«Содержание музыкально – творческого воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования».
материал (старшая группа)

Писарева Ирина Михайловна

Обновление содержания дошкольного образования привело к необходимости поиска новых форм взаимодействия педагога и ребёнка.

Одной из самых интересных и увлекательных форм приобщения дошкольников к миру музыкального искусства является элементарное музицирование. Оно способствует обновлению средств, методов и отслеживанию результатов творческой деятельности детей.

Цель организации таких занятий – обеспечить чувство психологической защищённости через адаптацию ребёнка к миру природы, людей, вещей, миру посредством интеграции искусства.

Задачи музыкально – творческого воспитания и развития детей в процессе музицирования:

  • воспитание интереса к музицированию через игровую деятельность;
  • создание предпосылок к формированию творческого мышления;
  • воспитание потребности в самовыражении через коллективное и индивидуальное творчество;
  • развитие тактильных ощущений (ритмическая пульсация) через звучащие жесты;
  • развитие двигательных ощущений через пластическую импровизацию, как спонтанный отклик на музыку;
  • развитие речевой активности через звукоподражание;
  • развитие интонационного слуха через звукоподражание и игру на музыкальном инструменте;
  • развитие тембрового слуха через игру на инструментах;
  • развитие навыков импровизации через слово, жест, звук, движение;
  • формирование представлений о связи музыки, слова, жеста и движения с жизнью;
  • формирование радостного эмоционального ощущения в процессе общения с музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_gmo.docx36.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Содержание музыкально – творческого воспитания

детей старшего дошкольного возраста в процессе

элементарного музицирования».

Обновление содержания дошкольного образования привело к необходимости поиска новых форм взаимодействия педагога и ребёнка.

Одной из самых интересных и увлекательных форм приобщения         дошкольников к миру музыкального искусства является элементарное музицирование. Оно способствует обновлению средств, методов и отслеживанию результатов творческой деятельности детей.

Цель организации таких занятий – обеспечить чувство психологической защищённости через адаптацию ребёнка к миру природы, людей, вещей, миру посредством интеграции искусства.

Задачи музыкально – творческого воспитания и развития детей в процессе музицирования:

  • воспитание интереса к музицированию через игровую деятельность;
  • создание предпосылок к формированию творческого мышления;
  • воспитание потребности в самовыражении через коллективное и индивидуальное творчество;
  • развитие тактильных ощущений (ритмическая пульсация) через звучащие жесты;
  • развитие двигательных ощущений через пластическую импровизацию, как спонтанный отклик на музыку;
  • развитие речевой активности через звукоподражание;
  • развитие интонационного слуха через звукоподражание и игру на музыкальном инструменте;
  • развитие тембрового слуха через игру на инструментах;
  • развитие навыков импровизации через слово, жест, звук, движение;
  • формирование представлений о связи музыки, слова, жеста и движения с жизнью;
  • формирование радостного эмоционального ощущения в процессе общения с музыкой.

Рассмотрим подробнее различные виды занятий по музыкально – творческому воспитанию детей.

Игры – приветствия.

Цели:

  • развивать у детей эмоциональную отзывчивость;
  • способствовать адаптации ребёнка в коллективе через общение;
  • развивать речевые интонации, используя изменение динамики, тембра голоса;
  • научить детей использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени, находить мелодическую интонацию имени.

Важно отметить ценность игры «Знакомство», с которой начитается встреча педагога с детьми. Дети в  игре не только знакомятся друг с другом, но и учатся общению, обмениваются информацией. Каждый ребёнок называет себя с местоимением «я»: «Я - Маша». Имя ребёнка повторяют все дети, к нему обращаются индивидуально, все повторяют вариант сопровождения имени, придумывают к имени аккомпанемент из звучащих жестов, дразнилку, именную песенку или забавное движение. В процессе игры снимается психологический зажим, комплекс, ребёнок испытывает положительные эмоции, самоутверждается, верит в себя, любит себя, происходит самосознание личности.

Игра – приветствие «Игра с обручем».

В центре зала лежит обруч. Дети бегают по залу под звуки барабана, на котором играет ведущий. Пауза. В обруч забегает первый ребёнок и говорит своё имя (соло), аккомпанируя звучащими жестами. Все участники игры повторяют вариант имени (тутти). Игра продолжается, на барабане играет тот, кто называл своё имя.

Речевые игры (логоритмические, пальчиковые).

Цели:

  • развивать у детей эмоциональную отзывчивость, активный образно-мыслящий слух, артикуляцию, дикцию, интонации голоса, чувство ритма, используя звучащие жесты для сопровождения текста;
  • тренировать мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки, координацию движений, мышечные и тактильные ощущения.

Логоритмические упражнения служат основой для постижения богатства и разнообразия ритмов и интонаций; воспитания интонационного, полиритмического и полифонического слуха; подготовки голосового аппарата к пению.

В речевых упражнениях восприятии стиха происходит через зрение, слух, ощущения. Основой речевых упражнений служит ритмизация слов, связанных с именами, названиями цветов, животных, птиц, текстами считалок, поговорками, дразнилками и т.д.

Речевые пальчиковые игры приносят детям радость, они играют словами, звуками, тембрами звуков, красками и оттенками речевых интонаций, обыгрывают музыку движениями и звучащими жестами.

Речевая игра «Две подружки»

На лужайке две подружки,

Шлепки по коленям

Ква – ква – ква, ква – ква – ква,

Ритмичные хлопки

Две зелёные лягушки,

Шлепки по коленям

Ква – ква, ква – ква,

Хлопки

Ква!

Притоп одной ногой

Хором песни распевают:

Раскрывать ладони (ротик)

Ква – ква – ква!

Хлопки

Ква  - ква – ква!

Притопы двумя ногами

И спокойно спать мешают,

Погрозить пальчиком

Ква – ква, ква – ква,

Ритмичные хлопки

Ква!

Притоп одной ногой

Игры с палочками.

Цели:

  • учить детей манипулировать палочками, развивать координацию рук;
  • менять движения по показу педагога;
  • находить различные приёмы звукоизвлечения на палочках;
  • ритмично передавать метр и ритм стиха;
  • развивать у детей ритмический слух и память, реакцию, наблюдательность;
  • способствовать развитию творческой активности у детей в изобретении ритмов.

Игры с палочками являются подготовительным этапом в игре на музыкальных инструментах. Ритмичные удары палочками подготавливают

ребёнка к умению чувствовать метр и ритм музыки. Манипулируя палочками, ребёнок изобретает способ игры, прислушивается к различному звучанию элементарных деревянных инструментов. Ребёнок одновременно хорошо производит сразу несколько дел: выполняет игровые движения палочками, проговаривает текст, используя при этом различные интонации голоса; слушает свою речь, различая тембры голоса; координирует свои движения; организует свои действия в соответствии с действиями партнёра по игре,  при этом развивает коммуникативные навыки. Идея таких упражнений заключается в том, чтобы в дальнейшей музыкальной деятельности дети не испытывали дискомфорта при исполнении каких – либо произведений. Игра на ксилофоне, металлофоне или маракасе должна быть такой же естественной как дыхание, шаги, хлопки, прыжки. Сначала играем своим телом (звучащими жестами), затем играем клавесами (палочками), затем переносим эту игру на пластинки металлофонов, ксилофонов.

Игра с палочками «Дождь гуляет во всём мире».

Раз, и два, и три, четыре,

Стучать палочкой о палочку

Дождь гуляет во всём мире.

Шагать поочерёдно правой и левой палочками по полу

И в Париже,

Стучать палочкой о палочку

И в Милане,

Стучать двумя палочками по полу

В босоножках

Стучать поочерёдно правой и левой палочками по полу

И в панаме.

Стучать палочками над головой

Где – то дождь идёт пешком,

Стучать палочкой о палочку

Где – то бегает бегом.

Стучать поочерёдно правой и левой палочками по полу

Где – то он идёт неделю,

Стучать двумя палочками по полу

Где – то капнет еле – еле.

Стучать шляпками палочек в воздухе перед собой

Где – то вовсе его нет. Почему?

Положить палочки на пол перед собой.

Кто даст ответ?

Развести руки в стороны

Игры со звучащими жестами

Цели:

  • дать детям понятие о человеческом теле;
  • находить и узнавать инструменты своего тела;
  • сопровождать тексты звучащими жестами;
  • создавать ритмические модели из звучащих жестов;
  • переносить звучащие жесты на музыкальные инструменты.

Звучащие жесты (термин Г.Кетман) – это игра звуками своего тела, инструментами, которые дала человеку природа. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов можно организовать в любых условиях, даже вне помещения, когда нет рядом инструментов и музыкальной техники. В сочетании с речью и движением звучащие жесты как форма темброво – ритмического развития характеризуется высокой эффективностью в творческих  групповых моделях. Использование звучащих жестов вносит элемент движения, необходимый для ощущения чувства ритма в музыке. Основные тембры звучащих жестов: притопы, шлепки, хлопки, щелчки. Поиск звучащих жестов составляет творческую часть игры и способствует тренировке памяти, развитию чувства ритма, тембрового слуха. умения создавать собственные модели.

«Дождик», В.Степанов

Мелкий дождик моросит -

Кап – кап – кап – кап.- щелчки

В листьях сада шелестит

Кап – кап –кап – кап.

Мокнет мяч у ворот

Кап – кап – кап – кап.

Мокнет поле, огород

Кап – кап – кап – кап.

Что – то шепчут листья – потирают ладошки

Подойдём и спросим.

Листья отвечают –

«Осень, осень, осень»

И сползают тучи,  - волнообразные движения руками

Птиц куда – то прячут.

Всё сильнее ветки

Плачут. Плачут. Плачут.

Инструментальное музицирование.

Цели:

  • познакомить детей с музыкальными инструментами, их устройством, звукоизвлечением;
  • развивать у детей тембровый, звуковысотный компоненты музыкального слуха, чувства ритма, чувство ансамбля, слуховой самоконтроль, умение анализировать свою игру и игру соседа, творческую активность детей в импровизации на детских музыкальных инструментах;
  • озвучивать музыкальными инструментами поэтические образы стихов, сказок, образные речевые игры, пение, декламацию.

Инструментальное музицирование – это творческий процесс восприятия музыки через игру  на доступных музыкальных инструментах. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра и динамики. Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость детей, желание у каждого попробовать свои силы, поэтому эта деятельность важна для общего музыкального и творческого развития. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков  и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. После того как ребёнок знакомится с музыкальными инструментами, их устройством, он сам изобретает приёмы игры, звукоизвлечения на своём инструменте, делает для себя открытие. Важным фактором воздействия музыкальных инструментов на детей является прямая зависимость между физической деятельностью и образованием звука. «Я и звук – одно целое!» В групповых моделях даётся возможность каждому участнику стать ведущим, лидером, «дирижёром» и показать свой вариант, свою модель.

Музицирование. Игра «Обручи».

Задачи:

-учить детей играть на музыкальных инструментах по сигналу дирижёра и слушать звучание своей группы;

- создавать ритмические рисунки и сопровождать их игрой на музыкальных инструментах.

На полу лежат обручи разного цвета, в каждом обруче находиься группа музыкальных инструментов.

В красном обруче – ложки, клавесы, коробочки, кастаньеты, рубель, трещётка.

В синем обруче – колокольчики, треугольник, бубенчики, трубочки.

В жёлтом обруче – маракасы, погремушки, баночки с сыпучим материалом.

В зелёном обруче – тарелка, ручной барабан.

Дети распределяются по группам и играют под управлением дирижёра.

Дирижёр находится в центре зала. Звучит сигнал паузы, оркестр замолкает.

Дирижёр показывает на обруч – играет группа инструментов, лежащих в обруче. Ели дирижёр показал на два обруча, то играют две группы инструментов или весь оркестр, дирижёр использует свои руки.

Изменением положения своего тела дирижёр меняет динамику звучания:

приседает – инструменты играют тихо, встаёт – инструменты играют громко.

В заключение исполнения произведения дирижёр встаёт в центр зала, кланяется, все аплодируют. Новый дирижёр продолжает игру.

Тематическое музицирование.

«Весновкин прибаутничек».

В начале занятия побеседуйте с детьми о том, кто такая Весновка (девочка, которая приходит очень рано, до весны, и приносит с собой её первые приметы).

Пусть они сами рассуждают, высказывают разные мнения о том, какая она,

во что одета, на кого похожа, какой у неё характер, зачем она прихоит на землю?

Слово «прибаутничек» также необходимо объяснить: прибаутка  - это присказка, а прибаутничек – весёлое, лёгкое развлечение с играми, приговорами, шутками.

Начать занятие можно с приговорок:

  • зима задувает – Весновка согревает;
  • зима снегом засыпает – Весновка землю открывает;
  • зима плетёт белые кружева, а Весновка распускает их на капель;
  • Весновка почки разрывает, Весновка птичек зазывает.
  1. «Весенние голоса» - фонопедическое упражнение (модель Т.Боровик).

Дети могут расположиться по кругу на полу или на стульях: так им будет удобнее наблюдать друг за другом. Координировать свои действия с другими. Необходимо сказать детям, что они сами в этом весёлом задании будут подражать различным звукам природы, которые можно услышать весной.

Текст проговаривает педагог, дети его озвучивают.

Пригрело весеннее солнце.

(Все поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, и каждый поёт свой звук в фальцетном регистре. Дети должны слушать звучащий кластер и петь не очень громко.)

С пригорка побежал весёлый ручеёк.

(Дети болтают языком, изображая бульканье ручейка.)

До краёв наполнил большую глубокую лужу.

(Все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)

Перелился через край.

(Несколько рядом сидящих детей по знаку педагога на фоне «Бульканья» остальных делают голосом «волну» - вверх - вниз).

И дальше побежал.

(Дети «булькают».)

Выбрались из – под коры жучки

(ж – ж – ж – в низком регистре)

И букашки

(ззззз-ззззз – в более высоком регистре)

Расправили свои крылышки.

(крш- -крш – крш – с повышающейся интонацией)

И полетели кто куда.

(тр – тр – тр – шёпотом на разной высоте, кто как хочет)

Вдруг под кучей хвороста что – то зашуршало.

(шур – шур, шур - шур)

И вылез ёжик.

(сопеть носом, энергично втягивая и выдувая воздух).

Ожил под тёплым весенним солнцем и муравейник.

(каждый поёт острые, весёлые звуки в разных регистрах).

Лес наполнился птичьими голосами.

(имитация птичьих голосов всеми одновременно)

Вот и пришла весна.

(каждый поёт свой звук, как в начале упражнения.)

Танцевальные миниатюры.

Цели:

  • учить детей свободно ориентироваться в помещении, в пространстве;
  • создать условия для адаптации ребёнка в коллективе через коммуникативное двигательное общение;
  • учить самовыражению через движение;
  • с помощью предмета передавать образы, характеры танцевальных миниатюр;
  • коммуникативному творческому процессу в изобретении танцевальных моделей;
  • реагировать сменой движения на характер музыкального сопровождения.

Танцевальные движения усваиваются ребёнком быстро и легко, так как практически нет сложных фиксированных движений. Дидактика разучивания танца построена на творчестве, изобретательности. Ребёнок не испытывает страха, дискомфорта от мысли, что делает что – то неправильно: идёт не в ту сторону, танцует не с той ноги. Все варианты и модели принимаются, апробируются, не критикуются. Ребёнок танцует так, как ему нравится, проявляя при этом выдумку и фантазию, получает удовольствие от движения с предметом, который помогает передать образ, характер, помогает перевоплотиться. Ребёнок учится танцевать музыку и стихи. В танце дети учатся общению друг с другом.

Танцевальные миниатюры дают возможность детям побывать в состоянии покоя, услышать свой внутренний голос, почувствовать свое ровное дыхание,

почувствовать удары своего сердца. Миниатюры благотворно влияют на психику ребёнка, расслабляют его. Детям бывает трудно выполнить медленное, плавное движение, как в замедленной съёмке, и танцевальные миниатюры помогают погрузиться в образ, содержание текста. Ребёнок испытывает чувство комфорта, пребывает в состоянии релаксации. Этот процесс воплощается в танце, пластическом интонировании.

Пластическое интонирование – это один из способов, одна из возможностей проживания образов танцевальных миниатюр, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Пластическое интонирование – это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и передающее её образ. Исполнение музыки движением даёт возможность педагогу увидеть, как слышит музыку каждый воспитанник.

Движение содержит в себе огромный потенциал для развития импровизации в хореографии. Только тогда, когда хорошо настроены все инструменты, оркестр зазвучит слаженно и звучно. Ребёнок постигает мир через движения тела, движение, в свою очередь, служит для постижения ребёнком своего тела.

Танцевальная миниатюра «Пробуждение леса».

Педагог: «Однажды злая колдунья заколдовала прекрасный лес. Она не любила цветы, её раздражало пение птиц и шорох листвы. Лес заснул на 300 лет. И вот спустя некоторое время мимо леса пролетала маленькая фея. Она увидела засохшие деревья, покрытые паутиной, непроходимые пыльные заросли, и ей стало очень жалко лес. Фея достала маленькую флейту и начала играть на ней. Ей казалось, что лес услышит звуки флейты и проснётся. Фея так увлеклась игрой на флейте, что и не заметила, как с деревьев и кустов медленно стала сползать паутина. Дыхание наполнило лес, и он ожил. Деревья расправили свои ветви, к солнцу потянулись распустившиеся листья, цветы. Зашелестела на ветру трава, послышались первые звуки: шорох. шелест, треск, звон, чириканье, чьи – то шаги. Где – то взмахнула крылом птица, запорхали бабочки, зажурчал ручей. Медленно рассеивался туман,

движение наполняло лес, прогоняя сон. Рухнули чары злой волшебницы».

Звучит фонограмма «Песня флейты», затем «Пробуждение леса» М.Олдфилд.

В зале на полу лежат газовые платки и инструменты: металлофон, ксилофон, маракас, треугольник, колокольчики, клавесы, барабан, коробочка, рубель, трещётка.

Дети накрывают себя платком – паутинкой и замирают. Во время звучания фонограммы каждый ребёнок передаёт движение пробудившегося леса так, как он это чувствует сам, индивидуально. Медленно платок сползает вниз и превращается в крыло, затем в ветер, дыхание, туман, цветок (сжать в кулачке), ручей, траву, листву.

Во время движения можно использовать инструменты – это звуки леса (спонтанное музицирование).

Сказка – шумелка «Чей голос лучше?»

Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.

«У меня просто волшебный голос», -

сказал большой хрустальный бокал.

И он зазвенел.

    Треугольник или бокал.

«У нас тоже очень приятные голоса»,- сказали две чашечки. Одна

 из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились.

«Мы вместе можем сыграть песенку», - сказали чашечки и зазвенели.

   

       Две чашки, или металлофон

«Мы тоже умеем играть», - сказали

деревянные ложки и сыграли  что – то весёлое.

Деревянные ложки

«Лучше послушайте меня», сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но интересный голос». И она загремела.

Баночка с крупой или маракасы

«Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка.

«Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала.

Коробочка или барабан

«Голос громкий, но не очень приятный», - сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол.

Сковородка или тарелка

Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала:

«Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!»

И она включила музыку, и все стали играть под музыку, а мама запела.

И это был самый лучший голос!

Играют все инструменты

Планируемые результаты музыкально – творческого воспитания детей в процессе музицирования:

  • двигательная активность (раскрепощённость);
  • речевая активность;
  • проявление элементарной ритмичности;
  • самостоятельная ориентация в пространстве;
  • умение слышать и различат звуки, звучащие жесты, интонации голоса;
  • умение слышать и  различать тембры музыкальных инструментов;
  • эмоциональный отклик на музыку;
  • умение выразительно петь, приближаясь к точной интонации;
  • умение передавать игровые образы;
  • умение находить пару, двигаясь с предметами.

В процессе творческого взаимодействия у ребёнка приобретается опыт самовыражения в коммуникативной деятельности, опыт самореализации личности через близкие и доступные формы, знакомые с детства.

Содержание музыкально – творческого воспитания в процессе музицирования с его личностно – ориентированной позицией даёт и педагогу, и ребёнку множество степеней свободы для творческой самореализации.

На традиционных музыкальных занятиях музыкальный руководитель может использовать элементарное музицирование лишь фрагментарно, так как его

профессиональные обязанности не позволяют работать  только в творческом направлении, необходимо прежде всего выучить с детьми определённый песенный и танцевальный репертуар, подготовиться к развлечениям, праздникам и конкурсам, которых бывает очень много.

Поэтому наиболее эффективные занятия элементарным музицированием могут быть организованы в рамках дополнительного образования дошкольников в виде кружка. Структура занятия, которое может включать в себя следующие виды деятельности:

- речевые упражнения;

- игры с элементами музыки;

- импровизацию (двигательную, ритмическую, голосовую, инструментальную);

- работу с репертуаром для музицирования на детских шумовых инструментах;

- творческое обыгрывание попевок, сюжетных танцев, инсценировок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения на развитие навыков восприятия характера и содержания музыкального произведения для детей старшего дошкольного возраста.

    В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, приобщение ребенка к наилучшим об...

«Воспитание эмоционально творческой культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности».

Одной из основных задач музыкального воспитания является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия и исполнительства, певческой деятел...

"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными математическими представлениями"

Данная статья затрагивает вопрос развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики. Статья предназначена воспитателям, родителям....

«Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности» (Опыт работы)

 Почему я считаю проблему развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста актуальной в наши дни?     Данная проблема приобретает все большее значение в настоя...

творческий проект "Художественное творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе экспереминтирование с изобразительными материалами".

Экспериментирование понимается сегодня как свободная поисковая деятельность, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия, решая задачи и проблемы - познавате...

Статья "Развитие музыкально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально – хорового пения"

Развитие музыкально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе вокально – хорового пения...

«Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе организации ручного труда как творческой деятельности дошкольников»

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенк...