Мастер-класс для педагогов Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста
консультация

Сивизьянова Нина Ивановна

Мастер-класс для педагогов Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста».

Чем больше я постигала азы лепки из соленого теста творчества, тем больше открывала для себя что-то нового. И сегодня я раскрою секреты работы с соленым тестом, познакомлю вас с технологией приготовления теста для лепки, чтобы работа с ним доставляла удовольствие, а не мучение.

Рецепт соленого теста. Итак, главные компоненты: соль и мука. Соль, лучше всего, подойдет экстра- класса мелкого помола, мука - высшего качества, чтобы при сушке поделка не изменяла цвет. При желании можно добавить растительное масло, чтобы тесто было более эластичное; клей ПВА, чтобы изделие дольше хранилось. Воду для замешивания теста я беру ледяную или очень холодную. Рецептов изготовления соленого теста очень много. Кто-то берет две части муки и часть соли, кто-то наоборот две части соль и часть муки. Рецепта, который подходил всем, пожалуй, нет, необходимо самим поэкспериментировать и выбрать тот, с которым приятно работать. Я беру одну часть муки и одну часть соли, перемешиваю и постепенно добавляю холодную воду. Консистенция должна быть как на пельмени. Приготовленное тесто на полчаса кладу в полиэтиленовый пакет.

Окрашивание теста. В работе можно использовать три вида окрашивания:

1. Окрашивание готового изделия гуашевыми красками

2. Окрашивания теста пищевыми красителями или гуашевыми красками (предварительно необходимо развести краску в воде);

 3. Окрашивания теста порошком какао или кофе (предварительно необходимо развести какао в воде). При этом, какао и кофе дают различные оттенки коричневого цвета.

Работая с цветным соленым тестом, надо учитывать, что при высыхании оно светлеет.

Лакирование. Это заключительный этап любой работы с тестом. Поделку после высушивания и раскрашивания необходимо покрыть лаком., чтобы предохранить от влаги, сохранить внешний вид изделия, придать насыщенность цветов и красивый блестящий вид. Лучше выбирать нитролак. Детям не разрешается пользоваться лаком.

По мере возрастных возможностей ребенка и освоения премудростей лепки из соленого теста набор инструментов увеличивается. Хотя когда речь заходит о лепке из соленого теста, инструмент – понятие весьма условное. Практически все приспособления мы можем найти на собственной кухне, а если понадобится приобрести что-то дополнительно, затраты не будут слишком большими. Так появляются скалка, чесноковыжималка, ситечко, расческа, колпачок от фломастера, формочки для вырезания теста и многое другое. Об этом я расскажу позже.

Работу с детьми я начала во второй младшей группе. Начиная занятия, я, загадываю детям загадку на тему лепки, или читаю стихотворение, и предлагаю подумать, для чего я его прочитала, если мы собираемся лепить? Затем мы проводим пальчиковую гимнастику для разминки наших пальчиков. Сейчас такое множество вариантов пальчиковой гимнастики, что можно подбирать по темам лепки. На первых занятиях мы с детьми знакомимся с соленым тестом, исследуем его свойства: мнем, растягиваем, режем, сжимаем, раскатываем и многое другое. Затем я задаю вопрос детям: «Какое оно – соленое тесто и ребята подбирают слова - эпитеты. «А что можно слепить из такого теста. Давайте и мы с вами познакомимся со свойствами этого материала, и вы мне сейчас скажите какое оно - соленое тесто.

Первое, что мы лепим с детьми из соленого теста, это наш всем известный, не послушный и любимый колобок. Отщипываем от основного куска два маленьких кусочка одинакового размера – это будут ноги, и чтобы ноги приросли к колобку, мы это место помажем волшебной водой.

На первом занятии мы знакомим детей с дополнительными инструментами – «пиками», с помощью которых мы сделаем колобку глазки, что он мог нас увидеть, и ложечкой, чтобы колобок мог улыбнуться. Но колобки у всех детей получаются разные. Поэтому после занятия мы рассматриваем колобков, и каждый ребенок рассказывает, какой у него получился колобок, какое у него настроение.

Моя работа построена так, чтобы научить детей передаче сначала простых, а затем более сложных форм. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей группе, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, состоящих из этих форм.

Первая и наиболее простая форма, с которой сталкиваются малыши, круглая. Сначала дети учатся лепить округлую форму с использованием досочки и руки, и только потом мы приступаем к освоению навыка лепки округлой формы между ладонями. На протяжении второй младшей группы малыши осваивают такие навыки,как : лепить округлые формы (колобок, гусеница, овощи – тыква, капуста, картофель; фрукты – яблоко, апельсин, арбуз., скатывать столбик, колбаску (овощи – огурец, морковь; фрукты – банан., делить целое на части (сначала на две, а затем на несколько частей). Дети учатся различать части предмета по относительной величине, хотя и не очень точно. В последующих возрастных группах навыки овладения этими способами лепки только совершенствуются. Дети знакомятся с оригинальными элементами оформления с помощью подручных средств: обозначить кожуру апельсина остриём «пики», или карандаша, колпачок от фломастера дает округлый узор, а так же им можно сделать отверстие в тесте, фигурки можно вырезать с помощью кондитерских формочек и т. д.

Давайте и мы с вами поэкспериментируем. Многие предметы, на которые вы раньше не обращали внимания, могут оказаться полезными. При надавливании на тесто предметами с выпуклым рисунком на поверхности возникают различные отпечатки.

Средняя группа. Продолжаем в этой возрастной группе лепить объёмные поделки. Практически все элементы для композиций из соленого теста лепятся на основе колобка и колбаски. Сначала всегда мы с детьми скатываем шарик, затем столбик, так легче делить тесто на нужное количество частей. Большинство наших поделок мы лепим по определенной формуле.

 Тот или иной кусочек теста делится пополам, например, чтобы слепить улитку надо тесто скатать в шар, затем делаем столбик и делим его пополам. Из одной части мы лепим туловище, а из другой – «домик» или панцирь. Или ваза с цветами к празднику 8 Марта: скатываем шар, столбик, делим пополам, из одной части лепим вазу, а другую делим еще пополам, одна часть будет листьями, а другая цветами.

Вот другой пример, более сложный: «зайчик» или «мышонок». Опять скатывает тесто в шар потом в столбик. Делим пополам. Из одного кусочка лепим туловище. Берем оставшийся кусочек и делим его опять пополам. Одна часть - это голова, а другую опять делим пополам – это у нас с одной части получатся лапки, а с другой – ушки и хвостик. Фигурка животного получается пропорциональной. Давайте и с вами попробуем слепить что-то по этому принципу.

Дети в этой возрастной группе для создания фактурной поверхности знакомятся с использованием чесноковыжималки и ситечка. При помощи чесноковыжималки и ситечка мы делаем различные прически, имитация меха, крону дерева, гриву у льва, и многое другое. Ближе к концу года дети знакомятся с плоскостной лепкой (для плоскости используется диски от компьютера). К диску свои поделки мы приклеиваем с помощью клея ПВА, так как диск имеет скользящую поверхность.

Старшая группа. Поделки в этой возрастной группе становятся более сложными. Дети знакомятся с новой формой – это конус и ромб. Появляются новые инструменты и приспособления для лепки из соленого теста: это скалка, расческа, рельефные пуговицы, насадки для кондитерского шприца. Для задуманной композиции иногда начинаем использовать цветное тесто. Дети учатся выполнять новые элементы: ленточки, жгутики, кулечки.

Подготовительная группа. На занятиях по лепке из соленого теста, используя полученные навыки, дети в подготовительной группе начинают лепить сюжетные картинки. Все больше появляется возможности для творчества и экспериментирования. Постепенно у нас накопилось множество самых разнообразных предметов, оставляющих на тесте всевозможные отпечатки. И, ребята, выполняя работу, уже самостоятельно делают свой выбор. В подготовительной группе можно лепить специально для сюжетно ролевых игр, пополняя атрибутами, сделанные самими детьми (овощи и фрукты, пельмени, торты, пирожные и многое другое). Занимаясь с детьми лепкой из солёного теста, появляются всё новые и новые идеи, которые хочется реализовывать, и мы их вместе с детьми реализовываем.

Уважаемые коллеги, давайте и мы полепим и поэкспериментируем. Мы с вами работаем в детском саду и дети главный персонаж в нашей работе. Все они разные, не похожие друг на друга. Давайте попробуем вылепить наших детишек, и создадим свой своеобразный детский сад из соленого теста. Каждый выбирает, кого он будет лепить девочку или мальчика. Я думаю, получится замечательно. Итак, разомните тесто, скатайте шарик, затем столбик, поделите его пополам, одна часть пойдет на туловище, а другая на голову, руки и ноги. Из одного кусочка слепите платьице или брюки с рубашкой у мальчика, в форме морковки (конус). Положите на диск, немного сплющите и стекой изобразите складочки. Я приготовила вам тесто с использованием кофе. Отщипните от него небольшой кусочек, скатайте в колбаску, сплющите. Из полученной полоски сделайте оборку у платья девочки или ремень у мальчика. Берем второй кусочек теста и делим его пополам. Из одной части мы сделаем голову, её-то и уберите под колпачок, чтобы тесто не засохло. А с другой частью мы сейчас поработаем. Делим её пополам, один из кусочков еще пополам – это рукава нашего платья или рубашки. Лепим две морковки, прикрепляем их к нашему туловищу с помощью воды. И выбирая себе штамп, украшаем рукава. Берем опять коричневое тесто и делаем оборку уже по низу рукава. Теперь делаем воротничок с помощью колбаски коричневого теста, которое посередине надрезаем. Дело дошло до головы. Катаем шарик и соединяем его с туловищем. Отщипните от теста, которое осталось, два малюсеньких кусочка, один из них поделите пополам. Побольше кусочек – это носик, а два поменьше – это глазки. Приклеиваем их с помощью воды. «Пикой» или концом ложечки делаем ротик. Волосы можно сделать с помощью ситечка (короткие), или чесноковыжималки (длинные). Сформируйте прическу, не забывая про волшебные свойства воды. Из коричневого теста можно слепить один или два бантика и закрепить на готовой прическе. Осталось сделать ладошки и туфельки. Для ладошек возьмите два кусочка белого теста и сделайте один сбоку или пять надрезов. Приклеим к рукавам. Теперь изготавливаем туфельки. Лепим два маленьких столбика, и с помощью коричневого теста делаем подошву. При желании можно дополнить нашему малышу декоративными элементами. А теперь посмотрите, мы с вами лепили детей, у всех они получились разными, за счет вашего индивидуального выбора приспособлений.

Мне очень хотелось бы, чтобы вам понравилось то, что мы с вами сегодня делали. И чтобы вызвало у вас желание поделиться вашими умениями с детьми. Ведь тесто - это доступный материал, из которого легко и приятно лепить. Творческих вам успехов!



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Downloads\img5.jpg- непосредственная образовательная деятельность,

-сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры,

-особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи.

-Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений;

- экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий.

- чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

Работа с дошкольниками по формированию финансовой грамотности  разделена на четыре экономических блоков

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0f25/00124b1c-291deb8b/img5.jpgВзаимодействие с семьёй.

На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.

C:\Users\User\Downloads\img7 (1).jpg

Практическая часть

Игра «Груша-яблоко» 

Цель: научить считать деньги и ресурсы. Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы. Суть игры: Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Дидактическая игра «Хочу и надо»

Где обучающиеся должны распределить потребности на «необходимые» и «желаемые».
(Чипсы, молоко, хлеб, мячик, гречка, кукла, йогурт, одежда, масло подсолнечное, шоколад.
Оплата газа, света, воды, кабельное телевидение, катание на машине, оплата телефона, скачивание игр, оплата проезда на маршрутном такси)
Обведите карандашом то, что необходимо в первую очередь оплатить или купить.

https://shop.amelica.com/wp-content/uploads/2020/11/Igry-po-finansovoy-gramotnosti-Khochu-nado-.jpg

 Игра «Что кому нужно?»

Цель: закреплять знания детей о предметах труда людей разных профессий.

Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека. Материалы: карточки с изображениями людей разных профессий и орудий труда .

Игра «Что можно и что нельзя купить»

detsad-1-1614452340.jpg

Дидактическая игра «Размен»

Цель: Научить считать деньги. Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов. Количество участников: 1-5. Суть игры: Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Наименование детского сада

C:\Users\User\Downloads\preview_629_5fb2196172d8e.jpg

           Составила воспитатель ФИО



Предварительный просмотр:

QTmQyCfQNkY.jpg

Мастер-класс для родителей по финансовой грамотности.

Подготовил воспитатель: Сивизьянова Н.И.

г. Когалым

2021г.

Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования основ финансовой грамотности.

Задачи:

  • формирование разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам;
  • пробуждение интереса к финансовой грамотности;
  • развитие практических умений быстрого и правильного нахождения и принятия решений в ходе игры;
  • продемонстрировать на практическом примере варианты игровых упражнений  в рамках формирования основ финансовой грамотности;
  • способствовать сплочению коллектива родителей.

Оборудование: бумага, ручки (карандаши), муляжи денег, картинки продуктов, мольберт.

Участники мастер-класса: родители, воспитатели ДО.

Ход мастер-класса

Теоретическая часть.

Тема денег в современном обществе достаточно «эмоционально заряжена»: можно услышать много разных суждений, часто противоположных.

По нашему мнению, взрослых людей, деньги – лишь средство платежа: они нужны для удовлетворения наших материальных и духовных потребностей. Человек думает не столько о деньгах, сколько о качестве своей жизни.

У ребенка же изначально нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимость.

В младшем дошкольном возрасте затрагивать эти темы с ребенком нужно со стороны бережного отношения к игрушкам, вещам, подаркам.

Само слово «деньги» станет постепенно символом чего – то важного, того, чем оперируют взрослые и что даёт разнообразные блага.

На формирование отношения ребёнка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Семья -  это реальная экономика и по справедливому мнению   известного ученого и педагога Е. А. Аркина, «в семье не учатся жить, а живут». Дети видят настоящие деньги, труд своих близких, их трудовые доходы (зарплату), принимают участие в покупках и приобретениях для членов своей семьи. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты.

Нельзя научиться плавать на берегу, нельзя научиться ездить верхом, ни разу не сев на лошадь. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике.

Уважаемые родители!

Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте?» - спросите Вы. Это задача трудная, но решаемая и я предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики.

Деловая игра для родителей детей дошкольного возраста

« Мы и деньги»

Цель: создать условия для формирования основ финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста через взаимодействие с семьей.

Задачи

1.Сформировать у родителей элементарные экономические знания при помощи деловой игры.

2. Расширить представление дошкольников о том, что деньги можно и нужно зарабатывать.

3.Привить дошкольникам экономное и бережное отношение к деньгам путем вовлечения родителей в образовательный процесс.

Ход деловой игры.

Родители делятся на две команды. Каждая команда выбирает себе название и капитана. Для команд предлагаются задания. Та команда, которая быстро и правильно выполнит задание, зарабатывает 1 рубль. Побеждает тот, кто больше заработает денег.

Задание 1. «Экономические загадки – добавлялки»

А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с экономическими терминами. Вот некоторые из них.

(Загадываю экономические загадки – добавлялки).

1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты) 

Задание 2. Как заработать? Начни свой бизнес.

Вы помните сказку « Кот в сапогах»? Как она начинается?

Представьте, что вы получили наследство одна команда - молоток, а другая - ножницы. Начни свой бизнес и расскажи, как можно заработать денег. (Команда по очереди рассказывают, как можно заработать используя данный предмет).

Задание 3. Реклама.

«Делать деньги без рекламы может только монетный двор». Томас Маколей.

Придумайте рекламу для своего бизнеса. (Придумывают слоган, и вывеску своего бизнеса).

 

Задание 4. Экономика должна быть экономной, Семейная копилка.

Семьи Ивановых и Сафроновых мечтают поехать отдыхать в Крым. Путевка на 1 человека стоит 30000, с проживанием и питанием. Доход семей не позволяет сразу купить путёвки всем членам семьи. Они решили накопить на отдых. Высчитайте, сколько времени им потребуется на осуществление мечты, если….

Семья Ивановых (отец, мать, дочь18 лет, сын10 лет)

Доходы: зарплата: отец – 32000, мать – 25000, стипендия: 2000, детское пособие – 400 рублей.

Расходы: питание – 20000, коммунальные платежи (свет, газ, вода, телефон) – 9000, прочие траты – 13000.

Экономия бюджета_________

Семья Сафроновых (отец, мать, дочь7 лет, сын 11 лет, бабушка)

Доходы: зарплата: отец – 36000, мать – 24000, пенсия бабушки: 14000, детское пособие – 800 рублей.

Расходы: питание – 16000, коммунальные платежи (свет, газ, вода, телефон) – 5000, лекарства для бабушки – 5000, прочие траты – 18000.

Экономия бюджета: _________

Задание 5. «Живая картинка» Отгадай пословицу 

А теперь я Вам предлагаю немного размяться. Все знают игру крокодил? Сейчас и мы с вами поиграем в нее. Вы по очереди будете выходить и показывать пословицу, если команда отгадала, получает 1 рубль.  

Зал угадывает пословицы, которые оживили команды. 

  • «Считай деньги, не отходя от кассы» 
  • «Будешь крутиться – будут и денежки водиться» 
  •  «Доход лопнул, как мыльный пузырь» 
  •  «Деньги к деньгам» 

Уважаемые знатоки экономики, я благодарю вас за помощь. 

Задание 6. Кто последний? Аукцион.

Назовите валюту разных стран.

Команды по очереди называют валюту разных стран, проигрывает та команда, от которой не поступило очередного названия. (команда победитель зарабатывает 1 руб.).

Задание 7. Храните деньги в банке.

Три поросёнка решили построить себе дома. Где взять деньги на строительство- 300 000 руб.?

Ниф – Ниф предложил занять деньги у Волка.

Наф – Наф предложил ограбить Волка.

Нуф – Нуф предложил посоветоваться с Тётушкой Совой.

Сова, выслушав братьев, предложила им пойти в банк и взять денежный кредит.

1. Банк «Перспектива» предлагает кредит на 5 лет под 12% годовых.

2. Банк «Надежный» предлагает кредит на 7 лет под 11%годовых.

Посчитайте, в каком банке выгоднее взять кредит поросятам? (команда, которая правильно рассчитала, получает 1 руб.).

Задание 8. Экономическая викторина. 

1. Кто, согласно пословице, платит дважды?  Скупой 

2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя» Хвалит 

3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама?  Двигатель 

4. Название какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук?  Блоха

Задание 9. Собери потребительскую корзину.

Чтобы собрать свою потребительскую корзину, я предлагаю вашим командам отправиться в магазин. Вы на протяжении всего мероприятия зарабатывали деньги. Выберете на данную сумму только самый необходимый товар, и помести его на доске в потребительскую корзину. 

(Члены команд собирают потребительскую корзину.).

А теперь посмотрим, какие товары выбрали в потребительскую корзину члены команд. 

Команды демонстрирует свою потребительскую корзину. Анализирует свой выбор. 

Задание 10.Мудрые мысли.

    Замените цифры буквами по номеру в алфавите, чтобы получить известное изречение. Объясните полученную фразу.

3.16.3.18.6.14.33.12.16.17.6.11.12.1.5.16.18.16.8.6.18.21.2.13.33

Задание 11. Вопрос на засыпку.

Почему родителям нужно вовремя объяснять ребёнку, что такое деньги и как их нужно зарабатывать и экономить? (дискуссия со всеми родителями).

Вот и подошло наше путешествие к концу.

Хочу пожелать Вам,  стабильного финансового благополучия! 

Играйте с детьми в экономику! 

Развивайте у них финансовую грамотность.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая консультация "Развитие творческих способностей детей 4-5 лет в процессе лепки из соленого теста"

В консультации даются практические рекомендации по работе с соленым тестом...

Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.

С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей в живописи исследовательскую работу провела в подготовительной группе, в количеством 15 детей..На первый взгляд в этой группе ...

"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными математическими представлениями"

Данная статья затрагивает вопрос развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики. Статья предназначена воспитателям, родителям....

Консультация для педагогов на тему: « Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий техникой оригами»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки и знакомства детей с народными промыслами

Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством - чувст...