Развитие навыков звукового анализа и синтеза, языковой интуиции у детей старшего дошкольного возраста (6-7лет) с тяжёлыми нарушениями речи посредством игр и игровых упражнений
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

В работе представлены этапы работы по развитию навыков звукового анализа и синтеза, языковой интуиции у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с тяжёлыми нарушениями речи посредством игр и игрорвых упражнений. Предложены варианты игр и игровых упражнений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель: формирование аналитико – синтетической деятельности детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи посредством игр и игровых упражнений. Задачи: Способствовать развитию зрительного восприятия Развивать ориентировку в схеме собственного тела и на листе Формировать навыки звуко – буквенного анализа и синтеза Развивать языковую интуицию Развивать фонематический слух и слухоречевую память Способствовать развитию зрительного восприятия текста (смысла прочитанного) Развивать познавательный интерес Создать картотеку игр Продолжать пополнять медиатеку презентаций Развитие навыков звукового анализа и синтеза, языковой интуиции у детей старшего дошкольного возраста (с 6-7лет) с тяжёлыми нарушениями речи посредством игр и игровых упражнений

Слайд 2

Мотивация родителей на регулярное выполнение рекомендаций (обозначение перспективы работы с детьми). Исследование коррекционной работы по разным направлениям Изучение методической литературы Разработка и применение диагностического материала Разработка и реализация педагогической модели взаимодействия с детьми, педагогами, родителями. Анализ результатов Подведение итогов Перспективное планирование Подготовительный (поисково-аналитический) Основной (деятельностный) Заключительный (аналитико-рефлексивный) Этапы работы

Слайд 3

Педагогическая диагностика речевого развития ребенка с ТНР на основе диагностического материала «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой 1 этап подготовительный – (поисково – аналитический)

Слайд 4

Взаимодействие с детьми с детьми Основной этап Развитие зрительного восприятия Развитие ориентировки в схеме собственного тела и на листе Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти (восприятие содержания высказываний) Методы Практические, игровые, наглядные, словесные методы Формы Индивидуальные, подгрупповые, групповые, дистанционные Средства Презентации, дидактические игры, нейропсихологические упражнения и приёмы, использование дополнительного оборудования (полусферы, утяжелители, балансиры и др.). Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза Развитие языковой интуиции Развитие зрительного восприятия текста (смысла прочитанного)

Слайд 5

Развитие зрительного восприятия Игра: “ Найди букву (О. В. Новиковская) ” Игра: “ Слово “ закружилось ”” Игра Игра: “ Зашумованные буквы ” ” Игра: “ Собери слово, распутав верёвочки ” Игра: “ Секретный код ” Игра: “ Знакомство со словарными словами ”

Слайд 6

Развитие ориентировки в схеме собственного тела и на листе Игра: “ Назови букву и выполни заданное действие (написано маленькой буквой) ” Игра: “ Положи палочку в заданный карман, скажи куда положила ” Ориентировка на листе бумаги (взаимодействие с воспитателями, рекомендации по литературе родителям) Игра: “ Дотронься правой (левой) рукой до… ”

Слайд 7

Варианты упражнений: Исправь ошибки в описании действий сказочных героев. Объясни своё решение Выполни задание, которое взрослый произнесёт ОДИН РАЗ Дважды послушай задание и точно его выполни ( В левом нижнем углу нарисуй мяч, в правом верхнем углу-домик, а в правом нижнем углу – стол. Загадки-обманки. Добавь последнее слово, но не торопись, думай! Выполняй команды только тогда, когда услышишь слово “ ПРОСЬБА ” Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти (восприятие содержание высказываний) Игра: “ Послушай, а потом положи красную шапку на розовую дорожку, а зелёный шарф на синюю ” Игра: “ Запомни и найди что и куда положила Маша ” Игра: “ Придумай ассоциацию и запомни где, что лежит ” (Т. Барчан)

Слайд 8

Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза Игра: “ Слоговое лото (Л. М. Козырева) ” Игра: “ Шальные совы ” Игра: “ Подбери схему к слову ” Игра: “ Реши ребус ” Игра: “ Найди спрятанные слова ” Игра: “ Реши ребус +, - слог ”

Слайд 9

Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза Игра: “ Составь предложение из слов по первым, вторым, последним слогам ( автор: Л. М. Козырева )” Игра: “ Собери рассыпанное слово (автор:В. В. Коноваленко) ” Игра: “ Определи звуки в слове ” Игра: “ Определи звуковой состав слова (в т. ч. звонкий и глухой) ” Игра: “ Буква потерялась (это последняя буква одного слова и первая буква другого (сло_ Н _очь)) ”

Слайд 10

Развитие языковой интуиции Игра: “ Предлоги и осьминоги (Т. Барчан) ” Игра: “ Парные согласные (подбираем проверочные слова. Автор: В. В. Коноваленко) ” Игра: “ Какое отчество у сына Алексея ” Игра: “ Знакомство с безударными гласными ”

Слайд 11

Развитие языковой интуиции Игра : “ Родственные слова (Жанна Травкина) ” Игра: “ Придумай к схеме слово (родственные слова, автор: Мазанова Е. В.) ” Игра: “ Начало и конец предложения ” Игра: “ Придумай и пройди предложение по заданной схеме ”

Слайд 12

Развитие зрительного восприятия текста (смысла прочитанного) Прочти текст (автор текста Новикова- Иванцова) Деформированный текст (автор Э. И. Леонгард) Тексты с дырками и хвостами(Александровна С. С.). Книги (Корсунская Б. Д. Читаю сам).

Слайд 13

3 этап – заключительный Результативность профессиональной коррекционной деятельности и достигнутые результаты ) Вывод: У большинства воспитанников: улучшилась ориентировка в схеме собственного тела и на листе, сформированы навыки звуко – буквенного анализа и синтеза, стали выше показатели по развитию фонематического слуха и слухоречевой памяти, сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, улучшился грамматический строй речи, понимание словообразования.

Слайд 14

Александровна С. С. Первые книги по чтению. Тексты с дырками и хвостами. Методика вдумчивого чтения “Издательство КАРАПУЗ”, 2016г. Балакирева Е. В., Перегудова Т. С. Занимательные игры и упражненния для развития навыков звукового анализа и синтеза и профилактика нарушений письменной речи. – СПб.:ООО “Издательство “Детство - Пресс”, 2017. – 28с. + цв. Ил Геннадьева Д. В. Большая книга умных заданий: головоломки, ребусы, кросворды ООО “ Издательство Астрель ” , 2009.-96с. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического слуха у дошкольников Изд. 4-е – Ростор н/Д: Феникс 2023. -54с.: ил Куликовская Т. А. Артикуляционная азбука Издательство “Карапуз” 2004. Козырева Л. М. Слоговое лото. Издательство Гном “Д” 2006.-16с. Козырева Л. М. Составь предложение: рабочая тетрадь: приложение к пособию “Мы читаем по слогам” М.: Издательство “Гном и Д” 2006.-32с. Новиковская О. А. Программа развития и обучения дошкольника. Найди букву. Профилактика дисграфии. Для детей 5-6 лет. С-Пб “Изд. Дом “Нева”” М. “Олма-ПРЕСС” 2001-80С. Коноваленко В.В., Коноваленко С. В. Хлоп – топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет/ – Москва: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2022. – 32С. Список используемой литературы

Слайд 15

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Игротека речевых игр. Выпуск 8 Согласные и звонкие глухие ООО “ ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ ” , 2021-24С:ил. Корсунская Б. Д. Читаю сам. Книга для чтения: В 3 кн. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2015. Кн.2 – 176с.: ил Кац.. Леонгард Э. И. Программы по развитию речевого слуха и совершенствованию произношения у глухих и слабослышащих школьников, обучающихся в массовой общеобразовательной школе/Центр Леонгард по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей. – М.;Саранск: Тип. “Крас. Окт.”, 2004. – 64с. Шибаев А. А. Язык родной, дружи со мной филиал “Дом печати - Вятка” 2015, 126с. https://www.liveinternet.ru/users/moim_vnukam_poleznoe/post465438696


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения на развитие навыков восприятия характера и содержания музыкального произведения для детей старшего дошкольного возраста.

    В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, приобщение ребенка к наилучшим об...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Консультация для воспитателей

Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна. Даннай методический материал поможет обучить дошкольников с речевыми проблемами звуковому анализу с помощью занимательных иг...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устоячивом фонетическом восприятии. Чтобы развить это  восприятие,  предлагаем родителям поиграть с ребенком....

Социально-значимый проект «Зимующие птицы Кубани» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи.

Социально-значимый проект «Зимующие птицы Кубани» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи.Вид проекта:  познавательно – исследовательский, твор...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Для успешного школьного обучение ребенку недостаточно уметь читать и считать, важно овладеть навыками звукового анализа, синтеза и фонематических представлений....

Игровой подход к формированию навыков фонематического анализа и синтеза и представлений у детей старшего дошкольного возраста

     Одним из направлений работы по развитию речи и обучению языку является подготовка дошкольника к обучению грамоте. Задача подготовки к обучению грамоте заключается в том, что...