"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными математическими представлениями"
статья на тему

Илларионова Светлана Анатольевна

Данная статья затрагивает вопрос развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики. Статья предназначена воспитателям, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ

С. А. Илларионова,

МБДОУ Детский сад № 53, г. Белово, Кемеровская обл.

Данная статья затрагивает вопрос развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики. Статья предназначена воспитателям, родителям.

Проблема развития творческих способностей у детей всегда волновала и педагогов, и психологов.

Этой проблемой занимались В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Л. А. Венгер,  А. М. Леушина,  Н. И. Непомнящая, Б. П. Никитин, З. А Михайлова и многие другие ученые.

И хотя сегодня в решении этой проблемы намечены различные пути, тем не менее,  она не до конца исчерпана и остается актуальной, т. к. наше время, наша жизнь требует все больше могучих творческих умов, чтобы вести вперед науку и технику, и особенно, общественную жизнь.

А для этого нужны творчески одаренные люди. Таковыми они не рождаются, а становятся, т. е. каждого здорового ребенка можно сделать творчески развитым.

В настоящее время в связи с совершенствованием процесса воспитания и обучения детей осуществляется поиск новых  методов, средств, которые способствовали бы развитию творческих способностей детей, т. к. именно детское творчество является фактором развития личности.

Развитие творческих способностей детей возможно во всех  видах деятельности, в том числе и математической.

Исходя из актуальности проблемы, была поставлена цель: как развить творческие способности детей в процессе овладения элементарными математическими представлениями.

Для реализации этой цели наметили следующие задачи:

- обозначить роль и место творческих способностей в личностном развитии детей дошкольного возраста;

- определить роль и место занимательного материала в процессе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Изучив специальную литературу по этой проблеме, была определена сущность  творческих способностей, которая по - разному понимается психологами и педагогами. Разные авторы высказывают свою позицию о понятии сущности творчества и творческих способностей, но все сходятся в одном – необходимости их развития.

Б. М. Теплов рассматривал творческие способности как индивидуальные особенности личности, обуславливающие успешность выполнения какой – либо деятельности, определяющие предрасположенность человека к этой деятельности.

Б. П. Никитин писал: «творческие способности – особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, умение комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д.».

Для определения пути развития творческих способностей детей была рассмотрена их структура в классификациях  Дж. Гилфорда, А. И. Лука, были изучены и проанализированы факторы, влияющие на их проявление, такие как: природные задатки, индивидуальные особенности, социальная среда, характер и структура деятельности детей, рассмотрены следующие условия развития математического  творчества:

- творчество воспитателя в педагогической деятельности;

- организация определенным образом педагогического процесса;

- организация обогащенной предметно – развивающей среды;

- раннее начало развития детей;

- предоставление детям самостоятельности в играх;

- доброжелательное, внимательное отношение к достижениям ребенка, тактичное руководство;

- учет индивидуальных особенностей.

Теоретической базой этой работы является система работы, предложенная Б. П. Никитиным, З.  А.  Михайловой, опыт работы практических работников ДОУ г. Санкт – Петербурга.

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, было замечено, что они испытывают значительные трудности в процессе овладения элементарными математическими  представлениями.

Эти трудности вызваны снижением познавательной активности вследствие незрелости эмоционально – волевой сферы, функциональной недостаточности высших психических функций.

Дети с патологией речи отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.

Все это в целом влияет и на развитие их творческих способностей.

Для преодоления этих трудностей была разработана система развития творческих способностей в процессе обучения детей математике.

Работа проводилась следующим образом:

- во – первых, был изменен подход к способам проведения занятий, их основой стали игры, элементы занимательности, творческие задания. Основное требование к занятиям – как можно меньше показа способов действий и, наоборот, как можно больше поисковой деятельности. Был сделан акцент на установление новых взаимоотношений педагога с детьми, новых форм и методов работы, которые реализуются на основе личностно – ориентированной модели воспитания и обучения.

Планируемый учебный материал используется в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.

Большое внимание на занятиях  уделяется развитию творческих способностей, вариативного  и образного мышления.

Дети не просто исследуют математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения.

Например, выбирая из трех предметов - «яблоко», «мяч», «кубик» - лишний предмет, дети могут назвать «кубик», т. к. он отличается от двух других формой, лишним может быть яблоко, т. к. это фрукт, а остальные предметы – игрушки; лишним может быть и мяч, если он синий, а яблоко и кубик – красные.

В данном случае, все варианты ответов – верные. Но вариант может быть и неверным, тогда он обсуждается, исправляется.

Такой подход раскрепощает детей, снимает у дет ей страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.

Работая с фигурами «Геометрическое лото», дети могут подобрать разные фигуры, отличающиеся от маленького желтого квадрата одним признаком – маленький желтый круг, большой желтый квадрат, маленький синий квадрат и т. д.

Осуществляется и комплексный подход к решению разного рода задач, когда математические задачи решаются и на других занятиях: логопедических, познавательных и др.

Так, например, на познавательном занятии в ходе изучения темы: «Родной город», материал по ознакомлению с окружающим миром связывается с пространственно - временными представлениями и сравнением величин и добавляется задание на развитие творческих способностей: «Придумай и изобрази самую красивую и необычную улицу, которую ты хотел бы видеть в своем городе».

На занятии по декоративному рисованию предлагаются задания на поиск закономерности, составление узора из геометрических фигур, закрепляется понятие ритма в узоре, предлагается придумать свой узор.

В работе с детьми проводятся математические вечера досуга, конкурсы смекалистых и находчивых, игры – соревнования и др. В их содержание включаются занимательные задачи, загадки, задачи – шутки, разгадывание лабиринтов, кроссвордов, которые формируют творческое мышление, умение думать, рассуждать, доказывать.

Математическое развитие детей решается и через организацию самостоятельной деятельности.

Для этого в группе создан уголок занимательной математики. В него помещается разнообразный занимательный материал: головоломки, логические задачи, лабиринты, игры на составление целого из частей и др.

Наблюдая за детьми, было замечено, что их очень привлекают счетные палочки, они пытаются строить из них разные фигуры. Это послужило началом работы по развитию творческих способностей с помощью задач – головоломок.

Задачи были разбиты на 3 группы, так как предложено в книге З. А. Михайловой «Игровые и занимательные задачи для дошкольников»:

 1  группа – задачи на составление заданной геометрической фигуры из определенного количества палочек;

2  группа – задачи на изменение фигур путем уменьшения количества палочек;

3 группа – задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

Задачи – головоломки включались и в содержание занятий, и решались в свободное от занятий время.

Овладев навыками решения задач 1 и 2 групп, некоторые дети переходили к придумыванию своих задач – головоломок, в этом, несомненно, проявлялось их творчество.

После освоения решений задач – головоломок начали знакомить детей с играми на плоскостное моделирование, такими как «Танграм», «Пифагор» и др.

Чтобы вызвать у детей интерес, использовались разнообразные приемы, один из которых – это изготовление образцов, которые предлагались в следующей последовательности: расчлененный образец, силуэтное изображение фигуры, контурное, картинка. Образцы наклеивались на цветные карточки по степени сложности: желтую, зеленую, красную.

Дети по – разному относились к предложенным играм. Одни складывали фигуры по образцам, другие пытались выкладывать их по замыслу. В том случае, если у них ничего не получалось, пользовались образцами.

Дети с низким и средним уровнем развития использовали образцы, начиная с самого простого – расчлененного, дети с более высоким уровнем развития опирались на образцы контурного характера. Было замечено избирательное отношение детей к играм. Каждый ребенок увлекался определенными видами игр.

Для более активного  привлечения детей к вышеуказанным играм, был создан экран «Наши успехи». На экране визуально прослеживается степень овладения детей играми.

Экран ежедневно «изучали» и родители, интересуясь успехами своих детей.

С целью прослеживания результативности освоения игр использовался график творческого роста детей на пути интеллектуального развития, где основным показателем является кривая красного  цвета – собственное творчество детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.

С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей в живописи исследовательскую работу провела в подготовительной группе, в количеством 15 детей..На первый взгляд в этой группе ...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами. С целью изучения механизмов формирования и развития ...

Мастер-класс для педагогов Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста

Мастер-класс для педагогов Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из полоски бумаги"

Создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через конструирование из полоски бумаги....

Из опыта работы: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности

Творчество и ребёнок — две неотъемлемых составляющих процесса развития. Любой ребёнок с удовольствием занимается рисованием, лепит, делает поделки. Творчество — это то, что приносит радост...

Консультация для педагогов на тему: « Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий техникой оригами»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...