"Что мы Родиной зовем?" Конспект занятия по ознакомлению с символикой Российской Федерации и Республики Татарстан для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Зайниева Аклимя Асхатовна

 

Тема:   «Что мы Родиной зовем?»

 

Цели:

1.     Дать детям представление о том, что такое Родина, родной край.

2.     Закрепить знания о символике Российской Федерации и Республики Татарстан: гербах, флагах, гимнах РФ и РТ.

3.     Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой родной край.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_o_gossimvolike.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что мы Родиной зовем?

Конспект занятия

по ознакомлению с символикой российской Федерации и

Республики Татарстан

для детей старшего дошкольного возраста

д/с №3 «Светлячок»

Воспитатель

I квалификационной категории

Зайниева Аклима Асхатовна

Тема:   «Что мы Родиной зовем?»

Цели:

  1. Дать детям представление о том, что такое Родина, родной край.
  2. Закрепить знания о символике Российской Федерации и Республики Татарстан: гербах, флагах, гимнах РФ и РТ.
  3. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой родной край.

Словарная работа:   герб, карта, гимн, президент, столица, Ак Барс.

Предшествующая работа:   рассматривание картин, иллюстраций по теме, знакомство с географической картой, гербами  РФ и РТ, прослушивание гимнов РФ и РТ.

 

Материал к занятию:   Географическая карта, гербы  РФ и РТ, флаги РФ и РТ, портреты президентов РФ и РТ, магнитофон, иллюстрации с видами старой Казани, дидактическая игра «Собери флаг».

Ход занятия

I.Занятие начать с чтения стихотворений.

   1.Прочитать стихотворение «Что мы Родиной зовем?»

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

2.Ребенок на татарском языке читает стихотворение Р. Ракыпова «Мин яратам сине Татарстан» 

Мин яратам сине, Татарстан.

Ал таңнарың өчен яратам.

Күк күкерәп, яшен яшьнәп яуган

Яңгырларың өчен яратам.

Мин яратам сине, Татарстан,

Горур халкың өчен яратам.

Җан эретә торган әнкәм теле –

Татар телең өчен яратам.

Арыш кырың, урманнарың өчен,

Тугайларың өчен яратам.

Тукайларың, сәйдәшләрең өчен,

Җәлиләрең өчен яратам.

  1. - Дети, подумайте и ответьте на интересный вопрос:

 Что такое Родина, родной край? (ответы детей)

        После ответов детей рассказ воспитателя:

     Родина – это, прежде всего, самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

Это ваш дом, улица, город, где вы родились и живете. Это детский сад, куда вы ходите, это природа, которая вас окружает. Родина у нас такая большая, что мы не можем окинуть ее одним взором и объехать из одного конца в другой.  

- Дети, а где мы можем сразу увидеть границы Родины, ее города, реки и леса? (на карте)

II.  1.Рассмотреть карту России и Татарстана, показать их границы – красную ленту. По карте сравнить территории России и Татарстана. Сделать вывод, что наша республика находится в составе Российского государства – Российской Федерации.

Обратить внимание детей на географическую карту Татарстана.

- Дети, на что похожа территория нашей республики? (ответы детей)

Рассматривая карту РФ и Татарстана, провести игру «Кто больше знает?»(назвать реки и города России и Татарстана).

- Как дети и взрослые должны относиться к своему родному краю? (Каждый должен беречь его)

- Как люди должны беречь свой родной край? (ответы детей)

- Что является самым большим богатством нашей республики? (ответы детей)

Подытожить ответы детей:  Это люди, это мы с вами: дети и взрослые. В нашей республике живут разные народы.

- Какие народы живут у нас в республике? (ответы детей)

Все они живут в дружбе и согласии, вместе трудятся, отдыхают, строят новые дома. Мы все гордимся нашей республикой.

2.   Трое детей, одетых в татарский, русский, чувашский костюмы, рассказывают на своих родных языках стихотворения о Родине.

III.  1.  Звучит Гимн России. Дети слушают стоя.

- Дети, что за музыку вы слушали? (ответы детей)

Написали Гимн России композитор А.В. Александров и поэт Сергей Михалков.

У каждой республики, страны есть свой гимн. У нашей республики тоже есть гимн.

 

2.Давайте послушаем Гимн Татарстана. ( Звучит гимн)

- Дети, вспомните, кто написал музыку Гимна Татарстана (ответы детей)

Музыка Гимна написана татарским композитором Р. Яхиным (показать портрет Р.Яхина)

Физкультминутка «Чәчәкләр» («Цветы»)

IV. - В каждой стране, в каждой республике есть свой президент.

1. - Дети, вспомните, кто является президентом Российской Федерации (ответы детей)

Показать портрет В.В. Путина.

2. - Дети, вспомните, а кто президент нашей республики – Татарстана? (ответы детей)

Показать портрет М. Ш. Шаймиева.

3. - Дети, как вы  думаете, какая главная задача у президента, что он прежде всего должен делать? (Заботиться, чтобы в нашей республике всеми народы жили мирно и дружно, вместе трудились: выращивали хлеб, строили новые машины, самолеты, современные и красивые дома).

V.  Показать Флаги России и Татарстана.

1. - Дети, покажите, какой из этих Флагов – Флаг России, а какой – Флаг Татарстана.

2. Рассмотреть Флаг России.

- Какие цвета есть на Флаге России? (ответы детей)

- Что означают бело-красно- синие цвета Российского Флага? (ответы детей)

Обобщить ответы детей:

Белый цвет символизирует откровенность и благородство,

синий цвет - верность и честность,

красный цвет – мужество, смелость и любовь.

Ребенок читает стихотворение В. Степанова « Флаг России»

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

3. Рассмотреть Флаг Татарстана.

- Какие цвета есть на Флаге Татарстана? (ответы детей)

- Что означают эти цвета? (ответы детей)

Обобщить ответы детей:  

Зеленый цвет – это символ молодости. С приходом весны все вокруг возвращается к жизни, покрывается зеленью. Это символ живой и вечно обновляющейся природы.

Белый цвет – это символ чистоты, чести, мира.

Красный цвет – это цвет солнца, огня, молнии и мощи жизни.

 

Ребенок читает стихотворение на татарском языке о флаге «Безнең эләм»

 Р. Хафизова.

Безнең байрак –

Бик матур байрак.

Төсләре ямьле:

Яшел, кызыл, ак.

Безнең байрак –

Бик гүзәл эләм.

Җилферди җилдә

Илгә биреп ямь.

Безнең байрак –

Туган җиремнең

Асыл чәчәге:

Яшел, кызыл, ак.

4. Игра-мозаика «Собери флаги России и Татарстана».

Каждому ребенку раздать конверты. В конвертах полоски цветной бумаги, из них нужно собрать Российский и Татарстанский флаги.

VI.  Обратить внимание детей на Герб России.

1.  - Дети, что изображено на Гербе России? (ответы детей)

Обобщить ответы детей:  

Российский Герб состоит из двух основных изображений: всадника с копьем, поражающего змея,  и двухглавого орла.

Ребенок читает стихотворение В. Степанова « Герб России»

У России величавый

На гербе орел двухглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он России дух свободный.

2.   Рассмотреть Герб  Татарстана.

- Дети, что изображено на Гербе Татарстана? (ответы детей)

- Почему именно крылатый белый барс?

Обобщить ответы детей:  

Он защищает нашу республику, чтобы у нас не было войны;

Белый - значит чистый; это означает, что наш народ мудрый, живет в дружбе и согласии. Красное солнце несет нашему  народу тепло и добро. Щит с цветком – пожелание долголетия. Растительный орнамент по кромке – символ красоты и плодородия. Вверху тюльпан, любимый элемент орнаментов татарского народа. Весь Герб говорит о добре, благополучии и дружбе  нашей республики.

Физкультминутка   Игра «Түбәтәй»

 

VII.  У каждой республики, страны есть свои гимн, герб и флаг. Это называется символикой.

- Как вы думаете, почему у каждой республики, государства есть своя символика? (ответы детей)

 

Обобщить ответы детей:  

В каждом символе отражаются особенности и отличия именно данной страны или республики; чем богата страна или республика, чем занимаются живущие в ней люди (выращивают хлеб, добывают нефть и т. д.)

VIII.  У каждой страны, республики есть есть своя столица –главный город.

1.  - Дети, назовите главный город -  столицу России ( Город Москва)

Слушаем аудиозапись песни «Здравствуй, столица» (слова А. Софронова, музыка С. Каца)

Город Москва был основан в 12 веке князем Юрием Долгоруким.

2.   - Дети, назовите столицу нашей республики ( Город Казань)

- Как вы думаете, Казань – древний город или молодой? (ответы детей)

- Дети, возраст города, как и возраст человека, отсчитывается со дня его рождения, основания. Поэтому мы говорим о Казани, что это древний город. Нашей столице недавно отмечали тысячелетие.

  Ребенок читает стихотворение « Наша столица»

Хороша наша столица!

Краше в целом мире нет!

Кто еще с тобой сравнится

В ранний утренний рассвет?

Улыбаясь, солнце всходит,

Встрепенулись от росы

И от ветра задрожали

В поле ранние цветы.

Ребенок читает стихотворение на татарском языке  «Казан» Х. Туфана

И Нурлы Казан –

Туган ил төсе,

Синең ташларда

Бабайлар эзе,

И якты Казан,

Синең нурларың

Кыйбласы безнең

Озын юлларның...

Еракта да син

Йөрәккә якын;

Туган җир – көмеш.

Туган җир – алтын.

Туган җир – якын!

Туган тел якын!

- Существует много легенд, связанных с основанием Казани. Давайте послушаем одну из них (Слушание магнитофонной записи легенды об основании Казани, объясняющей происхождение названия столицы нашей республики).

Рассмотреть с детьми открытки с видами старой и новой Казани.

IX. Дети исполняют песню « Татарстан үз илебез» (Р. Миннуллин сузләре, Р.Ахиярова кое).

Татарстан - үз илебез

Безнең газиз җиребез.

Шушы газиз җиребезнең

Балалары инде без.

                                                              Кушымта: Әй малайлар, әй кызлар,

                                                                        Уйнагыз да көлегез!

                                                                           Бәйрәм итик, килегез,

                                                                            Гөрләп торсын илебез.

Татарстан  – үз илебез,

Безнең гузәл гөлебез.

Бакчадагы гөлләр төсле

Гүзәл булсын көнебез.

                                   Кушымта:

X. Занятие заканчивается музыкально- танцевальной композицией «Пусть всегда будет солнце» в исполнении детей (в руках у детей- цветы, шары, флажки и большие мячи, олицетворяющие земной шар).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации "Вербное воскресенье" (традиции народа) старший дошкольный возраст

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и аппликации для старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Данная методическая разработка - комплексное, итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", ...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данная методическя разработка - комплексное итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", за...

Конспект игрового речевого тренинга по теме «Животные севера: Республика Коми» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект речевого тренинга к презентацииКонспект речевого тренинга к презентации «Животные севера: Республика Коми»...

Картотека лексико-грамматических игр и упражнений по лексической теме «Мой город Чебоксары. Моя республика Чувашия» для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека лексико-грамматических игр и упражнений по лексической теме «Мой город Чебоксары. Моя республика Чувашия» для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия-экскурсии по ознакомлению с окружающим в мини-музее «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Керамическая посуда Древней Руси»

Данное содержание конспекта позволит воспитателям использовать его в работе по формированию у детей представлений о превой глиняной посуде....