Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки и знакомства детей с народными промыслами
методическая разработка

Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством - чувства, которые необходимо вызывать у детей. Недаром народная мудрость гласит, что сердце к сердцу не привлечёт, коль не от сердца речь течёт.

Декоративное искусство всегда несет на себе отпечаток условности в передаче формы, цвета в выполнении элементов узора. В свою очередь это не может не сказаться на умственной деятельности детей. В результате систематической работы ребенок приобретает навыки не только условного решения формы, но и ее орнаментального оформления. В декоративной лепке большое значение имеет работа над формой. Чем чаще ребенок наблюдает предметы декоративно-прикладного искусства, тем быстрее у него накапливается опыт в решении зрительных образов. Дети рассматривают кружки, вазы, чашки, ковши и народные игрушки; анализируют их форму, пропорции, детали. Лепка этих предметов или воспроизведение их по памяти учит ребенка самостоятельно создавать интересную по очертаниям и украшениям декоративные изделия.

Изделия народных мастеров оказывают положительное влияние на композиционное построение сюжетов, создаваемых детьми. Обычно при выполнении сюжетных работ ребенок находится под влиянием иллюстраций сказок, рассказов.

Народная игрушка разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными. [1]

В изделиях народных мастеров мы видим различные орнаменты. И все они для каждого промысла специфичны. В орнаменте филимоновских игрушек больше элементов геометрических, в орнаменте Гжели — растительных. Если знакомить детей с различными национальными орнаментами уже в дошкольном возрасте, то дети рано начинают чувствовать характер, колорит изделия.

Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке изделия, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой тряпочки.

Занятия декоративной лепкой является не только увлекательным, но и полезным занятием для дошкольников. Создавая пластический образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, фактурой, в результате чего развивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. В лепке филимоновской игрушке ребёнок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает её своими руками со всех сторон. Чем большее количество анализаторов принимает участие в обследовании, тем впечатление становится более подробным и чётким.

 Техника лепки так проста, что вполне доступна детям даже раннего возраста. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребёнок знакомиться с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук, очень активно развиваются мелкая моторика пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребёнок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются изобразительные умения.  

Занимаясь декоративным прикладным творчеством, дети работают с глиной - лепка, разминание, работа на гончарном круге как метод коррекционной работы по степени эффективности не имеет себе равных.  Определенная силовая нагрузка на руки и необходимость продолжительное время в процессе лепки совершать мелкомоторные движения значительно укрепляют мышечный тонус рук, развивают мелкую пальцевую моторику, тактильную чувствительность, улучшают координацию движений. Это способствует дополнительному воздействию на центры, возбуждающие кору головного мозга, и образованию новых ассоциативных связей. Дети получают удовольствие от работы с глиной изображая филимоновские игрушки.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой: стихийно создавались шедевры литературы и искусства, делались научные открытия, изобретались новые технологии, удовлетворяя тем самым потребностям развивающейся человеческой культуры.

Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Большое внимание для развития умственной деятельности приобретает развитие мелкой моторики пальцев, рецепторы которых раздражают кору головного мозга, тем самым, активизируя умственную деятельность, память, внимание, воображение, представление – это все развивается у детей в процессе лепки.

Как отмечал Н.Н.Поддьяков, в возрасте 4 - 6 лет интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, способствующие изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений и воздействию на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, соответствующий наглядно-действенной форме мышления, становится подготовительным этапом в развитии индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют уровень творческих способностей.[15]

Исследования Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева и др. показывают, что к старшему дошкольному возрасту, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности - творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее.[4, 9, 12]

В среднем дошкольном возрасте многие из компонентов творчества только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое. По мнению Л.С.Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.[4]

В условиях современного интеллектуального развития человека к ребенку-дошкольнику предъявляются более высокие требования развития творческого потенциала и как следствие необходимость перехода от воспроизводящей деятельности к творческой.

Вопрос развития творчества детей дошкольного возраста стал развиваться параллельно с исследованиями педагогов и психологов, которые придают огромное значение всем видам развития. Создание новых образов на основе знаний, умений, навыков, которые дети получают благодаря работе с глиной, пластилином и другими пластичными материалами, помогут им в дальнейшем совершенствовать свое мастерство.

Большие возможности детского творчества заключены в изобразительной деятельности детей. При изучении психолого-педагогической литературы по данной теме (Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, И.А.Лыкова, Н.Г.Давыдова) мы пришли к выводу, что в работе с дошкольниками каждый вид изобразительной деятельности способствует развитию творческих способностей дошкольников. Задачей педагога является заложить основы творческого потенциала ребёнка в его развитии.

В дошкольной педагогике имеется достаточное количество теоретических разработок, касающихся развития воображения и детского творчества. Однако пути решения этих проблем в практике работы специалистов дошкольного образования недостаточно представлены среди научно-методических и практических разработок.

Зачастую мы, педагоги, сталкиваемся с проблемами в связи с недостаточными знаниями технологий осуществления творческого развития и неумением дифференцировать творческие задачи среди задач иного уровня. Это приводит к тому, что, несмотря на все желания и усилия, результативность этого процесса невысока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._razrabotka_2024.docx53.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки и знакомства детей с народными промыслами »

Методическая разработка

2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…3

ГЛАВА I. Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки…………………… 8

1.1. Условия успешного развития творческих способностей детей…....8

1.2. Особенности лепки детей дошкольного возраста…….……………10

1.3. Виды, техники и способы лепки в второй младшей группе……..  11

ГЛАВА II. Методический аспект развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки и знакомства детей с народными промыслами ………………………………………………….13

2.1. Организация работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе лепки………….……………….……13

2.2. Методика развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки………………………………...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………………….…..22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….………………………………………..…..23


ВВЕДЕНИЕ

«Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Л.С.Выготский

Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством - чувства, которые необходимо вызывать у детей. Недаром народная мудрость гласит, что сердце к сердцу не привлечёт, коль не от сердца речь течёт.

Декоративное искусство всегда несет на себе отпечаток условности в передаче формы, цвета в выполнении элементов узора. В свою очередь это не может не сказаться на умственной деятельности детей. В результате систематической работы ребенок приобретает навыки не только условного решения формы, но и ее орнаментального оформления. В декоративной лепке большое значение имеет работа над формой. Чем чаще ребенок наблюдает предметы декоративно-прикладного искусства, тем быстрее у него накапливается опыт в решении зрительных образов. Дети рассматривают кружки, вазы, чашки, ковши и народные игрушки; анализируют их форму, пропорции, детали. Лепка этих предметов или воспроизведение их по памяти учит ребенка самостоятельно создавать интересную по очертаниям и украшениям декоративные изделия.

Изделия народных мастеров оказывают положительное влияние на композиционное построение сюжетов, создаваемых детьми. Обычно при выполнении сюжетных работ ребенок находится под влиянием иллюстраций сказок, рассказов.

Народная игрушка разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными. [1]

В изделиях народных мастеров мы видим различные орнаменты. И все они для каждого промысла специфичны. В орнаменте филимоновских игрушек больше элементов геометрических, в орнаменте Гжели — растительных. Если знакомить детей с различными национальными орнаментами уже в дошкольном возрасте, то дети рано начинают чувствовать характер, колорит изделия.

Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке изделия, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой тряпочки.

Занятия декоративной лепкой является не только увлекательным, но и полезным занятием для дошкольников. Создавая пластический образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, фактурой, в результате чего развивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. В лепке филимоновской игрушке ребёнок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает её своими руками со всех сторон. Чем большее количество анализаторов принимает участие в обследовании, тем впечатление становится более подробным и чётким.

 Техника лепки так проста, что вполне доступна детям даже раннего возраста. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребёнок знакомиться с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук, очень активно развиваются мелкая моторика пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребёнок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются изобразительные умения.  

Занимаясь декоративным прикладным творчеством, дети работают с глиной - лепка, разминание, работа на гончарном круге как метод коррекционной работы по степени эффективности не имеет себе равных.  Определенная силовая нагрузка на руки и необходимость продолжительное время в процессе лепки совершать мелкомоторные движения значительно укрепляют мышечный тонус рук, развивают мелкую пальцевую моторику, тактильную чувствительность, улучшают координацию движений. Это способствует дополнительному воздействию на центры, возбуждающие кору головного мозга, и образованию новых ассоциативных связей. Дети получают удовольствие от работы с глиной изображая филимоновские игрушки.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой: стихийно создавались шедевры литературы и искусства, делались научные открытия, изобретались новые технологии, удовлетворяя тем самым потребностям развивающейся человеческой культуры.

Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Большое внимание для развития умственной деятельности приобретает развитие мелкой моторики пальцев, рецепторы которых раздражают кору головного мозга, тем самым, активизируя умственную деятельность, память, внимание, воображение, представление – это все развивается у детей в процессе лепки.

Как отмечал Н.Н.Поддьяков, в возрасте 4 - 6 лет интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, способствующие изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений и воздействию на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, соответствующий наглядно-действенной форме мышления, становится подготовительным этапом в развитии индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют уровень творческих способностей.[15]

Исследования Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева и др. показывают, что к старшему дошкольному возрасту, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности - творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее.[4, 9, 12]

В среднем дошкольном возрасте многие из компонентов творчества только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое. По мнению Л.С.Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.[4]

В условиях современного интеллектуального развития человека к ребенку-дошкольнику предъявляются более высокие требования развития творческого потенциала и как следствие необходимость перехода от воспроизводящей деятельности к творческой.

Вопрос развития творчества детей дошкольного возраста стал развиваться параллельно с исследованиями педагогов и психологов, которые придают огромное значение всем видам развития. Создание новых образов на основе знаний, умений, навыков, которые дети получают благодаря работе с глиной, пластилином и другими пластичными материалами, помогут им в дальнейшем совершенствовать свое мастерство.

Большие возможности детского творчества заключены в изобразительной деятельности детей. При изучении психолого-педагогической литературы по данной теме (Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, И.А.Лыкова, Н.Г.Давыдова) мы пришли к выводу, что в работе с дошкольниками каждый вид изобразительной деятельности способствует развитию творческих способностей дошкольников. Задачей педагога является заложить основы творческого потенциала ребёнка в его развитии.

В дошкольной педагогике имеется достаточное количество теоретических разработок, касающихся развития воображения и детского творчества. Однако пути решения этих проблем в практике работы специалистов дошкольного образования недостаточно представлены среди научно-методических и практических разработок.

Зачастую мы, педагоги, сталкиваемся с проблемами в связи с недостаточными знаниями технологий осуществления творческого развития и неумением дифференцировать творческие задачи среди задач иного уровня. Это приводит к тому, что, несмотря на все желания и усилия, результативность этого процесса невысока.

Цель методической разработки – изучение влияния лепки на развитие творческих способностей детей младшего  дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме выявления развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе лепки.
  2. Определить условия развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
  3. Выявить особенности развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки.
  4. Рассмотреть влияние лепки на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления их с народными промыслами .

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЛЕПКИ

  1. Условия успешного развития творческих способностей детей

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н.Никитина и Л.Кэрролла мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, а не решают эти задачи за него). Например, у ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, а пойдет ребенку на пользу.

Предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.[2, 7, 18]

  1. Особенности лепки детей младшего дошкольного возраста

Лепка в детском саду – это вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.)

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.[8]

«…В семье изобразительных искусств, - отмечал скульптор И.Я.Гинзбург, лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительно. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл… Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».[5]

У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют и на формирование нравственных чувств.

Дети третьего года жизни по своему развитию отличаются от детей предшествующего возраста. У них в достаточной мере окрепла мышечная система, расширился словарный запас, в связи с этим повысилась регулирующая роль речи.

Дети начинают выделять некоторые функциональные признаки предметов, что облегчает процесс изображения. Они стали внимательнее во время объяснений воспитателя и в процессе занятия, но результаты работы еще мало отличаются от того, что они делали во второй младшей группе: при изображении предметов нарушаются пропорции, нет четкости в передаче формы, непрочно скрепляются части. Происходит это потому, что дети не владеют в нужной мере способами изображения, у них нет ясного представления о предметах, их форме и строении.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Во время работы с любым пластическим материалом ребенок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Воспитатель продолжает воспитывать устойчивый интерес к занятиям лепкой, развивает активность мышления и воображения, координацию движений рук. Учит лепить всей кистью руки и пальцами. Уточняет представления о форме предметов, их строении, пропорциях и деталях, учит передавать эти представления в лепке. Например, что голова у человека круглая, что на лице есть нос, рот, глаза. На голову может быть надета шапка. Туловище у куклы может быть овальной или конусообразной формы, а руки и ноги изображаются в виде цилиндров; голова маленькая по сравнению с туловищем.

В большей мере, чем в предыдущей группе, развивается эстетическое восприятие формы, чувство ритма, симметрии, пропорций. Более высокие требования предъявляются к детям в отношении самостоятельного использования некоторых способов лепки и выбора темы на занятиях по собственному замыслу.[18]

Повышаются требования к технике лепки: дети должны уметь лепить форму кончиками пальцев, плотно скреплять части путем примазывания мест скрепления, делать мелкие детали стекой или путем прищипывания.

  1. Виды, техники и способы лепки в второй младшей  группе

Предметная лепка                              

Суть этого вида состоит в создании фигурки, максимально похожей на реально существующий предмет: «Снеговик», «Морковка», «Чашка», «Неваляшка» и др.

Сюжетная лепка

Эта разновидность лепки предполагает создание фигурок, которые объединяются в общую композицию на горизонтальной подложке. В младших группах сюжетная лепка используется для организации коллективной поделки: «Котёнок с клубком», «Цыплёнок клюёт зёрнышки», «Зайчик с морковкой» и др.

Декоративная лепка

Полноценное освоение этого вида лепки начинается в средней группе, но во второй младшей дети узнают основы создания украшений для объектов, а именно для предметов в стиле народных декоративных промыслов. Например, «Дымковская свистулька», «Варежки для куклы», «Платье для матрёшки» и др.

Форма работы на занятии лепкой

По способу организации работы детей лепка может выполняться индивидуально или коллективно. Что касается групповой формы работы, то его суть состоит в том, что малыши изготавливают отдельные фигурки или элементы фигурок, которые затем объединяются в единую композицию на подложке. Коллективными поделками могут реализовываться следующие темы: «Полянка с грибами», «Наш огород», «Угощение для игрушек» и др.

Материалы для лепки

Основным материалом для лепки в детском саду является пластилин. Он податливый, не пачкает руки, легко очищается с твёрдой рабочей поверхности. Если композиция задумывается на бумажной или картонной подложке, то пластилин нужно выбирать нежирный, иначе на подложке останутся пятна.

 

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЦЕССЕ ЛЕПКИ И ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ

  1. Организация работы по развитию творческих способностей детей младшего  дошкольного возраста в процессе лепки

Изучив методическую литературу, с помощью которой можно помочь ребенку развивать свои творческие способности в процессе лепки, мы разработали комплекс мероприятий способствующих этому.

При построении работы были выделены основные этапы развития детской ручной умелости. На основе их разработаны конспекты ключевых занятий, которые успешно апробированы и могут использоваться другими педагогами ДОУ для возрастной группы детей . Также была составлена диагностическая таблица, по которой возможно отследить уровень творческих способностей детей в процессе лепки. Вся работа была разделена на три этапа.

На первом этапе мы установили наличие или отсутствие творческих способностей у детей в лепке на начало группы.

Второй этап заключался в разработке и реализации комплекса мероприятий по лепке, направленных на стимулирование творчества у детей.

На третьем этапе мы подвели итог происходящих изменений, успехов в развитии творческих способностей детей в процессе лепки в данной возрастной группе.

Для того чтобы приступить к первому этапу исследования была разработана серия вопросов к индивидуальной беседе с детьми.(см. приложение 2, 3) Вопросы были направлены на выявление знаний о свойствах пластилина, умений изготовления элементарных изделий из него и практической значимости лепки для ребенка на начало младшей группы.

Были определены следующие уровни теоретических знаний детей о работе с пластилином:

  • уровень высокий – 3 балла: полный, правильный ответ, адекватный поставленным вопросам, может применить данные знания;
  • уровень средний – 2 балла: характеризуется неполным ответом, затрудняется в применении основных приемов лепки;
  • уровень низкий – 1 балл: отказ от ответа, не имеет представления о работе с пластилином.

Проведена диагностика уровня развития художественного творчества, основанная на методике П.Торренса.

Материалы: пластилин, стеки, доски для лепки, природный материал.

Инструкция:

- Ребята сейчас хорошенько подумайте, что можно слепить из пластилина, вы также можете использовать любые другие дополнительные материалы для украшения и скрепления деталей. Полученную композицию или изделие назовите.

Выполненное задание оценивалось по следующим показателям:

  1. - оригинальность:

0 баллов: абстрактный узор, капля, яйцо;

1 балл: жук, человек, черепаха, лицо, шар;

2 балла: нос, остров;

3 балла: гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, птица, рыба;

4 балла: глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.

5 баллов: остальные композиции;

  1. - разработанность: 1 балл за каждую значимую деталь;
  2. - название:

0 баллов: обычное название;

1 балл: простое описание;

2 балла: описательное название;

3 балла: необычное название.

На этом этапе также велось наблюдение за детьми во время свободной деятельности. Для этого в группе были созданы условия для детского творчества. В уголке изодеятельности предложены разные материалы для лепки: пластилин, соленое тесто, салфетки (бумажная масса), скульптурная масса, фольга; дополняющие материалы: различные семена, палочки, хвоя, скорлупа,  бусины, материалы – помощники: стеки разного назначения, тряпочки, влажные и бумажные салфетки, доски, подставки. В приемной находится специальная магнитная доска для работ, выполняемых на бумажной основе и стеллаж для выставки объемных фигур.

В ходе наблюдения было замечено, что большинство детей практически не пользуются пластичными материалами. На вопрос «Почему?» отвечали, что не знают как им пользоваться, а на предложение попробовать что-нибудь слепить дети терялись и старались увильнуть от работы с незнакомыми материалами.

В эксперименте применялась диагностика развития творческих способностей детей по методике Т.С. Комаровой. Для оперативного диагностирования был отобран ограниченный набор критериев и показателей. Выделенные критерии объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая - при анализе процесса деятельности. Обе группы тесно между собой связаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты.

  1. Методика развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки

Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Основой развития творческой и уникальной личности уже с ранних этапов онтогенеза является воображение. В психологической литературе воображение рассматривается как высший познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающей действительности посредством создания новых образов из образов восприятия и образов представления, полученных в предшествующем опыте человека.

На протяжении такого сравнительно небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, воображение ребенка проходит существенное развитие и является центральным психическим новообразованием этого периода (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев и др.). Воображение активно формируется средствами специфически «детских» видов деятельности — игры, многообразных разновидностей художественного творчества, конструирования, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства и др. В целом ряде исследований и методических разработок (Е. А. Флёрина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Н. Доронова, Г. Г. Григорьева, О. М. Дьяченко и др.) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала изодеятельности на разных этапах дошкольного детства.

Исследователи подчеркивают, что рисование, лепка, аппликация позволяют успешно развивать творческое воображение дошкольников. На занятиях лепкой развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ. В процессе лепки дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами (глина, пластилин, пластик, тесто, снег, воск, влажный песок, бумажная масса для папье-маше и др.). Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Н. Б. Халезова подчеркивает: «Создание ребенком даже самых простых скульптур — творческий процесс. Так шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов столбик — кольцом, браслетом, баранкой и т. д». [4,с.22]. В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисовании и аппликации. Он зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета.

 Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению, что необходимо в других видах изобразительной деятельности. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества. Все виды изодеятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов и т. д. Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации. В. В. Зеньковский в этой связи писал: «Из одного и того же материал (воск, глина) дитя лепит разнообразные фигуры, которые стоят тем выше нарисованных фигур, что они не имеют плоскостного характера, а представляют настоящие воспроизведения реальных вещей и существ. Трудно даже рассказать, какой чрезвычайный подъем творческих замыслов вызывает в душе ребенка возможность лепить разные фигуры! В душе ребенка зреет сознание своей творческой силы, перед ним раскрывается бесконечная перспектива творчества…» [2,с.193]. В ходе творческой деятельности маленький скульптор добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми.

Основными методами и приемами обучения дошкольников являются:

 -                   практические методы (упражнения и экспериментирование);

-                   наглядные методы и приемы (использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки);

 -                   словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.); -                   игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры), игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.).

 Все эти методы в процессе работы с детьми используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Ценными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра — ведущая деятельность дошкольников, главное содержание детской жизни. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить. Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения. Применение игровых методов и приемов на занятиях лепкой способствует развитию воображения детей, созданию ими выразительных образов (Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и др.). Игра особенно близка изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности — проявление детского творчества. Т. С. Комарова пишет: «Благодаря связи с игрой изодеятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает мягко значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ей более высокую эффективность» [3,с.61]. Г. Г. Григорьева отмечает, что игровые приемы вводят детей в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображения, помогают поддерживать интерес к деятельности [1,с.33].

 В руководстве лепкой используются следующие игровые методы и приемы:    -        обыгрывание предметов, игрушек;

 -         обыгрывание готового изображения;

-  обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения;

 -   обыгрывание изобразительного материала (пластичные материалы, краски, природный, бросовый, дополнительный материал);

-       обыгрывание инструментов (скалка, стека, формочки, штампы и др.);

-   обыгрывание основы для будущей коллективной композиции, панно, панорамы, макета и т. д.;

 - игровые приемы с элементами ролевого поведения;

 -использование дидактических и развивающих игр на развитие воображения дошкольников.

 Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание детей к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. В процессе использования этого приема перед детьми ставятся игровые задачи, задавая вопросы: «Как помочь Лунтику оказаться на луне», «Что может оказаться внутри волшебного сундучка» и др. Другой игровой прием — обыгрывание изображения.

Он имеет несколько разновидностей, это: обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительная игра с еще не законченным (создаваемым) изображением. С объемной фигурой можно играть, тем самым, соединяя творчество и игру. Значит, ребёнок может почувствовать себя творцом, волшебником, который из ничего может создать образ и оживить его. Прием обыгрывания готового (завершенного) изображения, как правило, применяется по окончанию лепки. Полученное изображение используется при этом как своеобразная игрушка.

Содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни. Например, если была вылеплена машина, то она может «ездить», птица — «летать», «клевать», рыбка — «плавать» и т. д. Обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого изображения) можно назвать «сюжетно-изобразительной игрой». Например, при выполнении коллективной композиции — макета «Крестьянское подворье» этот игровой прием может быть направлен на «оживление» создаваемых образов, развитие замысла и усложнение, совершенствование изображения.

Так дети, прокладывают дорожки, «сажают» деревья, изготавливают загон для домашних животных, лепят самих животных и птиц. Особое место на всех занятиях лепкой принадлежит игровой мотивации. Она не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме («Дети, сегодня будем лепить…»), но и вызывает желание прийти на помощь к сказочному герою, дает возможность находиться в действительности, заполненной игрой. На развитие творческого воображения дошкольников направлены и игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается роль скульптора, продавца, пекаря, повара, кондитера, дизайнера и т. д.

 Таким образом, их деятельность на занятии мыслится как та или иная деятельность взрослого. Действуя в образе, дети особенно увлечены лепкой, проявляют изобретательность, творчество, тщательно выполняют предъявляемые им требования.

На занятиях лепкой также могут быть использованы игры и упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей. Например, «Чудесные превращения», «На что это похоже», «Загадки и отгадки», «Морские камушки» и др. Особый интерес вызывают у детей следующие упражнения: -          «Слепи что-нибудь необычное». Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т. д. - «Ожившая фигурка».

 Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь — оживает. Что бы ты слепил «Несуществующее животное». Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка.

 Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.  «Поможем скульптору». Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки и просит ребят помочь ему. -          «Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение».

 Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т. д». «Добрый и злой». Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.

 Таким образом, занятия лепкой не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но будят интеллектуальную и творческую активность дошкольника, учат его планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. У детей формируется умение анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.

Однако творческое воображение развивается, прежде всего, тогда, когда есть свобода деятельности, свобода в выборе самой деятельности, свобода в формах ее реализации, в возможности творчества — именно такие условия должны предоставляться в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе. И только в тех случаях, когда взрослые поддерживают в ребенке искру творчества и фантазии, его воображение может дать чудесные результаты в старшем возрасте. Поэтому, руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала дошкольника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Творческий процесс для ребенка - это своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства и поэтому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей. Детское изобразительное творчество имеет свою специфику и является начальной формой, истоком последующих творческих проявлений личности.

Изучение различной психолого-педагогической литературы и организованная деятельность с детьми позволили придти к выводу, что роль лепки в развитии творческих способностей детей остается одной из ведущих. Занятия этим видом изобразительного творчества повышают сенсорную чувствительность, развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, синхронизируют работу обеих рук, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Проблемные вопросы, которые возникали в процессе педагогической деятельности, решались путем комплексного и системного использования методов и приемов. Только в сотрудничестве педагогов, детей и родителей возможна организация интересной, содержательной жизни ребенка, развитие его творческого потенциала.

Исследуя роль лепки в развитии творческих способностей детей, мы пришли к выводу, что в процессе обучения этому виду деятельности у детей формируются такие качества личности как самостоятельность, активность, инициатива, которые рассматриваются как непременные составные творчества.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А, А. А Поделки из пластилина и соленого теста / А А. А, Анистратова, Н.И. Гришина. - М.: Оникс, 2010. - 558 c.

2. Адамчик, М. В. Все секреты пластилина. Развиваем моторику рук / М.В. Адамчик. - М.: Астрель, 2014. - 996 c.

3. Альбом. Аппликации из пластилина "Яркие пейзажи" (для детей 3-5 лет).. - Москва: РГГУ, 2013. - 504 c.

4. Аппликации из пластилина: 3-6 лет. - М.: Феникс, 2015. - 300 c.

5. Багрянцева, А. Домашние животные из пластилина / А. Багрянцева. - М.: Эксмо, 2014. - 615 c.

6. Багрянцева, Алена Зоопарк из пластилина / Алена Багрянцева. - М.: Эксмо, 2012. - 588 c.

7. Багрянцева, Алена Ферма из пластилина / Алена Багрянцева. - М.: Эксмо, 2013. - 575 c.

8. Батий, Я. Страна пластилина / Я. Батий. - М.: Ранок, 2013. - 660 c.

9. Берд, Генри Н. Пластилин колец / Берд, Генри Н., Кенни, Дуглас К.. - М.: SIMPOSIUM, 2002. - 266 c.

10. Больгерт, Нелли Лепим из пластилина / Нелли Больгерт , Сергей Больгерт. - М.: Робинс, 2012. - 885 c.

11. Больгерт, Нелли Мультстудия "Пластилин" / Нелли Больгерт , Сергей Больгерт. - М.: Робинс, 2012. - 658 c.

12. Веселый пластилин. 16 поделок. 3-6 лет. - М.: Искательпресс, 2013. - 995 c.

13. Веселый пластилин. Первые шаги. Выпуск 1. - М.: Фламинго, 2014. - 974 c.

14. Веселый пластилин. Первые шаги. Выпуск 2. - М.: Фламинго, 2014. - 124 c.

15. Веселый пластилин. Первые шаги. Выпуск 3. - М.: Фламинго, 2014. - 978 c.

16. Веселый пластилин. Первые шаги. Выпуск 4. - М.: Фламинго, 2014. - 925 c.

17. Волкова, Наталия Разноцветный пластилин. Оригинальные поделки для веселого творчества / Наталия Волкова. - М.: Эксмо, 2011. - 593 c.

18. Волкова, Наталья Викторовна Лепим из пластилина вместе с детьми / Волкова Наталья Викторовна. - М.: Эксмо, 2012. - 686 c.

19. Волшебный пластилин. - М.: АСТ-Пресс, 2011. - 665 c.

20. Волшебный пластилин. - М.: Ранок, 2013. - 202 c.

21. Гагин, Тимур В. Пластилин мира, или Курс "НЛП-практик" как он есть / Гагин Тимур В.. - М.: Институт психотерапии и клинической психологии (ИПиКП), 2012. - 676 c.

22. Генри, Н. Берд Пластилин колец / Генри Н. Берд, Дуглас К. Кенни. - М.: Симпозиум, 2002. - 266 c.

23. Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина / В.С. Горичева. - М.: Академия развития, 2007. - 308 c.

24. Деркач, Т.Б. Пластилин. Лепим вместе / Т.Б. Деркач. - М.: Дрофа, 2013. - 771 c.

25. Деркач, Т.Б. Пластилин. Лепим по образцу / Т.Б. Деркач. - М.: Дрофа, 2013. - 677 c.

26. Деркач, Т.Б. Пластилин. Леплю сам / Т.Б. Деркач. - М.: Дрофа, 2013. - 471 c.

27. Деркач, Т.Б. Пластилин. Посмотри и повтори / Т.Б. Деркач. - М.: Дрофа, 2013. - 707 c.

28. Диденко, Н.Д. Сказочный пластилин / Н.Д. Диденко. - М.: Феникс, 2013. - 615 c.

29. Другова, Елена Новогодняя сказка. Лепим из пластилина / Елена Другова. - М.: Питер, 2014. - 961 c.

30. Другова, Елена Пластилиновый аквариум. Лепим из плавающего пластилина / Елена Другова. - М.: Питер, 2013. - 243 c.

31. Забавные зверушки. Лепим из пластилина. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2011. - 943 c.

32. Забавные самоделки из пластилина. - М.: Эксмо, 2013. - 318 c.

33. Зайцев, В. Б. Поделки из пластилина / В.Б. Зайцев. - М.: Рипол Классик, 2011. - 458 c.

34. Зайцева, Анна Поделки из пластилина. Лепим вместе с детьми / Анна Зайцева. - М.: Эксмо, 2012. - 298 c.

35. Зайцева, Анна Чудесный пластилин. Лепим вместе с детьми / Анна Зайцева. - М.: Эксмо, 2011. - 889 c.

36. Игнатова, А. Вектор пластилина / А. Игнатова. - М.: Детгиз, 2013. - 905 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности».

«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности»....

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом...

Мастер-класс для педагогов Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста

Мастер-класс для педагогов Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»

Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Многие педагоги, психологи (В. Г. Бе...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через лепку"

Формирование всесторонне развитой творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельнос...