Картотека лексико-грамматических игр и упражнений по лексической теме «Мой город Чебоксары. Моя республика Чувашия» для детей старшего дошкольного возраста.
картотека по развитию речи (старшая группа)

КИРИЛЛОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Картотека лексико-грамматических игр и упражнений по лексической теме «Мой город Чебоксары. Моя республика Чувашия» для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kirillova_n.n._kartoteka.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека лексико-грамматических игр и упражнений по лексической теме «Мой город Чебоксары. Моя республика Чувашия» для детей старшего дошкольного возраста.

Дети должны усвоить: название родного города Чебоксары , название главных улиц города: улица Ленина, Калинина, Гагарина, Николаева, проспектов: Московский, 9 Пятилетки, Мира, Московский,  площадь Республики, Красная, парки: Николаева, Лакреевский, 500 летия города Чебоксары; памятники, библиотеки, основные достопримечательности города Чебоксары; важные учреждения и предприятия города Чебоксары, почетных и известных людей города  Чебоксары и Республики Чувашия.

Лексика:

Словарь ребенка должен включать слова: город, улица, дом, площадь, перекресток, магазин, супермаркет, колледж, школа, детский сад, техникум, университет, поликлиника, аптека, Дворец Культуры, памятник, достопримечательности, Дворец творчества, Центр Маутинбайка, Школа искусств; строить, убирать, ремонировать, любить, украшать, охранять.

Грамматический строй:

  1. Игра «Какой дом?» (Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные).

Дом из кирпича – кирпичный, дом из камня-каменный, дом из глины -глиняный, дом из дерева -деревяный, дом соломы - …, дом из блоков - …, дом из стекла - …, дом из бревен - … и т.д..                                             

  1. Игра «Назови, сколько этажей в доме? (Цель:образование сложных слов).                                                                                                      

Дом, где один этаж – одноэтажный, дом, где много этажей - …,     дом, где два этажа -  …, (5, 7, 9, 3, 6, 8 этажей).                                

  1. Игра «Скажи дом с чем?». (Цель:усвоение категории творительного падежа с предлогами С и Со. Взрослый на картинке показывает части дома, а ребенок комментирует.

В доме есть крыша-дом с крышей.

А доме есть потолок-дом с потолком.

В доме есть стены- дом со стенами.

В доме есть двери. Дом с дверями.

В доме есть комнаты. Дом с комнатами.

В доме есть этажи. Дом с этажами.

В доме есть лестницы. Дом с лестницами.

В доме есть ступеньки. Дом со ступеньками.

В доме есть балконы. Дом с балконами.

В доме есть окна. Дом с окнами.

В доме есть лифт. Дом с лифтами.

В доме есть подъезд. Дом с подъездами.

В доме есть фундамент. Дом с фундаментом.                                        

  1. Игра «Назови какой формы части дома». (Цель:образование прилагательных).

Крыша какая? (Треугольная.)

Окно какое? (Квадратное.)

Стена какая? (Прямоугольная.)

Потолок какой? (Квадратный.)

Плитки какие? (Ромбовидные) и т.д.

  1. Игра «Что и где можно купить в городе?» (Цель:образование предложн. падеж существительных с предлогом «В»).

–Где можно купить продукты?  -В магазине ( на базаре, на рынке)

-Где можно:

-купить лекарства? –В аптеке.

-посмотреть спектакль? -В театре.

-купить билет на поезд, на автобус; -В железнодорожном вокзале, автовокзале, в кассе вокзала.

-посмотреть картины? -В музее,

-учиться? -В школе, в колледже, в техникуме, в университете.

-лечиться? -В больнице.

-подстричься? – В парикмахерской.

-гулять?  -В парке, в лесу.

-работать? –В школе, в саду, в больнице и т.д.

  1. Игра «Большой- маленький» (Цель: учить детей образовывать существ.с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Город-городок, улица-улочка, стоянка-стояночка, река-речка, фонтан-фонтанчик, мост-мостик, дорога-дорожка, остановка-остановочка.

  1. Игра «В стране Гномика и Гиганта» (учить детей образовывать существ.с увеличительными суффиксами).

Город-городище, мост- мостище, река- речище, столб- столбище.

  1. Игра «Скажи-наоборот». (Цель:учить детей подбирать антонимы к прилагательным и к наречиям).

Город большой, а деревня маленькая.

    Дворец высокий, а киоск низкий.

    Быстрый-медленный; далеко-близко.

  1.  Игра  «В нашем городе Чебоксары много чего?» (Цель : учить детей составлять  предложения со словом «много»)
    В нашем городе Чебоксары много ...улиц.
    (горожан, деревья, парки, люди, дороги, цветы, дома, здания, фонари)
  2.  «Раз два, три, четыре, пять, все я до пяти буду считать». (Цель: учить детей согласовать числительные с существительными в роде, числе и падеже):      

Один дом, два дома, четыре дома, пять домов.
(город, деревня, село, парк, мост, тропинка, автобус, улица, площадь, рынок, магазин, аптека, школа, парк, стадион, пруд, здание)

11.  «Собери из слов правильное предложение». (Цель: Составление предложений из данных слов)
1)Стоит, дом, памятник, перед.
2)Дом, большой, около, театр, есть.
3)Школа, угол, стоит, за.
4)Парикмахерская, дом, возле, построили.
5)Рядом, рынок, с, дом.
6)Улица, на, дома, стоят.

12. Игра «Хвастунишка».  (Цель: усвоение сравнительной степени прилагательных)
В вашем городе деревья высокие, ... а в нашем городе еще выше.
(дома большие, прекрасные, прочные; люди добрые, веселые, храбрые, молодые, трудолюбивые, красивые деревья зеленые, старые, большие, роскошные; улицы длинные, шумные, короткие, нарядные, чистые, благоустроенные;)

13.  Игра «Четвертый лишний».  (Цель: найти лишний слово, объяснить свой выбор)
1)
Площадь, пруд, озеро, река.
2)Школа, детский сад, 
аптека, Школа искусств.
3)Дорога, улица, тропинка, 
светофор.
4)Улица, перекресток, 
машина, площадь.
5) г. Чебоксары, 
улица Мичмана Павлова, г. Казань, г. Москва
6)
Библиотека, магазин, рынок, супермаркет.

6. Выполнить  звуковой анализ слов: ГОРОД, СЕЛО. Поделить слова на слоги. Сколько слогов в словах? Придумать предложение с данными словами.

14. Связная речь.  «Составь рассказ по плану»:
1 вариант

1). Как называется город в котором ты живёшь?
2). Назови свой домашний адрес
3). Какие учреждения расположены рядом с твоим домом?
4). Как называется главная улица в твоем городе?
5). Главные достопримечательности твоего города.
6). Что ты делаешь для того, чтобы твой город оставался всегда чистым и красивым?
7). Твое отношение к городу Чебоксары.

2 вариант

1.Как называется наша республика?

2. Как называется город, в котором ты живёшь?

3. Назови достопримечательности города Чебоксары.

4. На берегу, какой реки расположен наш город Чебоксары? Какие еще реки ты знаешь, которые протекают в Чувашии?

5. Назови свой домашний адрес.

15. Игра «Пазлы». Картинки на тему «Достопримечательности города Чебоксары» разрезать на части разной формы и размера и собрать их в целую картину.

11. Выложить из счетных палочек: а) чувашские орнаменты;

б) одноэтажные и многоэтажные здания и дома в городе.

16. Выучить стихотворение на выбор:

1) Хвала тебе, Чувашия, мой дом!

И имя и язык твой-сердцу свято.

Дубравами и хмелем и трудом,

И песнями и вышивкой богата.

Жива в узорах древних нити сила,

Связавшая народы в их судьбе,-

Ты будешь жить во мне моя Россия,

Пока живёт Чувашия в тебе.      Лидия Кубашина.

2) Много есть городов в России,

Но наш Чебоксары всех их красивей.

Широкие улицы, деревья, цветы.

Пойди, поищи-ка такой красоты!

Мы любим наш город, его бережем.

И очень гордимся, что здесь мы живём!

Литература:

  1. «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», Нищева Н. В., Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
  2. Источник: http://logoped18.ru/logopedist/domashneye-zadaniye-po-leksicheskoy-teme-nash-gorod.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

день города в детском саду. сценарий для детей старшего дошкольного возраста

патриотическое воспитание - одно из актуальных направлений образования детей дошкольного возраста. КАк организовать празднование дня города для дошкольников? такой вопрос, я думаю, задавал себе каждый...

"Что мы Родиной зовем?" Конспект занятия по ознакомлению с символикой Российской Федерации и Республики Татарстан для детей старшего дошкольного возраста.

Тема:   «Что мы Родиной зовем?» Цели:1.     Дать детям представление о том, что такое Родина, родной край.2.     Закрепить знания о символи...

Игровые упражнения на развитие навыков восприятия характера и содержания музыкального произведения для детей старшего дошкольного возраста.

    В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, приобщение ребенка к наилучшим об...

Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: "Безопасный город: формирование представлений о безопасности у детей старшего дошкольного возраста"

Главная задача цивилизованного общества и его основная цель - это обеспечение здоровья детей.Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о безопасном поведении при переходе дороги...

Конспект игрового речевого тренинга по теме «Животные севера: Республика Коми» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект речевого тренинга к презентацииКонспект речевого тренинга к презентации «Животные севера: Республика Коми»...