспитатель:
Капшунова Е.Е.
с.Усть-Кокса
2023г
План самообразования воспитателя по теме "Мнемотехника, как средство развития речи детей среднего дошкольного
Тема : «Мнемотехника как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста».
Актуальность: В настоящее время в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
- маленький словарный запас
- неумение согласовывать слова в предложении
- нарушение звукопроизношения
- низкий уровень развития связной речи
- несформированность психических процессов
- несовершенство различных видов мышления.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и методами обучения вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.
Одним из факторов, облегчающих развитие речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Эти два фактора гармонично соединяет в себе мнемотехника.
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.
Учитывая важность проблемы по развитию речи, я решила взять эту тему для собственного саморазвития и провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами детского сада.
Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности родителей в вопросе развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Задачи:
• Развитие связной монологической и диалогической речи.
• Обогащение словарного запаса детей.
• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.
• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
Изучить литературу авторов:
1. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
2. Т. А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».
3. Т. В. Большова «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников».
4. О. А. Новицкая «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».
5. В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники, Система запоминания «Джордано».
6. Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.
План работы по теме самообразования на учебный год.
№ | |
Сроки проведения |
1. | 1. Подбор и изучение методического материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Мнемотехника как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста» 2. Постановка целей и задач по данной теме.
|
В течение года.
1-2 неделя сентября |
2. | 1. Знакомство детей с мнемоквадратами, а также со значками моделями. 2. Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей». |
В течение октября
Октябрь |
3. | 1. Знакомство с мнемодорожкой, как последовательностью изображений, которые расположены в ряд. 2. Проведение бесед по темам "Осень" и "Перелетные птицы". Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели (мнемодорожке). |
В течение ноября
Ноябрь |
4. | 1. Разучивание стихотворений к Новогоднему утреннику с использованием мнемоквадратов и мнемодорожек. 2. Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами». |
В течение декабря
Декабрь |
5. | 1. Знакомство детей с мнемотаблицами, как более сложными конструкциями с большим объёмом информации. 2. Подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми. Изготовление альбома «Мнемотаблицы для работы по сказкам» |
2 неделя января
Январь |
6. | 1. Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей». Выступление на педсовете ДОУ. 2. Работа над темой «Защитники отечества». Составление описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи мнемотаблицы. |
Февраль
4 неделя февраля |
7. | 1. Изготовление дидактических настольных игр по мнемотехнике «Найди лишнюю картинку», «Мемо» и др. 2. Папка-передвижка для родителей «Использование мнемотехники дома». |
Март
Март |
8. | 1. Проведение с детьми цикла занятий с использованием средств мнемотехники. 2. Досуг «Вечер загадок» с использованием приёмов мнемотехники. |
В течение года
3 неделя апреля |
9. | 1. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. |
Май |
Приложения:
Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад»
с использованием логических опорных схем
Цель:
Учить запоминать стихотворные тексты при помощи логических опорных схем.
Совершенствовать умения художественно – речевой деятельности средствами
выразительного чтения стихов.
Предварительная работа:
Наблюдение осенних явлений. Рассматривание иллюстраций об осени.
Словарная работа: объяснение слов канопушки и опушки.
Оборудование: Логические схемы к стихотворению, краски, лист ватмана.
Ход занятия
Ребята, отгадайте загадку:
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться ...(Лето)
Как вы догадались? За что вы любите лето?
Летом много комаров. Кто помнит их песенку? (З-з-з-з-з) Ой, сколько комаров у нас
налетело, давайте их прогоним! А теперь давайте вспомним песенку жука (ж-ж-ж-ж)
Покажите, как жук летит! Спойте песенку жука громко…тихо… (скрестив пальцы рук и
двигая ими, изображая жука). Определите, чью песенку вы слышите в этих словах:
жираф, зонтик, жаба, заяц, желудь, зима.
Вот и кончилось лето, и наступила…. осень. Какие приметы осени вы знаете?
Как называется явление, когда опадают листья? (Листопад)
Сегодня я познакомлю вас с весёлым стихотворением Н. Минского «Листопад».
Листопад!
Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки,
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
— Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!
Понравилось вам стихотворение? Какое настроение оно вызывает? (веселое,
смешное, шутливое) Что особенно запомнилось в стихотворении?
Сегодня мы с вами это стихотворение выучим. Чтение стихотворения воспитателем ещё раз. Беседа по содержанию:
- Как называется стихотворение?
- Что говорит поэт об осеннем лесе? (лес осенний конопат) Вы знаете, что такое конопушки? Конопушки - маленькие, загорелые и очень весёлые точечки. Настоящие поцелуйчики солнышка! Они любят летать на солнечных лучиках, а потом прилипать к пухлым детским щёчкам и курносым носикам и кататься на них, пока детишки не
повзрослеют. Особенно конопушкам нравится жить на личиках непосед, хохотушек и озорников. Кто у нас самый веселый? (ищем у кого есть конопушки)
- Налетели конопушки …и что же, произошло с опушками? (порыжели все опушки)
Опушка-это край леса или большая светлая полна в лесу.
- Как вы думаете, что хотел поэт сказать этими словами? ( листья поменяли свою окраску, стали рыжими, желтыми, золотыми)
- Кто мимо пролетал?(ветер мимо пролетал)
- Что ветер лесу прошептал? (ты не жалуйся врачу, конопатых я лечу)
- Как мы будем слова ветра произносить? Почему?
- Как ветер будет лечить лес? (все рыжинки оборву, побрасаю их в траву)
Помогут нам запомнить стихотворение логические схемы. Воспитатель читает стихотворение и выставляет схемы. (Приложение 1).
Кто смелый, и расскажет нам это стихотворение? (Дети рассказывают стихотворение, используя логические опорные схемы)
«Заучивание стихотворения А. С. Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблиц»
Задачи:
1) сформировать умение заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц;
2) сформировать умение детей эмоционально воспринимать стихотворение;
3) тренировать образность речи;
4) тренировать мыслительные операции, развивать речь, память, внимание,
образное мышление.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: ноутбук , мнемотаблица;
- картина И. И. Шишкина, И. Е. Грабарь «Пейзажи зимнего леса»;
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Любите ли вы ходить в лес? Какие деревья
знаете? Какое ваше любимое? (ответы детей) Предложить для рассмотрения
картины знаменитых художников И. И. Шишкина, И. Е. Грабарь «Пейзажи зимнего
леса». Посмотрите внимательно, что вы видите на картинах? (ответы детей)
- Знаете ли вы, как называют березу? («Русская красавица»)
А вот какое красивое стихотворение о березе написал поэт Сергей
Александрович Есенин «Береза».
Зачитывание стихотворения:
"Береза"
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Поинтересоваться у детей понравилось ли им стихотворение русского поэта С.
А. Есенина?
- Кто сможет повторить стихотворение? Предоставить возможность попытаться
рассказать стихотворение.
Поинтересоваться у детей, почему не смогли рассказать стихотворение? (Не
знают слов). Спросить у ребят, что нужно сделать, чтобы
повторить стихотворение.
Выслушиваются все предложения детей. Воспитатель старается вовлечь всех
детей в обсуждение.
После того как дети придумывают варианты или спрашивали у того кто знает,
воспитатель говорит им, что для того чтобы было проще
запомнить стихотворение, люди придумали мнемотаблицы, на которых рисуют
все то, что поможет выучить стихотворение.
Воспитатель хвалит детей за то, что они смогли разобраться для чего
нужны мнемотаблицы, и уточняет что для того чтобы запомнить стихотворение,
надо внимательно смотреть на таблицы.
(познакомить детей с мнемотаблицами стихотворения)
Воспитатель читает по мнемотаблице и предлагает детям.
Чтение детей.
Подвижная игра «Мы потопаем ногами» с использованием мнемотаблицы.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.
Итог занятия.
Дети собираются около воспитателя.
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Что Вам больше всего понравилось? (ответы детей)
- Как Вы думаете, что помогло вам так быстро запомнить и
прочесть стихотворение С. А. Есенина «Береза»?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли понять для чего
нужны мнемотаблицы, смогли выучить и запомнить стихотворение,
пользуясь мнемотаблицами.
Тема: «Составление рассказа об осени»
Задачи:
1.Учить детей составлять предложения по представлению, а из них
короткий рассказ.
2.Закреплять умение составлять развернутые предложения
3. Упражнять в составлении загадок с опорой на мнемотаблицы
4.Развивать активный словарный запас
Методы и приемы: игровой; словесный –образец педагога-рассказ,
объяснение, загадки, вопросы; наглядный метод – рассматривание схемы на
тему «Осень; практический – упражнение, дидактическая игра «Узнай по описанию».
Демонстрационный материал: 6 карточек схема на тему «Осень», схемы для отгадывания загадок.
Раздаточный материал: схемы для отгадывания загадок.
Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.
Ход занятия
-Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо от веселого человечка
«Торопыжки» (картинка Торопыжки на доске). Давайте прочитаем его:
«Уважаемые ребята! Осень - прекрасное время года. И мне очень хочется,
чтобы вы сочинили про осень рассказ. А в помощь вам – карточки-схемы.
С нетерпением буду ждать вашего ответа».
Воспитатель: Интересно, какие карточки нам прислал Торопыжка?
(воспитатель достает первую карточку с изображением солнца).
Воспитатель: первая карточка – Что на ней изображено? (Солнце). Кто попробует придумать предложение о том, какое солнце осенью? (ответы детей).
Воспитатель: (Солнце светит ярко, но слабо согревает землю). вторая карточка – Что на ней изображено? (туча и дождь). А что вы расскажете об осеннем небе?(ответы детей)
Воспитатель: (небо низкое, хмурое, пасмурное,чаще идут дожди).третья карточка-Что на ней изображено? (листья).Что происходит осенью с деревьями? (ответы детей)
Воспитатель: ( листья на деревьях желтеют краснеютнадевают свой яркий наряд).четвертая карточка –ежик. Кто придумает предложение какие изменения происходят в жизни зверей (ответы детей)
Воспитатель:(осенью дикие звери готовятся к зиме: запасают на зиму орехи, грибы и ягоды, ежик ложится спать)пятая карточка – Что на ней изображено? (птицы). Какие изменения происходят в жизни птиц. Расскажите, что вы знаете об этом(ответы детей)
Воспитатель: (птицы улетают в теплые края, остаются только зимующие птицы – воробьи, вороны).шестаякарточка – Чем занимаются люди осенью? (ответы детей)
Воспитатель: (Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов).
Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хорошо вы вспомнили и рассказали
все, что знаете об осени.Посмотрите ребята, у нас получилась целая схема:А сейчас давайте объединим все ваши высказывания и послушаем рассказы об осени целиком.
Воспитатель: Ребята у каждого рассказа есть название, начало и конец
рассказа.Послушайте мой рассказ, рассказ называется:«Богатая осень».
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Небо
пасмурное, хмурое. Часто идет холодный дождик. С деревьев опадает
листва, меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый. .Жизнь
животных в лесу замирает, многие звери запаслись на зиму грибами,
орехами, шишками. Птицы собираются и улетают в теплые края. Люди в
садах в огородах собирают урожай и готовятся к зиме.
(Далее 2-3 ребенка составляют описательный рассказ об осени по
представлению, опираясь на схему).
Рассказы получились очень интересными, спасибо.
Физминутка:
«Фрукты»
Будем мы варить компот (маршировать на месте)
Фруктов нужно много. Вот (показать руками - "много")
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок (имитировать, как крошат, рубят, отжимают,
кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ (хлопать в ладоши)
Молодцы ребята. Ребята осень богата урожаем.
Поиграем в игру«Узнай по описанию».
(на столе стоит поднос, в нем лежит целое яблоко, схема к нему). Ребенок
загадывает загадку: (Это фрукт.Оно красного цвета, круглой формы, может
быть большим и маленьким, сладкий, растет на дереве, можно кушать в сыром виде, сварить компот-яблоко)
Молодцы отгадали (ребенок показывает детям содержимое на подносе).
(на столе стоит поднос, в нем лежит целое картофель, схема к нему).
Ребенок загадывает загадку: (Это овощ. Оно коричневого цвета, круглой формы, можно посолить, , растет в земле, используется в вареном,печеном, жареном, сыром виде-картофель)
Молодцы отгадали (ребенок показывает детям содержимое на подносе).
Подведение итогов.
-Ребята, кто прислал нам сегодня письмо на занятие? (Торопыжка)
-Какое полезное дело мы сделали для него (составилирассказ про осень).
-Ребята вы сказали, что осень богата урожаем, вот она вас угощает своим
богатством.
На этом наше занятие закончилось.
«САЛАТ ИЗ СКАЗОК».
Задачи:
-научить детей совместно придумывать сказочный сюжет, используя
морфологическую таблицу, в совместной деятельности использовать не только свою, но и чужую точку зрения, ориентироваться в творчестве на своего собеседника.
-развивать умение совместно придуманный сюжет изобразить в едином рисунке, развитие творческой продуктивной речевой деятельности детей.
-воспитывать интерес к совместной творческой деятельности, чувство коллективизма.
Обогащение словаря (творчество, творческий человек, творческая профессия, иллюстрация)
Материал: Муляжи овощей и фруктов, изображение схемы приготовления салата, иллюстрации готовых салатов, модель-схема для обучения составлению сказок.
Ход:
1.-Ребята, я приглашаю вас сегодня в творческую мастерскую! Но для начала
давайте вспомним, что такое творчество? (ответы детей)
-Совершенно верно. Вы всё правильно ответили. Людей, которые умеют
придумывать, изобретать, сочинять, рисовать, лепить и многое другое называют
творческими людьми.
Как правило, это люди творческих профессий. Это художники, они пишут
великолепные картины, это писатели, они придумывают и записывают интересные
сказки, рассказы. Это поэты, которые сочиняют стихи и композиторы, создающие
музыку. А ещё повара, тоже творческие люди!
-Как вы думаете, чтобы приготовить вкусный аппетитный салат нужно творчество?
(ответы детей)
-Конечно, нужно! В первую очередь повар должен выбрать нужные по вкусу или по
цвету овощи или фрукты для приготовления салата, (внести муляжи) затем аккуратно
и красиво их нарезать, (показ схемы). Затем повар украшает салат, а это значит
вырезать из овощей или фруктов диковинные цветы, листочки, фигурки и красиво их
разложить. И самое главное! Салат должен получиться не только красивым, но и
вкусным. Такой салат можно назвать кулинарным произведением искусства, (показ).
-У меня к вам есть интересное предложение! Внимание. Предлагаю вам ребята, превратится сейчас в сказочных поварят. И будем мы с вами готовить сегодня тоже салат, но не из овощей и фруктов а «Салат из сказок». Готовы! Давайте скажем волшебные слова! Вокруг себя три раза повернись и в сказочного поварёнка превратись! Вращайтесь, вращайтесь и превращайтесь! (муз «Где водятся волшебники»)
-Итак, начинаем готовить. Чтобы приготовить « салат из сказок» нож и разделочная доска нам не понадобятся (показ нагл), а вот ваше творчество, фантазия, а ещё карандаши и бумага, очень даже пригодятся. А ещё нужно умение договариваться друг с другом.
Составляя «салат из сказок» мы будем брать героев из разных сказок, и придумывать совершенно новую сказку с этими героями.
А поможет нам в этом,вот такая сказочная таблица.(модель-схема)
Но прежде чем мы займёмся творческой работой, давайте вспомним, что есть у сказки?
Первое - это начало: Жили-были. Однажды. В одном лесу. Как-то раз. Давным-давно…
Обязательно используйте сказочные слова.
Во-вторых - это средина. Самый сказочный и интересный момент, когда идёт
развитие событий. И обязательно что-то должно произойти или необычное
,или волшебное, или загадочное.
В- третьих - конец сказки. Это то - чем сказка закончилась. Добро победило зло.
2. Теперь предлагаю приступить к работе.
Мы с вами разделимся на творческие группы. Каждая творческая группа выбирает себе сказочных героев из разных сказок. Одного доброго, одного злого, одного лесного, место действия вашей сказки и предмет, который в сказке станет волшебным.(помочь детям в поиске героев)
Творческая работа детей. Рассказывание сказок.
-Молодцы у вас получились очень интересные сказки, а главное то, что до
сегодняшнего дня их никто и никогда не слышал, потому что их сочинили вы. Вы ребята теперь являетесь авторами этих сказок, но любая сказка интересна ещё и тем, что у неё яркие иллюстрации. Давайте нарисуем иллюстрации к вашим сказкам.
Можно рисовать те моменты, которые вам больше всего были интересны,
понравились, удивили.(рисование можно перенести на вечер)
-Ребята, вы молодцы и со своей творческой работой справились отлично. Как вы думаете, можно сказать теперь, что вы все творческие люди? Почему? (ответы детей)(сами сочинили, рисовали иллюстрации)
-Правильно. Молодцы. Я предлагаю отдохнуть от творческой работы и немного поиграть в игру «Угадай, кто к нам пришёл?» Цель: упражнять детей в умении с помощью различных средств выразительности и характера музыки показать образ героя сказки
Подведение итогов
«Рассказывание сказки «Теремок»
Задачи:
Обучающие:
- называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;
- активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;
- упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
- закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
- закреплять последовательность действий персонажей благодаря методу моделирования.
Развивающие:
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
- умение соотносить звуковые символы с образами.
Воспитательные:
- воспитывать доброе отношение к животным;
- приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Наглядный материал:
мнемотаблицы (к сказке «Теремок», «Волк», «Заяц»);
персонажи настольного театра по сказке «Теремок»
на каждого ребёнка (лист бумаги; карандаши; круги разного цвета (маленький серый
будет обозначать мышку, зелёный – лягушку, белый зайчика, оранжевый – лисичку,
большой серый – волка, большой коричневый – медведя)).
Предварительная работа:
- чтение сказки «Теремок»;
- рассматривание и обсуждение символов диких (волк, заяц) и домашних животных
(коза, корова) по мнемотаблицам;
- показ педагогом сказки «Теремок» (настольный, объёмный, картонный театр);
- пение песен про животных;
- чтение стихотворений про животных;
-дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог. Здравствуйте ребятки!
Дети. Здравствуйте
Педагог. Ребята кто пришёл к нам в гости? Дети. Зайчик и волк.
Педагог. Ребята, а как вы думаете заяц и волк это дикие или домашние животные?
Дети. Это дикие животные, потому что они живут в лесу
Педагог. Правильно, молодцы!
А давайте мы с вами расскажем про зайчика, какой он?
Рассказывание по мнемотаблице «Заяц»
Заяц
Заяц – это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама – зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.
Педагог. Молодцы, зайчик живёт в лесу, любит кушать морковку и капусту. А кто попробует рассказать про волка, какой он? Иди … расскажи про волка.
Рассказывание по мнемотаблице «Волк»
Волк
Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.
Снова раздаётся стук, и появляются герои настольного театра (мышка, лягушка, лисичка и медведь). Здороваются с детьми.
Педагог. Ой, сколько у нас с вами сегодня гостей пришло!? Много!..
Ребята, а давайте вспомним где живёт мышка?
Дети. В норке,
Педагог. А лягушка? Дети. На болоте.
Педагог. Зайчик живёт… Дети. Под кустом.
Педагог. А лиса где живёт? Дети. В норе.
Педагог. Как называется дом волка?? Дети. …
Педагог. Волк живёт в логове. Его дом называется логово. А как называется дом медведя? Дети. Берлога.
Педагог. Правильно медведь живёт в берлоге. Вот какие вы молодцы, всё правильно рассказали. А кто скажет как называется сказка, в которой все эти звери жили дружно в одном домике? Дети. «Теремок»
Педагог. Ребята, а какими словами обычно начинаются сказки?
Дети. Жили-были, однажды…
Педагог. А заканчиваются сказки какими словами?
Дети. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, стали они жить-поживать да добра наживать…
Педагог. А с каких слов начинается сказка «Теремок?»
Дети. Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…
Педагог. А давайте вспомним, какие в сказке у каждого зверька прозвища:
Мышка… (норушка),
Лягушка… (квакушка),
Зайчик… (побегайчик),
Лисичка… (сестричка),
Волк… (зубами щёлк),
Медведь…(косолапый).
Педагог. А теперь давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Зеркало», я буду вам показывать движения, а вы должны отгадать какого животного я изобразила и повторить движения за мной.
После игры дети садятся на свои места.
Педагог. Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок».
Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок»
Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить.Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, за ней зайчик-побегайчик.Затем прибежала лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь. Теремок не выдержал, взял и развалился. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Педагог. Ребята, а теперь давайте поиграем в эту сказку. Сделаем свои теремки. Вот на листке у вас есть домик. Нарисуем двери, чтобы звери могли зайти. Кто пришёл первым?
Дети. Мышка.
Педагог. Мышка какая? Хвостатая, потому что у неё длинный хвостик. Лягушка громко квакает, у неё большой рот, как будто она всё время улыбается. Значит, она какая?
Дети. Весёлая.
Педагог показывает, как обозначить на рисунках каждого из персонажей <Рисунок 4>.
Подведение итогов
Консультация для педагогов
«Использование мнемотехники в развитии речи детей»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго
и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он
усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и
конечно развитие речи.
Связная речь —это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ. Один из них — мнемотаблица (схема). Слово «мнемотехника» греческого происхождения и означает «искусство
запоминания».
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает
время обучения и одновременно решает следующие задачи:
1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи
2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы
3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении
4. Развитие творческих способностей, фантазий
5. Совершенствование лексикограмматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Родители на начальном этапе могут предложить готовую план – схему, а ребенок должен эту схему раскодировать. Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже изображать персонажей в графическом виде. Например: лиса - из оранжевых фигур (треугольник и круг), медведь - большой круг. Дети старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете. Чтобы заучить любое стихотворение и нарисовав графически почти каждое слово, нужно спросить у детей «на что это похоже, что напоминает…». В старшей группе используются мнемотаблицы при отгадывании загадок: «Почтовый ящик» Прочитав стихотворение детям,
положить перед детьми карточки - мнемотаблицы и дети, глядя на них
рассказывают стихотворение, им легче запомнить текст и передать его. В
таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений
природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы
посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы
нарисованное было понятно детям. Дети сами любят рисовать и придумывать таблицы. Для этого раздаются листы, разделенные на 6 или 9 ячеек. Важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Детям очень нравится работать с мнемотаблицами. Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки. Параллельно с этой работой необходимо использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
При систематической работе дети учатся самостоятельно думать, четко
говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова,
наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать
полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе,
устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками. Полезны
пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов.
Необходимо включать материалы на этические темы с оценкой событий и поведения самих детей. Нужно наблюдать за изменениями в природе,
находить хорошее и плохое в окружающем мире. Полезно помнить, что для
формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о
мире и уделять время для занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования Тема: «Лэпбук как современное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самост...

Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"
Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....

План по самообразованию "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического развития, а так же формирования выразительной речи дош...

Методическая разработка: Отчет по самообразованию по теме:" Лэпбук, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Цель: изучение возможностей использования лэпбука, как средство развития речи детей дошкольного возраста.Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:Изучить науч...

План по самообразованию «Устное народное творчество как средство развития речи детей» старшего дошкольного возраста 2023-2024 учебный год.
laquo;Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества» М. Горький...

План самообразования по теме "Мнемотехника, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста. Филиал детский сад « Радуга» Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Усть- Коксинская средняя общеобразовательная школа»Имени Героя
План самообразования воспитателя по теме "Мнемотехника, как средство развития речи детей среднего дошкольного Тема : «Мнемотехника как средство развития связной р...






