РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
консультация по логопедии
Аннотация: В статье затронута проблема речевого развития детей с ОВЗ. Автор описывает методики, по его мнению, имеющие высокую результативность в коррекционной работе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Аннотация: В статье затронута проблема речевого развития детей с ОВЗ. Автор описывает методики, по его мнению, имеющие высокую результативность в коррекционной работе.
Ключевые слова: речевое развитие, мелкая моторика, криотерапия, акватерапия, песочная терапия, пуговицы.
Речь является одним из ключевых инструментов общения и самовыражения человека. Ей отводится важная роль в личностном развитии ребёнка, его социальной адаптации. По этой причине своевременному формированию речевых компетенций уделяется пристальное внимание в условиях реализации программного содержания ДОО.
Детей с ОВЗ, как правило, довольно часто сопровождают проблемы с речью, которые могут проявляться в трудностях звукопроизношения, бедности словарного запаса, грамматических ошибках и проблемах со связной речью. Систематическая тренировка мелкой моторики на руках является одним из эффективных способов стимуляции речевой активности у детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Синхронная деятельность руки и речевых центров мозга способствует улучшению артикуляции, фонематического слуха, темпа и плавности речи. Интегрируя игры и упражнения на развитие тонкой моторики в режим дня, соблюдая системность и индивидуальный подход, мы можем добиться впечатляющих результатов. В основе этой практики лежит наша физиология. Исследованиями нейрофизиологов доказано, что моторные функции кистей и речевые зоны локализованы в взаимосвязанных участках коры мозга. Развитие тонких движений пальцев стимулирует сенсорно-моторную интеграцию, укрепляет нейронные связи, отвечающие за координацию артикуляционного аппарата. У детей с ОВЗ эти механизмы могут быть нарушены, потому требуется целенаправленная и дозированная работа.
Учитывая, что традиционные методы, среди которых занятия изобразительной деятельностью, пальчиковые игры, массаж, не приносят должного эффекта, я решила активно внедрять нестандартные приемы, которые позволяют повысить заинтересованность детей в занятиях и, как следствие, улучшить результаты коррекционной работы. Приведу в пример некоторые из них.
Акватерапия - развивает мелкую моторику через игры с водой. Такие занятия стимулируют тактильные ощущения, координацию движений и зрительно-моторную координацию. В основе методики - манипуляции с предметами в воде (пластиковый таз, мини – бассейн): сортировка игрушек, переливание, щипание, а также простые игры вроде «Хлопаем в ладоши».
Еще один эффективный прием – криотерапия, в основе которого лежит воздействие холодом. Через игровые упражнения со льдом стимулируется тактильная чувствительность, активизируются рецепторы, улучшается подвижность пальцев, что благотворно воздействует на речь. Стоит подчеркнуть, что этот метод делает занятия увлекательными и эмоционально насыщенными для детей, однако имеет противопоказания (эписиндром, частые ОРВИ).
Песочная терапия – ставший в последние годы достаточно распространенным в работе с детьми вид коррекционных занятий, благоприятно сказывающийся на развитии тонких движений рук. Игры с песком позволяют одновременно улучшить координацию, точность движений и тактильную чувствительность, одновременно снимая напряжение и стресс.
Интересной находкой в последнее время стала так называемая «пуговичная терапия», в основе которой – всевозможные манипуляции с пуговицами разной формы и размеров. Можно придумать детям множество игр: от нанизывания на шнурки до игр в сухом пальчиковом бассейне, эффект будет поразительным. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, что также благоприятно сказывается на речевом развитии.
Подводя итоги, хочется отметить, что использование перечисленных методик позволяет разнообразить занятия, сделать их более увлекательными и интересными для детей, в том числе создавая благоприятные условия для своевременного развития речи и других психических процессов.
Список источников:
1. Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – URL:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"
Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»
познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой мотор...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»
Почему мы развиваем мелкую моторику рук у детей.У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на м...

«Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»
Вопрос развития речи и мелкой моторики рук детей очень актуален. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молни...

Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей ...

Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста
Консультация для родителей по развитию у детей мелкой моторики....

