Игровые упражнения на развитие навыков восприятия характера и содержания музыкального произведения для детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа) по теме

      В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, приобщение ребенка к наилучшим образцам музыкальной культуры играет немаловажную роль в развитии  творческой и гармонично-успешной личности ребёнка. Достижение ребенком необходимого уровня культурного  развития в значительной степени зависит от педагогических и общекультурных условий, в которых он растет.

  В современных социокультурных условиях  окружающая нас музыкальная атмосфера представлена далеко не лучшими образцами музыкальной индустрии. Современные дети часто слушают низкопробные образцы современной музыки, поддерживаемые индустрией радио и телевидения, тиражируемые бесчисленным множеством аудиокассет и компакт дисков. Поэтому понятно, сколь остра проблема воспитания человека, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от их подделок.

     Анализ научной литературы показывает, что воспитание слушателя способного отличить подлинную красоту искусства от дешевой низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является сензитивным для формирования основ музыкальной культуры. По-мнению К. Тарасовой, уже в раннем детстве необходимо формировать музыкальный вкус подлинных эстетических ценностей.

   Актуальность данной темы заключается в том, что дошкольный возраст является первоначальной ступенью, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкальной культуры, а значит необходимо помочь ребенку сформировать музыкальные интересы, способности и культурные потребности. В этом сложном процессе становления музыкально-культурной личности огромное значение приобретает музыкальная деятельность детей, в силу наибольшей эмоциональной привлекательности.

     Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима. Каждый вид музыкальной деятельности служит средством развития музыкальности ребенка, его музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости, а следовательно является основой для формирования начальной музыкальной культуры ребенка.

   Особое место в этом процессе должна занимать специально разработанная система музыкальных занятий, включающая в себя разнообразные виды деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения. Очень важно, чтобы работа с детьми дошкольного возраста в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцируемого подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов. Чем раньше начинать формировать основы музыкальной культуры, тем больше возможностей у каждого из них стать успешной личностью в будущем.

  Музыкальные занятия позволяют ребёнку не только в увлекательной игровой форме войти в мир музыки, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребёнка. Весёлые песенки, упражнения под музыку, потешки, народная и классическая музыка оказывают самое позитивное влияние на развитие личности ребёнка, формирование его творческих способностей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение № 7

Упражнения на развитие навыков восприятия характера и содержания музыкального произведения.

Упражнение «Картина».

Дети слушают музыку и рисуют (ребенок рисует, так как чувствует, выбирая любой цвет, способ изображения). Для прослушивания предлагаются музыкальные произведения, контрастные по характеру: «Утро», «В пещере горного короля» Э. Грига; «Шутка» И. Баха; «Лебедь» К. Сен-Санса, «Тарантелла» В. Гаврилина и т.д.

После прослушивания и изображения музыки в рисунках, дети рассказывают, о том, что они услышали в этой музыке, почему они выбрали эти краски, что хотели изобразить.

Затем слушают еще раз данное музыкальное произведение, детям предлагается выполнить танцевальные движения, можно выбрать любые атрибуты: обручи,  ленточки, султанчики, флажки, цветы, цветные шарфики и другие.

Упражнение «Копилка»

После прослушивания музыкального произведения, дети делают из ладошек «чашечки», в которые будут складывать слова-определения, которые соответствуют характеру прослушанной музыке, если не соответствует, дети разводят руки в сторону – «чашечка разбилась»

Упражнение «Волшебный сундучок»

Цель: учить детей самостоятельно называть прилагательные, соответствующие характеру музыкального произведения. Дети слушают музыку, подходят к сундучку и называют слово-определение, соответствующее звучавшей музыки, если слово названо неправильно, крышка закрывается.

«Скульпторы»

Дети разбиваются по парам: один ребенок становится скульптором, а другой глиной, из которого лепят фигуру, соответствующую восприятию музыкального произведения.

«Поющие руки»

Дети выбирают цветные перчатки, одевают их на руки, после прослушивания музыкального произведения, пытаются руками, мимикой, движениями изобразить характер прослушанной музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Восприятие художественных текстов с помощью презентаций авторских произведений для детей старшего дошкольного возраста»

Ключевые слова: художественное восприятие, авторские произведения, старший дошкольный возраст, методические рекомендации....

Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Для успешного школьного обучение ребенку недостаточно уметь читать и считать, важно овладеть навыками звукового анализа, синтеза и фонематических представлений....

Игровой подход к формированию навыков фонематического анализа и синтеза и представлений у детей старшего дошкольного возраста

     Одним из направлений работы по развитию речи и обучению языку является подготовка дошкольника к обучению грамоте. Задача подготовки к обучению грамоте заключается в том, что...

Особенности восприятия литературных произведений у детей старшего дошкольного возраста

И по сей день, ученые спорят, что раньше появилось – речь или пение, Поэзия или Музыка. Не случайно, полторы тысячи лет назад в одном из индийских трактатов были начертаны такие слова: &laq...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза, языковой интуиции у детей старшего дошкольного возраста (6-7лет) с тяжёлыми нарушениями речи посредством игр и игровых упражнений

В работе представлены этапы работы по развитию навыков звукового анализа и синтеза, языковой интуиции у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с тяжёлыми нарушениями речи посредством игр и игро...

Примерный перечень музыкальных произведений для детей старшего дошкольного возраста (от 5-6 лет)

Примерный перечень музыкальных произведений для реализации Федеральной программы (33.2.7. от 5-6 лет)...